Совет юриста

Подводные камни соавторства: как минимизировать риски

Стоит ли писать сценарий в соавторстве? Как правильно в этой ситуации заключать соглашение? Может ли продюсер или редактор претендовать на соавторство? Ответы на эти и другие вопросы в постоянной колонке юриста по авторскому праву Елены Мариной


Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации лица, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами (ст. 1258 ГК РФ).

Закон не устанавливает минимальную долю участия при создании произведения, чтобы признаваться соавтором. Например, вы написали сценарий фильма, а другое лицо — одну сцену в этом сценарии. По закону вы являетесь соавторами и если между вами нет подписанного соглашения, то по общему правилу доходы от использования произведения распределяются в равных долях (ст. 1258, ст. 1229 ГК РФ).
 

Кого можно назвать соавтором


Авторам также необходимо знать, что лица, не внесшие личного творческого вклада в создание произведения и оказавшие его автору только техническое, консультационное, материальное, организационное содействие или помощь, не являются соавторами произведения (п. 1 ст. 1228 ГК РФ).

Таким образом, ваш редактор, скрипт-доктор, заказчик или продюсер не являются вашими соавторами.

Кадр из фильма «Адаптация» (2002) / Фото: Sony Pictures
Кадр из фильма «Адаптация» (2002) / Фото: Sony Pictures

К примеру, ваш редактор может внести стилистические и орфографические правки, скрипт-доктор посоветует усилить какую-либо линию сценария или переписать сцену, продюсер или заказчик поделится своей идеей и предложит написать по ней сценарий или синопсис. Все перечисленные действия не сделают указанных лиц вашими соавторами.

Но рассмотрим другие ситуации. Например, редактор переписывает диалог в сцене вашего сценария, добавляет новую сцену. Или продюсер или заказчик переносит свой поток сознания на бумагу и просит вас переделать его рукопись в сценарий или книгу. В этом случае данные лица станут вашими соавторами.
 

Права на использование


Если вы создали с соавтором произведение, состоящее из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (например, сценарий в новельной форме), автор самостоятельной части может использовать ее по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное (п. 2 ст. 1258 ГК РФ).

Кадр из фильма «Слова» (2012) / Фото: CBS Films
Кадр из фильма «Слова» (2012) / Фото: CBS Films

Если же произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов без достаточных оснований не вправе запретить использование такого произведения (п. 2 ст. 1258 ГК РФ).
 

Соглашение и договор


Что делать, если произведение создано в соавторстве, а соглашения нет?

Если сценарий представляет из себя неразрывное целое вы должны использовать его совместно с соавтором.

Например, договор с продюсером на отчуждение исключительных прав на сценарий должен быть заключен со всеми соавторами. Один из соавторов не может что-либо делать со сценарием без согласия другого соавтора (например, отправить на сценарный конкурс, питчинг). Вы также не можете писать новый драфт сценария без согласия вашего соавтора.

Фото: rawpixel.com
Фото: rawpixel.com

Если же сценарий состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение, автор отдельной части может использовать ее как самостоятельное произведение. Например, без согласия соавтора сценария отправить свою новеллу на питчинг или заключить договор с продюсером (но только в отношении этой части). Автор самостоятельной части может переписывать ее и вносить любые правки по своему усмотрению.

Соавторы могут заключить соглашение или один из соавторов может приобрести исключительные права на произведение у другого соавтора. В этом случае возможно заключение договора смешанного типа. В договоре будет указано, что вы являетесь соавторами произведения и один из соавторов приобретает исключительное право на произведение у другого соавтора.
 

Переработка произведения, написанного в соавторстве


А если вы не хотите заключать соглашение и просто переписываете все, что написал ваш соавтор? Например, вы нашли продюсера и хотите заключить с ним договор, но ваш соавтор против. Уговоры и доводы не помогают, и вы решаете просто переделать все сцены, которые написал ваш соавтор, изменить название сценария и заключить желанный договор, но уже как единственный автор сценария.

Кадр из фильма «Слова» (2012) / Фото: CBS Films
Кадр из фильма «Слова» (2012) / Фото: CBS Films

В этом случае у вас будут правовые риски незаконной переработки произведения, то есть создания производного произведения на основе первоначального. Закон предусматривает необходимость получения согласия автора первоначального произведения на его переработку (ст. 1260, 1270 ГК РФ).
 

Минимизируем риски


Что делать, чтобы минимизировать все правовые риски при создании произведения в соавторстве?
 
  • Договориться «на берегу» и до начала работы над произведением заключить соглашение между соавторами.
  • Приобрести исключительные права на произведение у своего соавтора.
  • Максимально внимательно и серьезно отнестись к содержанию договора.

Составление договора или соглашения — тот случай, когда лучше обратиться за помощью к юристу в целях избежания неприятных последствий и минимизации всех правовых рисков.

Кадр из фильма «Тайное окно» (2004) / Фото: Columbia Pictures
Кадр из фильма «Тайное окно» (2004) / Фото: Columbia Pictures 

При составлении соглашения рекомендуется определить доли участия соавторов, особенно, если вклад одного из соавторов существенно выше вклада другого соавтора. В обязательном порядке необходимо определить порядок распределения доходов между всеми соавторами, в ином случае будет действовать общее правило и они будут распределяться в равных долях (п. 3 ст. 1229 ГК РФ) вне зависимости от того, какие доли участия вы определили в соглашении. Также в соглашении рекомендуется определить порядок использования произведения соавторами и здесь также требуется быть внимательным, чтобы избежать возможных правовых рисков и неприятных моментов.

Кадр из фильма «Призрак» (2010) / Фото: Summit Entertainment
Кадр из фильма «Призрак» (2010) / Фото: Summit Entertainment

Стоит ли бояться, с учетом всего изложенного, писать в соавторстве?

Я считаю, что нет. В ряде случаев совместные усилия могут принести максимальный результат. Но в любом случае вам необходимо знать все правовые риски соавторства и договариваться обо всех имеющих правовое значение моментах заранее с вашим соавтором, закрепляя достигнутые договоренности письменным соглашением.
 
 
Елена Марина

Елена Марина — кандидат юридических наук, специализируется на авторском праве. По второму высшему образованию — режиссер игрового кино (ВГИК, мастерская Ю.В. Кара).

Автор курсов: «Авторское право  кинопроизводстве», «Авторское право в сети Интернет».
 
 
 

Обложка: кадр из фильма «Руби Спаркс» (2012) / Fox Searchlight Pictures

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Девчата»

Рассказываем, как снимался один из самых популярных советских фильмов, не теряющий своего шарма до сих пор. Комедия Юрия Чулюкина «Девчата» могла стать одной из многих производственных мелодрам в стиле соцреализма, но превратилась в нечто большее

11 ноября 30430
Практика

Приемы: Правило 30 градусов

Разбираемся в базовом принципе съемки и монтажа, от соблюдения которого зависит логика повествования и гармоничность восприятия

5 ноября 5026
Слова

«В рынок контента вваливаются огромные деньги»: разговор о телевидении в 15 цитатах

На международном конгрессе НАТ Константин Эрнст, Вячеслав Муругов, Игорь Мишин, Алексей Земский и Александр Акопов поговорили об ошибках нашего ТВ, его будущем, о конкуренции и партнерстве. Собрали важные цитаты встречи

6 ноября 3153
Слова

Дмитрий Носков: «Ответственно заявляю, что Ханс Циммер убил киномузыку»

Мы поговорили с композитором Дмитрием Носковым о разнице киномузыки для авторских и коммерческих фильмов, о том, чем Циммер отличается от Уильямса, развеяли несколько мифов и загадок и узнали, как овладеть профессией кинокомпозитора и остаться в ней

5 ноября 2036
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее