Профессия

«В кино не существует слова "нет"»: тезисы мастер-класса Константина Шатова

За что второго режиссера называют «серым кардиналом», можно ли снимать, если нет актеров и не написан сценарий, почему 80 смен подряд — это все-таки перебор: Константин Шатов о сложностях профессии

  • 15 апреля
  • 1059
Петр Скопин

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Вторые режиссеры остаются в тени 


Второго режиссера иногда называют «серым кардиналом кинопроизводства». Наверное, так и есть: в большинстве случаев мы остаемся в тени, в титрах в начале фильма нет наших фамилий (только в конце), при этом мы делаем большую часть работы. Мы не переживаем, такое у нас призвание.

Константин Шатов на мастер-классе «Второй режиссер — главный на съемочной площадке», CPS-2019 / Фото: Юлия Шиманская
Константин Шатов на мастер-классе «Второй режиссер — главный на съемочной площадке», CPS-2019 / Фото: Юлия Шиманская

В обязанности второго режиссера входит контроль тайминга: съемочный процесс разбит на минуты, и все должны точно уложиться. Ну и конечно, он забирает всю «грязную работу» режиссера-постановщика, чтобы тот занимался только драматургией и работой с актерами. Это нервная профессия. Поэтому многие, поработав несколько лет на этой позиции, меняют специальность на продюсерскую.
 

Сценарий не написан, актеров нет, съемка полным ходом… что делать? Работать!


В идеале у группы должно быть несколько месяцев на кастинг и утверждение объектов, чтобы детально разобрать каждую сцену. Как все происходит в реальной жизни? К началу съемок сценарий бывает не дописан и кастинг не утвержден, за неделю «до» слетают актеры — в таком состоянии мы входим в съемочный период.

Но и в написанных сценах не обозначены многие важные нюансы. Например, «выпускницы Смольного института танцуют перед императрицей. Императрица с интересом смотрит на выпускниц». Дальше идет небольшой диалог. Все! А нам надо превратить эту сцену в полноценную, интересную и даже захватывающую.

На совещании по поводу сцены я спрашиваю: «Кто будет танцевать?». Ответ: какие-нибудь танцоры. Кто за них будет отвечать? Хореограф. Кто ищет хореографа? Кто-то из группы поднимает руку. Композиция, под которую танцуют, звучит на немецком языке, мы «попадаем» на авторские права. Помимо музыки, в кадре есть актеры, играющие музыкантов. Где их взять? Пока не ясно. И конечно, художнику по костюмам надо знать, каких размеров одежда. В общем, целая цепочка сложных вопросов.

Константин Шатов на мастер-классе «Второй режиссер — главный на съемочной площадке», CPS-2019 / Фото: Юлия Шиманская
Константин Шатов на мастер-классе «Второй режиссер — главный на съемочной площадке», CPS-2019 / Фото: Юлия Шиманская

В нашем кинопроизводстве до сих пор нет системы ответственности департаментов. Кто, например, отвечает за очки на актере? Цех реквизита, гример или костюмер? Бывает, что и администрация: на всех проектах по-разному. Поэтому съемке простого танца предшествует сложная организационная работа, во многом — второго режиссера.
 

Продюсеры в поисках камикадзе


Когда мне предлагают проект, в первую очередь я спрашиваю не о зарплате, а выясняю количество съемочных дней. Мне говорят, допустим: «80 смен». Я: «Спасибо, до свидания». Это нереальный объем! Если же я все-таки подписался на 80 смен, моя первостепенная задача — выполнить план. Не будем успевать — претензии продюсеров будут, скорее всего, ко мне.

Сейчас на проекты принято брать двух вторых режиссеров: одного на площадку, второго — на планирование. Я бьюсь за то, чтобы приглашали трех «вторых»: планировщика, второго режиссера на площадке и его ассистента. За границей, например, на фильм вызывают до 5 вторых режиссеров! Но мне до сих пор поступают звонки с разных проектов с предложениями совместить все позиции. Они что, камикадзе ищут? Кто согласится на такое безумие?
 

Работа с неопытными режиссерами


Мне сложно работать с молодыми и неуверенными в себе режиссерами. Часто, когда съемочный план на завтра уже обговорен и утвержден, они берут и все меняют. Я полночи не сплю, переделываю, а утром главы цехов недовольно спрашивают у меня: «Костя, почему?». Но что я могу сделать, если на режиссера вдруг снизошло, что сцену можно снять по-другому?

Константин Шатов на мастер-классе «Второй режиссер — главный на съемочной площадке», CPS-2019 / Фото: Юлия Шиманская
Константин Шатов на мастер-классе «Второй режиссер — главный на съемочной площадке», CPS-2019 / Фото: Юлия Шиманская

К слову, «второй» должен уметь снимать и сам. Мне говорят, допустим: «Костя, режиссера нет на площадке, и нам нужно, чтобы сцену снял ты». Здесь, конечно, возникает проблема: я не режиссер, и не знаю, хорошо я сниму или нет: для этого нужно понимать драматургию картины и характеры героев. Но если мне дать неделю на подготовку, вырастают шансы, что я смогу снять хорошо.
 

Самое страшное для второго режиссера — не снять сцену


Недавно, после съемок большого сериала, мы сломали декорацию. И вдруг я осознаю, что мы не сняли ключевой момент, в котором героиня признается в убийстве. Звоню планировщице — она бьется в истерике: действительно, потеряла сцену. Декорация при этом уже сломана! Пришлось переснимать сцену в другом объекте. Вообще, такие ситуации возникают чаще всего на сериалах: если в каждой серии по 50 сцен, и таких серий 16, — невольно может произойти промах.
 
 
Константин Шатов

Второй режиссер

В кинопроизводстве с 2008 года — в качестве второго режиссера работал в крупных кинокомпаниях: «Sony Pictures», «Comedy Club Production», «КАРО-ПРОДАКШН», «Good Story media», «РУССКОЕ».
 
 
 

Обложка: Константин Шатов на мастер-классе «Второй режиссер — главный на съемочной площадке», CPS-2019 / Фото: Юлия Шиманская

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Проклятье «голливудского аниме» и почему его пока не получается снять

Голливудские экранизации японских комиксов и легенд почти всегда проваливаются и в финансовом аспекте, и среди кинокритиков, однако синдром «американского аниме» или «голливудской Японии» до сих пор не дает спать ни большим, ни маленьким режиссерам и продюсерам. Почему даже масштабная «Алита: Боевой ангел» не смогла снять это проклятье? Попробуем разобраться

  • 7 апреля
  • 7489
Репортаж

Полнокадровые цифровые кинокамеры: мифы и реальность

На что в действительности влияет размер сенсора 

  • 11 апреля
  • 3367
Практика

Как театр влияет на костюмы в кино

Есть ли взаимовлияние между кино и театром? Могут ли методы создания театрального костюма использоваться в кино или они слишком специфичные для экрана? Об этом рассуждает художник по костюмам Ирина Жигмунд

  • 10 апреля
  • 1947
Практика

Приемы: отражения

Правда и ложь, безумие и гнев, сомнения и истинные намерения или просто организация внутрикадрового пространства и оригинальная альтернатива монтажу — разбираемся, для чего в кино используют отражения

  • 5 апреля
  • 1796
Практика

Мастер: Фрэнсис Форд Коппола

Не нуждающийся в представлении Фрэнсис Форд Коппола намедни отметил 80-летие, в честь чего предлагаем подробнее изучить режиссерский стиль одного из самых эклектичных мастеров Голливуда и американского независимого кино

  • 8 апреля
  • 1700
Мнение

Георгий Данелия: «На речке, на речке, на том бережочке»

Не стало Георгия Николаевича Данелия. Автора, постановщика, человека, который закончил свою жизнь так же, как заканчивали свои истории персонажи его фильмов: тихо насвистывая что-то свое, одновременно легкое и печальное

  • 5 апреля
  • 1433
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее