Практика

О чем говорит цвет костюма в кино?

В современном кинематографе цвет костюма всегда неслучаен: он раскрывает характер героя, рассказывает о его взаимоотношениях с другими персонажами, создает настроение сцены и привлекает внимание к драматургически важным моментам. Обо всем этом читаем в статье


Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 

Цвет костюма и драматургия


Любой художник, обдумывая цветовое решение костюмов, в первую очередь отталкивается от сценария и жанра фильма. У комедии и триллера вряд ли будет одинаковое колористическое решение. «Цвет в работе над образами должен слиться с драматургией сценария, не разрушая, а наоборот, усиливая и выявляя основные ее мысли», — пишет Лидия Юльевна Нови.

Кадр из фильма «Мария-Антуанетта» (2005) / Фото: Columbia Pictures; Кондитерская Laduree / Фото: Laduree
Кадр из фильма «Мария-Антуанетта» (2005) / Фото: Columbia Pictures; Кондитерская Laduree / Фото: Laduree

После прочтения сценария каждый художник по костюмам выделяет ключевые черты характера персонажей и те эмоции, которые они испытывают. Это позволяет выбрать соответствующие цвета, которые наиболее полно раскрывают перед зрителем происходящее на экране. Простейший пример — фильм «Мария-Антуанетта» Софии Копполы. Художник по костюмам Милена Канонеро одевает главную героиню в нарядные шелка рокальных цветов (известно, что источником вдохновения послужила коробка миндальных пирожных — макарон от Laduree), но в последних драматических сценах сгущает ее цвет костюма до тревожных черно-синих тонов.

Кадр из фильма «Мария-Антуанетта» (2005) / Фото: Columbia Pictures
Кадр из фильма «Мария-Антуанетта» (2005) / Фото: Columbia Pictures

Разрабатывая цвет костюмов, художник по костюмам должен:
  • учитывать авторское режиссерское колористическое видение картины;
  • отразить драматургические линии, заложенные в сценарии;
  • раскрыть через цвет характер персонажа, его эмоциональное состояние и его развитие;
  • связать героя по цвету с другими персонажами фильма и массовкой;
  • брать во внимание цветовое решение декорации;
  • разрабатывать цвет костюма на крупном и общем планах;
  • помнить об изменении цвета в зависимости от освещения или последующей цветокоррекции и т.д.


Цвет как драматургический акцент


Сначала поговорим про силу воздействия цвета. Ведь часто именно одно яркое цветовое пятно влияет на впечатление от сцены или даже от целого фильма. Все знают историю с раскрашенным покадрово вручную флагом на «Броненосце „Потемкине“» (цвет революционного флага очень кстати совпал с самым сильным цветом палитры) режиссера Сергея Михайловича Эйзенштейна.

Кадр из фильма «Броненосец „Потемкин“» (1925) / Фото: Первая кинофабрика «Госкино»
Кадр из фильма «Броненосец „Потемкин“» (1925) / Фото: Первая кинофабрика «Госкино»

Этот кадр стал высшей точкой «золотого сечения» фильма — «в ней оказывается красный флаг; в ней чёрно-серо-белая световая гамма фотографий внезапно перебрасывается в другое измерение — в раскрашенность, в цвет. Световое изображение становится цветовым», — писал режиссер в своей статье о «золотом сечении» в книге «Неравнодушная природа». Эйзенштейн много размышлял о продуманном использовании цвета в кино, считая, что он — эффективное и необходимое средство образной, смысловой, драматургической характеристики сюжетного действия.

Еще один известный пример использования цвета в монохромном изображении, усиливающим драматизм фильма, — красное пальто еврейской девочки из фильма «Список Шиндлера».

Кадр из фильма «Список Шиндлера» (1993) / Фото: Universal Pictures
Кадр из фильма «Список Шиндлера» (1993) / Фото: Universal Pictures
 

Цвет костюма как часть режиссерской концепции


Не только Эйзенштейн (которому, к сожалению, удалось снять только один цветовой эпизод «Пир опричников» во второй серии фильма «Иван Грозный»), но и многие другие режиссеры ищут свой индивидуальный подход к цвету.

«Когда я пришла на собеседование с режиссером фильма „Маленькая принцесса“ (1995) Альфонсо Куароном, тот сказал, что хочет сделать фильм полностью в зеленой гамме, — вспоминает художник по костюмам Джудианна Маковски, — „Непростая задача, — ответила я. — Зеленый — как черный или белый: это одновременно холодный и теплый цвет“. Видимо, этот комментарий помог мне получить работу, так как никто из художников больше не любит зеленый цвет. Основная сложность заключалась в том, чтобы этот мир выглядел реальным, а не мультяшным».
Кадр из фильма «Маленькая принцесса» (1995) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Маленькая принцесса» (1995) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Маленькая принцесса» (1995) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Маленькая принцесса» (1995) / Фото: Warner Bros.

Или еще один пример интересного сотрудничества художника и режиссера — фильм «Повар, вор, его жена и ее любовник». Питер Гринуэй задумал менять цвета костюмов персонажей в зависимости от того, в какой комнате они находятся. Палитра кинокартины строилась на полотне Франса Халса «Банкет офицеров гражданской гвардии Святого Георгия» и, создавая костюмы к фильму, дизайнер Жан-Поль Готье должен был ему следовать, при этом сохраняя в костюмах индивидуальность каждого персонажа.

Кадр из фильма «Повар, вор, его жена и ее любовник» (1989) / Фото: Miramax
Кадр из фильма «Повар, вор, его жена и ее любовник» (1989) / Фото: Miramax
 

Цвет костюма как отражение взаимоотношений персонажей


Все взаимоотношения между персонажами фильма художник выражает в цветовых комбинациях. Находятся ли герои в конфликте или, напротив, их связывают дружеские, семейные или любовные отношения — все находит отражение в цвете костюмов.

Кадр из фильма «Головокружение» (1958) / Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Головокружение» (1958) / Фото: Paramount Pictures

Для демонстрации противоположных характеров, и для усиления напряжение внутри сцены часто используются контрастные цветовые сочетания. Например, в фильме «Головокружение» режиссер Альфред Хичкок разделил всех героев по цветам. Главный персонаж Скотти носит костюмы красных оттенков, означающих любовь и одержимость. У Маделен/Джуди это зеленый — цвет призрачности и иллюзорности, как и отсвет неоновой вывески в комнате Джуди, который окрашивает ее лиловое платье и саму девушку в зеленый цвет, то есть делает ее не той, кем она является. А вот в сцене в доме Скотти после спасения Маделен персонажи вдруг поменяли свои оттенки на противоположные, тем самым демонстрируя зрителям свои взаимные чувства. Даже нейтральный серый цвет костюмов Маделен/Джуди (которым так сопротивлялась исполнительница роли Ким Новак) имел смысл — Хичкок называл его «цветом тумана над Сан-Франциско, из которого вышла героиня».

Кадр из фильма «Головокружение» (1958) / Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Головокружение» (1958) / Фото: Paramount Pictures

Вспомним другой фильм — триллер Стэнли Кубрика «Сияние», ставший уже классикой. Художник по костюмам Милена Канонеро одела мать и сына в одежду одних и тех же цветов идентичной интенсивности, тем самым, во-первых, подчеркнув сильную родственную связь, во-вторых, отразив инфантильный характер героини Шелли Дюваль. Столкновение ярких контрастных цветов костюмов в первых сценах подсознательно вызывают у зрителя нервозность и напряжение, которое растет с каждой минутой.
Кадр из фильма «Сияние» (1980) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Сияние» (1980) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Сияние» (1980) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Сияние» (1980) / Фото: Warner Bros.

Цвет костюма как эволюция чувств персонажа


Показывая эволюцию чувств персонажа, художник по костюмам может понемногу вводить активный цвет через аксессуары и отделку. Например, в «Форме воды» главная героиня, уборщица Элайза вначале одета в одежду серых, грязных тонов. «Когда мы впервые видим Элайзу, она почти незаметна, не может говорить, поэтому мы думаем, что она не способна к общению, — говорит художник по костюмам фильма Луис Секейра, номинированный за эту работу на „Оскар“, — Но она может общаться. И после того, как героиня влюбляется в человека-амфибию, она начинает носить красный свитер, красное пальто, что-то красное в волосах, демонстрируя этим свою страстную натуру. Этот красный становится частью истории. Цвет всегда такой — он рассказывает о внутренней жизни персонажа».
Кадр из фильма «Форма воды» (2017) / Фото: Fox Searchlight Pictures

Кадр из фильма «Форма воды» (2017) / Фото: Fox Searchlight Pictures

Кадр из фильма «Форма воды» (2017) / Фото: Fox Searchlight Pictures

Кадр из фильма «Форма воды» (2017) / Фото: Fox Searchlight Pictures

Проблемы использования цвета в костюме


Цвет в картину всегда вводится сознательно, но что делать художнику по костюмам, если нужно использовать форму или униформу, за которой закреплены определенные цвета, которые никак не вписываются в колористическую концепцию фильма? Тут он волен отойти от «правды жизни» к «правде кино». Интересную историю рассказала Лидия Юльевна Нови о работе над фильмом «Бег».

Кадр из фильма «Бег» (1970) / Фото: «Мосфильм»
Кадр из фильма «Бег» (1970) / Фото: «Мосфильм»

«При разработке цветового решения кинофильма „Бег“ вся первая серия была задумана монохромной с отдельными цветовыми ударами. Такое решение творческой группы, обусловленное драматургией вещи, было необходимо, чтобы создать настроение безликости, безысходности и обреченности отступающей белой армии и потока гражданских беженцев, спасающихся от революции. Основным цветовым пятном сцен перехода Сиваша должно было стать Красное знамя. Но в форме красноармейцев того времени также присутствует красный цвет. Такого цвета были звезды на буденовках и „разговоры“ на шинелях пехоты. Чтобы эти цветовые пятна не мешали основному цветовому пятну, нужно было очень точно подобрать цвет для звезд и „разговоров“. И оказался он вовсе не похожим на подлинный красный. На экране же найденные цвета смотрятся убедительно и точно отвечают поставленной задаче». Лидия Юльевна приглушила не только цвет формы Красной армии, но и лычки, выпушки шинелей белогвардейцев, что не отвлекает зрителя от игры актеров и дает сконцентрироваться на истории.

Кадр из фильма «Бег» (1970) / Фото: «Мосфильм»
Кадр из фильма «Бег» (1970) / Фото: «Мосфильм»

Художник по костюмам потому и называется «художником», что умеет чувствовать цвет, работать с ним, создавать на экране через цветовые пятна художественное полотно, в котором отражены все эмоции персонажей. И, прежде чем зритель увидит лицо актера или оценит крой его костюма, он, пусть подсознательно, обратит внимание именно на цвет, который с первых минут задаст ему нужное настроение, погружая вглубь киноистории.
 

Обложка: кадр из фильма «Форма воды» (2017) / Fox Searchlight Pictures

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Тест

Тест: знаете ли вы советское и российское телевидение?

В начале октября 1931 года на территории СССР начинаются регулярные передачи «движущихся изображений» (телевидения). Во что это вылилось, мы прекрасно знаем. Но насколько хорошо вы знаете историю отечественного ТВ?

2 октября 8587
Обзоры

6 великих режиссеров без кинообразования: от Кубрика до Тарантино

Обращаемся к старому как мир спору: обязательно или нет профессиональное образование для успешной работы в кино? Вспоминаем знаменитых режиссеров-самоучек и смотрим, чем они компенсировали отсутствие лекций и диплома

29 сентября 2311
Практика

Драконы, армия мертвых, битвы: как создавались визуальные эффекты седьмого сезона «Игры престолов»

С каждым сезоном «Игра престолов» наращивала количество VFX-шотов и к седьмому — их стало уже 2106. Разбираемся, как создателям сериала удалось совместить реальность и графику незаметно для зрителя

4 октября 2231
Слова

«Сериал “ТРИАДА” можно назвать вторым сезоном “Измен”, но в другом жанре»

Сценарист, креативный продюсер сериала «ТРИАДА» (ТНТ) Дарья Грацевич рассказала нам о том, кто несет ответственность за конечный результат в производстве сериалов, что такое «женское гетто» в российском юморе и как ее сценарии заманивают лучших российских актрис на проекты

3 октября 1856
Тенденция

Когда умрет телевидение

Уменьшается ли зрительская аудитория каналов или, наоборот, растет? Действительно ли традиционному телевидению угрожает интернет? Об этом рассуждает заведующий отделом телевидения «Комсомольской правды» Сергей Ефимов — специально для tvkinoradio.ru

1 октября 1724
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее