Обзоры

7 провальных дебютов великих режиссеров: от Бергмана до Кэмерона

Все с чего-то начинают, и даже крупнейшие мастера когда-то делали первые шаги. Причем у некоторых эти шаги были весьма сомнительными. Вспоминаем больших режиссеров, дебюты которых оказались неудачными, зато полезными

  • 16 марта
  • 4145
Павел Орлов

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

01. «Кризис» (Ингмар Бергман, 1946)

 
Фильм «Кризис» (1946)

Ингмар Бергман — интереснейший пример режиссера, у которого, во-первых, сложилась гигантская фильмография (более шестидесяти картин), а во-вторых, достаточно долго шел поиск собственного стиля. Прежде чем придти к поворотным для своего творчества (и мирового кино в целом) лентам «Седьмая печать» и «Земляничная поляна», Бергман снял шестнадцать фильмов самого разного толка: от триллеров до комедий. Не обошлось и без сомнительного дебюта. Съемки фильма «Кризис» о любовном треугольнике проходили трудно и с нарушением графика, Бергман остро осознавал нехватку опыта, бюджет неприлично раздувался, а вдобавок на площадке пострадал человек. Картина провалилась, но тем не менее послужила режиссеру стартом, позволившим освоиться в профессии и киносреде.
 

02. «Страх и вожделение» (Стэнли Кубрик, 1952)

 
Сцена из фильма «Страх и вожделение» (1952)

Стэнли Кубрик свою первую работу «Страх и вожделение» не просто презирал и считал любительской (там действительно при желании можно обнаружить ряд чисто технических огрехов), но и пытался с ней бороться. Получив влияние в кинематографическом мире, Кубрик открыл охоту за копиями фильма по всему миру. К великому сожалению автора, вариант картины все-таки уцелел, так что сегодня на дебютный «позор» великого режиссера может посмотреть любой желающий. Правда, в действительности эта военная драма не так плоха, а в момент выхода она даже собрала преимущественно одобрительную критику.
 

03. «Что случилось, тигровая лилия?» (Вуди Аллен, 1966)

 
Трейлер «Что случилось, тигровая лилия?» (1966)

Являние Вуди Аллена кинозрителю можно назвать одним из самых странных дебютов в истории кино. Дело в том, что в действительности «Что случилось, тигровая лилия?» — это японский клон бондианы «Ключ от всех ключей». Картина была куплена американским прокатчиком, однако тот, осознав, что из-за низкого качества смотреть это никто не будет, предложила Аллену, тогда начинавшему сценаристу, переозвучить и перемонтировать ленту, сделав из нее комедию. В итоге вместо истории пропажи микрофильма возникла история украденного рецепта. Как ни странно, лента хорошо прошла в прокате, хотя сегодня это смотреть почти невозможно.
 

04. «Убийство а ля Мод» (Брайан Де Пальма, 1968)

 


Дебют Брайана Де Пальмы, вероятно, собрал все возможные грехи первого фильма, создаваемого режиссерами с амбициями. В черно-белой истории убийства автор хотел показать себя во всей красе, но вместо этого получилась просто невнятица и сумбур. На экране мы видим то триллер, то комедию в духе Чарли Чаплина, то экспериментальное кино, напоминающее об опытах Жан-Люка Годара. Фильм шел всего несколько дней в одном кинотеатре и далее был благополучно и вполне заслуженно забыт. А вот Де Пальма разобрался с механизмами управления стилевыми приемами и стал одним из самых экстравагантных и узнаваемых режиссеров Голливуда.
 

05. «Захват заложников» (Оливер Стоун, 1974)

 
Трейлер фильма «Захват заложников» (1974)

Дебютную историю Брайана Де Пальмы во многом повторил Оливер Стоун. Его полукомедия-полухоррор «Захват заложников» тоже отличается несуразным сюжетом и избыточной и неловкой визуальной образностью. Но вишенкой на торте служит то, что фильм как таковой, по сути, никому не был нужен. Во всяком случае его продюсер был гангстером и использовал кинопроизводство для отмывания денег. На момент релиза лента была разнесена по всем фронтам, а критики сегодня даже удивляются, что после столь неудачного дебюта Стоун нашел в себе силы продолжать заниматься кино.
 

06. «Страсть за решеткой»» (Джонатан Демме, 1974)

 
Трейлер фильма  «Страсть за решеткой» (1974)

Джонатан Демме начинал путь в кино в качестве соратника и ученика Роджера Кормана и поначалу работал продюсером и сценаристом эксплуатационного кино. Режиссерский дебют тоже случился на этой благодатной почве. Действие картины разворачивается в тюрьме, однако что именно происходит, не очень понятно, так как обрывки сюжета служат лишь для поверхностного оправдания почти порнографических зарисовок. К тому же низкое качество постановки сквозит во всем: от визуального ряда до актерской игры. Но зато для Демме это был хороший урок, как не надо делать кино.
 

07. «Пираньи 2: Нерест» (Джеймс Кэмерон, 1981)

 
Трейлер «Пираньи 2: Нерест» (1981)

Фильмография Джеймса Кэмерона — это, возможно, самый удивительный и воодушевляющий пример роста в кинематографе. Его картины настолько хорошо известны, что мы даже не будем их перечилсять. Режиссеру каждый раз удается поразить мир масштабом постановок и новаторством применения спецэффектов. Однако в этом контексте крайне любопытен его дебют. Это был сиквел довольно нелепого хоррора «Пираньи», который на волне популярности «Челюстей» эксплуатировал тему водной угрозы. Сюжетные повороты снятой Кэмероном второй части нелепейшие, а отдельные сцены не могут вызывать ничего, кроме смеха. Критики единогласно называют картину дном хорроров категории Б 80-х годов. Но надо отдать должное Кэмерону — он о своем дебюте вспоминает с юмором и теплотой, и даже утверждает, что с течением времени картина становится лучше. Особенно если под пиво.
 

Обложка: кадр из фильма «Кризис» (1946) / The Museum of Fine Arts, Houston

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Проклятье «голливудского аниме» и почему его пока не получается снять

Голливудские экранизации японских комиксов и легенд почти всегда проваливаются и в финансовом аспекте, и среди кинокритиков, однако синдром «американского аниме» или «голливудской Японии» до сих пор не дает спать ни большим, ни маленьким режиссерам и продюсерам. Почему даже масштабная «Алита: Боевой ангел» не смогла снять это проклятье? Попробуем разобраться

  • 7 апреля
  • 7560
Репортаж

Полнокадровые цифровые кинокамеры: мифы и реальность

На что в действительности влияет размер сенсора 

  • 11 апреля
  • 3534
Практика

Как театр влияет на костюмы в кино

Есть ли взаимовлияние между кино и театром? Могут ли методы создания театрального костюма использоваться в кино или они слишком специфичные для экрана? Об этом рассуждает художник по костюмам Ирина Жигмунд

  • 10 апреля
  • 2003
Практика

Мастер: Фрэнсис Форд Коппола

Не нуждающийся в представлении Фрэнсис Форд Коппола намедни отметил 80-летие, в честь чего предлагаем подробнее изучить режиссерский стиль одного из самых эклектичных мастеров Голливуда и американского независимого кино

  • 8 апреля
  • 1776
Практика

Как это снято: «Безумный Макс»

40 лет назад малобюджетный экшн «Безумный Макс» не только запустил карьеру Мэла Гибсона и начал успешную франшизу, но и перевернул киноиндустрию целой страны. Как кинематографистам-дебютантам удалось создать мировой культурный феномен?

  • 14 апреля
  • 1555
Практика

Визуальные эффекты фильма «Капитан Марвел»: руки-пушки и цифровой кот

Как студия Trixter смогла заставить героиню Бри Ларсон стрелять из рук и оживила на экране цифровую копию кота Реджи

  • 8 апреля
  • 1465
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее