Практика

7 ошибок работы со звуком в кино

Запись и сведение звука становятся все доступнее, а на YouTube много полезных образовательных видео. К сожалению, начинающие звукорежиссеры все равно продолжают допускать распространенные ошибки. Можно ли их избегать?

  • 22 марта
  • 2509
Павел Новиков

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Когда режиссер или продюсер тебя отчитывают — это неприятно. Еще ужаснее, если выговор вы получили за собственные ошибки. Чтобы такое не случилось с вами, давайте рассмотрим несколько самых популярных ошибок, которые делают сотрудники звукового департамента, только начинающие свой творческий путь.
 

1«На посте исправим!»


Фото: Nik MacMillan
Фото: Nik MacMillan

Нет, не исправите. Несмотря на то, что мы планировали обратить внимание именно на ошибки сведения, не менее важно рассказать и про ошибки в съемочный период, тем более если вы задействованы на обеих стадиях. Все мы знаем эту фразу, которая может кого-то обрадовать на площадке, однако точно огорчит специалистов в студии. Например, микрофон, расположенный недостаточно близко к источнику звука (допустим, «бум» при записи чистового голоса на площадке) запишет дополнительные шумы, которые могут оказаться критичными при финальном сведении. Это потянет за собой целую цепочку проблем: испорченные реплики потребуют записи ADR, а значит и оплату работы звукорежиссера (если это не вы), дополнительное время в студии, повышение гонорара актера и так далее. Очевидно, что виноватым окажетесь вы. Самое лучшее, — это не полагаться на «авось» и честно работать на всех этапах производства.
 

2Игнорирование «румтона»


Без «румтона» сведение диалогов сильно усложнится. Это особенно важно, когда вы записываете чистовые реплики прямо на съемочной площадке. Процесс записи «румтона» займет всего лишь 30 секунд вашего времени, однако сэкономит намного больше потом. Сделайте это ритуалом: прежде чем обрадоваться фразе «смена окончена», попросите всех остаться на своих местах всего полминуты. Так впоследствии вы сэкономите себе гораздо больше.
 

3Сведение на непрофессиональном оборудовании


Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Конечно, порой начинающим звукорежиссерам приходится сводить какие-либо студенческие работы без бюджета не в студийных условиях. Если вы все же хотите, чтобы звук был достойным, не поленитесь хотя бы откалибровать и правильно расставить громкоговорители в своей домашней студии, иначе возникнут серьезные проблемы. К примеру, если вы расположите мониторы слишком далеко друг от друга или слишком близко, велика вероятность, что ваша стереобаза попросту развалится, когда вы будете прослушивать свой микс на студийной акустической системе или в кинотеатре.
 

4Недооценка локации


Фото: Wikipedia
Фото: Wikipedia

Когда вы приезжаете на съемочную площадку, сразу сделайте пометки о посторонних шумах. Именно на ваших плечах лежит ответственность за испорченные дубли, если вы не предупредите режиссера или продюсера, что на локации отлично слышно шоссе или метро. Помните, что вы всегда можете добавить какие-то звуки, если они потребуются, однако извлечь из записей диалогов шум проезжающих машин, к сожалению, нет.
 

5Отдавать предпочтение количеству, а не качеству


На съемочной площадке часто можно услышать фразу «еще дубль, чтобы был выбор», однако в количестве нет никакого смысла, если на сведении вы обнаружите, что все три дубля одинаково плохи. В процессе съемок у вас всегда есть минутка, чтобы прослушать записанные дубли. Если вас что-то не устраивает, обратите внимание режиссера на интонацию, дайте ему и актеру прослушать записи в конце концов. Один хороший дубль гораздо ценнее, чем несколько плохих.
 

6Звукорежиссер делает всю работу по звуку


Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Казалось бы, это ошибка режиссера или продюсера, однако звукорежиссеры часто идут у них на поводу, не выдвигая никаких претензий. На первых этапах, вроде съемки пятиминутных скетчей, вы действительно можете заниматься всей звуковой работой, однако серьезный короткометражный фильм вам вряд ли удастся осилить в одиночку. Дело в том, что звуковой департамент включает в себя множество специалистов, и если вы делаете все один, у вас могут попросту «замылиться» уши. Если честно, у каждого из нас есть определенные навыки, которыми мы владеем более или менее мастерски. Наличие нескольких специалистов поможет сбалансировать эти навыки и получить на выходе лучший микс.
 

7Отсутствие чернового звука


Фото: Wikipedia
Фото: Wikipedia

«Исправим на посте» — очень раздражающая фраза, однако она подразумевает хоть какую-то работу. Еще хуже может быть, если по каким-то причинам звукорежиссер решил вовсе не приезжать на съемки, решив, что черновой звук не нужен или что «накамерная пушка пойдет». Важно раз и навсегда запомнить, что даже если речь будет полностью перезаписываться в студии, черновой звук поможет актерам и даже вам на записи ADR. Без черновых записей ни у кого не будет ни малейшего ориентира.

Не допуская этих ошибок, вы сможете избежать ненужных ссор со съемочной группой, скандалов с коллегами по звуковому цеху и даже сохранить свои честно заработанные деньги.
 

Обложка: freepik.com

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Главные сериалы этого лета

Пока школьники и студенты готовятся к экзаменам различной степени сложности и важности, их родители, родственники и прочие лодыри могут расслабиться в обнимку с компьютером, телевизором и прочими гаджетами и провести время с любимыми телесериалами. А мы поможем им выбрать, что стоит смотреть летом 2019 года

  • 9 июня
  • 4531
Практика

Концепт, идея и платежеспособная аудитория: как сделать интерактивный веб-сериал

Основатели студии «Дикий Digital» Виктор и Виктория Кравченко на примере интерактивного проекта «Digital Доктор» рассказывают, как с нуля снять свой веб-сериал: нужно ли профессиональное кинообразование, реально ли привлечь звезд, какой понадобится бюджет и как вести продвижение

  • 5 июня
  • 2733
Обзоры

19 фильмов 30-го «Кинотавра»

С 9 по 16 июня в Сочи пройдет юбилейный «Кинотавр». Смотрим обзор всех фильмов главного национального кинофестиваля: новые работы Быкова и Германики, Тодоровского и Смирнова, лауреаты Канн и участники Берлинале, дебюты и эксперименты

  • 7 июня
  • 2118
Практика

Как убедить продюсера дать деньги на проект: 8 советов от профессионалов индустрии

Будьте оригинальными, но в тренде, досконально изучите того, к кому идете за деньгами, «питчите» в лифте и за бокалом вина: российские кинематографисты о том, как заинтересовать продюсера своей идеей, сценарием и проектом

  • 8 июня
  • 1807
Практика

Мастер: Брайан Де Пальма

Разгул секса и насилия, вуайеризм и субъективная камера, зональные линзы и сплит-скрин, цитаты Хичкока и Эйзенштейна — разбираем стиль Брайана Де Пальмы, мастера китчевого триллера и автора таких хитов, как «Кэрри», «Лицо со шрамом» и «Неприкасаемые»

  • 6 июня
  • 1318
Техника

Камеры Канн-2019: от ALEXA Mini до «Красногорска-3»

Смотрим, какими камерами снимались фильмы Каннского кинофестиваля этого года: господство ALEXA Mini, эксперименты с Sony, Canon и Panasonic, а также дань пленочной традиции

  • 13 июня
  • 1254
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее