Практика

Как стать звукорежиссером на ток-шоу

Перебивающие друг-друга гости, форс-мажоры и нестандартные ситуации в студии, при этом полное доверие команде и предельная корректность с ведущими. Разбираемся, как работать со звуком на ток-шоу 

  • 21 июня
  • 433
Павел Новиков

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Формат ток-шоу — один из главных на телевидении. Благодаря своей пластичности, ток-шоу принимает любой вид, и вопросы, обсуждаемые на нем, могут быть совершенно разными — от политических проблем до частной жизни медийных персон. Но дискуссии часто превращаются в неразбериху: даже простые дебаты двух людей зачастую заканчиваются криками, что же говорить о больших ток-шоу.

В таких условиях на специалистов звукового департамента возлагается большая ответственность. Как стать частью команды ток-шоу? В чем заключается успех хорошего звука в этом формате? Мы собрали самые основные лайфхаки для будущих звукорежиссеров и пообщались с FOH-звукорежиссером нескольких передач на «Первом» канале Екатериной Мустафиной. Она нам рассказала о своей работе на телевидении и трудностях, с которыми ей приходится сталкиваться.
 

Как попасть на ТВ


Несмотря на публикацию объявлений о поиске сотрудников, команда на телевидении — это довольно «закрытая тусовка». Обычно туда приходят работать лучшие студенты после прохождения практики. Конечно, это не значит, что у человека «со стороны» нет никаких шансов, но если вам удастся хорошо проявить себя, то вероятность получить работу, конечно, повышается. При этом вас вряд ли сразу «поставят» на главную должность, если вы только начинаете свой творческий путь, поэтому будьте готовы к долгой и упорной работе в качестве техника или микрофонная оператора, прежде чем получите шанс проявить себя на других позициях. Вот, как развивался путь Екатерины:
 

Екатерина Мустафина«Я начинала работу на программах в качестве микрофонного оператора. Считаю, что этот путь должен проделать каждый человек, который работает со звуком. Этот этап помогает не только «прокачать» свои профессиональные навыки, но и социальные, ведь на ток-шоу приходят самые разные люди и к каждому нужно найти подход, чтобы закрепить микрофон. Случаи бывают самые разные: кто-то может отказать закрепить микрофон на самом оптимальном для качества звука месте, а чья-то одежда и вовсе не подходит для закрепления микрофона. В таких случаях нужно сохранять хладнокровность и профессионализм, именно это и получается отлично выработать на
данном этапе».

 

Фото: Екатерина Мустафина / Instagram
Фото: Екатерина Мустафина / Instagram
 

Ответственность и оперативность на площадке


Это именно то, чему можно научиться на телевидении. Звукорежиссеры на ТВ легко могут выполнить сложные на первый взгляд задачи за считанные секунды. Именно эти навыки позволяют им легко выводить сигнал в прямой эфир вовремя и работать с самыми непредсказуемыми гостями. Помимо этого, звукорежиссерам телевидения важно приходить на съемки заранее, чтобы знать, что все оборудование исправно, а если нет — решить эту задачу до «мотора».
 

Екатерина Мустафина«Перед любым ток-шоу необходимо всегда прибывать на площадку заранее, чтобы проверить оборудование. Важно поменять батарейки, проверить прохождение сигнала, убедиться в наличии комплектов, и так далее. Проверкой может заниматься как микрофонный оператор, так и FOH, это уже зависит от внутренних правил команды. Примерно в это же время приносят списки гостей, для которых мы подбираем микрофоны индивидуально».


 
 

Командная работа и доверие звукорежиссеру


Если максимально упростить, звуковой отдел на ток-шоу состоит из нескольких сотрудников:
 
  • Микрофонный оператор — людей на этой позиции часто больше одного. В круг их обязанностей входит: вешать петлички и закреплять другие микрофоны на гостях и ведущих, решать внезапные проблемы, например, если батарейки на комплекте разрядились или же главный звукорежиссер дал задачу «перевесить» или заменить микрофон;
  • FOH-звукорежиссер — он следит за звуком в зале. Его задача — не допускать искажений и достигать баланса между участниками ток-шоу. Акустические свойства съемочной площадки могут быть разными, поэтому на это тоже нужно обращать внимание и применять обработку вроде эквализации по случаю. Возможны и проблемы с частотами: их важно настраивать так, чтобы передатчики и приемники не пересекались с «занятыми» и не давали помех;
  • Инженеры по звуку — специалисты на этой должности работают в аппаратной, где проверяют качество звука и отправляют его на контроль в центральную аппаратную. Также они следят за исправностью прохождения сигнала , чтобы у звукорежиссера все работало. Они же настраивают телемосты;
  • Главный звукорежиссер — основной человек в команде. Он контролирует сигналы и их качество, работая на микшерном пульте, и прослушивает звук на высококлассных громкоговорителях. Именно он отвечает за звук, который впоследствии попадает в эфир

На площадке необходимо максимально доверять главному звукорежиссеру. Его задачи обычно не обсуждаются и выполняются оперативно. Правильно взаимодействие между членами команды — это ключ к хорошему звуку. Если на каждом этапе все налажено и работает верно, то главный звукорежиссер получит качественные сигналы и сможет заняться своей работой и сделать хороший звук для эфира, не отвлекаясь на другие задачи.

Фото: Екатерина Мустафина / Instagram
Фото: Екатерина Мустафина / Instagram
 

Екатерина Мустафина«Поначалу на FOH'е мне было трудно, ведь нужно следить за сутью ток-шоу и предугадывать, кто может заговорить, но со временем я это уловила, и сейчас это уже несложно. Естественно, я не имею в виду, что полностью расслабляюсь, однако сейчас работа на эфирах проходит легко, а не нервно».


 
 

Коммуникация с ведущими и гостями


Помимо общения между собой, все сотрудники звукового отдела часто взаимодействуют с главными действующими лицами шоу — ведущими и гостями. С каждым нужно общаться осторожно и уважительно, ведь люди попадаются с самыми разными характерами. Таким образом, человеческие отношения также не стоят на последнем месте в этой работе.
 

Готовимся к сложному эфиру и форс-мажору


Даже в отлаженной системе телевизионного производства случаются неожиданные трудности. Специалисты с этим также справляются хладнокровно, так как для паники просто нет времени.
 

Екатерина Мустафина«Проблем на эфире хватает. Действительно, люди на ток-шоу (особенно политических) часто спорят, перекрикивая друг друга. Конечно, это плохо для звука, поэтому есть несколько вариантов решения: мы либо уменьшаем чувствительность канала, либо просто перекрываем канал полностью, если иначе никак не избежать перегруза.

Не менее распространены и административные форс-мажоры. Иногда в последний момент меняется количество гостей, а для этого, конечно, нужны дополнительные микрофоны. От этого никто не застрахован, мы всегда остаемся профессионалами и ищем варианты даже при таких случаях, однако знать о форс-мажорах заранее не помешает».
 

Работа со звуком на телевидении — это отличный способ реализации для звукорежиссеров. Здесь вы можете не только получить новые навыки, но и развить уже имеющиеся.
 
 
Екатерина Мустафина

FOH-звукорежиссер программ «Толстой. Воскресенье», «Большая игра» и «Время покажет» на «Первом» канале.
 
 
 

Обложка: Екатерина Мустафина / Instagram

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 самых длинных художественных фильмов в истории кино

Продолжительность фильма в 1,5-2,5 часа давно считается стандартной, однако есть примеры гораздо более длинных картин. Вспоминаем фильмы-рекордсмены хронометража и разбираемся, зачем некоторым авторам нужны «дистанции» в 4, 10, а то и 13 часов   

  • 9 июля
  • 8973
Практика

Приемы: Эффект Кулешова

Как между двумя неравными по значению кадрами возникает новый смысл, что оказывает на зрителя наибольшее эмоциональное воздействие и почему монтаж важнее самой блистательной актерской игры — вспоминаем суть эффекта Кулешова

  • 8 июля
  • 4658
Практика

Как это снято: «Антихрист»

Депрессия, слоу-моушн, членовредительство, муляжи, порно-дублеры и актерский экстрим — к 10-летию «Антихриста» Ларса фон Триера вспоминаем, как создавалась одна из самых жутких картин XXI века

  • 7 июля
  • 3841
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Люка Бессона

Пускай новые фильмы Люка Бессона не идут ни в какое сравнение с его классикой, вроде «Леона» или «Пятого элемента», зато список любимых картин режиссера действительно заслуживает внимания: от шедевров анимации и блокбастеров до европейского арт-хауса и американского социального кино

  • 13 июля
  • 2046
Практика

Как это снято: «С широко закрытыми глазами»

20 лет назад на экраны вышел последний и самый спорный фильм Стэнли Кубрика. Погружаемся в непростую историю создания картины и изучаем ее особенности: рекорд съемочного периода, сюр, гирлянды и «мертвая» технология рир-проекции

  • 16 июля
  • 1769
Практика

Тритмент: как написать, чтобы его прочли

Разбираемся, что такое тритмент, как его правильно написать и оформить, каких ошибок при создании стоит избегать и как с его помощью продать будущий сценарий

  • 14 июля
  • 1632
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее