Мнение

Георгий Данелия: «На речке, на речке, на том бережочке»

Не стало Георгия Николаевича Данелия. Автора, постановщика, человека, который закончил свою жизнь так же, как заканчивали свои истории персонажи его фильмов: тихо насвистывая что-то свое, одновременно легкое и печальное


Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Мне тоже, как и многим, хочется вспомнить сцены из фильмов Данелия, уже проникнувшие в генокод всех живших в некогда существовавшей стране и живущих сейчас по всему миру. Это и босоногая девушка с парнем под дождем, и вертолет, прикованный цепью, и многое другое, о чем будут говорить на всех федеральных каналах.

Но я хочу написать несколько другое.

Георгию Николаевичу как режиссеру и как сценаристу поразительно удавались финалы. Никогда ни в одной своей ипостаси мы больше не увидим такого искреннего и такого настоящего Никиту Михалкова, как в завершающей сцене «Я шагаю по Москве». Никогда никто не смог повторить пронзительность финала «Афони» с прекрасной Евгенией Симоновой («Афанасий! Мне кто-то позвонил, я подумала, что это — вы…»). Мизандари в телефонной будке для международных переговоров. Дядя Вова и Скрипач, синхронно приседающие «ку!» мимо проезжающему трактору.

На съемках фильма «Афоня» (1975) / Фото: Анатолий Ковтун / ТАСС
На съемках фильма «Афоня» (1975) / Фото: Анатолий Ковтун / ТАСС

Да что там… Один только взгляд Натальи Гундаревой в предпоследней сцене «Осеннего марафона» стоит всех денег, потраченных на многочисленные слезоточивые драмы и у нас, и у них.

Он ушел от нас на таком же финале. Спрятавшийся, понимающий свою роль в сегодняшнем дне. В отличие от своих многочисленных коллег, которые снимали и снимают кино словно для того, чтобы услышать дифирамбы в свою честь от ближних, не представляя, что от них на самом деле ждут (или уже давно не ждут) там, по ту сторону телевизора.

Режиссер Георгий Данелия / Фото: Наталья Колесникова / ТАСС
Режиссер Георгий Данелия / Фото: Наталья Колесникова / ТАСС

Гия, как его, судя по рассказам, звали друзья, прожил большую часть своей жизни, глядя из окна своей квартиры на Чистых прудах, и слишком хорошо знал действительность, чтобы высказываться о ней.

Буквально несколько дней назад какой-то из политдеятелей в одном из орущих ток-шоу случайно выдал фразу из фильма «Тридцать три», сказанную персонажем Евгения Леонова («А вы бывали за рубежом?» — «Да, в Польше, Чехии и в Германии». — «Туристом?» — «Нет, в пехоте»), за подлинную.

Кадр из фильма «Тридцать три» (1965) / Фото: «Мосфильм»
Кадр из фильма «Тридцать три» (1965) / Фото: «Мосфильм»

Самое важное в Данелия как человеке — он знал формулу про «каждому отпущено». Он понимал свое место в искусстве «отсюда и досюда». В последние годы Георгий Николаевич записывал и оформлял в книги и печальные истории из своей собственной жизни и так редко появлялся на публике.

Я не собираюсь безоговорочно хвалить творчество Данелия. У него, как и многих режиссеров своего времени, были провалы и ужасные непопадания в восьмидесятые, в тогдашнюю конъюнктуру и запросы времени. Было непонимание: почему раньше этот сюжет, как сейчас модно говорить, «заходил», а сейчас — нет. Даже фильм «Кин-Дза-Дза!» в 1986 году был не понят ни зрителями, ни чиновниками, и только сейчас он официально носит статус культовой картины времен начала перестройки.

Кадр из фильма «Кин-дза-дза!» (1986) / Фото: «Мосфильм»
Кадр из фильма «Кин-дза-дза!» (1986) / Фото: «Мосфильм»

Есть один страшный журналистский штамп, фраза, пошлость которой выводит меня из себя: «С [ним / ней] ушла целая эпоха». Ребята! Как может уйти эпоха с человеком, если он был и остается с нами несмотря ни на что? Потеря — да, страшная невосполнимая потеря, но никак не эпоха, не водораздел.

С ушедшим Олегом Табаковым многие пережили и до сих пор переживают трагедию, но дело его не пропало. Как оказалось, спустя год, есть целая настоящая школа учеников, которые сейчас нарасхват, и метафизическая школа его мастерства осталась, растет и видоизменяется, как подобает живому существу. На умении Рязанова работать с актерами высшей пробы и находить в известных артистах неожиданные нюансы учатся сотни студентов киновузов страны. От частого просмотра картин Марлена Хуциева, наоборот, растет понимание, что это был за мастер, и от этого даже у самых безнадежных пессимистов появляется желание работать, снимать и сниматься, писать стихи и петь песни.

Режиссер фильма Георгий Данелия (справа) и оператор Вадим Юсов на съемках фильма «Паспорт» / Фото: Б.Двалишвили / ТАСС
Режиссер фильма Георгий Данелия (справа) и оператор Вадим Юсов на съемках фильма «Паспорт» / Фото: Б.Двалишвили / ТАСС

Для гениальных артистов и учителей нет понятия «ушла эпоха», как нет и границ у какого-то коллективного творческого периода. По моему личному и спорному мнению должен быть только вопрос: что каждый из них оставит после себя?

От Данелия осталась точно распознаваемая интонация, которую находят сейчас молодые — но редкие — режиссеры. Моя преподавательница по сценарному мастерству Наталья Рязанцева (первая жена Геннадия Шпаликова, автора «Я шагаю по Москве») часто повторяет своим студентам: «Хочется лирической комедии, но ее у вас нет».

Режисеер Георгий Данелия на съемочной площадке / Фото:  Николай Малышев / ТАСС
Режисеер Георгий Данелия на съемочной площадке / Фото:  Николай Малышев / ТАСС

Но хочется поспорить: как нет? Стоит только посмотреть, как тонко работают молодые режиссеры Жора Крыжовников, Карен Оганесян, Роман Прыгунов (с не столь однозначными, но все же явно подсмотренными у Данелия образами), Михаил Сегал и еще многие постановщики, которые оглядываются не на западные шаблоны, а на наши фильмы. Наши, постепенно становящиеся символами, но не эпохами или статуями, а знаками того, что у нас, как бы ни хотелось хейтерам, есть российское, современное кино, за которое не было бы стыдно ни Эльдару Александровичу, ни Олегу Павловичу, ни Марлену Мартыновичу… Ни Георгию Данелия.

Когда я только узнал о смерти Георгия Николаевича, я тут же, не думая, позвонил человеку, который знал творчество Данелия, кажется, лучше всех на свете из молодых режиссеров. Нашему большему приятелю и товарищу Андрею «Жоре Крыжовникову» Першину (скажем, довольно хорошо известен тот факт, что в ночь перед первым мотором каждого нового фильма он пересматривает «Афоню»). И вот что он сказал:

«Георгий Данелия — мой учитель, хотя вживую я не взял ни одного урока. Но десятки раз, пересматривая его „Афоню“ или „Слезы капали“, „Мимино“ или „Кин-Дза-Дза!“, я учился, и не только режиссуре, но и человеческой мудрости, такой простой и такой трудной. Он ушел, но останется навсегда — потому что его истории вечны».



Как известно, почти в большинстве фильмов Георгия Николаевича звучит песня «На речке, на речке…» вне зависимости от того, где происходит действие. На прощании с Данелия я не буду слушать похоронный марш, в голове у меня будет звучать «Марусенька».
 

Обложка: режиссер Георгий Николаевич Данелия / Фото: Николай Малышев / ТАСС

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Вторжением»: не тот блокбастер, не те судьбы, не та прическа у Александра Петрова

«Блокбастер человеческих судеб» — так называет в многочисленных интервью свой новый фильм «Вторжение» Федор Бондарчук, также добавляя, что это ни в коей мере не сиквел «Притяжения». Давайте посмотрим, что же не так в этом «несиквеле». И как всегда: внимание, спойлеры!

15 января 12602
Обзоры

20 самых значимых фильмов для операторов

Представляем 20 фильмов ХХ века, которые оказали наибольшее влияние на операторское искусство. Список составлен на основе голосования членов American Society of Cinematographers (Американского общества кинооператоров)

11 января 10826
Практика

Семь вещей, которым учит «Пила»

«Пила» стала одной из самых успешных и долгоиграющих хоррор-франшиз XXI века, хотя начиналась как скромный минималистичный детективный триллер. Разбираем, что полезного можно почерпнуть из обстоятельств создания дебютной картины Джеймса Вана и Ли Уоннела

19 января 5301
Техника

Техника до «Оскара» доведет — 2020

Американская киноакадемия объявила номинантов, а мы по традиции смотрим, какая техника использовалась авторами картин в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа». Бонусом — комментарии операторов о съемках

13 января 4281
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее