Слова

«Когда мы снимали „Величайшего кутюрье“, Ив Сен-Лоран сам еще не знал, что болен»

Мы встретились с документалистом Оливье Мейру и узнали, почему главного героя больше характеризует его окружение, как войти в доверие к персонажам фильма, каким образом снимать док на пленку, и зачем надо успеть посмотреть «Величайшего кутюрье», пока он идет в прокате

  • 24 июня
  • 348
Родион Чемонин

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.  
 

«Величайший кутюрье»: дорога к зрителю длиной в 12 лет


— Поздравляем вас с тем, что ваш фильм наконец-таки вышел. Вы, наверное, сто тысяч раз рассказывали, почему он так долго шел на экраны к зрителю, но расскажите в сто тысяч первый раз еще для нас.

— У меня была абсолютная свобода во время съемок, потому что мне во всем помогал Пьер Берже (друг Ива Сен-Лорана, — прим. tvkinoradio.ru). Но когда дело дошло до монтажа, оказалось, что у меня и у Берже были разные взгляды на концепцию фильма. Все дело в том, что я снимаю кино три года, потом сам его монтирую, никого не подпуская к процессу. Берже же думал, что он может контролировать монтаж, но так нельзя работать. Это невозможно. При этом Берже знал, что я снимал именно три последних года, когда Ив Сен-Лоран мог работать, и решил, что фильм должен выйти позже.
 
Трейлер фильма «Величайший кутюрье» (2007)

— Позже чего? После смерти модельера?

— Да, в 2008 году скончался Сен-Лоран, и только тогда Берже заказал отдельно зал, посмотрел фильм в одиночку, ему очень понравилось, и он дал «добро» на прокат фильма.

— Я почему так дотошно спрашиваю: мне показалось, что главным героем стал не сам кутюрье, а его друг Берже с драматической историей…

— (смеется) Берже был менеджером или, можно сказать, «режиссером» Сен-Лорана. На протяжении 40 лет он был его правой рукой, создавал его образ, писал его историю. Они были, как двуглавый орел, как два пальца одной руки.

Документалист Оливье Мейру / Фото: кинокомпания «Пионер»
Документалист Оливье Мейру / Фото: кинокомпания «Пионер»

— У меня есть два любимых кадра в этом фильме. Первый — это когда несколько человек идут по абсолютно белому помещению, открывают абсолютно белые шкафы, а в них пестрые костюмы.

— Это не шкафы, это рефрижераторы. Ив Сен-Лоран хранил архив своих костюмов в огромных, как вы заметили, холодильниках. Ему, кстати, тоже понравился этот момент съемок, это сюрреализм какой-то. Все белое, люди в белоснежных халатах. Чистый Кубрик.

Кадр из фильма «Величайший кутюрье» (2007) / Фото: кинокомпания «Пионер»
Кадр из фильма «Величайший кутюрье» (2007) / Фото: кинокомпания «Пионер»

— То есть это был постановочный кадр?

— Да, мы рисовали сториборд для этой сцены. У нас даже была хлопушка для нее. Мы вообще сняли 18 часов за три года.

— И второй кадр. Он есть даже в рекламных материалах. Когда Ив Сен-Лоран вдруг уходит в расфокус, и оператор останавливается на Пьере Берже, который стоит на заднем плане и будто копирует мимику Сен-Лорана.

— Да, это очень важный кадр, он иллюстрирует всю историю, про то, как человек вечно на заднем плане и постоянно следит за ним. Это был волшебный кадр, который подытожил все.

Кадр из фильма «Величайший кутюрье» (2007) / Фото: кинокомпания «Пионер»
Кадр из фильма «Величайший кутюрье» (2007) / Фото: кинокомпания «Пионер»

А знаете, как мы его сняли? Это просто удивительно: мы снимали его через зеркало. То есть изначально предполагалось, что мы снимаем, как Ив Сен-Лоран смотрится в зеркало, но внезапно на дальнем плане появился Берже, и оператор моментально догадался перевести фокус. Это то самое чудо, за которое я люблю и снимаю документальное кино. Но хорошо спланированное чудо, потому что мы перед каждой сменой планируем, что и где мы будем снимать. В тот день нам было важно, чтобы Ив Сен-Лоран появился в коридоре с зеркалами, но то, что в кадре окажется Берже, нам и в голову не пришло.
 

Журналистика и документалистика — две вещи несовместные?


— Можно еще про Берже, раз уж мы на нем заострили внимание? У журналистов принято согласовывать текст интервью с интервьюированными персонами. Вы как документалист тоже согласовываете материал с теми, кто попал в кадре?

— Нет, никогда. Ни перед тем, как снимать, ни после съемки. Тем более что в «Величайшем кутюрье» нам была предоставлена полная свобода, мы снимали абсолютно все, что хотели. Но в этом была и проблема, потому что Ив Сен-Лоран был несколько неуравновешенным и эмоциональным человеком. Он попросил никогда не задавать ему никаких вопросов. Я снимал фильм, как если бы снимал кино про животных: как Сен-Ролан сидит, как ходит, как курит. Само его тело очень много говорило о нем как человеке.

Кадр из фильма «Величайший кутюрье» (2007) / Фото: кинокомпания «Пионер»
Кадр из фильма «Величайший кутюрье» (2007) / Фото: кинокомпания «Пионер»

— А вообще, по-вашему, много схожего у документалистики и журналистики?

— Очень мало. Это совершенно разные понятия, жанры. Документалист не обязан передавать какую-либо информацию. У нас больше эмоций. Например, когда вы оказываетесь на необитаемом острове, вкладываете послание в бутылку, но вы ни за что не угадаете, когда его кто-то прочитает и прочитает ли в принципе. Но мне важно, чтобы человек, который найдет бутылку, откроет ее и ощутит атмосферу, дух времени, в которых была написана эта записка.

— Не приветствуется, когда актер смотрит в камеру. У вас много таких кадров. Это нормально?

— Зависит от ситуации. Например, когда мы снимали в отеле в Нью-Йорке в лифте, Ив Сен-Лоран очень выразительно посмотрел в камеру. В его взгляде было много какой-то сумасшедшенки. Когда кто-то смотрит в объектив, будто хочет что-то сказать, то это хорошо, когда нет — то, да, это не очень хорошо.

Кадр из фильма «Величайший кутюрье» (2007) / Фото: кинокомпания «Пионер»
Кадр из фильма «Величайший кутюрье» (2007) / Фото: кинокомпания «Пионер»

— Почему в вашем фильме вообще не затронута тема гомосексуальности Ива Сен-Лорана? Вы, наверное, знаете, что в России «Рокетмен» вышел в купированном виде, из него были вырезаны все сцены однополой любви Элтона Джона? Или ваш фильм тоже порезали?

— Я не думал о прокате, когда снимал «Величайшего кутюрье». Просто, понимаете, я снимал двух мужчин, каждому по 80 лет, в таком возрасте не до отношений. Если бы они были моложе, обнимались или что-то там такое, то если бы картинка была красивой, я бы обязательно вставил эти кадры в фильм. Я уверен в том, что режиссер делает свое кино, а смотреть его или не смотреть, решает публика, а не цензоры. Режиссер не должен думать, выйдет фильм или не выйдет, но я был бы против, если бы мое кино кто-то перекроил.

— У меня еще есть предположение, что фильм рассказывается с точки зрения собаки Сен-Лорана, потому что она очень часто находится в кадре и как будто все разглядывает.

— Да, совершенно верно. Собака — это очень важно. Ее зовут Мужик.

Документалист Оливье Мейру / Фото: кинокомпания «Пионер»
Документалист Оливье Мейру / Фото: кинокомпания «Пионер»

— Мужик? Вы знаете, что в России «мужик» — это означает простого мужчину, какого-то древнего крестьянина?

— Да, конечно, я знаю это. Ив Сен-Лоран очень любил Россию, русскую культуру. Для него очень много значили Рудольф Нуриев, Дягилев. У него была целая коллекция, связанная с Россией. Может быть даже сам Нуриев когда-то подсказал ему кличку для собаки. Есть легенда, что он был так привязан к этой собаке, что когда она умирала, ему незаметно покупали новую, чтобы он не замечал этого и не расстраивался.

— Вы знали, когда снимали фильм, что Ив Сен-Лоран уже болен раком?

— Когда мы снимали, он сам еще не знал, что болен. Это болезнь развилась у него позже, а умер он через 7 лет после окончания съемок.
 

Пленка, тяжелые камеры, звук и закадровый голос


— Ваш фильм полностью снят на пленку. Я очень удивился, когда это увидел.

— Да, мы снимали на «Super 16». Пленка стоит дорого, но в этом есть свое преимущество. Ты дольше думаешь, прежде чем снимать, больше готовишься. Я уже говорил, что мы сняли 18 часов, но если бы снимали на цифровую камеру, то мы бы сняли сотни часов. Кино не было бы таким точным, таким выверенным.

Кадр из фильма «Величайший кутюрье» (2007) / Фото: кинокомпания «Пионер»
Кадр из фильма «Величайший кутюрье» (2007) / Фото: кинокомпания «Пионер»

Мы снимали на французскую камеру Aaton. Это большая тяжелая камера. С учетом того, что мы много снимали с плеча, вы себе представляете, насколько это трудно. Но это очень крутой эффект для документального кино, когда ты снимаешь без стабилизатора.

— Что, целая группа помещалась в маленьких узких костюмерных? При этом, насколько я понимаю, вас не должно было быть заметно. Или что-то снимали вы сами?

— Что-то — да, я сам снимал, что-то — операторы. Но я бы не сказал, что нас не должно было быть заметно. Нас было пять человек! Оператор, фокус-пулер, звукорежиссер, свет и я. Как нас спрячешь? За три года мы стали частью этого здания, тем более что в комнатах все это время почти ничего не менялось, и к нам довольно быстро все привыкли. Да и сам Ив Сен-Лоран очень стеснительный человек, поэтому он часто, увидев нас, не прекращал работу, а просто слегка прикрывал лицо рукой.

— Давайте поговорим про звук. У вас нет закадрового голоса, у вас сам главный герой почти весь фильм молчит…

— Я не люблю, когда есть рассказчик. Я считаю, что историю должны рассказывать кадры и персонажи, а не нарратор. Закадровый голос — это для телевидения.

Кадр из фильма «Величайший кутюрье» (2007) / Фото: кинокомпания «Пионер»
Кадр из фильма «Величайший кутюрье» (2007) / Фото: кинокомпания «Пионер»

— Но тогда не очень понятно, что происходит первую половину фильма, к какому событию все готовятся. Вы знаете, что в России кино называется «Величайший кутюрье», а не «Celebration» («Празднование»)?

— Меня спросили, можно ли поменять прокатное название? Но я согласился, потому что вам лучше знать своего зрителя. «Celebration» — это может быть неправильно понятным для среднего зрителя. В конце концов, если это хорошо для маркетинга, для продаж билетов, то почему бы и нет? (смеется) И мне нравится, когда зритель сам постепенно догадывается, что происходит, а не ему это разжевывает рассказчик. Вы же заметили, что там даже нет подписи, кто есть кто.
 

И про советы…


— Под конец нашего разговора дайте три совета начинающим документалистам.

— (задумывается) хм… Самое главное — это не делать фильм ради фильма. Снимайте только тогда, когда вы не можете не снимать, потому что это очень большая ответственность — показывать кого-то настоящего. Важно проводить много времени с людьми, которых ты будешь снимать, еще до съемок.

Документалист Оливье Мейру / Фото: кинокомпания «Пионер»
Документалист Оливье Мейру / Фото: кинокомпания «Пионер»

Потом, лично для меня, очень важно любить своих персонажей. Даже если они будут отрицательными героями. В фильме «За ненавистью» я показываю скинхедов, убийц, но я даю им шанс высказаться, а потом уже пусть зритель решает, как к ним относиться.

И третье… Никогда нельзя забывать, что документальное кино — это, в первую очередь, кино. Все приемы, которые были придуманы за всю историю кинематографа, можно использовать не только в игровом фильме, но и в документальном. Музыка, монтаж, кадр, движение персонажей — все это должно быть использовано в любом фильме. Но различайте телевидение и документальное кино.
 

Обложка: документалист Оливье Мейру / кинокомпания «Пионер»

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 самых длинных художественных фильмов в истории кино

Продолжительность фильма в 1,5-2,5 часа давно считается стандартной, однако есть примеры гораздо более длинных картин. Вспоминаем фильмы-рекордсмены хронометража и разбираемся, зачем некоторым авторам нужны «дистанции» в 4, 10, а то и 13 часов   

  • 9 июля
  • 8973
Практика

Приемы: Эффект Кулешова

Как между двумя неравными по значению кадрами возникает новый смысл, что оказывает на зрителя наибольшее эмоциональное воздействие и почему монтаж важнее самой блистательной актерской игры — вспоминаем суть эффекта Кулешова

  • 8 июля
  • 4658
Практика

Как это снято: «Антихрист»

Депрессия, слоу-моушн, членовредительство, муляжи, порно-дублеры и актерский экстрим — к 10-летию «Антихриста» Ларса фон Триера вспоминаем, как создавалась одна из самых жутких картин XXI века

  • 7 июля
  • 3841
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Люка Бессона

Пускай новые фильмы Люка Бессона не идут ни в какое сравнение с его классикой, вроде «Леона» или «Пятого элемента», зато список любимых картин режиссера действительно заслуживает внимания: от шедевров анимации и блокбастеров до европейского арт-хауса и американского социального кино

  • 13 июля
  • 2046
Практика

Как это снято: «С широко закрытыми глазами»

20 лет назад на экраны вышел последний и самый спорный фильм Стэнли Кубрика. Погружаемся в непростую историю создания картины и изучаем ее особенности: рекорд съемочного периода, сюр, гирлянды и «мертвая» технология рир-проекции

  • 16 июля
  • 1769
Практика

Тритмент: как написать, чтобы его прочли

Разбираемся, что такое тритмент, как его правильно написать и оформить, каких ошибок при создании стоит избегать и как с его помощью продать будущий сценарий

  • 14 июля
  • 1632
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее