Совет юриста

Как сценаристу защитить свою идею?

Можно ли доказать авторство идеи, синопсиса или логлайна? Какие правовые нюансы должен знать любой сценарист? В новой колонке tvkinoradio.ru об этом расскажет юрист, специалист по авторскому праву и режиссер Елена Марина

  • 17 июня
  • 1673
Елена Марина

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.  
 

Объект авторского права


Стоит ли показывать синопсис продюсеру? Таким вопросом нередко задаются сценаристы, особенно начинающие. Ведь авторские права не распространяются на идеи (п. 5 ст. 1259 ГК РФ). Поэтому у авторов возникает много беспокойства и недопонимания по этому вопросу.

Я постараюсь ответить на самые распространенные вопросы и развеять страхи авторов на примере защиты логлайна, заявки, синопсиса и тритмента.

Например, у вас замечательный логлайн. Текст логлайна является объектом правовой защиты. Другое лицо не может использовать текст логлайна без согласия автора, но идея логлайна не охраняется авторским правом и по ней может быть написан сценарий другим лицом.

Фото: rawpixel.com
Фото: rawpixel.com

Идеи, которыми вы делитесь в устной беседе, например, с другом или продюсером, не подлежат правовой защите. Услышав вашу идею, другие люди могут использовать ее для своей заявки или сценария и это не будет являться нарушением ваших прав.

Авторские права на вашу идею возникают с момента, когда она выражена в какой-либо объективной форме (п. 3 ст. 1259 ГК РФ). Например, в форме заявки, синопсиса, тритмента или сценария.
 

Переработка произведений


Тексты сценарных произведений не могут быть опубликованы, изменены, сокращены и т.п. без согласия автора. Но основной страх молодых авторов, как правило, касается переработки их произведений (прежде всего заявок и синопсисов в сценарные произведения) без их согласия и без выплаты вознаграждения, иными словами «воровство идей».

Рассмотрим ситуацию использования синопсиса другим лицом для написания сценария с правовой точки зрения.

В соответствии со ст. 1270 ГК РФ автору произведения принадлежит исключительное право на произведение, к которому относится переработка произведения (п.п. 9 ч. 2 ст. 1270 ГК РФ). Переработка — это создание производного произведения (например, сценарий на основе синопсиса). Другое лицо может создать производное произведение только с согласия автора произведения, которое было использовано для создания производного произведения (п. 3 ст. 1260 ГК РФ). Иными словами, чтобы написать сценарий на основе синопсиса требуется получить согласие автора синопсиса.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Вместе с тем, необходимо понимать, что закон охраняет не содержание, а форму произведения. Например, вы не сможете защитить заявку (краткое описание произведения), выполненную на одном или двух листах в случае, если она будет переработана другим лицом в сценарий. Для этого вам потребуется расширить ее до более подробного синопсиса или тритмента. А чтобы суд признал переработку вашего синопсиса или тритмента в сценарий, должна совпадать не просто основная идея произведения, а большая часть сцен. То есть должно быть четко отражено, что за основу сценария действительно взято ваше произведение, и совпадения есть по содержанию, а не только по основной идее и конфликту.
 

Доказательство авторства


Прежде всего необходимо знать, что авторские права возникают с момента, когда произведение выражено в какой-либо объективной форме и специальной регистрации для возникновения авторских прав не требуется (п. 4 ст. 1259 ГК РФ). При этом, не имеет значения, закончено ваше произведение или нет. Даже если вы написали только один абзац заявки или одну сцену сценария — они подлежат правовой охране. Также не важно обнародовано или нет ваше произведение. На правовую защиту это никак не влияет.

Фото: rawpixel.com
Фото: rawpixel.com

Вместе с тем, в ваших интересах собирать доказательства авторства с первых шагов создания произведения. Направляя продюсеру ваш синопсис, вы должны не только знать свои права автора и понимать правовые риски, но и иметь на руках доказательства того, что вы являетесь автором произведения.

В качестве доказательств могут выступить:
  • депонирование произведения (регистрация на ваше имя в депонирующей организации);
  • письмо самому себе с вложенным произведением заказным письмом с описью вложения (но его ни в коем случае нельзя открывать до момента судебного заседания, и делать это можно только в присутствии судьи);
  • заверение произведения у нотариуса;
  • рукописи, черновики;
  • переписка по электронной почте;
  • отправка произведения на питчинг, конкурс (сохраняйте все материалы питчинга, буклеты, листовки, где опубликовано ваше произведение);
  • создание рассказа на основе вашего произведения и публикация в издательстве.

Кроме того, отправляя синопсис продюсеру по электронной почте, ставьте в копию вашего друга или юриста.
 

Подведем итог


Фото: freepik.com
Фото: freepik.com
 
  1. Наши идеи и логлайны не защищены авторским правом. Большие риски есть также с защитой заявок на 1-2 листах. Если идея дорога, она должна быть изложена в форме достаточно подробного синопсиса.
  2. Закон охраняет форму, а не содержание произведения. Правовой охране подлежат сами тексты ваших произведений, а не изложенные в них идеи.
  3. Собирать доказательства необходимо с первых шагов создания произведения.
  4. Синопсисы можно и нужно отправлять продюсерам, но необходимо максимально предотвращать возможные правовые риски (прежде всего, доказательство авторства).
  5. В ваших интересах разбираться в юридическом понятии «переработка» и понимать разницу между заимствованием идеи и переработкой произведения, что существенно сэкономит ваше время, нервы и деньги.

Желаю всем авторам успешной реализации проектов без правовых проблем!
 
 
Елена Марина

Елена Марина — кандидат юридических наук, специализируется на авторском праве. По второму высшему образованию — режиссер игрового кино (ВГИК, мастерская Ю.В. Кара).

Автор курсов: «Авторское право  кинопроизводстве», «Авторское право в сети Интернет».
 
 
 

Обложка: ijeab / freepik.com

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 самых длинных художественных фильмов в истории кино

Продолжительность фильма в 1,5-2,5 часа давно считается стандартной, однако есть примеры гораздо более длинных картин. Вспоминаем фильмы-рекордсмены хронометража и разбираемся, зачем некоторым авторам нужны «дистанции» в 4, 10, а то и 13 часов   

  • 9 июля
  • 7409
Практика

Приемы: Эффект Кулешова

Как между двумя неравными по значению кадрами возникает новый смысл, что оказывает на зрителя наибольшее эмоциональное воздействие и почему монтаж важнее самой блистательной актерской игры — вспоминаем суть эффекта Кулешова

  • 8 июля
  • 3812
Практика

Как это снято: «Антихрист»

Депрессия, слоу-моушн, членовредительство, муляжи, порно-дублеры и актерский экстрим — к 10-летию «Антихриста» Ларса фон Триера вспоминаем, как создавалась одна из самых жутких картин XXI века

  • 7 июля
  • 3432
Практика

Приемы: Как создаются фильмы ужасов

Чувство страха — базовая эмоция человека. Если наш мозг не может определить явление как нормальное, мы испытываем страх. На страхе перед неизведанным основан жанр фильмов ужасов или хорроров. Разберем его особенности

  • 5 июля
  • 2823
Обзоры

Программы для монтажа видео: от приложений для начинающих до профессиональных систем

Монтаж — это ключевая часть постпродакшна видео. Именно на этом этапе рождается фильм. Рассказываем о том, какие программы для видеомонтажа существуют сегодня, чем они отличаются друг от друга и как выбрать подходящую для решения ваших задач

  • 4 июля
  • 2658
Слова

«Самый важный вопрос: как я могу влиять на поведение актера?»: Джереми Каган о подготовке к съемочному процессу

Режиссер, сценарист, профессор Университета Южной Калифорнии прочитал в Московской школе кино интенсивный курс по работе с актерами и поделился с нами секретами своего мастерства

  • 3 июля
  • 1573
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее