Практика

«То, что можно услышать, не всегда можно увидеть»: что такое Dolby Atmos?

Dolby Atmos — самая продвинутая технология многоконального кинозвука прямо сейчас. Разбираемся в особенностях и нюансах формата вместе с Александром Розановым — директором по контент-сервису компании Dolby в России


Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

— Все понимают что такое форматы 5.1, 7.1 и так далее. А что такое Dolby Atmos?

— Эта технология — логичное продолжение систем многоканального звука, разработанного Dolby много лет назад. 5.1 и 7.1 — это 3 заэкранных канала (левый, центр, правый), left surround и right surround.

Точка .1 — это дополнительный канал сверхнизких частот. Он не несет свою информацию, а только усиливает низкие частоты, поэтому и не считается шестым каналом. 7.1 — это то же самое, только left surround и левый тыл, а также right surround и правый тыл разделены.

Эти технологии развивались вместе со стремлением добавить звуку высотности. Были разработки, в которых устанавливали по 5.1 и 7.1 на два уровня — один пониже, на уровне ушей зрителей, второй повыше — ближе к потолку и на потолке. Но это было всего лишь наращивание количества каналов. Можно вспомнить и системы: 9.1, 11.1 — в них есть дополнительные каналы звука, добавленные в виде линейных массивов.

Директор по контент-сервису Александр  Розанов во время презентации технической модернизации ПК «Тонстудия» на «Мосфильме» / Фото: Ольга Наседкина
Директор по контент-сервису Александр Розанов во время презентации технической модернизации ПК «Тонстудия» на «Мосфильме» / Фото: Ольга Наседкина

Dolby Atmos строится на базе системы 5.1. или 7.1. и принципиально отличается от нее тем, что вводит понятие «звукового объекта». То есть в миксе, на базе опорной канальной структуры, выделяются отдельные звуки, так называемые звуковые объекты. Их вы можете делать статичными, очень точно локализуя объект в любой точке пространства, либо динамическими — давать возможность перемещаться по всему залу. Можно объекты также группировать: такое часто это применяется в музыке. У объекта может быть размер — его размытость в пространстве, которую человек ощущает своими ушами.

В итоге мы получаем базовую систему 5.1 или 7.1. и надстройку, которая позволяет определять объекты и траектории их перемещения и записывать их в виде метаданных. Все это входит в пакет Digital Cinema Package (DCP) и в таком виде распространяется в кинотеатры.

— Какая картина в Dolby Atmos была первой, и пересводят ли в этом формате старые фильмы?

— Первой ласточкой было «Храбрая сердцем», мультфильм, вышедший в 2012 году. Когда технология развивалась, некоторые фильмы, находящиеся на этапе производства, были подвержены апмиксу до Atmos. Более старые картины специально не пересводили. Но если такая задача встанет и у фильма сохранен несведенный, оригинальный проект, где все звуки расположены на отдельных дорожках — то, в теории, есть возможность и старые картины свести в формате Dolby Atmos.
 
Трейлер мультфильма «Храбрая сердцем» (2012)

— Как устроен кинозал с системой Dolby Atmos?

— Первое, что бросается в глаза в зале Dolby Atmos — это громкоговорители на потолке. Далее — настенные каналы left surround и right surround. Это каналы окружения, продленные в сторону экрана. В обычных кинотеатрах нет настенных динамиков, расположенных близко к экрану. В задних углах зала установлены дополнительные сабвуферы, так называемый бас-мэнеджмент. Это нужно, чтобы при панорамировании звука низкочастотная спектральная составляющая не терялась при перемещении звукового объекта от заэкранных акустических систем вглубь зала.

От обычного звука кинотеатры Dolby Atmos отличает еще и то, что каждый из громкоговорителей — это отдельный канал усиления. Обычно левая стена — это один источник звука, а правая — другой. В Dolby Atmos мы можем звук локализовать, обозначить звуковым объектом и спроецировать его в любую точку пространства зала.

При проектировании модели зала учитываются его размеры, геометрия, профиль пола и потолка, количество, координаты и тип каждого громкоговорителя, а также работающих на них усилителей. Можно сказать, что все пространство зала оцифровывается.


Dolby Atmos в кинотеатре

При установке системы Dolby Atmos в зале, процессор «знакомят» с этим пространством. Для этого используется система из восьми микрофонов. Они устанавливаются в различных точках зала, запускается тестовый сигнал. Они ловят его от каждого громкоговорителя, включая потолочные, настенные и заэкранные.

После сохранения в процессоре рабочей конфигурации и измеренных акустических характеристик система «понимает», какие имеющиеся в распоряжении средства нужно задействовать, чтобы воспроизвести звук в зале именно так, как он был изначально записан в студии. Исходные данные — это звук и траектории объектов, которые процессор извлекает из цифрового пакета DCP (Digital Cinema Package).

На студиях же, создающих звук в формате Dolby Atmos, устанавливается специальный кодер. Когда проект сведен и в нем созданы все объекты, заданы траектории перемещения в пространстве и времени — кодер сворачивает их в файлы, использующиеся для создания того самого пакета Dolby Atmos DСP.

Работая в формате Dolby Atmos, можно всегда быть уверенными, что задумка режиссера и звукорежиссера не исказиться и будет передана зрителю верно. Когда есть такое большое поле для творчества — звук дождя может доноситься буквально с потолка, и важно, чтобы все звучало так, как запланировано! Объекты, голоса — все может быть подвижное, динамично развивающееся.

Во время презентации технической модернизации ПК «Тонстудия» на «Мосфильме» / Фото: Ольга Наседкина
Во время презентации технической модернизации ПК «Тонстудия» на «Мосфильме» / Фото: Ольга Наседкина

Рей Долби говорил: «Запомните: то, что можно услышать, не всегда можно увидеть». Это значит, что вы можете использовать звук как отдельный инструмент для передачи вашей творческой задумки. Dolby Atmos еще можно назвать «полной звуковой» версией картины — так как в этом формате воплощается все, без компромиссов.

У этого понятия есть не только художественный, но и технологический смысл. Все звуки для других коммерческих форматов в кинотеатрах IMAX, Auro и прочие — извлекаются из финального мастера, сделанного в Dolby Atmos. То есть это сырье, которое потом перегоняется специальными алгоритмами в другие форматы.

— Легко ли кинотеатрам обзавестись залом в формате Dolby Atmos?

— Сейчас часто уже на этапе постройки кинотеатров в новых ТР, все закладывается под конфигурацию Atmos — дополнительные крепежи, проводка и так далее. Но, понимая перспективность формата, люди идут и на модернизацию старых кинотеатров. Например, кинотеатр «Мурманск». Монозальник типичного, в хорошем смысле, советского стиля на 500 мест. Традиционное киношное место в городе, модернизированное под Atmos — звучит замечательно.

Зал кинотеатра «Мурманск», в Мурманске / Фото: kino.vmurmanske.ru
Зал кинотеатра «Мурманск» в Мурманске / Фото: kino.vmurmanske.ru

Просто сейчас контент в формате Atmos выпускается очень активно — порядка 25 картин (примерно по 5 фильмов в год) в этой технологии, с момента ее появления, выпущено только в России. Мейджоры Голливуда выпускают свои блокбастеры преимущественно со звуком Dolby Atmos.

Бывает, например, так, что в кинотеатре есть один зал Dolby Atmos и приходит сразу два фильма в этом формате. И вот некоторые кинотеатры после этого модернизируют больше залов, чтобы быть конкурентоспособными. Есть и кинотеатры с 10-13 залами Dolby Atmos. И даже это можно считать оправданным — так как в результате прецизионной настройки сертифицированными специалистами все такие залы обеспечивают адекватное воспроизведение и традиционных форматов 5.1 и 7.1.

— Как развивается технология и ожидается ли что-то принципиально новое?

— Сейчас Dolby Atmos — это общепризнанный стандарт. Пока не прогнозируется появление чего-то принципиально нового. Но он проникает и в другие сферы — домашний контент, сериалы, стриминговые сервисы, игры.

Домашний контент можно как специально сводить для этих условий, так и преобразовывать готовый звук, созданный для кинотеатров. Студии, занимающиеся монтажом звука Dolby Atmos для дома, тоже есть.

Директор по контент-сервису Александр  Розанов во время презентации технической модернизации ПК «Тонстудия» на «Мосфильме» / Фото: Ольга Наседкина
Директор по контент-сервису Александр Розанов во время презентации технической модернизации ПК «Тонстудия» на «Мосфильме» / Фото: Ольга Наседкина

Чтобы воспроизводить этот многоканальный звук дома, не обязательно сверлить потолок и вешать дополнительные колонки, хотя и так люди делают в своих загородных домах (есть премиальные компании, которые специализируются на установках такого оборудования в домашних условиях). На готовую систему 5.1 или 7.1. устанавливаются сателлиты, которые посылают звук в потолок, и мы слышим его отражение. Звук, также как и в кинозалах, устанавливается с помощью настроечного микрофон. Третий, самый бюджетный, вариант — саундбар, акустическая панель. Она также работает с отражением от потолка и стен.

Для геймеров Dolby Atmos тоже очень перспективная тема. Ведь в играх как никогда важна звуковая информация — нахождение цели, ее передвижения и так далее. Возможно, этот рынок даже больше, чем музыка и кино вместе взятые.
 

Обложка: директор по контент-сервису Александр Розанов / Ольга Наседкина

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Тест

Тест: знаете ли вы советское и российское телевидение?

В начале октября 1931 года на территории СССР начинаются регулярные передачи «движущихся изображений» (телевидения). Во что это вылилось, мы прекрасно знаем. Но насколько хорошо вы знаете историю отечественного ТВ?

2 октября 9786
Практика

Трансформация костюмов персонажей Disney: от анимации — к кино

Полнометражные диснеевские анимационные сказки решили переснять с настоящими актерами и перед художниками по костюмам встала задача: оставить культовые образы узнаваемыми, но сделать их интереснее для современного зрителя. Как им это удается — разбирается Ирина Жигмунд

13 октября 2632
Практика

Драконы, армия мертвых, битвы: как создавались визуальные эффекты седьмого сезона «Игры престолов»

С каждым сезоном «Игра престолов» наращивала количество VFX-шотов и к седьмому — их стало уже 2106. Разбираемся, как создателям сериала удалось совместить реальность и графику незаметно для зрителя

4 октября 2491
Слова

«Сериал “ТРИАДА” можно назвать вторым сезоном “Измен”, но в другом жанре»

Сценарист, креативный продюсер сериала «ТРИАДА» (ТНТ) Дарья Грацевич рассказала нам о том, кто несет ответственность за конечный результат в производстве сериалов, что такое «женское гетто» в российском юморе и как ее сценарии заманивают лучших российских актрис на проекты

3 октября 2194
Практика

Как это снято: «Калина красная»

На экраны вышла отреставрированная версия последней картины Василия Шукшина, а мы обращаемся к истории ее «самодеятельных» съемок, разбираемся в роковой драматургии и китчевом изобразительном решении, а также отвечаем, за что ленту называл своей любимой сам Райнер Вернер Фассбиндер

5 октября 1567
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее