Слова

«На “Балканском рубеже” у нас горели камеры, но ни один человек не пострадал»

Арифметика «Балканского рубежа»: 7 лет производства, 1 год съемок, 2 страны, 80 смен, 1000 актеров массовки, 80 каскадеров в кадре. Вадим Быркин, генеральный продюсер фильма, рассказал нам про эти и другие цифры, а также ответил на неудобные вопросы о патриотическом пафосе в кино

  • 21 марта
  • 1580
Родион Чемонин

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Долгое рождение проекта


— «Балканский рубеж», насколько известно, «рождался» семь лет. Когда вы подключились к этому проекту?

— Это было в 2012 году в Казани на съемках фильма «Сокровища О.К.». Мы с Гошей Куценко сидели и пили вино. Он спросил, что это за вино, я ответил: «Сербское». И он тут же рассказал мне идею фильма о событиях в Сербии в 1999 году, когда группа российских солдат совершила неожиданный марш-бросок до аэропорта Слатина, чтобы обеспечить безопасный прилет миротворцев. А я как раз мечтал снять фильм о русской армии Врангеля, которая вся ушла в Сербию: таким образом 45 тысяч наших солдат и офицеров стали одной из передовых частей сербского народа.

Я предложил Гоше совместить эти две истории. Мы задумали снять фильм из двух частей: первая, историческая, про армию Врангеля, и вторая, приближенная к современности, про «марш-бросок». Но в ходе подготовки мы поняли, что нельзя объять необъятное, и отказались от исторической части.
 
Трейлер фильма «Балканский рубеж» (2019)

— Где вы нашли режиссера Андрея Волгина? Я посмотрел: у него не сказать, чтобы большая фильмография, но снимает он крепко.

— Андрей возглавляет ведущий российский трейлерхаус On/Off Pro. Он очень хорошо знает мировой мейнстримовый современный кинематограф, его компания делает российские трейлеры для «Фокса», Disney, ЦПШ, Universal. Мне понравился его сериал «Грач», фильм «Беги!», мы с ним работали над рекламой. Когда стал вопрос о выборе режиссера для «Балканского рубежа», я решил дать поработать Андрею. И очень доволен этим решением, потому что «Балканский рубеж» — это масштабный проект. Если судить по числу съемочных дней, то это 75-80 смен. Мы год снимали, если учесть перерывы и перелеты из страны в страну. Это множество спецтехники, связанной с кранами, коптерами и так далее. Например, у нас было специальное приспособление, когда камера проходит сквозь дом.

— Я думал, что эта сцена — полностью CGI…

— У нас, на самом деле, много компьютерной графики, над ней работало около 12 студий, но в сцене, о которой мы сейчас говорим, была реальная камера. ARRI по-настоящему проходит сквозь дом, в который попала бомба.

Вадим Быркин на пресс-конференции, посвещенной выходу фильма «Балканский рубеж» (2019) / Фото: PR-агентство Sarafan
Вадим Быркин на пресс-конференции, посвещенной выходу фильма «Балканский рубеж» (2019) / Фото: PR-агентство Sarafan

Раз уж мы заговорили о взрывах и компьютерах, то пиротехника команды Михаила Марьянова (компания «СПЭШ Пиротехника») и компьютерная графика сосуществовали в кадре. Все вспышки, пожары, взрывы реальные, но CGI доводит картинку до киношного качества, края подрисовывает, убирает пересвет. Какая оптика возьмет вспышку света, чем и является взрыв? Никакая. Поэтому компьютерная графика и дорабатывает этот свет.

Когда меня как продюсера спрашивают, чего я больше всего боялся на съемках, я отвечаю: чтобы ничего не случилось с людьми. Вы же представляете себе, сколько взрывов было на площадке, и при этом у нас в кадре было 70-80 каскадеров одновременно! У нас патронов (холостых, разумеется) ушло около 20 тысяч штук. В итоге единственный случай, когда кто-то «пострадал» на съемках, произошел с Милошем Биковичем. Он, когда стрелял, взял оружие, грубо говоря, не с той стороны, и вылетевшая гильза поцарапала ему бровь. Но это самый тяжелый случай.

Кадр из фильма «Балканский рубеж» (2019) / Фото: 20th Century Fox
Кадр из фильма «Балканский рубеж» (2019) / Фото: 20th Century Fox

Я благодарен богу за то, что ни с кем ничего плохого не произошло. У нас несколько камер сгорело, мы вообще не смогли их спасти, и боксы их не уберегли, но ни один человек серьезно не пострадал.

— Где вы снимали?

— Локации — это юг России и Сербия. У нас снимали все, что касается аэродрома. Мы использовали старое здание ДОСААФ, перестроили его под свои нужды, добавили кое-что, получился замечательный аэродром Слатина. И еще роддом мы снимали в России. А все остальное снималось в Сербии на границе с Боснией и Герцеговиной.

— Я правильно понимаю, что в Сербии снимались сцены, повествующие о том, как собиралась команда защитников?

— Не только. В Сербии мы снимали и Белград, и Златибор, и Нова-Варош. И сцена на мосту в Белграде — она вся снималась по-настоящему.

Кадр из фильма «Балканский рубеж» (2019) / Фото: 20th Century Fox
Кадр из фильма «Балканский рубеж» (2019) / Фото: 20th Century Fox

— В смысле, «по-настоящему»? Тысячи людей на мосту без графики?

— Реально тысячи людей на мосту в Белграде были сняты без компьютерной графики. Люди пришли так же, как и 20 лет назад, когда они приходили закрывать эти мосты собою. И они переживали так же, как и 20 лет назад. И майки эти с надписью «target» они так же надевали.
 

Гигантомания и командная игра


— Каково это: снимать одновременно в двух странах?

— Это было сложно, мы делали много перелетов. Русская группа в усеченном составе прилетала в Сербию, работала там, и у каждого нашего департамента там была запасная команда. То есть был наш художник-постановщик, и была ему замена в виде сербского постановщика. И так со всеми департаментами.

— И где было сложнее снимать: в России или в Сербии?

— Там сложнее. Как ни странно, там нет специалистов нужного уровня. Если есть работник должного уровня, он стоит очень дорого, потому что они работают на больших зарубежных проектах, у них повышенные ставки, но, самое интересное, что при таких ставках качество заметно ниже, чем они того стоят. Актерская школа у них — потрясающая! Но технически наши покрепче будут.

На съемках фильма «Балканский рубеж» (2019) / Фото: 20th Century Fox
На съемках фильма «Балканский рубеж» (2019) / Фото: 20th Century Fox

Например, перед цветокоррекцией у нас рассыпался кадр, снятый с сербского коптера. Мы не могли привезти своего коптерщика, потому что нужно было специальное разрешение на съемку с нашего беспилотника. И мы доверили съемку одному из ведущих сербских специалистов, который снимал все на RED Epic.

— Это пролеты над горами, видовые все эти вещи?

— Да-да, один из ключевых кадров, дающих настроение. И буквально 10 дней назад прямо на цветокоррекции этот файл рассыпался, он был некачественный. Нам пришлось срочно искать похожий кадр из не вошедшего в окончательный монтаж материала.

— У вас получилась гигантская рекламная кампания…

— Благодаря промо-поддержке ТК «Россия 1». Первый канал нас также поддерживает. Очень много наружной рекламы, в транспорте, метро очень плотно покрыто. Очень сильное продвижение проекта в интернете. И у нас потрясающий трейлеринг в кинотеатрах, на сегодняшний день у нас свыше 20 миллионов контактов с трейлерами. Эта цифра входит в тройку лучшего российского трейлеринга за всю историю. Это получилось за счет того, что мы «прикрепились» к таким фильмам, как «Т-34» (спасибо Антону Андреевичу Златопольскому, продюсеру «Т-34»), «Богемская рапсодия», «Алита: Боевой ангел», и нам пошли навстречу киносети. С их помощью мы разместили в кинотеатрах не только ролики, но и поздравления с 23 февраля и 8 марта, скоро пойдет веселый и озорной «антимобильный» ролик (чтобы выключали телефоны).

На премьере фильма «Балканский рубеж» (2019)  / Фото: Сергей Карпухин / ТАСС
На премьере фильма «Балканский рубеж» (2019)  / Фото: Сергей Карпухин / ТАСС

— Такая гигантомания не оттолкнет зрителя?

— Много рекламы не бывает. Поверьте мне.

— Я вот к чему веду: при всем масштабе рекламной кампании у вас на постере на переднем плане относительно неизвестные актеры Антон Пампушный и Милена Радулович. А звезды, вроде Куценко, Курковой и Биковича, далеко позади. Почему так?

— Потому что у нас команда. Зрителю нужно подать образ общего взаимодействия. Антон Златопольский, выступая перед премьерой «Т-34», сказал: «А вы не обращали внимания на то, что самые успешные российские проекты рассказывают о командах?» И ведь это действительно так. Судите сами: «Легенда №17», «Движение вверх», «Т-34» — все эти фильмы о командах. Мы — командные люди, еще со времен новгородского вече мы привыкли к тому, что мы — дружина. Если бы мы выдвинули вперед, как вы говорите, Равшану или Гошу Куценко, тогда получился бы индивидуализм, а сейчас на постере видна команда.

— Как работает схема, когда у фильма несколько продюсеров?

— У нас было четыре продюсера, и каждый занимался своим делом. Важно правильно распределить задачи. Я занимаюсь производством и продвижением, Гоша Куценко — креативом и пиаром, Васил Шевц — финансовыми вопросами, Татьяна Куранова, человек с прекрасным чувством вкуса, давала нам советы и помогала в финансовом обслуживании фильма.
Кадр из фильма «Балканский рубеж» (2019) / Фото: PR-агентство Sarafan

Кадр из фильма «Балканский рубеж» (2019) / Фото: PR-агентство Sarafan

Кадр из фильма «Балканский рубеж» (2019) / Фото: PR-агентство Sarafan

Кадр из фильма «Балканский рубеж» (2019) / Фото: PR-агентство Sarafan

Кадр из фильма «Балканский рубеж» (2019) / Фото: PR-агентство Sarafan

Кадр из фильма «Балканский рубеж» (2019) / Фото: PR-агентство Sarafan

Кадр из фильма «Балканский рубеж» (2019) / Фото: PR-агентство Sarafan

Кадр из фильма «Балканский рубеж» (2019) / Фото: PR-агентство Sarafan

Кадр из фильма «Балканский рубеж» (2019) / Фото: PR-агентство Sarafan

Кадр из фильма «Балканский рубеж» (2019) / Фото: PR-агентство Sarafan

— Вы часто участвуете в процессе съемок, на монтаже?

— Я всегда присутствую на площадке, но я никогда не лезу в творческий процесс. Если я и даю советы режиссеру, то не на съемках, не на площадке. Но я контролирую ситуацию, потому что ответственность за результат всегда лежит на продюсере. На монтаже я не сидел. Я принял первую версию монтажа, которая длилась 03:05, рекомендовал почистить 35 минут, но ничего не перемонтировать. Монтажом у нас занимался Андрей Анайкин, который также был соавтором сценария, поэтому эта чистка прошла спокойно и безболезненно.

— И что это были за 35 минут?

— Неважно, про что они были. Важно, что это была моя ошибка — дать снять эти 35 минут. Фильм снимался очень подробно. И от каких-то подробностей пришлось отказаться. То, что вы видите на экране, — это оптимальный вариант.

— Как в фильме появился Гойко Митич?

— Я предложил автору сценария написать роль специально для Гойко Митича, потому что это герой моего детства. Я на нем вырос, я ему подражал, я играл в индейцев, я рисовал его портреты, когда не было принтеров и ксероксов. И так делал не только я, но и все в советское время. Я подумал, что если мы снимаем сербское кино, то почему бы в нем не снять Гойко Митича. Я его нашел, съездил к нему, и мы подружились. Ему 78 лет, он живет сейчас в Германии, снимается в немецких проектах, занимается подводным плаванием, каждое утро в любое время года купается в речке.

Гойко Митич на пресс-конференции, посвещенной выходу фильма «Балканский рубеж» (2019) / Фото: PR-агентство Sarafan
Гойко Митич на пресс-конференции, посвещенной выходу фильма «Балканский рубеж» (2019) / Фото: PR-агентство Sarafan

— Что это была за история, когда вы в первый же день чуть не подрались?

— Это реальная история. У нас действительно все было хорошо до того момента, пока Митич не вышел на площадку. В первый съемочный день он выходит и видит своего дублера. Он очень сильно рассердился. Я говорю: «Извините, пожалуйста, но я подумал, что лучше на всякий случай позвать дублера». Ну, вы сами понимаете: возраст, а там боевые сцены. Еле вернули его обратно. В результате, оказалось, что он сильнее и мощнее, чем тот дублер, которого мы привели.
 

Патриотический пафос и Трептов-парк


— Вы говорили, что Китай закупил этот фильм на 20 тысяч залов. Что в этой истории интересного для китайцев?

— Экшн. И то, что в нем говорится про американцев и про НАТО, им это очень нравится.

— В связи с этим можно несколько неприятных вопросов? Я сам не поклонник патриотического пафоса, но вопрос не про меня, а про либеральную общественность. Вы представляете себе, как они на набросятся на ваш фильм из-за российской риторики?

— Я не считаю эту картину пафосной. Если кто-то на нее набросится, то что теперь, не нужно говорить правду? Я считаю, что мы сделали честное кино, а набросятся или не набросятся… Все решит зритель, а не либеральная общественность.
Кадр из фильма «Балканский рубеж» (2019) / Фото: PR-агентство Sarafan

Кадр из фильма «Балканский рубеж» (2019) / Фото: PR-агентство Sarafan

Кадр из фильма «Балканский рубеж» (2019) / Фото: PR-агентство Sarafan

Кадр из фильма «Балканский рубеж» (2019) / Фото: PR-агентство Sarafan

Кадр из фильма «Балканский рубеж» (2019) / Фото: PR-агентство Sarafan

Кадр из фильма «Балканский рубеж» (2019) / Фото: PR-агентство Sarafan

— Почему, по-вашему, «Балканский рубеж» вышел именно сегодня?

— Он актуален, потому что есть добро и есть зло. И всегда надо становиться на какую-то сторону. Всегда, во все времена это делалось через искусство. Оно диктует нам новые формы, новые темы. И вот эта тема, которую мы задели: правда, ложь — выявляется в конкретных острых моментах. Сейчас как раз такой острый момент, не только у нас, но и в мире. Я не знаю, был ли бы этот фильм актуален в начале 2000-х годов, но сегодня он пришелся ко времени. Хочется, чтобы его актуальность осталась в искусстве, а не в жизни.

— Сейчас многие делают фильмы «к дате». В этом году будет ровно 20 лет событиям в Югославии. Вы сознательно придерживали прокат «Балканского рубежа» для круглой даты?

— Нет-нет. Не сознательно. Просто так получилось. Но, слава богу, участники этих событий живы, кто-то все очень хорошо помнит, кто-то пытается забыть. Человек пытается забыть плохое. Мы не то чтобы пытаемся ему напомнить, а просто если не знать, кто ты есть сегодня и кто ты был вчера, то сложно понять, кем ты будешь завтра.

— Я-то сначала с предубеждением начал смотреть фильм…

— Думали, что агитка будет какая-то?

— Да, именно. Но, согласитесь, последний кадр, когда русский солдат несет сербскую девочку, — это перебор.

— Значит, по поводу этого кадра. Мы долго думали и спорили насчет него, но потом решили, что раз уж наш молодой потенциальный зритель воспитан на американском кино, то американцы сняли бы этот кадр в двадцать раз более нарочито и зримо. И потом, это же прямая аналогия с монументом в Трептов-парке, понимаете? Нам нужна была эта историческая аналогия, заложенная в подсознании. Поэтому можете рассматривать этот кадр не как пропаганду, а как преемственность поколений.
Кадр из фильма «Балканский рубеж» (2019) / Фото: PR-агентство Sarafan

Кадр из фильма «Балканский рубеж» (2019) / Фото: PR-агентство Sarafan

Кадр из фильма «Балканский рубеж» (2019) / Фото: PR-агентство Sarafan

Кадр из фильма «Балканский рубеж» (2019) / Фото: PR-агентство Sarafan

Кадр из фильма «Балканский рубеж» (2019) / Фото: PR-агентство Sarafan

Кадр из фильма «Балканский рубеж» (2019) / Фото: PR-агентство Sarafan

— Почему у нас сейчас снимается много фильмов на основе исторического материала? Что, нет интересных современных историй? Тем более что вы тоже принимали участие в историческом проекте…

— Да, я работал на «Ярославе. Тысячу лет назад». Понимаете, человек, народ, всегда проявляет себя во время рубежных переломных моментов, история дает этих сюжетов больше, чем сегодняшний день. Но в «Балканском рубеже» нам, как мне кажется, удалось сблизить историю двадцатилетней давности и сегодняшний день.
 

Обложка: на съемках фильма «Балканский рубеж» (2019) / 20th Century Fox

 


Комментарии

Комментариев: 1

Легендарный Гойко Митич в новом российско-сербском блокбастере "Балканский рубеж" в роли полицейского сержанта Милича доказал, что это очень талантливый и харизматичный артист. В фильме, который некоторые критикуют за то, что восхваляют в голливудских боевиках, образ, созданный Гойrо Митичем, в казалось бы эпизодической роли, становится главным образом всего фильма, образом несги,аемого сербского народа, который можно поставить на колени, можно убить, но нельзя сломить, и он будет сражаться до конца, как это гениально воплотил Гойко Митич в сцене, когда его героя пришли убивать албанские боевики. Преклоняюсь перед ним. Долгих лет и здоровья любимому артисту! 

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Главные сериалы этого лета

Пока школьники и студенты готовятся к экзаменам различной степени сложности и важности, их родители, родственники и прочие лодыри могут расслабиться в обнимку с компьютером, телевизором и прочими гаджетами и провести время с любимыми телесериалами. А мы поможем им выбрать, что стоит смотреть летом 2019 года

  • 9 июня
  • 4318
Практика

Концепт, идея и платежеспособная аудитория: как сделать интерактивный веб-сериал

Основатели студии «Дикий Digital» Виктор и Виктория Кравченко на примере интерактивного проекта «Digital Доктор» рассказывают, как с нуля снять свой веб-сериал: нужно ли профессиональное кинообразование, реально ли привлечь звезд, какой понадобится бюджет и как вести продвижение

  • 5 июня
  • 2655
Обзоры

19 фильмов 30-го «Кинотавра»

С 9 по 16 июня в Сочи пройдет юбилейный «Кинотавр». Смотрим обзор всех фильмов главного национального кинофестиваля: новые работы Быкова и Германики, Тодоровского и Смирнова, лауреаты Канн и участники Берлинале, дебюты и эксперименты

  • 7 июня
  • 2037
Практика

Как убедить продюсера дать деньги на проект: 8 советов от профессионалов индустрии

Будьте оригинальными, но в тренде, досконально изучите того, к кому идете за деньгами, «питчите» в лифте и за бокалом вина: российские кинематографисты о том, как заинтересовать продюсера своей идеей, сценарием и проектом

  • 8 июня
  • 1730
Практика

Мастер: Брайан Де Пальма

Разгул секса и насилия, вуайеризм и субъективная камера, зональные линзы и сплит-скрин, цитаты Хичкока и Эйзенштейна — разбираем стиль Брайана Де Пальмы, мастера китчевого триллера и автора таких хитов, как «Кэрри», «Лицо со шрамом» и «Неприкасаемые»

  • 6 июня
  • 1272
Техника

Камеры Канн-2019: от ALEXA Mini до «Красногорска-3»

Смотрим, какими камерами снимались фильмы Каннского кинофестиваля этого года: господство ALEXA Mini, эксперименты с Sony, Canon и Panasonic, а также дань пленочной традиции

  • 13 июня
  • 1217
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее