Практика

Как снять кино на смартфон: первые шаги

Можно ли использовать вместо штатива коробку из IKEA, какие приложения выбрать для съемки и монтажа мобильного видео, как быстрее всего попасть на фестивали, и многое другое, что мы узнали на мастер-классе оператора и режиссера Артура Михеева


Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Кино — это не про камеру, а про эмоцию


Снятые на мобильный телефон фильмы активно завоевывают себе нишу в большом кино. Примеры тому — «Не в себе» и «Птица высокого полета» Стивена Содерберга, «Мандарин» Шона Бейкера, короткометражки «Снег, пар, железо» Зака Снайдера и «Detour» Мишеля Гондри. Из известных российских фильмов, снятых на мобильный телефон — «Фагот» Бориса Гуца.

Я часто доказываю коллегам, что кино как вид искусства — оно не про камеры, а про манеру подачи. В фотографии автор передает эмоцию при помощи статичного изображения, фильм — это та же эмоция, только в движении. Поэтому не обязательно снимать кино на камеру.
 
Короткометражный фильм «Снег, пар, железо» Зака Снайдера

Еще один стереотип: хороший контент — значит дорогой, для съемок нужно много «железок» и сопутствующего оборудования. Я как бывший телевизионщик ответственно заявляю: это не так. Зачастую необходим только грамотный подход. Почти все современные смартфоны хорошо снимают, поэтому только от вас зависит, насколько классным получится ваш фильм.

Конечно, если вы позовете художника или колориста и покажете им подряд два кадра, с профессиональной камеры и с iPhone, во втором они увидят множество огрехов. Но не забывайте, что ваш фильм будут смотреть обычные люди, которые ничего не понимают в видеосъемке и не знают про баланс белого: приходят подростки в кинотеатр — и им либо нравится кино, либо нет. А с помощью телефона вы можете передать на экране те же самые эмоции, что и при съемке на профессиональную камеру.

Артур Михеев, оператор и режиссер / Фото: Юлия Шиманская
Артур Михеев, оператор и режиссер / Фото: Юлия Шиманская

У телефона есть важные плюсы: он портативный, незаметный и всегда с собой. Каждый, кто когда-нибудь снимал в общественном месте, знает: окружающие не воспринимают смартфон как камеру, поэтому никто банально не обращает на вас внимания. Как правило, кино — это совокупность труда творческих и талантливых людей, собравшихся на съемочной площадке. Но вы можете снимать и в одиночку.
 

Аксессуары


Самый важный инструмент для любого оператора — это штатив. Купите видеоштатив, если только начинаете снимать видео на смартфон. Как отличить видеоштатив от фотоштатива? У видеоштатива плавно ходит голова.

Фото: Martin Appleby
Фото: Martin Appleby

Конечно, вместо штатива вы можете использовать любые предметы, которые есть под рукой, например, коробку из IKEA, кафельную плитку или книгу. Другое дело, что в случае с коммерческой съемкой заказчику важно понимать, что вы тратите его деньги на профессиональное оборудование, а не занимаетесь кустарничеством. Помните также о свете: он необходим любой камере. Понятно, что светильника, который висит у вас в офисе или в квартире не хватит для полноценной съемки.

Чем меньше камера — тем сильнее тряска. Маленький вес телефона становится минусом в момент съемки. Многие используют плечевой упор, чтобы утяжелить телефон и тем самым сделать движения более плавными. Некоторые покупают также электронные стабилизаторы, которые стоят несколько дороже. Среди производителей стабилизаторов, советую три бренда: DJI, Moza и JL.

Артур Михеев, оператор и режиссер / Фото: Юлия Шиманская
Артур Михеев, оператор и режиссер / Фото: Юлия Шиманская

Но помните, что устройства не снимут фильм за вас. Оператор — вы, а не камера и не стабилизатор. Поэтому если вы только начинаете снимать, тренируйтесь осуществлять с камерой простые движения. Чтобы стабилизировать изображение, перемещайтесь на полусогнутых ногах, зафиксировав тем самым верхнюю часть своего тела. Это забавно смотрится со стороны (особенно если вы снимаете в публичном пространстве), но снятое вами видео выглядит при этом более профессиональным. Анализируйте, получается у вас или нет, и делайте работу над ошибками. Не вешайте «железки» пока не научитесь снимать.
 

Мобильные приложения для съемки


Артур Михеев, оператор и режиссер / Фото: Юлия Шиманская
Артур Михеев, оператор и режиссер / Фото: Юлия Шиманская

При съемке на смартфон не стоит использовать стандартные приложения камер: они не дают правильно настроить параметры видео, и «на выходе» сильно ухудшают его качество. Есть пара хороших приложений для съемки видео, которые я хочу посоветовать.

FiLMIC Pro — самая удобная программа для съемки видео на смартфоне. Она есть и на Android, и на iOS; все озвученные выше популярные картины были сняты именно на FiLMIC Pro. Правда, по меркам мобильного приложения, FiLMIC Pro стоит достаточно дорого. Ключевое преимущество другой программы, Pro Movie (есть только на iOS) — это небольшая цена.


Интерфейс приложения FiLMIC Pro

И в FiLMIC Pro, и в Pro Movie вы можете настроить фокус, выставить shutter, ISO, баланс белого, разрешение и frame rate (для более «киношного» изображения выбирайте 24 кадра в секунду, или можете побаловаться со slow motion). Задайте хорошее качество съемки — и делайте с видео что угодно на этапе постпродакшна.

Что касается приложений для планирования съемок и раскадровок, рекомендую три:
 
  • Shot Designer,
  • Blocker,
  • Cine Tracer.

Первые два, к сожалению, есть только на iOS.
 

Мобильные приложения для монтажа


Два самых актуальных, на мой взгляд, приложения для монтажа мобильного видео — это LumaFusion и Adobe Premiere Rush. У LumaFusion множество преимуществ, включая три видео— и три аудиодорожки, отличный кеинг и цветокоррекцию, анимацию по ключевым кадрам. С LumaFusion можно монтировать и на iPad, что хорошо для тех, кто работает с видео вне дома и рабочего пространства. Приложение присутствует как на iOS, так и на Android.
LumaFusion / Фото: скриншот

LumaFusion / Фото: скриншот

Adobe Premiere Rush / Фото: скриншот

Adobe Premiere Rush / Фото: скриншот

Не так давно появилась мобильная «монтажка» Adobe Premiere Rush. Rush удобнее своего предшественника Adobe Premiere Clip, но с LumaFusion по своей функциональности оно соревноваться пока не может. Приложение интегрировано с Adobe Premiere, что достаточно удобно, если вы уже подключены к пакету Adobe. Пока что Adobe Premiere Rush вышел только на iOS, но в этом году появится и на платформе Android.
 

Продвижение фильма


Артур Михеев, оператор и режиссер / Фото: Юлия Шиманская
Артур Михеев, оператор и режиссер / Фото: Юлия Шиманская

Площадка filmfreeway.com — лучший способ отправить ваш фильм на фестивали по всему миру. Все просто: создаете аккаунт, загружаете фильм, скриншоты к нему, субтитры и постер. Потом в реальном времени наблюдаете, прошел ваш фильм, или нет. Большинство фестивалей платные, но недорогие: «входной билет» от 2 до 5 долларов.

Единственная проблема: чтобы заполнить анкеты на сайте и перевести субтитры, надо знать английский язык. Если вдруг с языком на «вы» и не можете перевести диалоги ваших героев художественно, поручите эту задачу кому-нибудь из ваших близких или друзей: отборщикам на фестивали действительно важно понимать, что происходит в вашем фильме. Субтитры можно наложить на видео в любой программе для монтажа.
 
 
Артур Михеев

Оператор и режиссер, эксперт в области мобильного кино и руководитель видеопродакшена One Side Media.
 
 
 

Обложка: Артур Михеев, оператор и режиссер / Фото: Юлия Шиманская

 

Комментарии

Комментариев: 4

mcpro24fps на андроиде круче чем filmic


FiLMIC Pro — Приложение несовместимо с вашим устройством
и это на далеко не самом плохом ксяоми. так что начать нужно было с того что далеко не каждый телефон вообще  подойдет…
ну и насчет монтажа на телефоне.. вообще не понимаю — зачем себя мучать?))) 
Aleksey Sergeevich
mcpro24fps на андроиде попробуйте. работает с лог, ручной фокус у вас скорее всего не заработает. У сяоми неполноценный API

Смотрите также

Популярное
Практика

Влияние живописи на кинокостюм

Почему художники по костюмам обращаются к живописи? С какими проблемами они могут столкнуться, берясь за костюмный фильм или байопик? Разбираем на примере картин «Опасные связи», «Дракула Брэма Стокера», «Фрида» и других

13 августа 19349
Мнение

Что не так с фильмом Квентина Тарантино «Однажды в… Голливуде»

Мы одними из первых посмотрели новый фильм Квентина Тарантино «Однажды в… Голливуде» и поняли, что с ним (с режиссером, сценаристом, актерами и с самим кино) что-то не так. Пытаемся разобраться в чем подвох. Внимание: в статье полно чудовищных спойлеров!

8 августа 17412
Практика

Разбираемся в теории кино. Часть 1

Теория кино (не путать с кинокритикой) — увлекательная дисциплина. С ее помощью вы легко сможете разобрать фильм или сериал на составные части, а также понять глубинные смыслы произведения, которые ускользают от обычного зрителя

9 августа 2906
Практика

Как это снято: «Бездна»

30 лет назад на экраны вышла одна из самых сложных и опасных в производстве картин в истории кино. Вспоминаем, как Джеймс Кэмерон затащил на дно целую съемочную группу: морская бездна на атомной электростанции, сложности подводных съемок, революция в CGI и крысы-герои

9 августа 2852
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее