Практика

Операторская премия «Белый квадрат»: за что номинировали фильмы в 2019 году

19 апреля состоится вручение премии операторского искусства «Белый квадрат». Мы попросили Илью Демина, президента Гильдии кинооператоров России и куратора программы «Операторское искусство» Московской школы кино, рассказать, чем в операторском плане интересна пятерка фильмов-номинантов


Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Критерии премии операторского искусства «Белый квадрат»


Премия гильдии кинооператоров России «Белый квадрат» / Фото: bkvadrat.ru
Премия гильдии кинооператоров России «Белый квадрат» / Фото: bkvadrat.ru

Главный критерий выбора номинантов и победителя премии — какая картина снята интереснее всего. Но вмешивается еще один маленький, но важный критерий, о котором многие забывают, — анализ работы оператора в связке с режиссером. Мало того, что картину нужно снять дерзко, красиво, интересно, самостоятельно и творчески. Еще нужно помочь режиссеру реализовать его собственный замысел. Об этом порой забывают операторы, особенно молодые. А ведь этот фактор немаловажный и даже определяющий.

Работа оператора должна быть не чем-то отдельным. Должен складывать симбиоз, продолжение, подчеркивание режиссерской идеи, его мысли, сюжета. Потому что мы знаем, скажем, пример Сергея Урусевского, у которого был фантастический симбиоз с режиссером Михаилом Калатозовым на картине «Летят журавли». Но когда Урусевский стал снимать сам как режиссер, — «Бег иноходца», «Пой песню, поэт…», — его изображение по-прежнему вызывало бешеный восторг у профессионалов во всем мире, но цельных фильмов при этом не получалось. Это было следствием того, что режиссура и операторская работа шли вразрез друг другу. Так что это тоже важный критерий, который учитывает наше жюри.
 

«Движение вверх»


Режиссер: Антон Мегердичев

Оператор: Игорь Гринякин

«Движение вверх» — масштабная, мощная, широкая картина, блокбастер. Подобное кино не так часто снимается у нас в стране. Все прекрасно знают, что Игорь Гринякин — один из мастеров такого вида работ, что он еще раз и доказал. Он может управлять восемью камерами на площадке, добиваться на площадке цельности, монтажности. К светописи он относится спокойно, сдержанно, в этом плане он не Тициан, но его разнообразие операторских приемов поражает.
 
Трейлер фильма «Движение вверх» (2017)
 

«Ван Гоги»


Режиссер: Сергей Ливнев

Оператор: Юрий Клименко

Юрий Викторович Клименко лишний раз доказал, что даже в простой картине, которая снимается в интерьере или павильоне — в общем, в замкнутом пространстве — всегда есть место операторскому искусству. Всегда можно найти и свет, и ракурс, и глубину, и пространство. Клименко очень мощный оператор, один из сегодняшних корифеев. Он показал, что у него по-прежнему крепкая рука, зоркий глаз, фантастическое видение света.
 
Трейлер фильма «Ван Гоги» (2018)
 

«Война Анны»


Режиссер: Алексей Федорченко

Оператор: Алишер Хамидходжаев

Алишер Хамидходжаев — это оператор, очень любящий снимать современное кино. Последние годы он снимал очень много, я так понимаю, для себя, в молодежной манере: ручные камеры, странный свет, порой неоправданный, порой примитивный, бытовой, живой, который любят режиссеры, которые ничего другого хорошего придумать не могут. Эдакий примитивизм в кино. А в «Войне Анны» задача стояла очень сложная. По сюжету, девочка прячется за зеркалом в камине. Хамидходжаев сумел достичь в этом тяжелом пространстве своей поэзии и замечательно поработал в низкой гамме, то есть не только создал техническую базу, чтобы все экспонометрически было правильно видно, но и создал поэтическое начало. Лично я был приятно удивлен, что Хамидходжаев снял эту картину, потому что последние его фильмы были сняты совсем просто. А тут он заявил о себе красиво и интересно.
 
Трейлер фильма «Война Анны» (2018)
 

«Лето»


Режиссер: Кирилл Серебренников

Оператор: Владислав Опельянц

Лента «Лето» — замечательная, разнообразная, просторная, веселая, пространная, живучая. Она снята в манере пост-модернизма, и как бы эхом мы все умиляемся ее сравнению с 1960-ми годами. Авторы создают атмосферу и крупностью, и движением, и ленинградскими темными квартирами. Владислав Опельянц совершенно свободно владеет камерой. Она живет не в замкнутом пространстве, а всюду путешествует, заглядывает, ныряет и появляется, постоянно манит — заставляя нас идти за собой.
 
Трейлер фильма «Лето» (2018)
 

«Селфи»


Режиссер: Николай Хомерики

Оператор: Владислав Опельянц

«Селфи» — это замечательный современный детектив, который мне чисто драматургически показался продолжением фильма «В движении» (фильм режиссера Филиппа Янковского и оператора Сергея Мачильского, выходивший в 2002 году — прим. tvkinoradio.ru), видимо, потому что и там, и там снимается Константин Хабенский и его персонаж так же себя плохо ведет. Картина замечательно выдержана в своем жанре, в драматургии детектива. Владислав умудрился снять нашу Москву так, что возникает ощущение легкой заграницы: все чистенько, вылизано, все такое противопоставляющее, контрастное, видное, яркое, ясное. Я даже лишний раз вспомнил, что у него и у меня один учитель — великий Вадим Иванович Юсов. 20 апреля 2019 года ему было бы 90 лет.
 
Трейлер фильма «Селфи» (2018)
 

Кадр из фильма «Ван Гоги» (2018) / Кинокомпания «Леополис»

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Тест

Тест: знаете ли вы советское и российское телевидение?

В начале октября 1931 года на территории СССР начинаются регулярные передачи «движущихся изображений» (телевидения). Во что это вылилось, мы прекрасно знаем. Но насколько хорошо вы знаете историю отечественного ТВ?

2 октября 9336
Практика

Драконы, армия мертвых, битвы: как создавались визуальные эффекты седьмого сезона «Игры престолов»

С каждым сезоном «Игра престолов» наращивала количество VFX-шотов и к седьмому — их стало уже 2106. Разбираемся, как создателям сериала удалось совместить реальность и графику незаметно для зрителя

4 октября 2321
Слова

«Сериал “ТРИАДА” можно назвать вторым сезоном “Измен”, но в другом жанре»

Сценарист, креативный продюсер сериала «ТРИАДА» (ТНТ) Дарья Грацевич рассказала нам о том, кто несет ответственность за конечный результат в производстве сериалов, что такое «женское гетто» в российском юморе и как ее сценарии заманивают лучших российских актрис на проекты

3 октября 2042
Тенденция

Когда умрет телевидение

Уменьшается ли зрительская аудитория каналов или, наоборот, растет? Действительно ли традиционному телевидению угрожает интернет? Об этом рассуждает заведующий отделом телевидения «Комсомольской правды» Сергей Ефимов — специально для tvkinoradio.ru

1 октября 1751
Практика

Трансформация костюмов персонажей Disney: от анимации — к кино

Полнометражные диснеевские анимационные сказки решили переснять с настоящими актерами и перед художниками по костюмам встала задача: оставить культовые образы узнаваемыми, но сделать их интереснее для современного зрителя. Как им это удается — разбирается Ирина Жигмунд

13 октября 1584
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее