Профессия

Оператор: Александр Мартынов

Синтез игрового кино и документального, необычный формат кадра, эффект геометричности в пространстве и особенности камеры Red Helium — оператор Александр Мартынов рассказывает о своей работе на примере выходящей в прокат психодрамы «Амбивалентность»

  • 3 апреля
  • 1643
Павел Орлов

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Поиск решения: объекты, портреты и формат кадра

 
Трейлер фильма «Амбивалентность»  (2018)

Готовиться к съемкам «Амбивалентности» нужно было очень оперативно — за полтора месяца. При этом сценарий быль немножко длинным, чтобы уместить его в двадцать две смены, так что нам понадобилось его сократить. Когда стало ясно, о чем речь, мы с художником и режиссером начали ездить по объектам.

На съемках фильма «Амбивалентность» / Фото: пресс-служба «ПРОвзгляд»
На съемках фильма «Амбивалентность» / Фото: пресс-служба «ПРОвзгляд»

В этом плане у меня была концепция ощущения некомфортности героев, давления комнат, стен на персонажей. Хотелось создать эффект геометричности, как будто герои постоянно находятся в зажатых тисках. В то же время хотелось сконцентрироваться на портретах. Поэтому возникло решение сделать средний формат кадра между 4:3 и 16:9, получилось 1,61:1. Кстати, одним из референсов для меня был фильм «Мамочка» Ксавье Долана, где все происходит в квадрате. Он, правда, снят на пленку, но фильм достаточно органичный по свету, по контрасту и снят очень цельно.
Кадр из фильма «Амбивалентность» / Фото: пресс-служба «ПРОвзгляд»

Кадр из фильма «Амбивалентность» / Фото: пресс-служба «ПРОвзгляд»

Кадр из фильма «Мамочка» (2014) / Фото: Shayne Laverdiere / Roadside

Кадр из фильма «Мамочка» (2014) / Фото: Shayne Laverdiere / Roadside

Мы использовали достаточно общую практику. Были фотографии объектов, мы смотрели, как они монтажно идут, в какой последовательности. Удачно в этом плане получилась первая сцена, где сначала есть линия в спортивном зале, а потом эта линия продолжается в переходе. То есть мы старались искать визуально связывающие, объединяющие вещи между сценами. То же делали по цвету. Например, если в кадре много зеленого, то следующим кадром делали контрастом красный цвет.
На съемках фильма «Амбивалентность» / Фото: пресс-служба «ПРОвзгляд»

На съемках фильма «Амбивалентность» / Фото: пресс-служба «ПРОвзгляд»

На съемках фильма «Амбивалентность» / Фото: пресс-служба «ПРОвзгляд»

На съемках фильма «Амбивалентность» / Фото: пресс-служба «ПРОвзгляд»

На съемках фильма «Амбивалентность» / Фото: пресс-служба «ПРОвзгляд»

На съемках фильма «Амбивалентность» / Фото: пресс-служба «ПРОвзгляд»

Еще объекты я выбирал с условием собственного света локации, который могла бы «тянуть» камера, не уходя в брак. Для нас это было важно, поскольку 70% фильма — это ночь. Возможности генератора или каких-то более постановочных вещей по свету у нас не было. Свет мы брали от локации, а приборы только для того, чтобы ставить рисунок на портрет. То есть по стилистике мы хотели создать нечто среднее между документальным кино и постановочным. Постановочность была больше в концепции, а свет, мизансцены мы старались сделать так, чтобы они смотрелись максимально живо.

На съемках фильма «Амбивалентность» / Фото: пресс-служба «ПРОвзгляд»
На съемках фильма «Амбивалентность» / Фото: пресс-служба «ПРОвзгляд»

Были моменты, когда с нашим полудокументальным светом портреты оказывались не совсем выгодными. Особенно если свет был только сверху, что делает женский портрет не очень вкусным, но иногда и такие решения нужны, поскольку мы все-таки снимали не рекламу. Но если портрет смотрится совсем плохо, то нужно искать решение. Также в плане портретов важно было учитывать ракурс, понимать, как актер будет выглядеть в кадре. С широкой оптикой нужно, чтобы кадр был интересным и актер хорошо смотрелся.
 

Оборудование: камера, оптика и цветокоррекция


На съемках фильма «Амбивалентность» / Фото: пресс-служба «ПРОвзгляд»
На съемках фильма «Амбивалентность» / Фото: пресс-служба «ПРОвзгляд»

Мы взяли камеру RED Helium. Когда мы начинали, эта камера была только у Александра Ильховского. Во многом мы ее выбрали из-за матрицы — она позволяет видеть шире, чем обычная цифровая кинокамера. Это было важно, потому что я хотел, чтобы вокруг героев было пространство, и при этом я мог быть близко к героям. ALEXA, на мой взгляд, дает более стабильное, проверенное, гладкое, мягкое киношное изображение. А RED Helium более достоверная. То есть она хорошо подходит, если хочешь не приукрашивать фактуру, а показать ее резче, в хорошем смысле этого слова. Такое свойство есть у RED Helium и у RED Monstro. Если материал с них на цветокоррекции правильно открывать, что отлично получается, не говоря уже о цвете, у Ивана Масленникова, после чего материал приобретает нужный вам вид.
Кадр из фильма «Амбивалентность» / Фото: пресс-служба «ПРОвзгляд»

Кадр из фильма «Амбивалентность» / Фото: пресс-служба «ПРОвзгляд»

Кадр из фильма «Амбивалентность» / Фото: пресс-служба «ПРОвзгляд»

Кадр из фильма «Амбивалентность» / Фото: пресс-служба «ПРОвзгляд»

Кадр из фильма «Амбивалентность» / Фото: пресс-служба «ПРОвзгляд»

Кадр из фильма «Амбивалентность» / Фото: пресс-служба «ПРОвзгляд»

Кадр из фильма «Амбивалентность» / Фото: пресс-служба «ПРОвзгляд»

Кадр из фильма «Амбивалентность» / Фото: пресс-служба «ПРОвзгляд»

Объективы были тоже RED’овские. Очень неожиданно они дали хороший результат. Лет шесть-семь назад это была совершенно другая оптика, а сейчас она дает интересную пластику. Кроме того, у этой оптики открытая дырка f/1,8. Это было важно, опять же, на ночных сменах.
 

Съемки: наиболее сложные сцены


Для меня самой интересной была сцена дня рождения. Я пытался сделать так, чтобы она была однокадровой. Дублей десять, наверное, мы сделали, и технически они могли пойти в работу. Но в итоге пришлось все-таки решать сцену монтажно.

Оператор Александр Мартынов на съемках фильма «Амбивалентность» / Фото: пресс-служба «ПРОвзгляд»
Оператор Александр Мартынов на съемках фильма «Амбивалентность» / Фото: пресс-служба «ПРОвзгляд»

Интересной была откровенная сцена в лифте. Для актеров такие съемки всегда нелегкие. К тому же сцена снималась на заводе по производству лифтов. Во время съемок вокруг ходили рабочие. Мы были огорожены, никто посторонний ничего не видел, но вокруг стояли звуки завода.

Сцена, где герои выбегают на дорогу, снималась на еще не действующей части Северо-Восточной хорды. Машины все были наши с каскадерами за рулем. На съемку потребовалась смена.

На съемках фильма «Амбивалентность» / Фото: пресс-служба «ПРОвзгляд»
На съемках фильма «Амбивалентность» / Фото: пресс-служба «ПРОвзгляд»

Постельная сцена в квартире снималась с уменьшенной частотой кадров и только со светом от гирлянд и из окна так же немножко дымили. Камера это очень хорошо выдержала. Такого, чтобы все было видно в тенях, там нет, но то, что мы видим только окна и только лампочки, в этом, получилось решение. Просто потом мы решили за счет количества кадров сделать эффект размытия. Подобный прием часто использует Вонг Кар-Вай. Эту сцену мы тоже снимали целую смену.

 
 
Александр Мартынов

Оператор


Работал над фильмами: «БАгИ», «Дух Соноры», «Литургия олгашенных», «Амбивалентность» и другими.
 
 
 


Обложка: Оператор Александр Мартынов на съемках фильма «Амбивалентность» / пресс-служба «ПРОвзгляд»

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Хорошо забытое старое: 7 иностранных фильмов, отцензурированных в советском прокате

Случай с удалением сцен из «Рокетмена» заставляет вспомнить, казалось бы, канувшую в лету практику отечественной цензуры зарубежных картин. Вспоминаем, как и почему в СССР переделывали и доделывали фильмы Фрица Ланга, Джона Форда, Микеланджело Антониони и других великих

  • 3 июня
  • 36659
Обзоры

Главные сериалы этого лета

Пока школьники и студенты готовятся к экзаменам различной степени сложности и важности, их родители, родственники и прочие лодыри могут расслабиться в обнимку с компьютером, телевизором и прочими гаджетами и провести время с любимыми телесериалами. А мы поможем им выбрать, что стоит смотреть летом 2019 года

  • 9 июня
  • 3275
Практика

Концепт, идея и платежеспособная аудитория: как сделать интерактивный веб-сериал

Основатели студии «Дикий Digital» Виктор и Виктория Кравченко на примере интерактивного проекта «Digital Доктор» рассказывают, как с нуля снять свой веб-сериал: нужно ли профессиональное кинообразование, реально ли привлечь звезд, какой понадобится бюджет и как вести продвижение

  • 5 июня
  • 2332
Обзоры

19 фильмов 30-го «Кинотавра»

С 9 по 16 июня в Сочи пройдет юбилейный «Кинотавр». Смотрим обзор всех фильмов главного национального кинофестиваля: новые работы Быкова и Германики, Тодоровского и Смирнова, лауреаты Канн и участники Берлинале, дебюты и эксперименты

  • 7 июня
  • 1552
Практика

Как убедить продюсера дать деньги на проект: 8 советов от профессионалов индустрии

Будьте оригинальными, но в тренде, досконально изучите того, к кому идете за деньгами, «питчите» в лифте и за бокалом вина: российские кинематографисты о том, как заинтересовать продюсера своей идеей, сценарием и проектом

  • 8 июня
  • 1448
Практика

Режиссер монтажа фильма «Мы» — о работе с Джорданом Пилом и особенностях хоррора

Николас Мансур («Мы», «Кобра Кай») рассказывает о монтаже фильмов ужасов и невербальных музыкальных сценах

  • 3 июня
  • 1121
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее