Главная / Практика / Женщина во фраке: как родился легендарный кинообраз

Женщина во фраке: как родился легендарный кинообраз

Мужской стиль Марлен Дитрих был найден в первом же ее голливудском фильме «Марокко» (1930 г), в котором она играла певичку кабаре. Режиссер фильма (и ее Пигмалион) Джозеф фон Штернберг понимал, что должен представить никому не известную немецкую актрису в самом выигрышном свете, объяснить зрителям, в чем ее уникальность. Поэтому он сам придумал Марлен костюм, который моментально катапультировал ее в «звезды».

Кадр из фильма «Морокко» (1930) / Фото: Universal Pictures
Кадр из фильма «Марокко» (1930) / Фото: Universal Pictures

Позже фон Штернберг вспоминал: «Чтобы задать правильные рамки ее образу, я решил использовать костюм, увиденный мною на певице в одном берлинском притоне, — фрак, цилиндр и все прочие аксессуары. В этом костюме моя героиня должна была появиться в кафе. Она поет французскую песню, прогуливаясь между столиками, потом замечает женщину и наклоняется к ней, чтобы подарить поцелуй. Я был уверен, что мужская одежда подчеркнет очарование этой сцены, но вовсе не стремился поставить лесбийский акцент. Из-за цензуры игра с сексуальными символами находилась под запретом. Мне хотелось показать, что чувственное возбуждение, исходящее от Дитрих, основывается не только на ее классической красоте. Принимая это решение, я и не предвидел, какой толчок развитию моды оно даст».
 

Женщины в роли мужчин

Конечно, мужской костюм в повседневной женской одежде 1930-х гг не был нормой, даже напротив, вызывал недоумение и порицание. А вот для берлинского кабаре или лондонского мюзик-холла конца XIX — начала ХХ века актриса, одетая в мужской костюм, была в порядке вещей. Эта традиция берет начало еще с 1700-х годов, с так называемых исполнительниц «бриджевых ролей» (breeches role). Позже это амплуа переросло в травести (от итал. travestire — переодевать) и в мужских имитаторов (или, как их еще называют, имперсонаторов) мюзик-холла.

Веста Тилли / Фото: Victoria and Albert Museum, London
Веста Тилли / Фото: Victoria and Albert Museum, London

Их было много, но, пожалуй, самой популярной из них и самой высокооплачиваемой актрисой рубежа XIX и XX веков была англичанка Веста Тилли (Матильда Элис Паулс, 1864 — 1952). Ее «коньком» было изображение юного денди. Актриса тщательно репетировала свои номера, отрабатывая перед зеркалом мужские жесты и походку. Одеваясь, Веста уделяла пристальное внимание деталям и даже носила мужское нижнее белье, игнорируя обязательный для дам того времени корсет, который странно бы выглядел под мужской одеждой.

Созданный ею образ модного повесы так нравился зрителям (она была популярна у мужчин и у женщин), что Тилли стала иконой стиля своего времени, в продаже появились жилеты, носки, сигары «Веста Тилли».

Веста Тилли / Фото: Wikipedia
Веста Тилли / Фото: Wikipedia

При этом сама актриса не скрывала своего пола, подчеркнуто одеваясь вне сцены в самое модное дамское платье и участвуя в благотворительности. На афишах стояло «Мисс Веста Тилли».

После Первой мировой войны популярность водевиля и мюзик-холла снизилась , поэтому переодевания женщин в мужчин перешло в ночные клубы. Еще одной женщиной, ставшей знаменитой из-за ношения мужского фрака, была Глэдис Бентли (1907 — 1960), афроамериканская блюзовая певица, популярная во времена гарлемского Ренессанса. Но если Тилли старалась вне сцены всячески подчеркнуть свою женственность, Глэдис, напротив, не скрывала своей нестандартной сексуальной ориентации и носила мужской костюм вне сцены.
 

Женщины, играющие мужчин в кино

Именно актрисы — мужские имитаторы стали источником вдохновения для создания в 1933 году немецкого фильма «Виктор/Виктория», снятого Рейнгольдом Шюнцелем. В нем актриса Рената Мюллер играет женщину, изображающую мужчину-травести. «Виктор/Виктория» вызвала целую волну подражаний по всему миру: «Жорж и Жоржетта» (1934 г) во Франции, «В первую очередь — девушка» (1935 г) в Великобритании, «Сильвия Скарлетт» (1935 г) в США и другие. Современному зрителю, скорее всего, известна версия фильма «Виктор/Виктория» 1982 года с Джулией Эндрюс в главной роли.

Кадр из фильма «Виктор/Виктория» (1933) / Фото: Universum Film AG

Кадр из фильма «Виктор/Виктория» (1933) / Фото: Universum Film AG

Кадр из фильма «Виктор/Виктория» (1982) / Фото: MGM

Кадр из фильма «Виктор/Виктория» (1982) / Фото: MGM

Переодевание мужчин в женщин и женщин в мужчин было одной из излюбленных тем раннего комедийного кинематографа. Всех забавляли положения, в которых оказывался персонаж, вынужденный на время надеть одежду противоположного пола. Самой популярной и экранизируемой пьесой на эту тему стал фарс c переодеванием «Тетка Чарлея» Брэндона Томаса, известная у нас по телефильму «Здравствуйте, я ваша тетя!». Ее путь на экран начался в 1915 году, и за 100 лет появилось не менее шести киновариантов, снятых у нас, в Мексике, Дании, Германии, Испании и США.

Кадр из фильма «Тетка Чарлея» (1941) / Фото: 20th Century Fox
Кадр из фильма «Тетка Чарлея» (1941) / Фото: 20th Century Fox

Что касается женщины в мужском фраке, появившейся в кино, то Дитрих тут была далеко не первой. Еще в 1917 году на экраны вышел комедийный фильм «Амазонки» режиссера Джозефа Кауфмана, снятый по одноименной пьесе Артура Уина Пинеро 1883 года.

Кадр из фильма «Амазонки» (1917) / Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Амазонки» (1917) / Фото: Paramount Pictures

В фильме шла речь о трех сестрах, которых отец воспитал как юношей. Разумеется, они носят мужской костюм, в том числе формальный. Но в итоге природа берет свое, девушки влюбляются в мужчин и в финале следует тройная свадьба.

Переодевались в мужское платье и другие очень известные актрисы немого кино: Луиза Брукс изображала бродяжку в фильме «Beggars of Life» (1928 г); Мэри Пикфорд играла в «Маленьком лорде Фаунтлерое» (1921 г) сразу две роли, в том числе и роль юного лорда; гламурная кинозвезда Глория Свенсон рискнула появиться в образе парижского мальчишки-вора в фильме «The Humming Bird» (1924 г).

Кадр из фильма «Нищие жизни» (1928) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма «Нищие жизни» (1928) / Фото: Paramount Pictures

Постер к фильму «Колибри» (1924) / Фото: Paramount Pictures

Постер к фильму «Колибри» (1924) / Фото: Paramount Pictures

Позже сбивала с толку главного героя своим преображением из мужчины в женщину Грета Гарбо в фильме «Королева Кристина» (1933 г) и влюбляла в себя героя Кэри Гранта мошенница, переодетая в мужчину, в исполнении Кэтрин Хепберн в фильме «Сильвия Скарлетт» (1935 г).

Кадр из фильма «Королева Кристина» (1933) / Фото: MGM

Кадр из фильма «Королева Кристина» (1933) / Фото: MGM

Кадр из фильма «Сильвия Скарлетт» (1935) / Фото: RKO Radio Pictures

Кадр из фильма «Сильвия Скарлетт» (1935) / Фото: RKO Radio Pictures

Но почему же сегодня при упоминании «актриса в мужском костюме» первой на ум приходит именно Дитрих?
 

Магия Марлен Дитрих

«Как сказал Жан Кокто, для одних людей стиль — это сложный способ сказать что-то очень простое, для других — простой способ сказать нечто очень сложное. Марлен относится ко второй категории. Ее стиль выглядит до абсурдности просто: она, словно без всяких усилий, набрасывает на вас лассо, и ее голос совершенно незаметно опутывает самые потаенные фантазии слушателей».

Кеннет Тайнен

Дитрих в мужском костюме не изображает мужчину, не подражает ему, не вводит никого в заблуждение. Своим видом она провоцирует партнера, кружит ему голову, демонстрирует свою чувственность и эротичность. Ее взгляд, низкий голос, манера себя вести — все соблазн. На это рассчитывал фон Штернберг, одевая Марлен во фрак в «Марокко» и «Белокурой Венере».

Кадр из фильма «Белокурая Венера» (1932) / Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Белокурая Венера» (1932) / Фото: Paramount Pictures

Ее природная двойственность стала частью ее имиджа. «Марлен Дитрих — твое имя поначалу звучит как ласка, но затем в нем слышится щелканье кнута!», — писал про нее Жан Кокто. И говоря это, он имел в виду не только мелодичность произношения имени, но и характер актрисы. В ней было все: холодность и страстность, аристократизм и вульгарность, мягкость и грубость и даже бисексуальность. Поэтому ее женственность, заключенная в мужскую одежду, сводила поклонников с ума.

Марлен Дитрих /Фото: Paul Cwojdzinski / Deutsche Kinemathek / Marlene Dietrich Collection Berlin
Марлен Дитрих / Фото: Paul Cwojdzinski / Deutsche Kinemathek / Marlene Dietrich Collection Berlin

Позже она стала много гастролировать, исполнять грубые мужские песенки, одеваясь во фрак, который стал ее визитной карточкой — умная актриса таким образом поддерживала свой тщательно выстроенный стиль. «Я одеваюсь для имиджа. Не для себя, не для публики, не для моды, не для мужчин, — говорила она. — Мы все должны были воплощать „имидж“, который разрабатывали для нас кинофирмы. Никто из нас не приходил от этого в восторг. Просто старались делать все как можно лучше, такова наша профессия» Все это вошло у Марлен в привычку, в профессионализм, поэтому она до самой смерти воспринималась зрителями как настоящая кинозвезда.
 

Последовательницы

И сегодня ее образ во фраке и цилиндре считается самым сексуально-провоцирующим. Это формальный стиль (иногда заменяя фрак смокингом) примеряют на себя, появляясь на красных ковровых дорожках, самые женственные и желанные актрисы кино: Эван Рейчел Вуд, Анджелина Джоли, Брук Шилдс, Блейк Лайвли и другие.

Анджелина Джоли, Эван Рейчел Вуд, Блейк Лайвли / Фото: Zuma / AP / TASS
Анджелина Джоли, Эван Рейчел Вуд, Блейк Лайвли / Фото: Zuma / AP / TASS

В фильме «Простая просьба» (2018 г) героиня Блейк Лайвли блестяще носит мужские костюмы, в том числе и фрак. Художник по костюмам Рени Эрлич Калфус рассказывала в интервью: «Когда вы думаете о Блейк, то вспоминаете ее длинные ноги и короткие юбки. Я подумала: „Студия захочет ее тело; она так великолепна“. Но актриса настаивала на мужском стиле, и Пол [Фиг, режиссер] был с нею полностью согласен. Мы обнаружили, что это сексуально. Конечно, было много источников вдохновения — Лорен Бэколл, Кэтрин Хепберн, Марлен Дитрих — и на моей доске настроений у меня было много фотографий Хельмута Ньютона».

Кадр из фильма «Простая просьба» (2018) / Фото: Lionsgate
Кадр из фильма «Простая просьба» (2018) / Фото: Lionsgate

Ньютон снимал моделей Ива Сен-Лорана, который ввел в женскую моду мужской смокинг. Эта мысль пришла к нему потому, что он видел в фильмах, как женщины могут провокационно выглядеть в мужской формальной одежде. А эталоном этого образа навсегда останется Марлен Дитрих, самая настоящая звезда и дива.
 


Обложка: Марлен Дитрих / Фото: Eugene Robert Richee / Deutsche Kinemathek / Marlene Dietrich Collection Berlin

 

Еще по теме

5 базовых композиционных правил и как их нарушить
Наверняка многие из нас считают, что полны творчества. Мы рискуем, пользуемся нашей...
15 российских фильмов 37-го Московского кинофестиваля: актуально, смешно и нецензурно
Основной конкурс «Арвентур» (Ирина Евтеева; Россия) Двухчастная анимационно-игровая фантазия, навеянная...
screen x
Screen X в кино: как работает панорамный формат
Технологии кинематографа не стоят на месте, и одним из самых...
Скрипт-супервайзеры — невидимые герои кинопроизводства
Довольно просто стать режиссером, когда ты скрипт-супервайзер. По крайней мере,...
5 правил хорошего антагониста
Невозможно представить хорошую историю без антагониста. А самые убедительные антагонисты запоминаются...
10 книг для фанатов «Звёздных войн»
01. Адам Брэй, Патрисия Бар, Дэниел Уоллас, Райдер Виндхем. «Энциклопедия «Звёздные...
фильмы про Хэллоуин
10 страшных фильмов про Хэллоуин
Представьте себе ночь, когда улицы оживают от детского смеха, тыквы...
Куда пойти учиться: главные киношколы Москвы
ВГИК О ВГИКе, как о главной кузнице кинокадров, известно не...