Слова

«Я читал сценарий нового эпизода “Звездных войн”, но не скажу о нем ни слова»

Локейшн-менеджер Дэвид О’Рейлли, работавший с Кристофером Ноланом, Майклом Манном, Вачовски, Тимом Бёртоном и многими другими, а сейчас занимающийся поиском локаций для «Звездных войн», рассказал нам о поиске планет и туалетов, а также о своем режиссерском дебюте «Кубрик при свечах»

  • 19 марта
  • 649
Родион Чемонин

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Маленький фильм, который готовился почти 20 лет


— Вас часто путают с ирландским мультипликатором Дэвидом О’Рейлли?

— Я бы хотел, чтобы я был им, он потрясающий анимационный режиссер. Если мне когда-нибудь принесут его чек, я не откажусь. Вообще, в мировой киноиндустрии есть четверо или пятеро человек по имени Дэвид О'Рейлли. Конечно, удачи всем нам, но если набрать в поисковике imdb.com «David O’Reilly», моя персона выпадет первой. Потому что я старше (смеется).

Локейшн-менеджер Дэвид О’Рейлли / Фото: Евгений Пахоль
Локейшн-менеджер Дэвид О’Рейлли / Фото: Евгений Пахоль

— Короткометражный фильм «Кубрик при свечах» — комическая мелодрама на фоне съемок «Барри Линдона», которую показали на Фестивале ирландского кино в Москве, — это ваш режиссерский дебют?

— Я и раньше снимал фильмы, но меньше и короче. «Кубрик при свечах» — это мой первый «большой» проект с крутым оператором и профессиональными актерами.

Короткометражка — это такая дорогая визитная карточка, которая может впоследствии привести тебя к полному метру, поэтому я очень серьезно готовился к ней.

На съемках фильма «Кубрик при свечах» / Фото: kubrickbycandlelight.com
На съемках фильма «Кубрик при свечах» / Фото: kubrickbycandlelight.com

— Но вы же в киноиндустрии с 2001 года. Почему вы так долго готовились к дебюту?

— С 2001 года? Правда? Да, получается, что так. Я начинал как ассистент локейшн-менеджера на «Ларе Крофт», потом сам стал локейшн-скаутом. Я давно в киносфере и знаю этот безумный сумасшедший мир довольно хорошо, поэтому только в 2017 году придумал и снял «Кубрика при свечах», который показывает процесс создания фильма изнутри.

Я издавна заворожен кино. Это же чистая магия, когда 200 человек за камерой ежедневно мерзнут, курят, жалуются, ходят в туалет, живут, любят и так далее. При этом производство фильма — это одна из самых дорогих вещей в мире. И одновременно очень интересная.

— Насколько я понял, это не только омммаж «Барри Линдону», но и Стэнли Кубрику в целом? Я насчитал несколько цитат. Палка, летящая по воздуху, — это, несомненно, «Космическая одиссея». Костюмерша, орущая на статистов, — «Цельнометаллическая оболочка». Драка в костюмерной — «Заводной апельсин». И так далее.

— Да, все так. Только цитат не несколько, а 90. Я большой поклонник Кубрика, и снимать фильм про Стэнли и не использовать референсы к его фильмам просто невозможно. Например, номер автомобиля мои специалисты по спецэффектам поменяли на CRM114 (CRM114 — часто встречающийся в фильмах Кубрика код. Например, CRM114 Discriminator — это радиодевайс на бомбе в «Докторе Стрейнджлаве…», а в «Космической одиссее 2001» — это серийный номер корабля Discovery, — прим. tvkinoradio). В постельной сцене узор на носках главного героя повторяет узор ковров в «Сиянии». Отсылки к фильмам Кубрика есть и в музыкальном оформлении, и в дизайне финальных титров. Там масса пасхалок, попробуйте их найти самостоятельно.

На съемках фильма «Кубрик при свечах» / Фото: kubrickbycandlelight.com
На съемках фильма «Кубрик при свечах» / Фото: kubrickbycandlelight.com

— Оператор, снявший «Кубрика при свечах», получил несколько наград за эту работу. Он использовал естественный свет, как в «Барри Линдоне»?

— Как известно, Стэнли Кубрик, действительно, снимал «Барри Линдона» без приборов, используя свечи, а камеры он брал у NASA. Но сегодня все гораздо проще. Мы снимали на «цифру», которая позволяет любые преобразования, поэтому мы старались снимать, не как Кубрик, а, скорее, стилизовать изображение «под Кубрика».

— На финальных титрах, кажется, указано, что фильм был снят при поддержке краудфандинговой платформы?

— О, да, вы все правильно прочитали. Деньги на фильм на самом деле частично были добыты с помощью краудфандинга. Это большой риск. Ситуация на Kickstarter такова, что, если ты не собираешь заявленную сумму к заявленному времени, то все деньги обнуляются. Но нам просто повезло, потому что наш коллега перевел нам две тысячи один фунт, закрыв бюджет.

На съемках фильма «Кубрик при свечах» / Фото: Paul Moore / kubrickbycandlelight.com
На съемках фильма «Кубрик при свечах» / Фото: Paul Moore / kubrickbycandlelight.com

— Военная сцена снималась на том же поле, что и «Барри Линдон», или это было другое поле?

— К сожалению, нет. Я выиграл небольшой грант, за счет которого мы смогли снимать в графстве Оффали, которое находится в центре Ирландии, там похожие на «Барри» поля. Правда, там нет холмов, и нам пришлось дорисовывать их. Но если бы я снимал этот фильм сейчас, и у меня было бы больше денег, то я работал бы в Уотерфорде, где Кубрик и снимал свой фильм.
 

«Я ищу не локации, а планеты»


— Вот мы аккуратно и подошли к вашей основной профессии локейшн-менеджера (или локейшн-скаута). Вы ищете не только экстерьеры, но и интерьеры?

— Да, я как локейшн-скаут занимаюсь всем, о чем вы только можете подумать. Это и натура, и интерьеры. Моя профессия предполагает, что я начинаю готовиться к съемкам фильма одним из первых, наряду с продюсером, режиссером и художником-постановщиком. Я работаю и с джунглями, и с пустынями, и с барами, и с туалетами. В последнее время я занимался спин-оффами «Звездных войн». Можно сказать, я ищу планеты.

— Я знаю, что вы работаете (или уже отработали) на девятом эпизоде. Про что там будет? Действительно Лея выживет, а Кайло Рен окажется родственником Рэй? Ну пожа-а-а-алуйста!

— На самом деле, я уже отработал на «Эпизоде IX» в прошлом году. Сейчас как раз заканчиваются съемки. Но если я вам раскрою хоть одну деталь, хоть одно слово скажу, я тут же исчезну с лица Земли (смеется). Но, если серьезно, это будет грандиозный фильм.

Локейшн-менеджер Дэвид О’Рейлли / Фото: Евгений Пахоль
Локейшн-менеджер Дэвид О’Рейлли / Фото: Евгений Пахоль

— Правда ли, что на «Звездных войнах» никому не дают сценарий целиком, а только кусочки?

— На самом деле, на ранних стадиях производства «Звездных войн» сценария нет. Есть концептуальное видение. Сценарий — это коллективная работа. Когда мы садимся его писать, то каждый накидывает свои идеи. И зачастую он меняется, если менеджер по поиску локаций что-то подскажет по поводу того или иного места съемок. Например, изначально может быть прописана пустыня, но мы можем найти такую городскую локацию, которая больше подойдет по духу сцены, по темпоритму и по сюжету.

Во время производства «Звездные войны» всегда окутаны большой секретностью, в этом вы правы. Но я один из тех людей, которые читали сценарий будущего эпизода «Звездных войн» полностью.

— Часто ли возникает ситуация, когда локейшн-менеджер может поспорить с художником-постановщиком и даже переубедить его в пользу той или иной локации?

— В принципе, режиссер и художник-постановщик являются твоими боссами. Как скажут, так и надо сделать. Но моя задача — найти интересное место для съемок, поэтому к моему мнению прислушиваются. Тут многое зависит от художника. Иногда бывает так, что он прописывает все до последней мелочи, чтобы я абсолютно точно понял, что мне нужно искать. Для этого создаются целые презентации. А иногда меня просят найти просто дом, в котором произошло убийство. В последнем случае я выступаю в роли режиссера и художника-постановщика, чтобы представить себе, как эта сцена будет выглядеть. Иногда дают ссылки, как это может быть. Но в случае с «Звездными войнами» референс один — это сами «Звездные войны».

Локейшн-менеджер Дэвид О’Рейлли / Фото: Евгений Пахоль
Локейшн-менеджер Дэвид О’Рейлли / Фото: Евгений Пахоль

Вторая часть моей работы — это логистика. Ты должен понять, сможет ли здесь разместиться группа из нескольких сотен человек, где они будут жить и ходить в туалет, смогут ли здесь припарковаться сотни машин, трейлеров и грузовиков.

— Появление большого количества спецэффектов и, следовательно, хромакея нивелирует вашу профессию или нет?

— Все меняется. Десять лет назад мой отдел и мои сотрудники говорили, что наши дни сочтены. Действительно, визуальные эффекты сильно повлияли на нашу профессию. Но до сих пор продолжаются споры, на что снимать. На цифровую камеру или на пленку? Разумеется, с помощью компьютера ты можешь построить все что угодно, воссоздать любую локацию.

И все-таки что-то есть в реальных местах съемок. Особенно для актеров, когда они могут что-то потрогать, сыграть более естественно. Аудитория, кинозрители могут отличить реальные джунгли от нарисованных. Человеческий глаз всегда может отличить реальность от нереальности. Когда «Звездные войны» вернулись в 2015 году, Джей Джей Абрамс принял решение максимально использовать настоящие, а не компьютерные локации.

— В «Изгое-один» последний бой на Скарифе был снят в настолько красивом месте, что просто чудо. Признайтесь, это реальная локация или это графика?

— Ну… (смеется) Я вынужден признаться, что большие взрывы, перестрелки и крупные планы мы снимали в студии в британском павильоне. Но для общих планов мы выбрали Мальдивы. Мы работали там два месяца, чтобы снять эту битву за пять дней.
 
Сцена из фильма «Изгой-один. Звездные войны: Истории» (2016)

— Вы в поисках локаций исколесили весь мир. Где дешево снимать, а где дорого?

— Все зависит от студий. Когда мы говорим о съемках в павильоне — это дорого везде. Но если вы говорим о съемках на натуре, это еще дороже. Что касается небольших компаний, тут нужно в первую очередь упомянуть о налоговых послаблениях в той или иной стране.

Например, в Великобритании сейчас снимается все больше и больше фильмов из-за налоговых льгот. Что касается «Звездных войн», у них есть средства для любой локации, и все равно на Мальдивах во время съемок «Изгоя-один» нам специально предоставили «налоговые каникулы».

— Наверное, самый банальный вопрос для локейшн-менеджера, но все же: какой из проектов вы считаете самым трудным? Или для вас трудный проект является как раз наиболее интересным?

— Конечно, у меня есть несколько любимых фильмов. Например, я очень люблю работать с Майклом Манном. В «Кибере» мы снимали в самых невероятных местах. Это была и Малайзия, и Гонконг, и Индонезии, мы летали на вертолетах, на высокоскоростных лодках. Для меня это была очень большая работа, я потратил 5 месяцев на подготовку. Это был первый случай, когда мне позвонили и сказали, что мы будем снимать не в юго-восточном Лондоне, а в Юго-Восточной Азии.

Локейшн-менеджер Дэвид О’Рейлли / Фото: Евгений Пахоль
Локейшн-менеджер Дэвид О’Рейлли / Фото: Евгений Пахоль

— Вы обсуждали с Манном фильм «Схватка»?

— «Схватка» — один из лучших его фильмов. Мне очень жаль, что мне не пришлось поработать на этой картине, но мы много разговаривали с Манном о ней.

— Если бы вы работали на «Схватке», как бы вы сейчас видели ключевую сцену перестрелки в самом центре Лос-Анджелеса?

— Я знаю менеджера по локациям, которая работала на «Схватке». Ее зовут Дженис Полли. Когда я вспоминаю о ее рассказах, как они делали эту сцену, мне становится чуть ли не плохо. Они снимали ее шесть или семь недель. Я не представляю себе, как бы ее снимали сегодня. По моему мнению, эта лучшая сцена в кино за последние лет 40.

— Возвращаясь к «Кубрику при свечах». Если бы у нас кто-то снял сатирическое или юмористическое кино о съемках какого-нибудь культового фильма, его бы тут же уничтожили.

— (смеется) Что-то я у вас снимать ничего не хочу. Я шучу, конечно. Я первый раз в Москве, и уже нашел очень интересные места для съемок. Если вы спросите меня про съемки «Форсажа 6», то там Москва — на самом деле не Москва. Взрыв на мосту мы снимали в Лондоне, напротив зданий, принадлежащих МИ-6. А Москву мы сняли с дронов и приставили эти съемки к лондонским, и вот что получилось:
Локации для фильма «Форсаж 6» / Фото: Universal Studious

Локации для фильма «Форсаж 6» / Фото: Universal Studious

Локации для фильма «Форсаж 6» / Фото: Universal Studious

Локации для фильма «Форсаж 6» / Фото: Universal Studious

Локации для фильма «Форсаж 6» / Фото: Universal Studious

Локации для фильма «Форсаж 6» / Фото: Universal Studious

На самом деле, если вы снимаете попкорн-муви, вроде «Форсажа», то зрителям совершенно не интересно, настоящая это Москва или нет. Они увидели Кремль и спокойно определили для себя, где условно происходит действие. Иногда можно просто написать «Москва», и все. То же самое происходит, когда американцы снимают Лондон. Им необязательно ехать в Британию, достаточно показать здание Парламента, и аудитория поймет, что это Лондон.

Локейшн-менеджер Дэвид О’Рейлли / Фото: Евгений Пахоль
Локейшн-менеджер Дэвид О’Рейлли / Фото: Евгений Пахоль

— Кстати, о Парламенте. В «„V“ значит Вендетта» вы взорвали здание Парламента?

— (смеется) Нет, конечно! Но вот что интересно, мы снимали на естественной локации. Насколько вы знаете, любые съемки возле государственных зданий, будь то Даунинг-стрит, 10 или Красная площадь — это очень сложный процесс. Мы снимали около Парламента три или четыре ночи, были настоящие танки, огромная массовка в масках Гая Фокса, это было очень трудно организовать, но наши старания не прошли даром. Аудиторию ждал большой сюрприз, когда они видели настоящий, а не нарисованный Парламент, который потом с помощью монтажа и графики вдруг взрывается и горит.

— Вы также работали с Кристофером Ноланом. Это не только мой любимый режиссер, но и один из фаворитов всей нашей редакции. Расскажите, как вам с ним работалось.

— Он очень похож на Кубрика. Очень организован, собран, работает без отдыха. Каждый его фильм отличается от предыдущих работ, при этом каждый новый проект еще больше и масштабнее, чем бывшие картины. Например, «Темный рыцарь: Возрождение легенды» был грандиознее, чем «Начало» (хотя, казалось бы, куда еще грандиознее). И он уделяет большое внимание естественным локациям.

— «Начало» был трудным проектом для вас?

— Перед съемками они (братья Кристофер и Джонатан Ноланы) пришли ко мне вооот с такой стопкой сценария…

Кадр из фильма «Начало» (2010) / Фото: Stephen Vaughan / Warner Bros.
Кадр из фильма «Начало» (2010) / Фото: Stephen Vaughan / Warner Bros.

— У меня ушла почти целая пачка бумаги, для того, чтобы распечатать сценарий «Начала»…

— И это один из плюсов. Потому что сценарий «Начала» был не просто потрясающим, он был выверен до последнего слова, до последней запятой. Обычно скрипты дописываются в процессе съемок, но они во время работы над фильмом не поменяли ни одной буквы.

Самым трудным в «Начале» было то, что всю группу нужно было перевезти из Лос-Анджелеса в Лондон, где и снимался самый большой блок картины, включая интерьеры.
 

Самоокупаемость по-ирландски


— Мы разговариваем с вами в День Святого Патрика, а ваш фильм «Кубрик при свечах» идет в программе короткого метра на Фестивале ирландского кино. Давайте поговорим о кинопроизводстве в Ирландии. Меня удивило, что фильмы, снятые на ирландском языке, сопровождают субтитры на английском. Неужели это настолько разные языки, что англичане вас не понимают?

— На самом деле, это вопрос тяжелых прошлых времен, и это до сих пор повод для разногласий и споров. Естественно, английский не был первым языком в Ирландии. Когда пришли англичане, они сделали свой язык главным. Фильмы, которые снимаются на гэльском языке, — это наша возможность гордо идентифицировать себя как настоящих ирландцев. Этот язык изучается в школах, на нем по-прежнему говорят люди, снимаются фильмы. И в этой ситуации многими ирландцами английский язык является символом темного прошлого.

Локейшн-менеджер Дэвид О’Рейлли / Фото: Евгений Пахоль
Локейшн-менеджер Дэвид О’Рейлли / Фото: Евгений Пахоль

— Дорого ли снимать в вашей стране?

— Ирландия — как раз та самая страна, которая предоставляет киношникам налоговые льготы. Но я не могу сказать, что в Ирландии снимать дешевле, чем в Великобритании. По деньгам выходит примерно одинаково. Во всяком случае, две последних серии «Звездных войн» у нас и снимались. Это привлекло поток туристов в нашу страну, а также съемочные группы больших фильмов. Государство всегда должно идти навстречу кинематографистам, это долгосрочные вложения, которые непременно окупаются в будущем.
 

Обложка: локейшн-менеджер Дэвид О’Рейлли / Фото: Евгений Пахоль

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Главные сериалы этого лета

Пока школьники и студенты готовятся к экзаменам различной степени сложности и важности, их родители, родственники и прочие лодыри могут расслабиться в обнимку с компьютером, телевизором и прочими гаджетами и провести время с любимыми телесериалами. А мы поможем им выбрать, что стоит смотреть летом 2019 года

  • 9 июня
  • 4318
Практика

Концепт, идея и платежеспособная аудитория: как сделать интерактивный веб-сериал

Основатели студии «Дикий Digital» Виктор и Виктория Кравченко на примере интерактивного проекта «Digital Доктор» рассказывают, как с нуля снять свой веб-сериал: нужно ли профессиональное кинообразование, реально ли привлечь звезд, какой понадобится бюджет и как вести продвижение

  • 5 июня
  • 2655
Обзоры

19 фильмов 30-го «Кинотавра»

С 9 по 16 июня в Сочи пройдет юбилейный «Кинотавр». Смотрим обзор всех фильмов главного национального кинофестиваля: новые работы Быкова и Германики, Тодоровского и Смирнова, лауреаты Канн и участники Берлинале, дебюты и эксперименты

  • 7 июня
  • 2037
Практика

Как убедить продюсера дать деньги на проект: 8 советов от профессионалов индустрии

Будьте оригинальными, но в тренде, досконально изучите того, к кому идете за деньгами, «питчите» в лифте и за бокалом вина: российские кинематографисты о том, как заинтересовать продюсера своей идеей, сценарием и проектом

  • 8 июня
  • 1730
Практика

Мастер: Брайан Де Пальма

Разгул секса и насилия, вуайеризм и субъективная камера, зональные линзы и сплит-скрин, цитаты Хичкока и Эйзенштейна — разбираем стиль Брайана Де Пальмы, мастера китчевого триллера и автора таких хитов, как «Кэрри», «Лицо со шрамом» и «Неприкасаемые»

  • 6 июня
  • 1272
Техника

Камеры Канн-2019: от ALEXA Mini до «Красногорска-3»

Смотрим, какими камерами снимались фильмы Каннского кинофестиваля этого года: господство ALEXA Mini, эксперименты с Sony, Canon и Panasonic, а также дань пленочной традиции

  • 13 июня
  • 1217
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее