Репортаж

Обновление ПК «Тонстудия»: зачем звукорежиссерам идти на «Мосфильм»

В начале 2019 года завершилась модернизация знаменитого ПК «Тонстудия» на Мосфильме. Это крупнейшая и наиболее оснащенная студия звукозаписи в России. Рассказываем подробнее о всех нововведениях

  • 6 мая
  • 1030
Артур Кулаков

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

«Тонстудия» всегда славилась изобилием оборудования. Ее услугами пользуются ведущие кинокомпании — как отечественные, так и зарубежные. На «Тонстудии» вы легко можете встретить знаменитых музыкантов, работающих там над новыми треками. Проще задаться вопросом, чего нет в парке оборудования, чем просить работников перечислить всю имеющуюся технику. Тем интереснее становится модернизация производственного комплекса.

На ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина
На ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина

К этому огромному техническому и технологическому преобразованию киноконцерн «Мосфильм» приступил в октябре 2018. Менее чем за полгода было реализовано множество интересных решений. Разрабатывать проект модернизации пригласили ведущих звукоинженеров, производителей звукового оборудования и технических специалистов киноконцерна.

Всем вовлеченным в процесс нужно было ответить на главный вопрос — чего действительно не хватает звукорежиссерам в работе и как сделать студию самой комфортной для работы.
 

Зачем нужна модернизация


О предпосылках и нюансах состоявшейся модернизации рассказывает Павел Дореули — звукорежиссер и активный участник процесса модернизации.

— Идея назревала давно. Время идет, подход к работе меняется, это требует новых технических решений. Мы все разрабатывали с нуля, так как готовый проект обновления студии в магазине не купишь.

Звукорежиссер и активный участник процесса модернизации Павел Дореули во время презентации в ПК «Тонстудия»  / Фото: Ольга Наседкина
Звукорежиссер и активный участник процесса модернизации Павел Дореули во время презентации в ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина

Мы собирали мнения различных звукорежиссеров, работающих у нас, опирались на собственный опыт, изучили рынок и заметили, что очень кстати фирма Avid выпустила серию консолей, которые позволяют управлять процессом не только во время монтажа, но и создавая премикс и делая финальную перезапись.

На ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина
На ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина

Так в производственном комплексе создается замкнутая экосистема, которая еще и позволяет быстро обучать специалистов работе в ней. А это значит, что теперь мы можем убрать «узких» специалистов. Не в том смысле, что они нам мешают. Просто можно перестать обучать людей работе на какой-то особенной консоли, ведь всегда важнее сконцентрироваться на творчестве. Сейчас, даже если вы ни разу не работали в нашей студии, то вы сможете обучиться и приступить к работе за минимальное время.

На ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина
На ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина

В наше время очень много монтажных студий небольших размеров, технически менее оснащенных. Люди привыкают к такому стилю работы и, когда приходят к нам и видят большую консоль, испытывают дискомфорт. Им хочется включить ProTools и делать все в нем — эта возможность у нас тоже есть.

Мы учли еще один важный момент — возможность самостоятельной переконфигурации студий. Теперь нам не нужно вызывать техников, специализирующихся на конкретном оборудовании. Сейчас все гибко, понятно и открыто.

На ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина
На ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина

Следующее нововведение — совершенно новая система хранения. Она позволяет работать с одного носителя, и не нужно транспортировать файлы на флешках и дисках. При нынешних весьма сжатых сроках производства — это очень важно. Скорости очень высокие — до 40 гигабит, без задержек. Так что, переходя из студии в студию, чувствуем себя абсолютно комфортно. Нужные файлы всегда под рукой.
 

Локальная сеть и ее преимущества


Новая локальная сеть внутри студии — одно из главных обновлений. О ее особенностях, а также о том, к чему еще это привело, рассказывает Андрей Егоров — руководитель ПК «Тонстудия»:

— При создании рабочей локальной сети нужно учитывать специфику не только рабочих мест, но и материалов, передающихся по сети и обрабатываемых локально. Мы очень внимательно отнеслись к этому вопросу, ведь иначе сеть будет работать плохо, либо не будет работать вообще.

Руководитель ПК «Тонстудия» Андрей Егоров во время презентации в ПК «Тонстудия»  / Фото: Ольга Наседкина
Руководитель ПК «Тонстудия» Андрей Егоров во время презентации в ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина

Когда компания Avid предложила нам решения в этой области, сразу появилась надежда, что это именно то, что мы искали. Ведь Avid уже больше 30 лет на рынке монтажных систем, и ее специалисты прекрасно знают материал, с которым работают, и знают о возможных неожиданностях, которые могут случиться в работе.

Но когда мы поставили перед ними задачу и озвучили количество рабочих мест, это сперва немного напрягло даже их. Они никогда не строили системы такого масштаба. Но через некоторое время после консультаций с голливудскими коллегами, они смогли реализовать все, что нам было нужно. Сейчас весь тракт работает без проблем, и мы очень довольны системой.

На ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина
На ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина

Что мы получили:
 
  • Общее хранилище файлов. Все наши клиенты могут хранить в нем свои проекты и получать к ним доступ из любой студии ПК «Тонстудия».
  • Одновременная работа. Над одним и тем же проектом может вестись работа сразу в нескольких студиях. Это очень удобно в условиях сжатого графика. Например, параллельно идет озвучание картины, создание шумов и так далее.
  • Передача HD-изображения. Это достаточно высокое качество для работы со звуком. Конечно, не 4K, но этого более чем достаточно. В студиях установлены яркие и четкие лазерные проекторы. Работать стало гораздо приятнее.
  • Внедрение сети потребовало и серьезной модернизации оборудования студий. Во-первых, потому что для работы с сетью потребовались новые рабочие станции последнего поколения и последнии версии программ. На студиях речевого озвучания мы установили современные консоли ADT, сделанные по нашему спецзаказу, с учетом всей эргономики, которая требуется звукорежиссерам.

На ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина
На ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина 
 

Работа с актерами


Более детально в устройстве студии озвучания нам рассказал Алексей Аптараули — ведущий инженер киноконцерна «Мосфильм».

— Для записи голоса мы в основном используем преампы Gordon 5-ой модели, а также есть преампы ADT. Чтобы минимально набирать всевозможные шумы при записи, предусилитель Gordon стоит максимально близко к микрофонам. Перед звукорежиссером расположен только цифровой контроллер, который позволяет настраивать все удаленно.

Ведущий инженер киноконцерна «Мосфильм» Алексей Аптараули / Фото: Ольга Наседкина
Ведущий инженер киноконцерна «Мосфильм» Алексей Аптараули / Фото: Ольга Наседкина

В этой студии есть возможность подключить до восьми микрофонов — это четыре входа на Gordon и четыре входа на ADT. После усилителей сигнал поступает в компрессор, а потом звук возвращается на фейдеры и раздается на наушники и так далее.
На ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина

На ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина

На ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина

На ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина

Консоль, установленная в студии — Avid S3. В перезаписи обычно устанавливается Avid S6, но там другие задачи — для записи речи S3 более чем достаточно. Рядом с пультом установлен очень удобный контроль раздачи сигнала. Вы можете оперативно менять каналы, которые подаются актеру в наушники или в комнату контроля. Вся матрица наушников и колонок у вас под рукой.

На ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина
На ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина

Если говорить о самом зале, то речевых студий такого размера в России больше просто нет. Здесь установлен мощный лазерный проектор, сделана полноценная шумоизоляция, комната отделена. Актеры здесь могут побегать, позаниматься спортом — это часто бывает необходимо для того, чтобы снова войти в состояние, в котором они пребывали во время съемок. Размеры помещения также позволяют писать и шум толпы или другие массовые сцены.
 

Студия 6


Апгрейды коснулись и Студии 6. Теперь в ней установлена гибридная консоль, состоящая из двух частей. Ранее там стояла полноразмерная консоль Harrison, сейчас от нее осталась только половина. Вторую половину стола занимает Avid S6. Такой гибрид позволяет использовать наиболее сильные стороны обеих консолей. В Harrison вы получаете очень гибкую коммутацию, роутинг, удобную панель управления мониторингом и, как утверждают некоторые звукорежиссеры, там «более правильная математика предсуммирования треков». А Avid S6 — позволяет работать в более гибкой среде виртуальной рабочей станции. Так что в этой студии допускаются оба стиля работы — как с помощью фейдеров, так и внутри компьютера с клавиатурой и мышкой.

На ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина
На ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина

Подробностями про оснащение Студии 6 поделился Виктор Шелякин — руководитель группы студий перезаписи и озвучания ПК «Тонстудия»:

— Avid S6 более понятна всем, кто привык работать исключительно в программе, либо с контроллерами. Консоль Harrison — выбор звукорежиссеров старой формации, привыкших работать в «аналоговом стиле». Проекты созданные на этой консоли нельзя унести из студии, так как вы сможете работать с ними только на этой консоли. C Avid S6 все наоборот — консоль полностью интегрирована в ProTools и созданный проект вы сможете открыть как дома, так и на консоли Avid другой модели.

Руководитель группы перезаписи и копировки ПК «Тонстудия» Виктор Шелякин / Фото: Ольга Наседкина
Руководитель группы перезаписи и копировки ПК «Тонстудия» Виктор Шелякин / Фото: Ольга Наседкина

Здесь может работать даже человек без опыта работы в большой студии — мы все объясним, покажем и поможем настроить. Бывает, звукорежиссеры не используют пульт вообще. Этот стиль работы мы тоже учли — клавиатура ProTools и мышь всегда к их услугам. При этом Avid S6, все равно «поможет» адаптироваться к работе с ним. Все ваши движения мышкой в ProTools пульт фактически будет повторять за вами.

На ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина
На ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина

Кстати, каждый желающий может поработать над своим проектом в студии «Мосфильма». Достаточно забронировать себе время, позвонив в диспетчерскую, номер которой вы найдете на странице ПК «Тонстудия» в интернете.

Подводя итог, стоит отметить — какими бы прекрасными специалистами вы ни были и какое замечательное техническое оснащение вас ни окружало — всегда есть куда расти и развиваться, чтобы не отставать от времени. И «Мосфильм» доказывает нам это на своем примере.
 

Обложка: на ПК «Тонстудия» / Фото: Ольга Наседкина

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

15 фильмов 72-го Каннского кинофестиваля: Тарантино, Джармуш, Рефн и Балагов

С 14 по 25 мая на Лазурном берегу вновь проходит Каннский кинофестиваль. Мы выделили полтора десятка самых любоптных и многообещающих новинок мирового авторского кино

  • 13 мая
  • 2730
Практика

Чем занимается режиссер

Почему чем меньше видно режиссера, тем лучше? Зачем постановщику лезть во все этапы кинопроизводства? Что такое творческий замысел и сколько нужно потратить времени и сил для его воплощения? И зачем тут сравнение с дирижером оркестра?

  • 14 мая
  • 2376
Практика

Как это снято: «Апокалипсис сегодня»

40 лет назад на Каннском кинофестивале одержала победу психоделическая антивоенная эпопея Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня». Лента вошла в историю кино как благодаря безусловным художественным достоинствам, таки и благодаря дикой истории создания. Подробнее обо всем — в нашей статье

  • 20 мая
  • 1911
Практика

Сложности режиссерской работы: как эффективно общаться с актерами

Независимый режиссер Джон Френсис МакКалла обсуждает техники, позволяющие актерам выкладываться на полную

  • 17 мая
  • 1874
Практика

Можно ли использовать простыни как низкобюджетные рассеиватели?

Если ваш бюджет на нуле, а вам нужен рассеянный свет, простыни могут казаться привлекательной альтернативой. Но так ли все просто, рассказывает оператор Льюис Макгрегор

  • 12 мая
  • 1823
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Джорджа Лукаса

Создатель «Звездных войн» и один из крупнейших мировых кинематографистов на днях отметил 75-летний юбилей, в честь чего предлагаем познакомиться с его списком must see картин

  • 19 мая
  • 1676
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее