Слова

Нужен ли в клипе сюжет?

Что роднит музыкальные видео с авторским кино и можно ли построить гениальный клип на видах из окна поезда: российские сценаристы и режиссеры — о том, насколько важны в клипах драматургия и внятная история


Алексей
Сашин

Евгений
Корчагин

Алена
Михайлова

Евгений
Пекач

Клип — это короткий видеоряд, который призван оттенить песню, выпятить ее. Как минимум — проиллюстрировать. По сути, это реклама, цель которой — небанально навязать зрителю песню и артиста, исполняющего ее.

Если песня — безусловный хит, с роликом можно сильно не париться. Достаточно концертного или псевдо-концертного ролика. Так, например, поступила группа Radiohead со своей лучшей песней «Creep». В кадре отчаянно поет харизматичный вокалист, а харизматичный гитарист разгоняет свой инструмент. И все: сотни миллионов просмотров на ютубе.
 
Клип группа «Radiohead» — «Creep»

С «Hey Jude» или «All You Need Is Love» — та же история. К этим песням Beatles клипов, как таковых, не было, но их снятые на телевидении выступления даже сейчас вызывают мурашки. Сколько харизмы, сколько музыки!

Но если изначально песня — средняя, клип с крепким сюжетом может реально вытащить ее на пик хит-парадов. Так произошло, например, с песней «Дорожная» группировки «Ленинград». Никогда в жизни этот номер не стал бы настолько популярен, если бы не ролик — небанальный, яркий, конфликтный, сюжетный. По сути, перед нами настоящий короткометражный фильм, который хочется пересматривать!

Также случилось и с песней группы «Браво» — «Это за окном — рассвет», в которой тоже есть сюжет, разыгрываемый музыкантами «Браво» и артистами «Квартета И». Моя девятилетняя дочка, увидев этот ролик, заявила, что вокалист группы — ее герой рок-н-ролла.
 
Клип группы «Браво» — «Это за окном — рассвет»

Меня как меломана клипы не сильно волнуют. Была бы классная музыка. Но, как сценариста, меня привлекают музыкальные клипы с сюжетом, с историями. Мне нравятся простые сюжеты с юмором и одним сюжетным поворотом. Как, например, клип группы Muse на песню «Plug in Baby», в которой прекрасные девушки-модели, в конце концов, оказываются холодными роботами, буквально начиненными проводами. Большего клипу и пожелать нечего. Серьезно! Наличие девушек в сюжете (ну, и в кадре!) я считаю необходимым.
 
Клип группы «Muse» — «Plug in Baby»

На что был бы похож клип группы Oasis — «Don’t Look Back In Anger», не будь там красавиц, артикулирующих припев? Серьезные музыканты, поющие с серьезными лицами, встав в ряд… Это скучно. А вот девушки — никогда!

Однажды я помогал группе «Старый приятель» в работе над синглом. Это отдельная история о крушении надежд. Но, как бы то ни было, были сняты два клипа, один из которых делал я. Так получилось, что музыканты, артисты и оператор уже приехали на съемку, когда режиссер позвонил и сказал, что у него никак не получается приехать. Пришлось командовать парадом сценаристу (мне).

Песня называлась «Разделась». Это — среднего уровня рок-н-ролл, в котором лирический герой упрекает свою музу в измене. Исходя из этого, а также из того, что в группе четыре парня, в клипе появились четыре красивые актрисы. Каждого музыканта было решено снимать по отдельности. Им поручили максимально точно сыграть (и спеть!) свою партию, не отвлекаясь ни на что.
 
Клип группы «Старый приятель» — «Разделась»

Актрис, каждой из которых досталось по музыканту, я попросил всячески отвлекать парней от бас-гитар и барабанных палочек. Получились четыре маленькие сюжета о том, что девушки любят музыкантов, а те — свой инструмент. Замиксовав эти сюжеты между собой, мы получили клип, в котором есть конфликт, не загораживающий, а подчеркивающий песню.

По моему мнению, цепляющая мелодия и харизма музыкантов уже делают из клипа клип. Но если добавить сюжет — ну, хотя бы конфликт! — будет что-то большее. Если повезет, то — искусство.
Наверх
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Обложка: Joel Muniz

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Влияние живописи на кинокостюм

Почему художники по костюмам обращаются к живописи? С какими проблемами они могут столкнуться, берясь за костюмный фильм или байопик? Разбираем на примере картин «Опасные связи», «Дракула Брэма Стокера», «Фрида» и других

13 августа 14081
Мнение

Что не так с фильмом Квентина Тарантино «Однажды в… Голливуде»

Мы одними из первых посмотрели новый фильм Квентина Тарантино «Однажды в… Голливуде» и поняли, что с ним (с режиссером, сценаристом, актерами и с самим кино) что-то не так. Пытаемся разобраться в чем подвох. Внимание: в статье полно чудовищных спойлеров!

8 августа 13790
Практика

Костюмы в фильмах Квентина Тарантино

Почему банда грабителей в «Бешеных псах» носит черные костюмы, отчего у героини Умы Турман из «Криминального чтива» короткие брюки, а в «Убить Билла» — желтый спортивный костюм, рассказывает художник по костюмам Ирина Жигмунд

4 августа 5133
Практика

Приемы: Правило третей

Правило третей – это базовый композиционный прием в живописи, фотографии и кинематографе. Мы рассмотрим, как эффективно его использовать для создания идеального кадра и сочетать с другими художественными приемами

5 августа 4070
Практика

«Однажды в... Голливуде»: как декорации, свет и цвет вернули атмосферу 1960-х

Воссоздание локаций, которых уже нет, и искусственно состаренные кадры для фильма в фильме. Как проходила работала над новой картиной Квентина Тарантино «Однажды в...Голливуде», которая стала оммажем великому кинематографу 1960-х 

3 августа 3323
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее