Мнение

Георгий Данелия: «На речке, на речке, на том бережочке»

Не стало Георгия Николаевича Данелия. Автора, постановщика, человека, который закончил свою жизнь так же, как заканчивали свои истории персонажи его фильмов: тихо насвистывая что-то свое, одновременно легкое и печальное

  • 5 апреля
  • 2087
Родион Чемонин

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Мне тоже, как и многим, хочется вспомнить сцены из фильмов Данелия, уже проникнувшие в генокод всех живших в некогда существовавшей стране и живущих сейчас по всему миру. Это и босоногая девушка с парнем под дождем, и вертолет, прикованный цепью, и многое другое, о чем будут говорить на всех федеральных каналах.

Но я хочу написать несколько другое.

Георгию Николаевичу как режиссеру и как сценаристу поразительно удавались финалы. Никогда ни в одной своей ипостаси мы больше не увидим такого искреннего и такого настоящего Никиту Михалкова, как в завершающей сцене «Я шагаю по Москве». Никогда никто не смог повторить пронзительность финала «Афони» с прекрасной Евгенией Симоновой («Афанасий! Мне кто-то позвонил, я подумала, что это — вы…»). Мизандари в телефонной будке для международных переговоров. Дядя Вова и Скрипач, синхронно приседающие «ку!» мимо проезжающему трактору.

На съемках фильма «Афоня» (1975) / Фото: Анатолий Ковтун / ТАСС
На съемках фильма «Афоня» (1975) / Фото: Анатолий Ковтун / ТАСС

Да что там… Один только взгляд Натальи Гундаревой в предпоследней сцене «Осеннего марафона» стоит всех денег, потраченных на многочисленные слезоточивые драмы и у нас, и у них.

Он ушел от нас на таком же финале. Спрятавшийся, понимающий свою роль в сегодняшнем дне. В отличие от своих многочисленных коллег, которые снимали и снимают кино словно для того, чтобы услышать дифирамбы в свою честь от ближних, не представляя, что от них на самом деле ждут (или уже давно не ждут) там, по ту сторону телевизора.

Режиссер Георгий Данелия / Фото: Наталья Колесникова / ТАСС
Режиссер Георгий Данелия / Фото: Наталья Колесникова / ТАСС

Гия, как его, судя по рассказам, звали друзья, прожил большую часть своей жизни, глядя из окна своей квартиры на Чистых прудах, и слишком хорошо знал действительность, чтобы высказываться о ней.

Буквально несколько дней назад какой-то из политдеятелей в одном из орущих ток-шоу случайно выдал фразу из фильма «Тридцать три», сказанную персонажем Евгения Леонова («А вы бывали за рубежом?» — «Да, в Польше, Чехии и в Германии». — «Туристом?» — «Нет, в пехоте»), за подлинную.

Кадр из фильма «Тридцать три» (1965) / Фото: «Мосфильм»
Кадр из фильма «Тридцать три» (1965) / Фото: «Мосфильм»

Самое важное в Данелия как человеке — он знал формулу про «каждому отпущено». Он понимал свое место в искусстве «отсюда и досюда». В последние годы Георгий Николаевич записывал и оформлял в книги и печальные истории из своей собственной жизни и так редко появлялся на публике.

Я не собираюсь безоговорочно хвалить творчество Данелия. У него, как и многих режиссеров своего времени, были провалы и ужасные непопадания в восьмидесятые, в тогдашнюю конъюнктуру и запросы времени. Было непонимание: почему раньше этот сюжет, как сейчас модно говорить, «заходил», а сейчас — нет. Даже фильм «Кин-Дза-Дза!» в 1986 году был не понят ни зрителями, ни чиновниками, и только сейчас он официально носит статус культовой картины времен начала перестройки.

Кадр из фильма «Кин-дза-дза!» (1986) / Фото: «Мосфильм»
Кадр из фильма «Кин-дза-дза!» (1986) / Фото: «Мосфильм»

Есть один страшный журналистский штамп, фраза, пошлость которой выводит меня из себя: «С [ним / ней] ушла целая эпоха». Ребята! Как может уйти эпоха с человеком, если он был и остается с нами несмотря ни на что? Потеря — да, страшная невосполнимая потеря, но никак не эпоха, не водораздел.

С ушедшим Олегом Табаковым многие пережили и до сих пор переживают трагедию, но дело его не пропало. Как оказалось, спустя год, есть целая настоящая школа учеников, которые сейчас нарасхват, и метафизическая школа его мастерства осталась, растет и видоизменяется, как подобает живому существу. На умении Рязанова работать с актерами высшей пробы и находить в известных артистах неожиданные нюансы учатся сотни студентов киновузов страны. От частого просмотра картин Марлена Хуциева, наоборот, растет понимание, что это был за мастер, и от этого даже у самых безнадежных пессимистов появляется желание работать, снимать и сниматься, писать стихи и петь песни.

Режиссер фильма Георгий Данелия (справа) и оператор Вадим Юсов на съемках фильма «Паспорт» / Фото: Б.Двалишвили / ТАСС
Режиссер фильма Георгий Данелия (справа) и оператор Вадим Юсов на съемках фильма «Паспорт» / Фото: Б.Двалишвили / ТАСС

Для гениальных артистов и учителей нет понятия «ушла эпоха», как нет и границ у какого-то коллективного творческого периода. По моему личному и спорному мнению должен быть только вопрос: что каждый из них оставит после себя?

От Данелия осталась точно распознаваемая интонация, которую находят сейчас молодые — но редкие — режиссеры. Моя преподавательница по сценарному мастерству Наталья Рязанцева (первая жена Геннадия Шпаликова, автора «Я шагаю по Москве») часто повторяет своим студентам: «Хочется лирической комедии, но ее у вас нет».

Режисеер Георгий Данелия на съемочной площадке / Фото:  Николай Малышев / ТАСС
Режисеер Георгий Данелия на съемочной площадке / Фото:  Николай Малышев / ТАСС

Но хочется поспорить: как нет? Стоит только посмотреть, как тонко работают молодые режиссеры Жора Крыжовников, Карен Оганесян, Роман Прыгунов (с не столь однозначными, но все же явно подсмотренными у Данелия образами), Михаил Сегал и еще многие постановщики, которые оглядываются не на западные шаблоны, а на наши фильмы. Наши, постепенно становящиеся символами, но не эпохами или статуями, а знаками того, что у нас, как бы ни хотелось хейтерам, есть российское, современное кино, за которое не было бы стыдно ни Эльдару Александровичу, ни Олегу Павловичу, ни Марлену Мартыновичу… Ни Георгию Данелия.

Когда я только узнал о смерти Георгия Николаевича, я тут же, не думая, позвонил человеку, который знал творчество Данелия, кажется, лучше всех на свете из молодых режиссеров. Нашему большему приятелю и товарищу Андрею «Жоре Крыжовникову» Першину (скажем, довольно хорошо известен тот факт, что в ночь перед первым мотором каждого нового фильма он пересматривает «Афоню»). И вот что он сказал:

«Георгий Данелия — мой учитель, хотя вживую я не взял ни одного урока. Но десятки раз, пересматривая его „Афоню“ или „Слезы капали“, „Мимино“ или „Кин-Дза-Дза!“, я учился, и не только режиссуре, но и человеческой мудрости, такой простой и такой трудной. Он ушел, но останется навсегда — потому что его истории вечны».



Как известно, почти в большинстве фильмов Георгия Николаевича звучит песня «На речке, на речке…» вне зависимости от того, где происходит действие. На прощании с Данелия я не буду слушать похоронный марш, в голове у меня будет звучать «Марусенька».
 

Обложка: режиссер Георгий Николаевич Данелия / Фото: Николай Малышев / ТАСС

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Хорошо забытое старое: 7 иностранных фильмов, отцензурированных в советском прокате

Случай с удалением сцен из «Рокетмена» заставляет вспомнить, казалось бы, канувшую в лету практику отечественной цензуры зарубежных картин. Вспоминаем, как и почему в СССР переделывали и доделывали фильмы Фрица Ланга, Джона Форда, Микеланджело Антониони и других великих

  • 3 июня
  • 36659
Обзоры

Главные сериалы этого лета

Пока школьники и студенты готовятся к экзаменам различной степени сложности и важности, их родители, родственники и прочие лодыри могут расслабиться в обнимку с компьютером, телевизором и прочими гаджетами и провести время с любимыми телесериалами. А мы поможем им выбрать, что стоит смотреть летом 2019 года

  • 9 июня
  • 3275
Практика

Концепт, идея и платежеспособная аудитория: как сделать интерактивный веб-сериал

Основатели студии «Дикий Digital» Виктор и Виктория Кравченко на примере интерактивного проекта «Digital Доктор» рассказывают, как с нуля снять свой веб-сериал: нужно ли профессиональное кинообразование, реально ли привлечь звезд, какой понадобится бюджет и как вести продвижение

  • 5 июня
  • 2332
Обзоры

19 фильмов 30-го «Кинотавра»

С 9 по 16 июня в Сочи пройдет юбилейный «Кинотавр». Смотрим обзор всех фильмов главного национального кинофестиваля: новые работы Быкова и Германики, Тодоровского и Смирнова, лауреаты Канн и участники Берлинале, дебюты и эксперименты

  • 7 июня
  • 1552
Практика

Как убедить продюсера дать деньги на проект: 8 советов от профессионалов индустрии

Будьте оригинальными, но в тренде, досконально изучите того, к кому идете за деньгами, «питчите» в лифте и за бокалом вина: российские кинематографисты о том, как заинтересовать продюсера своей идеей, сценарием и проектом

  • 8 июня
  • 1448
Практика

Режиссер монтажа фильма «Мы» — о работе с Джорданом Пилом и особенностях хоррора

Николас Мансур («Мы», «Кобра Кай») рассказывает о монтаже фильмов ужасов и невербальных музыкальных сценах

  • 3 июня
  • 1121
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее