Слова

Как начинающему кинематографисту перейти к полному метру?

Привлеки группу и актеров хорошим сценарием, найди связи в военно-историческом клубе и непрерывно верь в себя: сценаристы, режиссеры и продюсеры о том, как безболезненно перейти от короткого к полному метру и начать полноценную кинокарьеру

  • 14 марта
  • 2500
Петр Скопин

Алексей
Сашин

Сценарист («Волшебник», «Сон слепого человека» и сериал «Желтый дракон»)
Аксинья
Гог

Режиссер («Петербург. Только по любви» и «Путешествие Федора по Москве начала XXI века»)
Сергей
Кузнецов

Режиссер («Семь пьяниц»)
Олег
Кондратьев

Режиссер («Бег Пальмиры»)
Алексей
Зотов

Сценарист («Убить босса» и «Можем повторить»)
Олег
Богатов

Креативный продюсер и CEO сценарной школы «Лига Кино» («Счастье – это…», «Команда мечты» и «Красный призрак»)
Ксения
Баскакова

Режиссер («Птица»)

Перед тем, как поступить на сценарный факультет ВГИКа, я несколько лет писал рассказы. Без особого сюжета, изящные эмоции на пару страниц. Я был уверен, что у меня короткое дыхание. Эту краткость хотелось побороть и, разогнавшись на проект уровня Тарантино, поскорее заработать миллион долларов. Но наша мастерская во ВГИКе началась с неторопливого написания короткометражек продолжительностью до получаса, от силы — до сорока минут. Это бесило. Сначала и вовсе пришлось писать немые сценарии, в которых герои выясняли отношения исключительно молча. Но вдохновило, что первый же мой опус сняли.
 
Короткометражный фильм «Признание» (2002)

Потом нам разрешили писать диалоги, предупредив, что герои должны говорить исключительно в тех случаях, когда молчать уже невозможно. Я честно пытался сделать героев посдержанней. Но пару лет назад, когда я взялся снимать свой же короткий сценарий студенческих времен, оказалось, что диалоги надо вычеркивать километрами.
 
Короткометражный фильм «Без пяти пять» (2017)

Если писать каждый день пару лет подряд, рецепт сценария будет прочно сидеть у вас на подкорке. Так что короткометражки я писать насобачился. Главное — придумать героя ярким и не давать ему того, что он больше всего хочет. Подольше не давать, чтобы он мучился! Персонажей при этом должно быть два или три. Объектов тоже минимум. Желательно — натура, она бесплатней. Словом, делаем так, чтобы фильм мог снять студент-режиссер, живущий в общаге.

Следующим шагом стала короткометражная экранизация. Я взялся за рассказ Анатолия Алексина «Я ничего не сказал», в котором мне всегда нравились герои и конфликт. Увлекшись, я оставил драматическую ситуацию, время действия и одну (только одну!) фразу из новеллы любимого автора. Мне снова повезло: режиссер не убил, а умножил написанный мной сценарий на свое мастерство.
 
Короткометражный фильм «Свой остров (Кам-тугези)» (2006)

После этого нас посчитали готовыми, чтобы мы могли приступить к экранизации повести или романа. На выходе ждали сценарий полнометражного фильма. Я выбрал роман Владимира Набокова «Король, дама, валет». Какое-то время ушло, чтобы разбить его на сцены, попутно превращая описания в ремарки и сокращая диалоги до сути. Выяснилось, что Набокова бессмысленно, преступно дописывать. У него все есть. Нужно лишь отсечь литературу, оставив сюжет и выпятив конфликт. Жанр романа мне только помог: это триллер.

К сожалению, сценарий «Короля, дамы, валета», по причинам, касающимся авторских прав, оказалось невозможно снять. Зато эта ручная работа дала мне такую уверенность, что к моменту защиты диплома я пришел аж с двумя собственными полнометражными сценариями.

О коротком дыхании больше не вспоминал. А сейчас мне очень понятно, что такие вещи, как композиция, решение героев и сцен, короткие и четкие диалоги оттачивались как раз на этапе короткого метра. Ясно, что полнометражный сценарий отличается лишь тем, что строится вокруг более серьезной задачи, которую решает главный герой. Настолько серьезной, что быстрее, чем через полтора часа экранного времени, ее не решить.
К списку спикеров
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Обложка: Chris Murray

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

15 фильмов 72-го Каннского кинофестиваля: Тарантино, Джармуш, Рефн и Балагов

С 14 по 25 мая на Лазурном берегу вновь проходит Каннский кинофестиваль. Мы выделили полтора десятка самых любоптных и многообещающих новинок мирового авторского кино

  • 13 мая
  • 2507
Практика

Чем занимается режиссер

Почему чем меньше видно режиссера, тем лучше? Зачем постановщику лезть во все этапы кинопроизводства? Что такое творческий замысел и сколько нужно потратить времени и сил для его воплощения? И зачем тут сравнение с дирижером оркестра?

  • 14 мая
  • 2243
Практика

Можно ли использовать простыни как низкобюджетные рассеиватели?

Если ваш бюджет на нуле, а вам нужен рассеянный свет, простыни могут казаться привлекательной альтернативой. Но так ли все просто, рассказывает оператор Льюис Макгрегор

  • 12 мая
  • 1747
Практика

Сложности режиссерской работы: как эффективно общаться с актерами

Независимый режиссер Джон Френсис МакКалла обсуждает техники, позволяющие актерам выкладываться на полную

  • 17 мая
  • 1671
Практика

Как это снято: «Апокалипсис сегодня»

40 лет назад на Каннском кинофестивале одержала победу психоделическая антивоенная эпопея Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня». Лента вошла в историю кино как благодаря безусловным художественным достоинствам, таки и благодаря дикой истории создания. Подробнее обо всем — в нашей статье

  • 20 мая
  • 1673
Практика

Как снять кино на смартфон: первые шаги

Можно ли использовать вместо штатива коробку из IKEA, какие приложения выбрать для съемки и монтажа мобильного видео, как быстрее всего попасть на фестивали, и многое другое, что мы узнали на мастер-классе оператора и режиссера Артура Михеева

  • 11 мая
  • 1604
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее