Практика

7 ошибок работы со звуком в кино

Запись и сведение звука становятся все доступнее, а на YouTube много полезных образовательных видео. К сожалению, начинающие звукорежиссеры все равно продолжают допускать распространенные ошибки. Можно ли их избегать?

  • 22 марта
  • 2087
Павел Новиков

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Когда режиссер или продюсер тебя отчитывают — это неприятно. Еще ужаснее, если выговор вы получили за собственные ошибки. Чтобы такое не случилось с вами, давайте рассмотрим несколько самых популярных ошибок, которые делают сотрудники звукового департамента, только начинающие свой творческий путь.
 

1«На посте исправим!»


Фото: Nik MacMillan
Фото: Nik MacMillan

Нет, не исправите. Несмотря на то, что мы планировали обратить внимание именно на ошибки сведения, не менее важно рассказать и про ошибки в съемочный период, тем более если вы задействованы на обеих стадиях. Все мы знаем эту фразу, которая может кого-то обрадовать на площадке, однако точно огорчит специалистов в студии. Например, микрофон, расположенный недостаточно близко к источнику звука (допустим, «бум» при записи чистового голоса на площадке) запишет дополнительные шумы, которые могут оказаться критичными при финальном сведении. Это потянет за собой целую цепочку проблем: испорченные реплики потребуют записи ADR, а значит и оплату работы звукорежиссера (если это не вы), дополнительное время в студии, повышение гонорара актера и так далее. Очевидно, что виноватым окажетесь вы. Самое лучшее, — это не полагаться на «авось» и честно работать на всех этапах производства.
 

2Игнорирование «румтона»


Без «румтона» сведение диалогов сильно усложнится. Это особенно важно, когда вы записываете чистовые реплики прямо на съемочной площадке. Процесс записи «румтона» займет всего лишь 30 секунд вашего времени, однако сэкономит намного больше потом. Сделайте это ритуалом: прежде чем обрадоваться фразе «смена окончена», попросите всех остаться на своих местах всего полминуты. Так впоследствии вы сэкономите себе гораздо больше.
 

3Сведение на непрофессиональном оборудовании


Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Конечно, порой начинающим звукорежиссерам приходится сводить какие-либо студенческие работы без бюджета не в студийных условиях. Если вы все же хотите, чтобы звук был достойным, не поленитесь хотя бы откалибровать и правильно расставить громкоговорители в своей домашней студии, иначе возникнут серьезные проблемы. К примеру, если вы расположите мониторы слишком далеко друг от друга или слишком близко, велика вероятность, что ваша стереобаза попросту развалится, когда вы будете прослушивать свой микс на студийной акустической системе или в кинотеатре.
 

4Недооценка локации


Фото: Wikipedia
Фото: Wikipedia

Когда вы приезжаете на съемочную площадку, сразу сделайте пометки о посторонних шумах. Именно на ваших плечах лежит ответственность за испорченные дубли, если вы не предупредите режиссера или продюсера, что на локации отлично слышно шоссе или метро. Помните, что вы всегда можете добавить какие-то звуки, если они потребуются, однако извлечь из записей диалогов шум проезжающих машин, к сожалению, нет.
 

5Отдавать предпочтение количеству, а не качеству


На съемочной площадке часто можно услышать фразу «еще дубль, чтобы был выбор», однако в количестве нет никакого смысла, если на сведении вы обнаружите, что все три дубля одинаково плохи. В процессе съемок у вас всегда есть минутка, чтобы прослушать записанные дубли. Если вас что-то не устраивает, обратите внимание режиссера на интонацию, дайте ему и актеру прослушать записи в конце концов. Один хороший дубль гораздо ценнее, чем несколько плохих.
 

6Звукорежиссер делает всю работу по звуку


Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Казалось бы, это ошибка режиссера или продюсера, однако звукорежиссеры часто идут у них на поводу, не выдвигая никаких претензий. На первых этапах, вроде съемки пятиминутных скетчей, вы действительно можете заниматься всей звуковой работой, однако серьезный короткометражный фильм вам вряд ли удастся осилить в одиночку. Дело в том, что звуковой департамент включает в себя множество специалистов, и если вы делаете все один, у вас могут попросту «замылиться» уши. Если честно, у каждого из нас есть определенные навыки, которыми мы владеем более или менее мастерски. Наличие нескольких специалистов поможет сбалансировать эти навыки и получить на выходе лучший микс.
 

7Отсутствие чернового звука


Фото: Wikipedia
Фото: Wikipedia

«Исправим на посте» — очень раздражающая фраза, однако она подразумевает хоть какую-то работу. Еще хуже может быть, если по каким-то причинам звукорежиссер решил вовсе не приезжать на съемки, решив, что черновой звук не нужен или что «накамерная пушка пойдет». Важно раз и навсегда запомнить, что даже если речь будет полностью перезаписываться в студии, черновой звук поможет актерам и даже вам на записи ADR. Без черновых записей ни у кого не будет ни малейшего ориентира.

Не допуская этих ошибок, вы сможете избежать ненужных ссор со съемочной группой, скандалов с коллегами по звуковому цеху и даже сохранить свои честно заработанные деньги.
 

Обложка: freepik.com

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Проклятье «голливудского аниме» и почему его пока не получается снять

Голливудские экранизации японских комиксов и легенд почти всегда проваливаются и в финансовом аспекте, и среди кинокритиков, однако синдром «американского аниме» или «голливудской Японии» до сих пор не дает спать ни большим, ни маленьким режиссерам и продюсерам. Почему даже масштабная «Алита: Боевой ангел» не смогла снять это проклятье? Попробуем разобраться

  • 7 апреля
  • 7574
Репортаж

Полнокадровые цифровые кинокамеры: мифы и реальность

На что в действительности влияет размер сенсора 

  • 11 апреля
  • 3559
Практика

Как театр влияет на костюмы в кино

Есть ли взаимовлияние между кино и театром? Могут ли методы создания театрального костюма использоваться в кино или они слишком специфичные для экрана? Об этом рассуждает художник по костюмам Ирина Жигмунд

  • 10 апреля
  • 2015
Практика

Мастер: Фрэнсис Форд Коппола

Не нуждающийся в представлении Фрэнсис Форд Коппола намедни отметил 80-летие, в честь чего предлагаем подробнее изучить режиссерский стиль одного из самых эклектичных мастеров Голливуда и американского независимого кино

  • 8 апреля
  • 1787
Практика

Как это снято: «Безумный Макс»

40 лет назад малобюджетный экшн «Безумный Макс» не только запустил карьеру Мэла Гибсона и начал успешную франшизу, но и перевернул киноиндустрию целой страны. Как кинематографистам-дебютантам удалось создать мировой культурный феномен?

  • 14 апреля
  • 1598
Практика

Визуальные эффекты фильма «Капитан Марвел»: руки-пушки и цифровой кот

Как студия Trixter смогла заставить героиню Бри Ларсон стрелять из рук и оживила на экране цифровую копию кота Реджи

  • 8 апреля
  • 1475
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее