Репортаж

Панорамная проекция на съемках второго сезона сериала «Скорая помощь»

Какие технологии помогут значительно сократить количество съемочных дней? Поговорили об этом с оператором, режиссером и актерами сериала «Скорая помощь»

  • 18 июня
  • 3366
Надежда Маркалова

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

В прошлом году мы писали о технологии панорамной проекции, или, как ее называют в Голливуде, иммерсивной среды (immersive environment), используемой для съемки внутри движущихся объектов. Правда, российский вариант несколько отличается от того, что используют голливудские специалисты, но результат остается таким же.

На съемках первого сезона сериала «Скорая помощь» оператор-постановщик Иван Поморин для съемки актеров внутри движущейся машины «Скорой помощи» создал четыре фронт-проекции, которые показывали отснятые заранее синхронные фоны проездов по местности. Сейчас завершаются съемки второго сезона сериала, и мы побывали на съемочной площадке в павильоне киностудии «АМЕДИА», чтобы посмотреть, как все происходит в действительности.

Мы поговорили с Иваном Помориным о работе, и о том, что изменилось с прошлого года в его технической системе.

Оператор-постановщик Иван Поморин на съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Евгений Пахоль
Оператор-постановщик Иван Поморин на съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Евгений Пахоль

— Расскажите, что нового появилось в вашей системе по сравнению с первым сезоном?

Иван Поморин: В прошлом году у нас не было отражения на лобовом стекле. В настоящее время мы поставили такую задачу: создать соответствующие отражения и на лобовом стекле нашей «Скорой», и у нас появился пятый экран — над лобовым стеклом. Чтобы отражения добавлять не на графике, а сделать это вживую. Здесь проектор, проецирующий переднее изображение, во время съемки машины спереди становится рир-проектором для верхнего экрана. Когда же нам нужно снимать артистов сзади, и мы видим передний экран, мы просто убираем верхний рир-экран и снимаем переднюю фронт-проекцию.

Во время подготовки мы сняли еще один фон — лобовую точку дополнительной камерой GoPro, так у нас появился еще один экран, который предназначен для создания отражения на лобовом стекле. Мы заранее просчитали, какого размера нужен этот экран. Теперь у нас вживую есть отражение на стекле.

На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Евгений Пахоль
На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Евгений Пахоль

Обновились и проекторы. В этот раз было решено взять более мощные. Они контрастнее, поэтому изображение получается более насыщенным. В прошлом году у меня была задача размыть эту картинку, чтобы она казалась реалистичнее. Потому что как только выводишь нормальную яркость, появляется ощущение фальши. Ведь улица все-таки обычно ярче, чем освещение внутри машины. С нашими новыми проекторами изображение смотрится интереснее и реалистичнее.

В этом году мы лучше работаем с цветокоррекцией на площадке, у нас и в прошлом году был сервер Q-take, но мы не так активно использовали его возможности. Если хотели сделать расфокус на фоне, мы делали это оптически, на проекторах. Сейчас мы уже можем регулировать глубину резкости сразу на Q-take, размывать фоны или делать их более контрастными, подкручивать яркость и как-то иначе редактировать в некоторых пределах, например, смещать выше-ниже, влево-вправо. Это удобно, потому что все происходит в реальном времени, и не нужно ждать.

Плюс — это уже хорошо знакомая технология, поэтому не возникает вопросов при перестановках камеры, все знают, какие точки съемки мы можем себе позволить. Эта машина «Скорой помощи» нами изучена вдоль и поперек, все углы, куда можно воткнуть камеру, известны, поэтому, может, это шаблонная история, зато работается легче.

На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Евгений Пахоль
На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Евгений Пахоль

Еще в этом году мы снимали заготовки камерами посерьезнее. В прошлом году фоны снимали на Canon C300, хотя весь сериал снимали на RED, в этом же году у нас везде применялись камеры RED, чтобы иметь возможность потом стабилизировать изображение. Это работает не на 100% во всех случаях, но где-то мы эту возможность использовали.

— Как вы считаете, можно ли эту технологию использовать в экшн-кино, где были бы нужны погони и взрывы?

Иван Поморин: Не только можно, но и нужно! Потому что в экшн-сценах самое главное — видеть актера, который исполняет какие-то трюки, или нам кажется, что он их исполняет. Внедрение артистов с обеспечением им полной безопасности во все опасные трюковые сцены в этом случае будет прекрасно работать. Причем, реалистично все — все камеры синхронизированы, и, если на трюке машину должно занести вбок, это можно снять на фонах с каскадерами и отработать в павильоне. Можно получить 100% правдоподобность происходящего.

В этом году сцена, которая открывает сериал, как раз была трюковой. В ней машину заносит, и ребята, которые были за рулем, не очень крутые водители, они бы никогда в жизни такой трюк не сделали. И нам нужно было снять это в один день. Мы сняли этот кусочек на хромакее, там же на натуре. Поэтому будет небольшой объем графики.
На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Евгений Пахоль

На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Евгений Пахоль

На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Евгений Пахоль

На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Евгений Пахоль

На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Евгений Пахоль

На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Евгений Пахоль

Здесь при такой схеме — в павильоне — очень мало будет потрачено на постпродакшн, потому что все изображение снимут сразу на камеру. Очень важно, что нам не нужно представлять, как это получится, у нас все видно сразу на экранах. Главное — снять фоны заранее. Если машина уходит в занос, нужно заранее снять этот трюк с каскадерами.

— Может быть, у вас есть мечта, поработать на каком-то проекте, в смысле жанра или настроения?

Иван Поморин: Ой, ну вот как раз экшна мне сейчас хватает на «Скорой помощи». Он кажется простым, но на самом деле — это настоящий экшн, правда, состоящий из медицинских сцен.

На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Евгений Пахоль
На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Евгений Пахоль

Мечта? Если это экшн, то уровня Джеймса Бонда, чтобы на серию было не 6 дней, и не 120 дней на сезон, а смен 60-80 на один полный метр. Конечно, в полнометражном кино возможностей больше. Можно лучше проработать сцены. Можно работать не на объем снятого материала, а на его качество. Развернуться хочется.

А вообще, если честно, после такого экшна наоборот хочется снять какое-то камерное кино, где актеры сидят и просто разговаривают. Снять спокойно, чтобы сделать все красиво. Что-то вроде «Красоты по-американски». Скажем так, «состоянческое» кино, чтобы можно было с режиссером проработать именно изобразительное состояние. Почему-то после быстрых съемок хочется художественного творчества. Отдохнуть немножко душой.

На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Евгений Пахоль
На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Евгений Пахоль

Но даже в камерном кино возникают спецэффекты и какие-то вещи, которые приходится решать подобным образом. Например, съемка машин в движении сейчас практически невозможна, потому что разрешение на проезды, договоренности с дорожной полицией — это больной вопрос. Я знаю, после того как Жерар Депардье развернулся возле Кремля, полетело много звезд с погон. Потому что права у новоиспеченного гражданина России отобрать было нельзя. Но с тех пор ГИБДД перестали работать с сопровождением киношников. Но с подобными съемками совсем беда. И я верю, что на сегодняшний день это единственная технология, которая позволяет полноценно снимать проезды и экономить на этом время.

Потому что если снимать на платформе и ставить камеру слева и справа, это часа полтора только на перестановку камеры. Это очень долго. Здесь же мы просто перешли с камерами, отрегулировали проектор, подстроились и все. Скорость колоссальная.

На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Евгений Пахоль
На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Евгений Пахоль

А если за рулем сидит актер… в нашем случае Гоша Куценко — отличный водитель и автолюбитель, он и лихачить сам может. А так — не всегда актер может сам водить машину или водить ее хорошо. Это тоже может стать проблемой. А тут безопасно — они не двигаются, не боятся ничего, думают про текст. В этот момент еще актерам бы не отвлекаться и не забывать смотреть на дорогу, потому что они изображают движение. Была бы их воля, они бы забыли про руль и дорогу. Периодически приходится им напоминать об этом.

Да и когда актеры видят перед собой живой фон, у них есть ощущение, что они в машине. У нас там где-то на фоне есть водитель соседней машины, который помахал нам во время съемки. И актеры ему помахали в ответ — отыграли эту ситуацию. То есть взаимодействие 100%.

На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Евгений Пахоль
На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Евгений Пахоль

Раньше для меня съемка в машине была вечным адом. Первый раз, столкнувшись со съемкой машины на платформе, с автогрипом и со съемкой в обычной движущейся машине, понимаешь, насколько это долго и сложно. Все это на площадке отнимает достаточно много времени на подготовку каждой новой точки. Система с проекцией, которую я применил на «Скорой», стала для меня настоящим лекарством. Конечно, меня должны ненавидеть артисты, которым приходится заучивать по 12 страниц текста на один съемочный день, но выработку в павильоне при такой технологии можно на самом деле существенно увеличить.

— И сколько заняла съемка всех фонов в этот раз?

Иван Поморин: Мы все сняли за одну смену. Нет, на самом деле, у нас фоны где-то повторяются, мы разбиваем их по категориям: городской пейзаж, загородный пейзаж, ночной, вечерний город, плюс к прошлому году у нас более-менее откатанный маршрут, мы понимаем, куда едет машина. Мы снимали с моего автомобиля, пикап Mitsubishi, просто повесили камеры по кругу, они не выходили за габариты. Поэтому мы без всякого разрешения ГАИ катались даже по центру, никто нас не остановил.

Оператор-постановщик Иван Поморин на съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Евгений Пахоль
Оператор-постановщик Иван Поморин на съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Евгений Пахоль

ГИБДД, кстати, интересно реагирует, если с камерой рядом с ними останавливаешься, машут сразу, мол, проезжайте, проезжайте!

А еще в этом году у нас меньше легковых проездов, и мы снимали только точку с одной высоты — для скорой. В этом году для легковушки не снимали, использовали прошлогоднюю съемку. Но мы пытались съемку для скорой приладить для фонов к обычной легковушке, даже если опускаешь изображение ниже, все равно есть ощущение, что что-то не то — параллакс другой, и все разваливается.

Плюс я понял, что камера должна быть максимально далеко — в центре машины, потому что проезжающие рядом авто должны быть далеко от нас. Как только они слишком близко — нарушается масштаб. Схема сразу раскрывается.

А вообще, в этом году реально все получается намного быстрее.
На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Евгений Пахоль

На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Евгений Пахоль

На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Евгений Пахоль

На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Евгений Пахоль

Правда, когда в первый день монтировались в павильоне, все считали, что уже все всё знают. Что нужно только точки выстроить, и все. Но все прошло не так легко, как в прошлом году. Возможно, это связано еще с тем, что на проекторах оптика без зумов, и нам нужно было точно попасть в масштаб. Там есть регулировка, но все равно нужно очень четко развесить проекторы. Смена заканчивалась, а проекторы еще не висели. Все готовились ночевать на работе, потому что завтра уже съемочная смена. Но как-то собрались и все сделали.

А вообще, у меня отличная команда, слаженная. Мы назвались «Кинооператорский цех под ключ Поморин И. Ко» — эта команда способна целиком решать визуальные задачи любой технический сложности, не забывая про творческую, изобразительную и культурную составляющую.

На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Евгений Пахоль
На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Евгений Пахоль

Мы попросили режиссера сериала Богдана Дробязко прокомментировать, насколько ему удобно работать с такой технологией.

Богдан Дробязко: Очень удобно. На платформе мы потратили бы на эти кадры в четыре раза больше времени. Вчера мы сняли рекордные 16 минут материала! У нас было запланировано 12, но получилось 16. Хотя норма выработки за смену — 8 минут. Так что, 16 — это очень много! И у нас по пять-шесть персонажей в кадре, и много перестановок камеры. А ощущение — абсолютно полное, как симуляция.

На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Евгений Пахоль
На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Евгений Пахоль

Правда, минуты через три в машине начинает подташнивать, потому что качки нет, хотя, машина, вроде, качается, но вестибулярный аппарат говорит: «Что-то вы врете!» А так полное ощущение движения, в этот раз сделали даже отражения сверху! Потрясающе!

Судя по всему, актеры тоже довольны, мы спросили и их.

— Как вам работается в этой среде?

Александр Тютин: Укачивает!

Степан Куликов: А так быстро, здорово, тепло, уютно.

На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Евгений Пахоль
На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Евгений Пахоль

— А первые впечатления вспомните, вы же второй год уже здесь снимаете?

Марина Доможирова: Да, в прошлом году, когда впервые развернули эту конструкцию, вся группа попробовала на себе, и всех укачало. И чтобы нас не укачало, нам дали разные таблетки от морской болезни, и мы все уснули прямо в кадре. Через пять минут все спали одинаково, не важно, какую таблетку нам дали.

Гоша Куценко: Но на самом деле это гениальная придумка нашего оператора, мы считаем, что это очень круто.
 

Обложка: на съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Евгений Пахоль

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 самых длинных художественных фильмов в истории кино

Продолжительность фильма в 1,5-2,5 часа давно считается стандартной, однако есть примеры гораздо более длинных картин. Вспоминаем фильмы-рекордсмены хронометража и разбираемся, зачем некоторым авторам нужны «дистанции» в 4, 10, а то и 13 часов   

  • 9 июля
  • 8973
Практика

Приемы: Эффект Кулешова

Как между двумя неравными по значению кадрами возникает новый смысл, что оказывает на зрителя наибольшее эмоциональное воздействие и почему монтаж важнее самой блистательной актерской игры — вспоминаем суть эффекта Кулешова

  • 8 июля
  • 4658
Практика

Как это снято: «Антихрист»

Депрессия, слоу-моушн, членовредительство, муляжи, порно-дублеры и актерский экстрим — к 10-летию «Антихриста» Ларса фон Триера вспоминаем, как создавалась одна из самых жутких картин XXI века

  • 7 июля
  • 3841
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Люка Бессона

Пускай новые фильмы Люка Бессона не идут ни в какое сравнение с его классикой, вроде «Леона» или «Пятого элемента», зато список любимых картин режиссера действительно заслуживает внимания: от шедевров анимации и блокбастеров до европейского арт-хауса и американского социального кино

  • 13 июля
  • 2046
Практика

Как это снято: «С широко закрытыми глазами»

20 лет назад на экраны вышел последний и самый спорный фильм Стэнли Кубрика. Погружаемся в непростую историю создания картины и изучаем ее особенности: рекорд съемочного периода, сюр, гирлянды и «мертвая» технология рир-проекции

  • 16 июля
  • 1769
Практика

Тритмент: как написать, чтобы его прочли

Разбираемся, что такое тритмент, как его правильно написать и оформить, каких ошибок при создании стоит избегать и как с его помощью продать будущий сценарий

  • 14 июля
  • 1632
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее