Репортаж

Обновление ПК «Тонстудия»: зачем звукорежиссерам идти на «Мосфильм»

В начале 2019 года завершилась модернизация знаменитого ПК «Тонстудия» на Мосфильме. Это крупнейшая и наиболее оснащенная студия звукозаписи в России. Рассказываем подробнее о всех нововведениях


Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

«Тонстудия» всегда славилась изобилием оборудования. Ее услугами пользуются ведущие кинокомпании — как отечественные, так и зарубежные. На «Тонстудии» вы легко можете встретить знаменитых музыкантов, работающих там над новыми треками. Проще задаться вопросом, чего нет в парке оборудования, чем просить работников перечислить всю имеющуюся технику. Тем интереснее становится модернизация производственного комплекса.

На ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина
На ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина

К этому огромному техническому и технологическому преобразованию киноконцерн «Мосфильм» приступил в октябре 2018. Менее чем за полгода было реализовано множество интересных решений. Разрабатывать проект модернизации пригласили ведущих звукоинженеров, производителей звукового оборудования и технических специалистов киноконцерна.

Всем вовлеченным в процесс нужно было ответить на главный вопрос — чего действительно не хватает звукорежиссерам в работе и как сделать студию самой комфортной для работы.
 

Зачем нужна модернизация


О предпосылках и нюансах состоявшейся модернизации рассказывает Павел Дореули — звукорежиссер и активный участник процесса модернизации.

— Идея назревала давно. Время идет, подход к работе меняется, это требует новых технических решений. Мы все разрабатывали с нуля, так как готовый проект обновления студии в магазине не купишь.

Звукорежиссер и активный участник процесса модернизации Павел Дореули во время презентации в ПК «Тонстудия»  / Фото: Ольга Наседкина
Звукорежиссер и активный участник процесса модернизации Павел Дореули во время презентации в ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина

Мы собирали мнения различных звукорежиссеров, работающих у нас, опирались на собственный опыт, изучили рынок и заметили, что очень кстати фирма Avid выпустила серию консолей, которые позволяют управлять процессом не только во время монтажа, но и создавая премикс и делая финальную перезапись.

На ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина
На ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина

Так в производственном комплексе создается замкнутая экосистема, которая еще и позволяет быстро обучать специалистов работе в ней. А это значит, что теперь мы можем убрать «узких» специалистов. Не в том смысле, что они нам мешают. Просто можно перестать обучать людей работе на какой-то особенной консоли, ведь всегда важнее сконцентрироваться на творчестве. Сейчас, даже если вы ни разу не работали в нашей студии, то вы сможете обучиться и приступить к работе за минимальное время.

На ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина
На ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина

В наше время очень много монтажных студий небольших размеров, технически менее оснащенных. Люди привыкают к такому стилю работы и, когда приходят к нам и видят большую консоль, испытывают дискомфорт. Им хочется включить ProTools и делать все в нем — эта возможность у нас тоже есть.

Мы учли еще один важный момент — возможность самостоятельной переконфигурации студий. Теперь нам не нужно вызывать техников, специализирующихся на конкретном оборудовании. Сейчас все гибко, понятно и открыто.

На ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина
На ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина

Следующее нововведение — совершенно новая система хранения. Она позволяет работать с одного носителя, и не нужно транспортировать файлы на флешках и дисках. При нынешних весьма сжатых сроках производства — это очень важно. Скорости очень высокие — до 40 гигабит, без задержек. Так что, переходя из студии в студию, чувствуем себя абсолютно комфортно. Нужные файлы всегда под рукой.
 

Локальная сеть и ее преимущества


Новая локальная сеть внутри студии — одно из главных обновлений. О ее особенностях, а также о том, к чему еще это привело, рассказывает Андрей Егоров — руководитель ПК «Тонстудия»:

— При создании рабочей локальной сети нужно учитывать специфику не только рабочих мест, но и материалов, передающихся по сети и обрабатываемых локально. Мы очень внимательно отнеслись к этому вопросу, ведь иначе сеть будет работать плохо, либо не будет работать вообще.

Руководитель ПК «Тонстудия» Андрей Егоров во время презентации в ПК «Тонстудия»  / Фото: Ольга Наседкина
Руководитель ПК «Тонстудия» Андрей Егоров во время презентации в ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина

Когда компания Avid предложила нам решения в этой области, сразу появилась надежда, что это именно то, что мы искали. Ведь Avid уже больше 30 лет на рынке монтажных систем, и ее специалисты прекрасно знают материал, с которым работают, и знают о возможных неожиданностях, которые могут случиться в работе.

Но когда мы поставили перед ними задачу и озвучили количество рабочих мест, это сперва немного напрягло даже их. Они никогда не строили системы такого масштаба. Но через некоторое время после консультаций с голливудскими коллегами, они смогли реализовать все, что нам было нужно. Сейчас весь тракт работает без проблем, и мы очень довольны системой.

На ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина
На ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина

Что мы получили:
 
  • Общее хранилище файлов. Все наши клиенты могут хранить в нем свои проекты и получать к ним доступ из любой студии ПК «Тонстудия».
  • Одновременная работа. Над одним и тем же проектом может вестись работа сразу в нескольких студиях. Это очень удобно в условиях сжатого графика. Например, параллельно идет озвучание картины, создание шумов и так далее.
  • Передача HD-изображения. Это достаточно высокое качество для работы со звуком. Конечно, не 4K, но этого более чем достаточно. В студиях установлены яркие и четкие лазерные проекторы. Работать стало гораздо приятнее.
  • Внедрение сети потребовало и серьезной модернизации оборудования студий. Во-первых, потому что для работы с сетью потребовались новые рабочие станции последнего поколения и последнии версии программ. На студиях речевого озвучания мы установили современные консоли ADT, сделанные по нашему спецзаказу, с учетом всей эргономики, которая требуется звукорежиссерам.

На ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина
На ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина 
 

Работа с актерами


Более детально в устройстве студии озвучания нам рассказал Алексей Аптараули — ведущий инженер киноконцерна «Мосфильм».

— Для записи голоса мы в основном используем преампы Gordon 5-ой модели, а также есть преампы ADT. Чтобы минимально набирать всевозможные шумы при записи, предусилитель Gordon стоит максимально близко к микрофонам. Перед звукорежиссером расположен только цифровой контроллер, который позволяет настраивать все удаленно.

Ведущий инженер киноконцерна «Мосфильм» Алексей Аптараули / Фото: Ольга Наседкина
Ведущий инженер киноконцерна «Мосфильм» Алексей Аптараули / Фото: Ольга Наседкина

В этой студии есть возможность подключить до восьми микрофонов — это четыре входа на Gordon и четыре входа на ADT. После усилителей сигнал поступает в компрессор, а потом звук возвращается на фейдеры и раздается на наушники и так далее.
На ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина

На ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина

На ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина

На ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина

Консоль, установленная в студии — Avid S3. В перезаписи обычно устанавливается Avid S6, но там другие задачи — для записи речи S3 более чем достаточно. Рядом с пультом установлен очень удобный контроль раздачи сигнала. Вы можете оперативно менять каналы, которые подаются актеру в наушники или в комнату контроля. Вся матрица наушников и колонок у вас под рукой.

На ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина
На ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина

Если говорить о самом зале, то речевых студий такого размера в России больше просто нет. Здесь установлен мощный лазерный проектор, сделана полноценная шумоизоляция, комната отделена. Актеры здесь могут побегать, позаниматься спортом — это часто бывает необходимо для того, чтобы снова войти в состояние, в котором они пребывали во время съемок. Размеры помещения также позволяют писать и шум толпы или другие массовые сцены.
 

Студия 6


Апгрейды коснулись и Студии 6. Теперь в ней установлена гибридная консоль, состоящая из двух частей. Ранее там стояла полноразмерная консоль Harrison, сейчас от нее осталась только половина. Вторую половину стола занимает Avid S6. Такой гибрид позволяет использовать наиболее сильные стороны обеих консолей. В Harrison вы получаете очень гибкую коммутацию, роутинг, удобную панель управления мониторингом и, как утверждают некоторые звукорежиссеры, там «более правильная математика предсуммирования треков». А Avid S6 — позволяет работать в более гибкой среде виртуальной рабочей станции. Так что в этой студии допускаются оба стиля работы — как с помощью фейдеров, так и внутри компьютера с клавиатурой и мышкой.

На ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина
На ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина

Подробностями про оснащение Студии 6 поделился Виктор Шелякин — руководитель группы студий перезаписи и озвучания ПК «Тонстудия»:

— Avid S6 более понятна всем, кто привык работать исключительно в программе, либо с контроллерами. Консоль Harrison — выбор звукорежиссеров старой формации, привыкших работать в «аналоговом стиле». Проекты созданные на этой консоли нельзя унести из студии, так как вы сможете работать с ними только на этой консоли. C Avid S6 все наоборот — консоль полностью интегрирована в ProTools и созданный проект вы сможете открыть как дома, так и на консоли Avid другой модели.

Руководитель группы перезаписи и копировки ПК «Тонстудия» Виктор Шелякин / Фото: Ольга Наседкина
Руководитель группы перезаписи и копировки ПК «Тонстудия» Виктор Шелякин / Фото: Ольга Наседкина

Здесь может работать даже человек без опыта работы в большой студии — мы все объясним, покажем и поможем настроить. Бывает, звукорежиссеры не используют пульт вообще. Этот стиль работы мы тоже учли — клавиатура ProTools и мышь всегда к их услугам. При этом Avid S6, все равно «поможет» адаптироваться к работе с ним. Все ваши движения мышкой в ProTools пульт фактически будет повторять за вами.

На ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина
На ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина

Кстати, каждый желающий может поработать над своим проектом в студии «Мосфильма». Достаточно забронировать себе время, позвонив в диспетчерскую, номер которой вы найдете на странице ПК «Тонстудия» в интернете.

Подводя итог, стоит отметить — какими бы прекрасными специалистами вы ни были и какое замечательное техническое оснащение вас ни окружало — всегда есть куда расти и развиваться, чтобы не отставать от времени. И «Мосфильм» доказывает нам это на своем примере.
 

Обложка: на ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с фильмом «Оно 2»

Мы одними из первых посмотрели «Оно 2» —  продолжение первой части двухгодичной давности. Это и сиквел, и экранизация одного из самых известных романов «короля ужасов» Стивена Кинга, и римейк одноименного минисериала. Вроде, все правильно, но что-то не так. Разбираемся, что именно

7 сентября 4597
Слова

Как создавался сериал «Жуки»: от названия до цветокоррекции

Максим Пешков и Сергей Нотариус, авторы сериала «Жуки» (ТНТ), рассказали о прелестях и трудностях работы на натуре, выборе идеального названия для проекта, необязательности учебников по сценарному мастерству и каково это — работать над фильмом «на равных» с продюсером телеканала

5 сентября 3457
Обзоры

Главные сериалы этой осени

Главная примета любой осени — после летних каникул все бросаются смотреть новые сериалы или их новые выпуски. Производители не дремлют,  выдают нам все самые интригующие новинки с сентября по ноябрь. Так нам и надо, TV-хантерам!

12 сентября 2537
Обзоры

Camera! Action!: что происходит в российском кино

Лебедев и Эрнст экранизируют «Мастера и Маргариту», «Ленфильм» адаптирует сказку Андерсена «Огниво», а режиссер документального фильма «Про рок» готовит картину о «третьем возрасте»

4 сентября 2119
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее