Практика

«Работайте с режиссерами с хорошим воображением»: тезисы мастер-класса Сергея Мокрицкого

Как оператору найти своего режиссера, почему для фильма важно придумать оригинальную фишку и при чем тут драка Ельцина с Чубайсом – рассказываем о мастер-классе оператора «Изображая жертву» Сергея Мокрицкого

  • 5 апреля
  • 1321
Петр Скопин

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Режиссер должен быть с воображением


Когда Михалков набирал режиссеров на Высших курсах, он дал одному из них задание: «Раскадруй, как ты снимешь жару». Режиссер показал Михалкову вариант: мужчина судорожно пьет воду, у него на лице пот, и далее, как положено в классическом кино.

Оператор Сергей Мокрицкий на мастер-классе «Взаимодействие режиссера с оператором при создании фильма» / Фото: Юлия Шиманская
Оператор Сергей Мокрицкий на мастер-классе «Взаимодействие режиссера с оператором при создании фильма» / Фото: Юлия Шиманская

Увидев раскадровку, Михалков произнес: «Скучно». Потом он предложил свою историю: «Небо без облачка, и белый красивый голубь, как у Пикассо, садится на землю. Едва коснувшись асфальта, голубь взмывает в небо и улетает. Камера тихонько панорамирует на асфальт, и мы видим отпечаток голубиных лапок». То есть, в кадре настолько жарко, что касание голубя оставило на асфальте отпечаток. Хорошо придумано, да? С такими режиссерами и надо работать оператору.
 

«Мой папа — Барышников»: если режиссер не может придумать сам, помогите ему


Картина «Мой папа — Барышников» — пример уже моей операторской изобретательности. В фильме есть кадр, где главный герой, мальчик, смотрит в зеркало, сравнивая себя с прославленным танцором Барышниковым, и я «размножаю» лицо мальчика во множестве зеркал. Драматургически смысл таков: пока что в герое несколько личностей, и он пытается найти среди них именно свою. Когда парень наконец заявит, что его отец — Барышников, судьба его резко изменится.
 
Сцена из фильма «Мой папа – Барышников» (2011)

Ближе к концу фильма из тюрьмы возвращается настоящий папа. Появление отца для героя — это ужас, крушение мечты, и я предложил режиссеру доиграть идею с отражениями: если ранее мы «разбили» парня на части зеркалами, теперь надо его «собрать», пустив по лицу парня мультфильмы, гаснущие, как только останавливается проектор. Детство закончилось, пора встретиться с реальностью. Операторская фишка здесь работает на драматургию, и предложение было воспринято режиссером «на ура».
 

«Изображая жертву»: придумайте оригинальную фишку и держитесь ее до конца


Если вы снимаете в условиях ограниченного бюджета, но хотите сделать при этом достойный фильм, придумайте с режиссером оригинальную фишку, и держитесь ее до конца съемочного периода. Чаще всего это интересный визуальный ход.

Оператор Сергей Мокрицкий на мастер-классе «Взаимодействие режиссера с оператором при создании фильма» / Фото: Юлия Шиманская
Оператор Сергей Мокрицкий на мастер-классе «Взаимодействие режиссера с оператором при создании фильма» / Фото: Юлия Шиманская

Хороший пример — наша с Кириллом Серебренниковым работа над картиной «Изображая жертву». По сюжету, герой копирует жертву преступлений на следственных экспериментах, и мы придумали частично снять фильм на любительскую видеокамеру, от лица милиционерки, фиксирующей происходящее. Решение было верным: мы смогли брать длинные планы при практически полном отсутствии операторских источников света, позволив себе в кадре все виды брака и создав на экране интригующее, темное изображение. Бывало и такое, что Кирилл специально просил меня нарушить композицию кадра в художественных целях.
 
Сцена из фильма «Изображая жертву» (2006)
 

«Ливан»: еще один пример хорошего сочетания режиссерской концепции и операторской идеи


В израильском фильме «Ливан» война показана через прицел танка. День, ночь, атака… Нам, зрителям, почти физиологически тяжело в момент просмотра: в кадре мы все время видим четырех несчастных солдат, которые не могут выйти из танка даже в туалет. Война предстает в новом, жутком измерении. Получивший немыслимое количество престижных наград «Ливан» — пример того, как правильно выбранный сеттинг работает на режиссера с оператором.
 
Трейлер фильма «Ливан» (2009)
 

Драка Ельцина с Чубайсом под цветущей вишней


Очень часто режиссеры «заморачиваются» на том, как камера дернулась или кивнула в тот или иной момент съемки. На самом деле, они просто ищут повод свалить свои неудачи на оператора, если картина вдруг выйдет посредственной. Именно для таких режиссеров я придумал в 90-е годы шутку: «представь, что под цветущей вишней дерутся Ельцин с Чубайсом. Важно, как и на что это снято?». Создай напряжение, и зрителю будет абсолютно все равно, дернулась камера или нет. Если на экране пустота, и зритель наблюдает только за тем, как по рельсам тихо едет камера — это «не катит» при любом операторском исполнении.

Оператор Сергей Мокрицкий на мастер-классе «Взаимодействие режиссера с оператором при создании фильма» / Фото: Юлия Шиманская
Оператор Сергей Мокрицкий на мастер-классе «Взаимодействие режиссера с оператором при создании фильма» / Фото: Юлия Шиманская

На «Изображая жертву» нам надо было за одну ночь снять 12-минутный эпизод в бассейне. По сюжету сцена происходит днем, но осветить окна бассейна было невозможно в силу временных и бюджетных ограничений. В итоге мы решили снимать с тем небольшим светом, который был, подсвечивая только лица героев. Но Серебренников воплотил в кадре настолько мощный саспенс, что зрители просто не обратили внимания на неосвещенные окна и никто не стал нас обвинять в нарушении принципов съемки.
 

Обложка: оператор Сергей Мокрицкий на мастер-классе «Взаимодействие режиссера с оператором при создании фильма» / Фото: Юлия Шиманская

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Проклятье «голливудского аниме» и почему его пока не получается снять

Голливудские экранизации японских комиксов и легенд почти всегда проваливаются и в финансовом аспекте, и среди кинокритиков, однако синдром «американского аниме» или «голливудской Японии» до сих пор не дает спать ни большим, ни маленьким режиссерам и продюсерам. Почему даже масштабная «Алита: Боевой ангел» не смогла снять это проклятье? Попробуем разобраться

  • 7 апреля
  • 7671
Репортаж

Полнокадровые цифровые кинокамеры: мифы и реальность

На что в действительности влияет размер сенсора 

  • 11 апреля
  • 3741
Практика

Как театр влияет на костюмы в кино

Есть ли взаимовлияние между кино и театром? Могут ли методы создания театрального костюма использоваться в кино или они слишком специфичные для экрана? Об этом рассуждает художник по костюмам Ирина Жигмунд

  • 10 апреля
  • 2070
Практика

Как это снято: «Безумный Макс»

40 лет назад малобюджетный экшн «Безумный Макс» не только запустил карьеру Мэла Гибсона и начал успешную франшизу, но и перевернул киноиндустрию целой страны. Как кинематографистам-дебютантам удалось создать мировой культурный феномен?

  • 14 апреля
  • 1881
Практика

Мастер: Фрэнсис Форд Коппола

Не нуждающийся в представлении Фрэнсис Форд Коппола намедни отметил 80-летие, в честь чего предлагаем подробнее изучить режиссерский стиль одного из самых эклектичных мастеров Голливуда и американского независимого кино

  • 8 апреля
  • 1854
Практика

Визуальные эффекты фильма «Капитан Марвел»: руки-пушки и цифровой кот

Как студия Trixter смогла заставить героиню Бри Ларсон стрелять из рук и оживила на экране цифровую копию кота Реджи

  • 8 апреля
  • 1540
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее