Слова

«Мы были готовы повторять сцену по пятнадцать раз»

Оператор стедикама Крис Хаархофф о съемках фильма Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Бёрдмэн», изнурительных репетициях и командной работе

  • 6 января 2015
  • 4802

Если вы уже видели фильм Алехандро Гонсалеса Иньярриту, где Майкл Китон в роли Риггана, актера, готовящегося сыграть в бродвейском шоу, вы уже знаете, что магия «Бёрдмэна» в игре внутри игры. Если еще не видели, то знайте, что на протяжении 113 минут фильма все выглядит, словно одна камера постоянно выделывает пируэты – такая съемка захватывает не меньше самого повествования.
 
Конечно, главное – сюжет. Смотреть на Китона, раскрывающего историю побед и поражений Риггана, так уже увлекательно, как смотреть на котиков в интернете. То же можно сказать об Эдварде Нортоне в роли Майка Шинера. Очаровательны и юмор Зака Галифианакиса в роли Джейка – лучшего друга и продюсера Риггана, и Сэм – дочь Риггана, недавно вышедшая из реабилитационного центра в исполнении Эммы Стоун.

Кадр из фильма «Бёрдмэн»
Кадр из фильма «Бёрдмэн»
 
Но настоящий восторг вызывают режиссура Иньярриту, операторская работа Эммануэля Любецки, работа Кевина Томпсона в продакшене, работа звукооператоров Брендана О’Браяна и Адама Санчеза, цветокоррекция Стива Скотта и Шарлиз Баннаг и труд других членов творческой команды, благодаря которой фильм увидел свет.
 
В интервью «Sound & Picture» оператор стедикама Крис Хаархофф рассказал о сьемках фильма.
 
— Это было потрясающе с самого начала. До съемок в Нью-Йорке, которые длились 30 дней, вся команда усиленно репетировала в Лос-Анджелесе. Мы продумали совершенно все. Например, для сцены диалога в коридоре были размечены двери, локационные особенности. Если мы обнаруживали, что коридор следует расширить для съемки, то немедленно направляли эту информацию монтажерам сцены в Нью Йорк, чтобы все в точности соответствовало тому, что мы пытаемся сделать в Лос-Анджелесе.
 
На съемках фильма «Бёрдмэн»
На съемках фильма «Бёрдмэн»
 
Для съемок камеры Arri Alexa XT M и Alexa XT были оборудованы объективами Leica Summilux-C или Zeiss Master Primes. С камер было снято совершенно все, не было даже компендиума.
 
— Мы убрали все, чтобы можно было быть максимально близко к актерам, держа свет за камерой.
 
Во время репетиций в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке Хаархофф узнал, что Иньярриту и Любецки предпочитают 18 мм объективы, особенно в крупных планах.
 
— До этого мы пробовали 21 мм объективы в сцене, когда один из актеров получил по голове упавшей осветительной арматурой, но и это не дало той близости, которую хотел Алехандро. Сошлись на том, что взяли 18 мм. Это окупилось сполна. 

Кадр из фильма «Бёрдмэн»
Кадр из фильма «Бёрдмэн»

Почти для всех стедикамов и ручных камер использовалась 18 мм Leica. Изредка, когда нужно было что-то подчеркнуть, использовался 14 мм. Хаархоф вспоминает, что работать с Любецки, или «Чиво», было приятным делом.
 
— Чиво сделал всю работу ручной камерой. Он и Алехандро очень творческие и совершенно конкретные, они на короткой ноге друг с другом и хорошо работают вместе. Когда я чувствовал, что нужно изменить механику сцены, я обычно обсуждал это с Чиво, а уже Чиво обсуждал это с Алехандро.
 
Оператор стедикама работал в тесном сотрудничестве с художником-постановщиком Кевином Томпсоном.
 
— Мы отлично сотрудничали, когда Кевину приходилось делать ступеньки чуть шире для моих ног или создавать дополнительное место в тесном углу сцены, построенной в Kaufman Astoria Studios в Куинс. Мы тратили время в Лос-Анджелесе на репетиции постановок и диалогов, чтобы укладываться в положенное время, прежде чем поехать в Нью-Йорк на две дополнительные недели репетиций. На самом деле у нас была совершенно замечательная вторая команда монтировщиков сцены. Они изучили сценарий вдоль и поперек, что позволило нам отутюжить все детали до того, как за них принялась первая команда. Они действительно сделали все, что могли.
 
Съемки фильма "Бердмэн"
На съемках фильма «Бёрдмэн» 

Когда производство началось в Нью-Йорке, большая часть сцен была снята в настоящем бродвейском театре «St. James» на Таймс Сквер. Команда начинала репетировать с дублерами и проходила сцену четыре или пять раз, прежде чем переходила к первому составу.
 
— Мы все действительно были готовы к тому, чтобы повторять все это раз по пятнадцать. Это был такой танец, в котором каждый хотел достичь максимума в один и тот же момент. 
 
Сцены, построенные в Kaufman Astoria Studios, были «закулисьем», вроде театральных коридоров или гримерки Риггана. Томпсону нужно было создать коридоры заданной длины с определенным количеством поворотов. По ходу повествования, с эволюцией поведения Риггана, коридор в его комнату уменьшается, а потолки становятся ниже. Снимать внутри гримерки было проблематично из-за обилия зеркал, но Иньярриту не стал беспокоиться об отражениях, он сделал это визуальным эффектом съемки.
 
— Было очень много сцен, где нам приходилось работать между зеркалами, но большую часть времени мы перемещались между актерами. Нашей задачей было снимать так, как это хотел видеть Алехандро, а не пытаться что-то сделать по-своему.
 
На съемках фильма «Бёрдмэн»
На съемках фильма «Бёрдмэн»

— В фильме есть сцена: камера следует за Сэм и Майком, пока они спускаются с крыши, где они играли в «Верю – не верю», в пространство за сценой, где расположен выход. После того, как они некоторое время целуются, камера перемещается из-за сцены наверх на этаж, где играет Ригган. Для перемещения между двумя высотами мы использовали головку Libra, создавая эффект подъема камеры. Кроме сцены, в которой Ригган летает по городу, вероятно, только здесь мы использовали что-то механическое для съемки.
 
На Таймс-Сквер группе предстояло за пару дублей снять веселую сцену бега Риггана в нижнем белье.
 
— Алехандро хотел, чтобы Таймс-Сквер был переполнен, так что мы выбрали «горячее» время – вечер пятницы. У нас была группа на заднем плане, чтобы отвлекать публику, и около шестидесяти человек, которых мы могли контролировать. В принципе, мы знали, что мы делаем, поэтому смело выпустили Майкла Китона для пробежки по Таймс-скверу. Это Нью-Йорк, так что парень в нижнем белье – не такое великое дело. Мы сняли первый раз, сказали Майклу Китону повторить. В фильме вы видите как раз второй дубль.



Источник: «Sound & Picture» 
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 провальных фильмов, ставших культовой классикой

Не все картины могут оценить по достоинству сразу после выхода, иногда на признание труда авторов уходят годы. Вспоминаем несколько таких случаев: чем оборачивается провал, почему фильмы бывают непонятны и из-за чего взгляды публики могут меняться

  • 22 октября
  • 1982
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1870
Практика

Как выбрать соотношение сторон

Кинематограф уже долго использует разные форматы изображения, но что они значат для современных режиссеров и операторов? Ниже — несколько советов, которые помогут вам ориентироваться в соотношениях сторон  

  • 16 октября
  • 1737
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

  • 10 октября
  • 1660
Практика

Мастер: Гаспар Ноэ

К выходу «Экстаза» разбираем уникальный стиль Гаспара Ноэ, некогда возведший его в ранг главных мировых кинохулиганов и провокаторов: экспериментальная драматургия, дезориентирующая камера, цветной свет, психоделические титры, POV и порно со слезами на глазах

  • 12 октября
  • 1457
Практика

Как это снято: «Земляничная поляна»

60 лет назад Ингмар Бергман снял одну из самых важных картин не только в своей фильмографии, но и в мировом кино вообще. Что делает эту ленту значительной: исповедальность, символизм, последняя роль Виктора Шестрема, живопись экспрессионизма, а также экранизация кошмара

  • 15 октября
  • 1377
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее