tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Профессия

Второй режиссер: Константин Шатов

За что второго режиссера называют «серым кардиналом», можно ли снимать, если нет актеров и не написан сценарий, почему 80 смен подряд — это все-таки перебор: Константин Шатов о сложностях профессии

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Вторые режиссеры остаются в тени 


Второго режиссера иногда называют «серым кардиналом кинопроизводства». Наверное, так и есть: в большинстве случаев мы остаемся в тени, в титрах в начале фильма нет наших фамилий (только в конце), при этом мы делаем большую часть работы. Мы не переживаем, такое у нас призвание.

Константин Шатов на мастер-классе «Второй режиссер — главный на съемочной площадке», CPS-2019 / Фото: Юлия Шиманская
Константин Шатов на мастер-классе «Второй режиссер — главный на съемочной площадке», CPS-2019 / Фото: Юлия Шиманская

В обязанности второго режиссера входит контроль тайминга: съемочный процесс разбит на минуты, и все должны точно уложиться. Ну и конечно, он забирает всю «грязную работу» режиссера-постановщика, чтобы тот занимался только драматургией и работой с актерами. Это нервная профессия. Поэтому многие, поработав несколько лет на этой позиции, меняют специальность на продюсерскую.
 

Сценарий не написан, актеров нет, съемка полным ходом… что делать? Работать!


В идеале у группы должно быть несколько месяцев на кастинг и утверждение объектов, чтобы детально разобрать каждую сцену. Как все происходит в реальной жизни? К началу съемок сценарий бывает не дописан и кастинг не утвержден, за неделю «до» слетают актеры — в таком состоянии мы входим в съемочный период.

Но и в написанных сценах не обозначены многие важные нюансы. Например, «выпускницы Смольного института танцуют перед императрицей. Императрица с интересом смотрит на выпускниц». Дальше идет небольшой диалог. Все! А нам надо превратить эту сцену в полноценную, интересную и даже захватывающую.

На совещании по поводу сцены я спрашиваю: «Кто будет танцевать?». Ответ: какие-нибудь танцоры. Кто за них будет отвечать? Хореограф. Кто ищет хореографа? Кто-то из группы поднимает руку. Композиция, под которую танцуют, звучит на немецком языке, мы «попадаем» на авторские права. Помимо музыки, в кадре есть актеры, играющие музыкантов. Где их взять? Пока не ясно. И конечно, художнику по костюмам надо знать, каких размеров одежда. В общем, целая цепочка сложных вопросов.

Константин Шатов на мастер-классе «Второй режиссер — главный на съемочной площадке», CPS-2019 / Фото: Юлия Шиманская
Константин Шатов на мастер-классе «Второй режиссер — главный на съемочной площадке», CPS-2019 / Фото: Юлия Шиманская

В нашем кинопроизводстве до сих пор нет системы ответственности департаментов. Кто, например, отвечает за очки на актере? Цех реквизита, гример или костюмер? Бывает, что и администрация: на всех проектах по-разному. Поэтому съемке простого танца предшествует сложная организационная работа, во многом — второго режиссера.
 

Продюсеры в поисках камикадзе


Когда мне предлагают проект, в первую очередь я спрашиваю не о зарплате, а выясняю количество съемочных дней. Мне говорят, допустим: «80 смен». Я: «Спасибо, до свидания». Это нереальный объем! Если же я все-таки подписался на 80 смен, моя первостепенная задача — выполнить план. Не будем успевать — претензии продюсеров будут, скорее всего, ко мне.

Сейчас на проекты принято брать двух вторых режиссеров: одного на площадку, второго — на планирование. Я бьюсь за то, чтобы приглашали трех «вторых»: планировщика, второго режиссера на площадке и его ассистента. За границей, например, на фильм вызывают до 5 вторых режиссеров! Но мне до сих пор поступают звонки с разных проектов с предложениями совместить все позиции. Они что, камикадзе ищут? Кто согласится на такое безумие?
 

Работа с неопытными режиссерами


Мне сложно работать с молодыми и неуверенными в себе режиссерами. Часто, когда съемочный план на завтра уже обговорен и утвержден, они берут и все меняют. Я полночи не сплю, переделываю, а утром главы цехов недовольно спрашивают у меня: «Костя, почему?». Но что я могу сделать, если на режиссера вдруг снизошло, что сцену можно снять по-другому?

Константин Шатов на мастер-классе «Второй режиссер — главный на съемочной площадке», CPS-2019 / Фото: Юлия Шиманская
Константин Шатов на мастер-классе «Второй режиссер — главный на съемочной площадке», CPS-2019 / Фото: Юлия Шиманская

К слову, «второй» должен уметь снимать и сам. Мне говорят, допустим: «Костя, режиссера нет на площадке, и нам нужно, чтобы сцену снял ты». Здесь, конечно, возникает проблема: я не режиссер, и не знаю, хорошо я сниму или нет: для этого нужно понимать драматургию картины и характеры героев. Но если мне дать неделю на подготовку, вырастают шансы, что я смогу снять хорошо.
 

Самое страшное для второго режиссера — не снять сцену


Недавно, после съемок большого сериала, мы сломали декорацию. И вдруг я осознаю, что мы не сняли ключевой момент, в котором героиня признается в убийстве. Звоню планировщице — она бьется в истерике: действительно, потеряла сцену. Декорация при этом уже сломана! Пришлось переснимать сцену в другом объекте. Вообще, такие ситуации возникают чаще всего на сериалах: если в каждой серии по 50 сцен, и таких серий 16, — невольно может произойти промах.
 
 
Константин Шатов

Второй режиссер

В кинопроизводстве с 2008 года — в качестве второго режиссера работал в крупных кинокомпаниях: «Sony Pictures», «Comedy Club Production», «КАРО-ПРОДАКШН», «Good Story media», «РУССКОЕ».
 
 
 

Обложка: Константин Шатов на мастер-классе «Второй режиссер — главный на съемочной площадке», CPS-2019 / Фото: Юлия Шиманская

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так со «Спутником»: не тот «чужой», не тот прокат, не тот герой, не те детали

Мы удивились, что даже спустя месяц после выхода на стриминговых платформах блокбастер «Спутник» до сих пор смотрят и обсуждают. Почему так происходит и в чем секрет успеха картины, прикидывающейся фантастикой, а на деле являющейся драмой про всех нас вне зависимости от времени?

25 мая 8594
Обзоры

Главные сериалы лета 2020

Пандемия не остановила производство сериалов. Мы решили сосредоточиться на тех, которые сами хотим посмотреть (или уже посмотрели) и соответственно, вам рекомендуем. Максимально коротко

1 июня 3551
Практика

Приемы: Общий план

Общий план — один из старейших и самых очевидных киноприемов, с которым все не так просто. Разбираемся в его разновидностях, смыслах и особенностях использования

27 мая 2403
Слова

Илья Аксенов: «Сериал „Мир! Дружба! Жвачка!“ набирал обороты, чтобы потом ударить по зрителю обухом»

На ТНТ идут премьерные эпизоды сериала «Мир! Дружба! Жвачка!», посвященного «лихим 90-ым». Поговорили с режиссером Ильей Аксеновым о разнице между фильмами для сервиса Premier и их телеверсиями, что такое универсальная драма и как корректно снимать то, что было в твоем детстве

26 мая 1752
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее