Практика

Ателье «Оскара»: шляпа для героя

Мужская шляпа как часть костюма может многое рассказать о персонаже. Более того, некоторые головные уборы стали уже неотделимы от созданных актерами образов, как, например, потрепанный котелок чаплинского Бродяжки или элегантная федора Хамфри Богарта из «Касабланки». Но где приобретались эти шляпы? Об этом читайте в статье


Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Laboratorio Pieroni, Рим, Италия

 
 
Классические фильмы: «Чувство» (1954), «Смерть в Венеции» (1970), «Сатирикон Феллини» 1969, «Гибель богов» (1969), «Леопард» (1963), «Однажды на Диком Западе» (1968), «Ромео и Джульетта» (1968) и др.
 
 
Кадр из фильма «Смерть в Венеции» (1971) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Смерть в Венеции» (1971) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Чувство» (1954) / Фото: Lux Film

Кадр из фильма «Чувство» (1954) / Фото: Lux Film

Кадр из фильма «Леопард» (1963) / Фото: 20th Century Fox

Кадр из фильма «Леопард» (1963) / Фото: 20th Century Fox


 
 
Современные фильмы: «Фантастические твари и где они обитают» (2016), «Молодой Папа» (2016), «007: Спектр» (2015), «Гранд-отель «Будапешт» (2014), «Шерлок Холмс: Игра теней» (2011), все «Пираты Карибского моря», «Хранители времени» (2011), «Банды Нью-Йорка» (2002) и др.
 
 
Кадр из фильма «Хранители времени» (2011) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма «Хранители времени» (2011) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма «Банды Нью-Йорка» (2002) / Фото: Miramax Films

Кадр из фильма «Банды Нью-Йорка» (2002) / Фото: Miramax Films

Кадр из фильма «Шерлок Холмс» (2009) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Шерлок Холмс» (2009) / Фото: Warner Bros.



В мире всего несколько ателье по изготовлению головных уборов, которые способны выполнить заказ любой сложности, рожденный фантазией художника или режиссера. Одно из самых знаменитых и популярных — римское Laboratorio Pieroni.

Бруно Пьерони начинал свою карьеру шляпника в муссолиниевские 30-е годы. Но его жизнь круто изменилась после открытия киностудии Cinecitta и знакомства с работающими на ней художниками по костюмам. Они нуждались в талантливых изготовителях головных уборов, и Бруно охотно пришел им на помощь.

Особую популярность Пьерони и открытые им мастерские приобрели в послевоенное время. Произошло это, во-первых, благодаря нашествию Голливуда, снимавшего в Италии бесконечные пеплумы («Пьерони» стали выпускать еще и кирасы, которые до сих пор пользуются большим спросом у кинематографистов), во-вторых, сотрудничеству с легендарным художником по костюмам Пьеро Този и ателье «Тирелли» (Sartoria Tirelli), в котором делали костюмы для большинства фильмов режиссера Лукино Висконти.

«Это был самый требовательный режиссер. Он любил маленькие головные уборы и заставлял переделывать шляпы до тех пор, пока они не становились именно такими, какими он хотел», — вспоминал позже сын Бруно Массимо Пьерони.
Треуголка Джека Воробья / Фото: Laboratorio Pieroni

Треуголка Джека Воробья / Фото: Laboratorio Pieroni

Кадр из фильма «Пираты Карибского моря: На краю света» (2007) / Фото: Disney

Кадр из фильма «Пираты Карибского моря: На краю света» (2007) / Фото: Disney

Сегодня в Laboratorio Pieroni заказывают шляпы (мужские, женские, фантазийные) самые оскароносные художники по костюмам: Коллин Этвуд, Дженни Бивен, Сэнди Пауэлл, Пенни Роуз и другие. По словам Массимо, теперь возглавляющего семейный бизнес, особенное удовольствие ему доставило создание шляп для пиратской саги: «Только для первого фильма „Пираты Карибского моря“ мы для Джонни Деппа — Джека Воробья подготовили 40 различных версий треуголки. И он сразу выбрал то, что нам с художником по костюмам Пенни Роуз больше всего самим нравилось: гибрид ковбойской шляпы с потрепанной в боях треуголкой. Для Джонни Деппа шляпа просто необходима, чтобы прочувствовать роль. Он с ней играет и умеет ее носить».

Помимо треуголки Джека Воробья, голливудский актер носил и другие головные уборы от «Пьерони»: бархатный и классический, элегантный цилиндр в фильме «Чарли и шоколадная фабрика» и ставший уже культовым кожаный цилиндр Безумного Шляпника в «Алисе в Стране Чудес».
Кадр из фильма «Чарли и шоколадная фабрика» (2005) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Чарли и шоколадная фабрика» (2005) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Алиса в Стране чудес» (2010) / Фото: Disney 

Кадр из фильма «Алиса в Стране чудес» (2010) / Фото: Disney 

Компания «Борсалино», Алессандрия, Италия

 
 
Фильмы: «Касабланка» (1942), «На последнем дыхании» (1960), «Крестный отец» (1972), «Великий Гэтсби» (1974), «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» (1981), «Однажды в Америке» (1984), «Дик Трейси» (1990), «Джонни Д.» (2009), «Остров проклятых» (2010), «Магия лунного света» (2014) и другие.
 
 
Кадр из фильма «Индиана Джонс и Храм судьбы» (1984) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма «Индиана Джонс и Храм судьбы» (1984) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма «На последнем дыхании» (1960) / Фото: UGC 

Кадр из фильма «На последнем дыхании» (1960) / Фото: UGC 

Компания «Борсалино» на слуху у киноманов, поскольку ее популярность послужила поводом для создания одноименного фильма 1970 года с Аленом Делоном и Жан-Полем Бельмондо в главных ролях. И, конечно, их герои носят шляпы трилби (шляпа с большой вмятиной на тулье) и федору (шляпа с лентой, имеет три вмятины на тулье и поля среднего размера) итальянской фирмы «Борсалино».

Кадр из фильма «Борсалино» (1970) / Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Борсалино» (1970) / Фото: Paramount Pictures

Идея открыть в Алессандрии фабрику по производству фетровых шляп пришла в голову Джузеппе Борсалино в далеком 1857 году. А уже после Первой мировой войны мануфактура «Борсалино» выпускала около 2 миллионов шляп в год. В 1930-е годы она стала любимой маркой головных уборов американских детективов и гангстеров, таких как Аль Капоне и Джон Диллинджер. Поэтому Аль Пачино в «Крестном отце», Джонни Депп в «Джонни Д.», Роберт де Ниро в «Неприкасаемых» носят шляпы «Борсалино».
Кадр из фильма «Неприкасаемые» (1987) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма «Неприкасаемые» (1987) / Фото: Paramount Pictures

Аль Капоне (1931) / Фото: AP / TASS

Аль Капоне (1931) / Фото: AP / TASS

Марка сразу полюбилась кинематографу, и тревожно-графичные фильмы жанра нуар сегодня просто невозможно представить без загадочной тени, отбрасываемой полями борсалино на лицо героя. Всемирный же успех к лейблу пришел после того, как в финальной сцене «Касабланки» в федоре"Борсалино" появился Хамфри Богарт, став после этого иконой мужского стиля. С тех пор федору часто называют «борсалино».
Кадр из фильма «Касабланка» (1942) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Касабланка» (1942) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Двойная страховка» (1944) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма «Двойная страховка» (1944) / Фото: Paramount Pictures

Позже в алессандрийских шляпах были замечены Марчелло Мастроянни, Федерико Феллини, Уоррен Битти, Харрисон Форд, Леонардо Ди Каприо и другие звезды кино. Фанатом этой марки после съемок в фильме «Джонни Д.» стал актер Джонни Депп, сделав ее частью своего личного имиджа.
Кадр из фильма «Джонни Д.» (2009) / Фото: Universal Pictures

Кадр из фильма «Джонни Д.» (2009) / Фото: Universal Pictures

Актер Джонни Депп / Фото: PA Photos / TASS

Актер Джонни Депп / Фото: PA Photos / TASS

К сожалению, сегодня компания переживает тяжелые времена, но все равно надеется на возрождение интереса к когда-то обязательному мужскому аксессуару.
 

Custom Hatter, Буффало, штат Нью-Йорк

 
 
Фильмы: «Неприкасаемые» (1987), «Бэтмен» (1989), «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989), «Крестный отец, часть III» (1990), «Бэтмен возвращается» (1992), «Быстрый и мертвый» (1995), «Братья Блюз 2000» (1998) , «Проклятие нефритового скорпиона» (2001) и другие.

Сериалы: «Подпольная империя» (2010 — 2014), «Маршалл» (2017) и другие.
 
 
Кадр из фильма «Индиана Джонс и Последний крестовый поход» (1989) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма «Индиана Джонс и Последний крестовый поход» (1989) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из сериала «Подпольная империя» / Фото: HBO

Кадр из сериала «Подпольная империя» / Фото: HBO

Кадр из фильма «Неприкасаемые» (1987) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма «Неприкасаемые» (1987) / Фото: Paramount Pictures

Но не всегда даже голливудский художник по костюмам может заказать шляпы в Италии. По счастью, в Америке тоже есть свои мастера, помогающие одевать большие костюмные проекты. Один из них — Гэри Витковский, которого больше знают под творческим псевдонимом Гэри Вайт. Он открыл свой первый магазин шляп в конце 80-х и уже скоро талантливым и трудолюбивым шляпником заинтересовались местные СМИ. Этого было достаточно, чтобы про него узнали художники по костюмам театра и кино.

Сегодня фильмография Гэри выглядит весьма внушительно. Леонардо Ди Каприо, Кристиан Бэйл, Стив Бушеми, Харрисон Форд, Уоррен Битти, Вэл Килмер, Курт Рассел и другие звезды кино носили в фильмах изготовленные на заказ головные уборы от Гэри Вайта. Также среди его поклонников — режиссер Вуди Аллен, который носит шляпы Гэри в жизни и в фильме «Проклятие нефритового скорпиона».

Кадр из фильма «Проклятие нефритового скорпиона» (2001) / Фото: DreamWorks Pictures
Кадр из фильма «Проклятие нефритового скорпиона» (2001) / Фото: DreamWorks Pictures

Сам мастер говорит, что больше любит работать для театра, чем для кино, поскольку считает, что «там есть простор для творчества и можно смелее работать с цветом и фактурами, а в фильме все должно быть аутентично и точно».
 

Ателье Lock & Co. Hatters, Лондон

 
 
Фильмы: «Доктор Ноу» (1962), «Голдфингер» (1964), «Лицензия на убийство» (1989), «Темные времена», «Kingsman: Секретная служба» (2015) и другие.
 
 
Кадр из фильма «Доктор Ноу» (1962) / Фото: United Artists

Кадр из фильма «Доктор Ноу» (1962) / Фото: United Artists

Кадр из фильма «Голдфингер» (1964) / Фото: United Artists

Кадр из фильма «Голдфингер» (1964) / Фото: United Artists

Англичане особенно щепетильно относятся к культуре мужской одежды, поэтому для британского актера художники по костюмам стараются приобретать головные уборы местного производства. Вот и Шон Коннери, играя агента 007 в первых четырех фильмах о Джеймсе Бонде, носит трилби Lock & Co. Позже для «Голдфингера» там же сделали полукотелок кембридж злодею, антагонисту Джеймса Бонда Одджобе (в 1998 году эту шляпу продали на аукционе Christie’s за 62 000 фунтов стерлингов).

Lock & Co. Hatters основал в 1676 году Роберт Дэвис. И именно в этом ателье придумали котелок. Среди клиентов ателье были такие актеры, как Дуглас Фэрбенкс-младший (на аукционе его вещей в 2011 году шляпы с монограммой Lock & Co продали за полмиллиона долларов), Лоуренс Оливье, Джеки Чан, Пирс Броснан, Джон Войт и другие. Тут заказывал свой котелок легендарный Чарли Чаплин.
Уинстон Черчилль (1941) / Фото: AP / TASS

Уинстон Черчилль (1941) / Фото: AP / TASS

Кадр из фильма «Темные времена» (2017) / Фото: Focus Features

Кадр из фильма «Темные времена» (2017) / Фото: Focus Features

Был клиентом этого лондонского ателье и премьер-министр Уинстон Черчилль, которому делали его любимую фирменную шляпу кембридж (версия котелка с прямым верхом) и хомбург (шляпа с вмятиной вдоль высокой тульи, широкой лентой и загнутыми полями). Поэтому именно сюда обратилась художник по костюмам фильма «Темные времена» Жаклин Дюрран с просьбой повторить кембридж для Гэри Олдмана, игравшего Черчилля в фильме.

И витрины этого ателье мы видим в фильме «Kingsman: Секретная служба», куда отправляется злодей Ричмонд Валентайн покупать котелок со встроенным устройством для прослушки.

Кадр из фильма «Kingsman: Секретная служба» (2015) / Фото: 20th Century Fox
Кадр из фильма «Kingsman: Секретная служба» (2015) / Фото: 20th Century Fox

К сожалению, с каждым годом фабрик и мастерских, изготавливающих классические мужские шляпы, становится все меньше и меньше, поскольку, начиная с конца 1960-х годов этот аксессуар стал выходить из моды. Только в Риме в середине ХХ века было около 120 шляпных ателье, а сегодня их осталось единицы. Но будем надеяться, что мастерство изготовления мужских головных уборов не исчезнет и позволит художникам по костюмам и дальше создавать интересных и убедительных персонажей.
 

Обложка: кадр из фильма «Восемь с половиной» (1963) / Columbia Pictures

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

Как создавался сериал «Жуки»: от названия до цветокоррекции

Максим Пешков и Сергей Нотариус, авторы сериала «Жуки» (ТНТ), рассказали о прелестях и трудностях работы на натуре, выборе идеального названия для проекта, необязательности учебников по сценарному мастерству и каково это — работать над фильмом «на равных» с продюсером телеканала

5 сентября 7786
Мнение

Что не так с фильмом «Оно 2»

Мы одними из первых посмотрели «Оно 2» —  продолжение первой части двухгодичной давности. Это и сиквел, и экранизация одного из самых известных романов «короля ужасов» Стивена Кинга, и римейк одноименного минисериала. Вроде, все правильно, но что-то не так. Разбираемся, что именно

7 сентября 4903
Обзоры

Главные сериалы этой осени

Главная примета любой осени — после летних каникул все бросаются смотреть новые сериалы или их новые выпуски. Производители не дремлют,  выдают нам все самые интригующие новинки с сентября по ноябрь. Так нам и надо, TV-хантерам!

12 сентября 3009
Практика

Судьба костюмов: мифы и реальность

Что происходит с костюмами после съемок? Их дарят актерам или костюмы выкупает съемочная группа? Их выбрасывают или напротив, хранят? О дальнейшей судьбе кинокостюмов рассказывает художник по костюмам Ирина Жигмунд

10 сентября 2192
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее