Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров

Аудитория телезрителей в динамике за последние пять лет продолжает сокращаться. Если сначала сокращение происходило среди молодых групп населения, то с 2017 года стало проявляться уже и в более старших возрастных группах. Разумеется, это характерно не только для нашей страны, но и для всего мира. Среди немногих стран, где отрицательная тенденция еще не заметна — Бразилия и некоторые африканские страны. В последних показатели роста могут быть связаны в том числе с отсутствием таких точных измерений, как в развитых государствах.

О популярных тенденциях телесмотрения в текущем сезоне рассказали специалисты компании Mediascope — Ольга Бурнаева и Лусинэ Курдоглян на прошедшей недавно конференции World Content Market.
 

Пиплметры: как это работает


Исследовательская компания Mediascope наряду с мониторингом рекламы, PR-активностей и потребительских предпочтений по различным сегментам, проводит также измерения аудитории по всем основным медиа — ТВ, интернет, пресса, радио.

Специалист компании Mediascope Ольга Бурнаева на конференции World Content Market / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Специалист компании Mediascope Ольга Бурнаева на конференции World Content Market / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

Для замера телеаудитории с учетом различных социально-демографических характеристик используют пиплметры — небольшие устройства, которые устанавливаются на телевизоры респондентов, участвующих в выборке. С помощью них фиксируется просмотр любого контента на домашнем ТВ, а с прошлого года — на десктопах и мобильных телефонах. Учитываются даже такие категории, как дачный и гостевой просмотр и их вклад в общий объем телесмотрения.

Пиплметровая система — самая распространенная и наиболее точная во всем мире, хотя в некоторых странах еще используют традиционные в прошлом телефонные опросы, дневники и интервью.

Статистика ТВ по сравнению с другими медиа вполне ожидаемая: чем старше люди, тем регулярнее они смотрят ТВ, чем моложе, тем чаще заходят в интернет. А вот среднесуточный охват радио примерно одинаковый среди всех групп населения.



 

Показатели каналов


В текущем телесезоне (июль 2018-апрель 2019), как и последние несколько лет, ведущее место в топ-50 каналов по доле аудитории занимает телеканал Россия 1, за которым следуют каналы первого и второго мультиплекса — Первый, НТВ, Пятый, Рен ТВ, СТС, ТНТ и платные каналы, среди которых «Дом кино» расположился на 15-й строчке, опережая несколько крупных федеральных каналов.

Ситуация по возрастным группам соответствует тематике контента того или иного канала. Так, у молодой группы населения (возраст 4-17) — это ожидаемо анимационные каналы (Карусель, Disney, Мульт) и те, в сетке программ которых детские передачи занимают значительную долю эфирного времени (СТС, ТНТ, Первый). У молодежи 18-34 в топе развлекательные и музыкальные каналы, у среднего возраста 35-54 — киносериалы и тематические каналы, а в категории 55+ на верхних строчках рейтинга Россия 1, Первый канал и НТВ.

Популярные жанры


По словам специалистов, распределение по жанрам довольно стабильно из года в год. Единственное изменение отмечалось в 2014 году и было связано с политической ситуацией — тогда выросло время просмотра новостей и социально-политических передач. Но сейчас предпочтения зрителей вернулись к стандартной статистике, в которой по-прежнему балом правят сериалы — их смотрят все возрастные группы. Возможно потому, что их и транслируют больше — 22% из всего вещания. По той же причине распределяется статистика и между отечественными и зарубежными проектами: 69% в вещании занимают наши сериалы, всего 18% — иностранные.



Сериалы


Топ-3 сериалов сезона — премьерные показы на телеканале Россия 1 «Годунов», «Другие» и «Ненастье». При этом общая популярность проектов колеблется в зависимости от возраста. У молодежи — это сериалы на каналах СТС и ТНТ, у старших возрастных групп — проекты России 1 и Первого канала. В числе зарубежных лидеры показов — «Отверженные» (Первый канал), «Обмани меня» и «Хороший доктор» (ТВ3).

Интересно, что любовь зрителей к некоторым долгоиграющим «мыльным операм» с годами ничуть не ослабевает. К примеру, «Тайны следствия» стабильно попадают в топ-15 за последние 10 лет, несмотря то, что сейчас идет уже 18 (!) по счету сезон. Не менее любопытен и феномен сериала «Сваты». Ольга и Лусинэ рассказали, что к ним часто обращаются с вопросом: «Почему у какого-то канала выросла аудитория?». И оказывается, это потому, что там начался показ «Сватов». Неважно, что сейчас он идет в повторе на трех каналах. Вряд ли его можно считать «панацеей» для каналов с низкими рейтингами, но загадочный эффект такой популярности, пожалуй, заслуживает отдельного исследования. Специалисты решили собрать статистику прироста аудитории каналов, которые начали трансляцию этого сериала.




Развлекательные передачи

На втором месте в структуре жанровых предпочтений всех телезрителей развлекательный контент (16% в вещании), который отличается у разных возрастных групп по тематике. Согласно статистике, юмористические передачи и реалити-шоу популярны у молодого населения (в среднем от 40 до 50%), а в категории 55 + те же 40% занимают ток-шоу.

Фильмы

На третьем месте в вещании — кинофильмы, процент просмотра которых у зрителей всех возрастов примерно одинаков (от 11% в группе 55+ до 18% в группах 18-34, 35-54).

Самую большую аудиторию у экранов собрал премьерный показ «Т-34»: 35% зрителей, у которых был включен телевизор в момент показа этого фильма 9 мая, выбрали его, а общий рейтинг фильма составил 9,5 (такой процент населения смотрел среднюю минуту этой трансляции, т.е. это доля по времени). На втором и третьем местах традиционные новогодние показы советской классики — «Любовь и голуби» (24,3%) и «Ирония судьбы или с легким паром» (22,7%).

Специалист компании Mediascope Ольга Бурнаева на конференции World Content Market / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Специалист компании Mediascope Ольга Бурнаева на конференции World Content Market / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

Не менее высокие цифры у премьерных показов «Движение вверх» и «Несокрушимый».

Распределение по популярности зависит от учета праздничных и обычных дней. В первом случае предпочтения публики смещаются в сторону отечественных проектов, во втором — в сторону зарубежных. В целом, тенденция классическая, ведь в сетке вещания распределение происходит соответствующим образом.

Из года в год в топ-15 попадают комедии Леонида Гайдая («Иван Васильевич меняет профессию», «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Операция Ы») и мелодрамы Владимира Меньшова («Москва слезам не верит», «Любовь и голуби»). К слову, многие из этих фильмов не демонстрировались на ТВ-экранах так часто в прошлые годы, популярность их показов стремительно возросла лишь в последние 20 лет.

Самые популярные зарубежные фильмы по статистике показа за последние 10 лет — «Аватар» Джеймса Кэмерона и «Красотка» Гарри Маршалла.

По перечисленным названиям можно сделать вывод о смещении в сторону хорошо проверенных временем и давно любимых зрителями всех возрастов историй. Однако премьерные показы фильмов, которые до этого шли на больших экранах, собирают не меньший процент аудитории. Это «Елки новые», «Стражи Галактики-2», «Выживший», «Гоголь. Страшная месть» и другие громкие проекты последних лет.




Анимация

Анимационный контент ожидаемо собирает у экранов юных зрителей (43% предпочтений в группе 4-17). Впрочем, полнометражные мультипликационные фильмы с удовольствием смотрят и взрослые — «Зверопой», «Как приручить дракона — 2», «Гадкий я — 3», «Монстры на каникулах — 2». Среди анимационных сериалов лидирующие позиции в рейтинге занимают «Лунтик», «Три кота», «Мимимишки» — конечно, здесь процент взрослой аудитории (в которую входят родители) ниже, чем у полного метра.

Интересно, что анимация собирает хорошие рейтинги на каналах, которые в целом не специализируются на показе этого жанра. Например, показатели Рен-ТВ заметно возрастают в период трансляции мультфильмов студии «Мельница» и «СТВ».




Документалистика

Неигровой жанр занимает сейчас всего 5% в вещании, и наибольший интерес у зрителей документальные проекты, а не фильмы. «Гадалка» на ТВ 3, «Еда живая и мертвая» и «Основано на реальных событиях» на НТВ, а также «Засекреченные списки» на Рен ТВ.

Десктопы и телефоны


Согласно данным панельного исследования компании Mediascope, прирост аудитории, которая смотрит телевизионный контент на вторых экранах (компьютерах и мобильных устройствах) больше среди молодой аудитории. Причем в исследовании учитываются несколько типов просмотров: live (в тот же день) и playback (2-7 дней после эфира).

Специалист компании Mediascope Лусинэ Курдоглян на конференции World Content Market / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Специалист компании Mediascope Лусинэ Курдоглян на конференции World Content Market / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

Популярнее всего новостные блоки и спортивные мероприятия, которые важно посмотреть «здесь и сейчас» или не смотреть вовсе. А в категорию «отложенного просмотра» попадают реалити-шоу — жанр, которому в целом свойственен просмотр на вторых экранах по всему миру. Показ сериалов также добавляет большие проценты в эти форматы просмотра. Например, некоторые серии «Чернобыль. Зона отчуждения» (не путайте с проектом HBO) добавляли больше 50% к аудитории на десктопах. А телесериалы и развлекательные шоу на каналах ТНТ и Супер довольно весомая часть аудитории смотрит на мобильных устройствах.
 

Тематическое ТВ


Среди прочего Ольга и Лусинэ успели рассказать об аудитории тематического ТВ, которая растет на протяжении последних лет. Каналы в исследовании разделены на группы: детские, кино и сериалы, музыкальные, развлекательные, новостные, спортивные. В отдельные категории попали религиозные, социально-политические, телемагазины и эротические. Примерно 77% тематического ТВ приходится на три жанра: кино и сериалы, детские и познавательные.




Суммарная доля аудитории тематического ТВ выросла с 6,3% (2008/2009 гг.) до 21,4% (2018/2019), и темпы роста продолжают расти.

В оценке этого вида контента телеканалы должны учитывать не только пол, возраст, но и показатели трудовой занятости населения. Зрительские предпочтения к тем или иным тематическим каналам колеблются в зависимости от времени суток. Детские, новостные каналы и телемагазины больше смотрят в утреннее время, кино и сериалы одинаково в течение всего дня, познавательный и спортивный контент — в прайм-тайм.

Что же касается обзора всей картины по регионам, статистика показывает, что жители удаленных от центрального округа городов в среднем тратят больше времени на просмотр ТВ. В центральном округе среднее время просмотра в сутки составляет 3 часа 40 минут, а на Дальнем Востоке — 4 часа 26 минут. При этом основные предпочтения по сериалам, фильмам и развлекательным передачам не отличаются.
 

Обложка: специалист компании Mediascope Лусинэ Курдоглян на конференции World Content Market / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 3896
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 3035
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2465
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее