Практика

Приемы: отражения

Правда и ложь, безумие и гнев, сомнения и истинные намерения или просто организация внутрикадрового пространства и оригинальная альтернатива монтажу — разбираемся, для чего в кино используют отражения

  • 5 апреля
  • 1803
Екатерина Семенова

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 
Самый устойчивый образ, связанный со словом «отражение» — зеркало. А указание на двойственность какого-либо персонажа или ситуации — очевидная, на первый взгляд, причина появления этого художественного приема.

Кадр из фильма «Черный лебедь» (2010) / Фото: Fox Searchlight Pictures
Кадр из фильма «Черный лебедь» (2010) / Фото: Fox Searchlight Pictures

Ассоциативный ряд, однако, можно продолжить любыми отражающими поверхностями, а сам прием при детальном рассмотрении драматургических и технических функций дополняется множеством уточняющих значений.

Разбираемся, почему отражения так привлекают кинематографистов, и какие задачи можно решить с помощью этого приема.
 

Двойственность


Драматургически отражения почти всегда сводятся к выражению двойственной природы какого-либо явления. А вот как эту двойственность интерпретировать — зависит от конкретного сюжета.

С древних времен зеркала служили проводниками в потусторонний мир и наделялись сверхъестественными значениями. Кинематограф с успехом использовал эту идею еще в ранние годы. В одном из знаковых фильмов немецкого экспрессионизма — «Пражском студенте» (1913) Пауля Вегенера — отражения в прямом смысле подчиняют себе драматургическую структуру, ведь двойник главного героя, ставший причиной всех его бед и несчастий, материализуется именно из зеркала.
 
Трейлер фильма «Пражский студент» (1913)

В интерпретации греческого мифа об Орфее и Эвридике (1950) Жан Кокто использует зеркала в качестве портала — поэт Орфей надевает специальные перчатки и проходит через ставшее жидким стекло в подземный мир, следуя за своей невестой.
 
Сцена из фильма «Орфей» (1950)

Персонажи фильмов часто ведут диалоги со своими отражениями. В зеркалах живут их альтер-эго, которые раскрывают иную сторону личности. Так, в «Сиянии» (1980) Дэнни беседует со своим воображаемым другом Тони, глядя в зеркало ванной. Благодаря визуализации внутреннего голоса он легче верит в собственные сверхъестественные способности.
 
Сцена из фильма «Сияние» (1980)

Зеркало становится инструментом, который помогает отличить правду от лжи — именно через него Венди понимает смысл загадочного Redrum, нацарапанного на двери. Зеркальные отражения в «Сиянии» играют ключевые роли и в других знаменитых сценах фильма — в ванной, когда Джек Торренс в ужасе видит дряхлую старуху вместо соблазнительной женщины в своих объятиях, или когда ведет долгие задушевные беседы с невидимым барменом (а на самом деле — со своим отражением в зеркале за барной стойкой).
 
Сцена из фильма «Сияние» (1980)

К слову о правде: именно через отражения в зеркалах авторы любят эффектно показывать тайные мысли, мечты, желания, проникать в прошлое и будущее. «Двойное дно» зеркала на практике оказывается как способом запутать героя, так и вывести его на чистую воду, открывая перед зрителем его внутренний мир. Достаточно вспомнить волшебное зеркало Еиналеж из мира «Гарри Поттера», которое по легенде показывало людям их мечты, а иногда и подсказывало решения в запутанных ситуациях.
 
Сцена из фильма «Гарри Поттер и философский камень» (2001)

В случае, когда мы имеем дело с сюжетом о раздвоении личности, без отражений не обойтись. Болезненные галлюцинации героев, отраженные в множестве зеркал, приобретают дополнительный мистический оттенок. Например, момент в «Черном лебеде» (2010), когда чрезмерно погруженная в сценический образ балерина видит уходящие вглубь кадра и оживающие странным образом отражения. Учитывая, что действие происходит в театре, отражения превращаются в неотъемлемую часть сюжета.
 
Сцены из фильма «Черный лебедь» (2010)

Даже если речь не идет о тайнах и мистике, герои, разговаривающие с зеркалами, всегда открываются зрителями с новой стороны — в эти моменты они, как правило, озвучивают свои сокровенные мысли, доверяют нам тайные планы.

Так, Трэвис Бикл в «Таксисте» (1976) Мартина Скорсезе проводит перед зеркалом эффектную репетицию, в которой он озвучивает свои истинные намерения. Несмотря на более заметную постановочность таких сцен (получается, что актеры в них играют образ в образе), они всегда очень понятны. Впрочем, это неудивительно — с собственным отражением в зеркале мы сталкиваемся ежедневно, пусть и не в таких драматических ситуациях.
 
Сцена из фильма «Таксист» (1976)

Еще одно распространенное клише — монолог перед зеркалом с последующим его разбиванием в приступе ярости. Иногда это развитие ситуации можно предугадать заранее — настолько очевидно, что после истерики перед собственным отражением герою обязательно захочется его разрушить. Так же поступает и Луи Блум из «Стрингера» (2013).
Драматургическая функция отражения в основе своей при этом остается прежней — выражение двойственности. Без какой-либо мистики и таинственных трансформаций герой вступает в борьбу с самим собой, уничтожает часть своего Я в образе зеркального двойника. Подобные сцены особенно уместны в сюжетах, где основной конфликт внутренний, а не внешний.
 
Сцена из фильма «Стрингер» (2013)
 

Организация внутрикадрового пространства


Оригинальный способ организации пространства кадра — его визуальное расширение с помощью любых отражающих поверхностей.

Необычные художественные решения Орсона Уэллса в «Леди из Шанхая» (1947), ставшие одной из причин провала фильма, позднее возвели его в ранг классики нуара — не в последнюю очередь из-за знаменитой сцены в комнате с зеркалами. Десятки отражений перемещаются по экрану, наслаиваясь друг на друга, словно в калейдоскопе. Подобная многомерность в построении композиции дополнительно усиливает неоднозначность ситуации, уводя зрителя в лабиринт запутанных отношений главных героев.
 
Сцена из фильма «Леди из Шанхая» (1947)

В некоторых случаях отражения в статичном кадре служат для построения глубинных мизансцен. Неизменное положение камеры в драме Райнера Вернера Фассбиндера «Эффи Брист Фонтане» (1974) не лишает кадры художественной значимости. Благодаря зеркальному отражению, снятому под боковым ракурсом, мы видим лицо героини, которая повернулась к нам спиной.
 
Сцена из фильма «Эффи Брист Фонтане» (1974)

Эстетическое решение короткого фрагмента в ранней работе Тарковского — фильме «Каток и скрипка» (1960) — пример художественного использования отражений, которые не только наполняют сцену лирическими интонациями, но и подчеркивают необычность взгляда ребенка, способного увидеть самые простые вещи вроде трамвайных путей, спешащих куда-то пешеходов и рассыпанных по дороге яблок под неожиданным углом.
Кадр из фильма «Каток и скрипка» (1960) / Фото: «Мосфильм»

Кадр из фильма «Каток и скрипка» (1960) / Фото: «Мосфильм»

Кадр из фильма «Каток и скрипка» (1960) / Фото: «Мосфильм»

Кадр из фильма «Каток и скрипка» (1960) / Фото: «Мосфильм»

Кадр из фильма «Каток и скрипка» (1960) / Фото: «Мосфильм»

Кадр из фильма «Каток и скрипка» (1960) / Фото: «Мосфильм»

Кроме того, введение в композицию кадра отражений — удачная альтернатива монтажу. Взгляд героя в зеркало заднего вида в сценах прощания или подглядывание с их помощью за чем-то, ускользающим от внимания, отражения в стеклах очков, витринах, водных поверхностях и даже в защитном шлеме скафандра («Человек на Луне», 2018) позволяют одновременно совмещать в одной сцене две и более важные для сюжета локации.

Кадр из фильма «Человека на Луне» (2018) / Фото: Universal Pictures
Кадр из фильма «Человека на Луне» (2018) / Фото: Universal Pictures

Прозрачные глянцевые поверхности — достаточно удобный способ показать сразу несколько героев, не переводя камеру стандартным образом с одного на другого. К примеру, эпизод допроса в «Секретах Лос-Анджелеса» (1997), в котором на стекле с помощью одного статичного плана собираются все действующие лица сцены, что визуально напоминает своеобразный полиэкран или мультиэкспозицию.

Кадр из фильма «Секреты Лос-Анджелеса» (1997) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Секреты Лос-Анджелеса» (1997) / Фото: Warner Bros.
 

Особенности съемки отражений


Конечно, с технической точки зрения отражения требуют определенной операторской хитрости:
 
  • в первую очередь, речь идет об известном правиле съемки под углом в 30-40 градусов, которое позволяет одновременно держать в поле зрения героя, его отражение, а камеру оставлять незамеченной;
  • сложность в съемке бликующих поверхностей требует предельного внимания к расположению источника света и выбору ракурса, при котором отражение будет оптимально естественным;
  • съемка при закрытой диафрагме (f. 8-11), которая оставляет все элементы композиции в резкости, тем самым усиливая эффект совмещения нескольких мест в одном кадре;
  • перфекционизм в деталях — чистота гладких поверхностей и отсутствие лишних элементов создают максимально ровное отражение.

При этом если задачи сцены требуют фронтального ракурса съемки, современные технологии легко позволят совместить снятые отдельно отражение и реальность на стадии постпродакшна, как, например, это было сделано в интересном фрагменте из «Контакта» (1997) Роберта Земекиса, где отражение в зеркале на момент съемки бегущей по коридору девочки было заменено синим экраном, а затем добавлено в сцену.
 
Сцена из фильма «Контакт» (1997)

Причины, по котором отражения появляются на экране, могут меняться в зависимости от каждого конкретного случая — от придания сцене дополнительного психологического накала до решения чисто технических задач.

Во многих перечисленных случаях введение в кадр отражений — своего рода устоявшийся штамп, к которому кинематографисты продолжают прибегать снова и снова. «Разыгрывание» какой-либо роли перед зеркалом стало настолько привычным способом указать на сомнения и нерешительность, раскрыть внутренние переживания и подчеркнуть запутанность героя, что прием давно перестал считаться новаторским и необычным, однако до сих пор не теряет своей популярности.
 
Отражения в кино
 

Обложка: кадр из фильма «Стрингер» (2013) / Open Road Films

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Проклятье «голливудского аниме» и почему его пока не получается снять

Голливудские экранизации японских комиксов и легенд почти всегда проваливаются и в финансовом аспекте, и среди кинокритиков, однако синдром «американского аниме» или «голливудской Японии» до сих пор не дает спать ни большим, ни маленьким режиссерам и продюсерам. Почему даже масштабная «Алита: Боевой ангел» не смогла снять это проклятье? Попробуем разобраться

  • 7 апреля
  • 7489
Репортаж

Полнокадровые цифровые кинокамеры: мифы и реальность

На что в действительности влияет размер сенсора 

  • 11 апреля
  • 3367
Практика

Как театр влияет на костюмы в кино

Есть ли взаимовлияние между кино и театром? Могут ли методы создания театрального костюма использоваться в кино или они слишком специфичные для экрана? Об этом рассуждает художник по костюмам Ирина Жигмунд

  • 10 апреля
  • 1947
Практика

Приемы: отражения

Правда и ложь, безумие и гнев, сомнения и истинные намерения или просто организация внутрикадрового пространства и оригинальная альтернатива монтажу — разбираемся, для чего в кино используют отражения

  • 5 апреля
  • 1796
Практика

Мастер: Фрэнсис Форд Коппола

Не нуждающийся в представлении Фрэнсис Форд Коппола намедни отметил 80-летие, в честь чего предлагаем подробнее изучить режиссерский стиль одного из самых эклектичных мастеров Голливуда и американского независимого кино

  • 8 апреля
  • 1700
Мнение

Георгий Данелия: «На речке, на речке, на том бережочке»

Не стало Георгия Николаевича Данелия. Автора, постановщика, человека, который закончил свою жизнь так же, как заканчивали свои истории персонажи его фильмов: тихо насвистывая что-то свое, одновременно легкое и печальное

  • 5 апреля
  • 1433
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее