tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Слова

Как начинающему кинематографисту перейти к полному метру?

Привлеки группу и актеров хорошим сценарием, найди связи в военно-историческом клубе и непрерывно верь в себя: сценаристы, режиссеры и продюсеры о том, как безболезненно перейти от короткого к полному метру и начать полноценную кинокарьеру

Алексей
Сашин

Сценарист («Волшебник», «Сон слепого человека» и сериал «Желтый дракон»)
Аксинья
Гог

Режиссер («Петербург. Только по любви» и «Путешествие Федора по Москве начала XXI века»)
Сергей
Кузнецов

Режиссер («Семь пьяниц»)
Олег
Кондратьев

Режиссер («Бег Пальмиры»)
Алексей
Зотов

Сценарист («Убить босса» и «Можем повторить»)
Олег
Богатов

Креативный продюсер и CEO сценарной школы «Лига Кино» («Счастье – это…», «Команда мечты» и «Красный призрак»)
Ксения
Баскакова

Режиссер («Птица»)

Перед тем, как поступить на сценарный факультет ВГИКа, я несколько лет писал рассказы. Без особого сюжета, изящные эмоции на пару страниц. Я был уверен, что у меня короткое дыхание. Эту краткость хотелось побороть и, разогнавшись на проект уровня Тарантино, поскорее заработать миллион долларов. Но наша мастерская во ВГИКе началась с неторопливого написания короткометражек продолжительностью до получаса, от силы — до сорока минут. Это бесило. Сначала и вовсе пришлось писать немые сценарии, в которых герои выясняли отношения исключительно молча. Но вдохновило, что первый же мой опус сняли.
 
Короткометражный фильм «Признание» (2002)

Потом нам разрешили писать диалоги, предупредив, что герои должны говорить исключительно в тех случаях, когда молчать уже невозможно. Я честно пытался сделать героев посдержанней. Но пару лет назад, когда я взялся снимать свой же короткий сценарий студенческих времен, оказалось, что диалоги надо вычеркивать километрами.
 
Короткометражный фильм «Без пяти пять» (2017)

Если писать каждый день пару лет подряд, рецепт сценария будет прочно сидеть у вас на подкорке. Так что короткометражки я писать насобачился. Главное — придумать героя ярким и не давать ему того, что он больше всего хочет. Подольше не давать, чтобы он мучился! Персонажей при этом должно быть два или три. Объектов тоже минимум. Желательно — натура, она бесплатней. Словом, делаем так, чтобы фильм мог снять студент-режиссер, живущий в общаге.

Следующим шагом стала короткометражная экранизация. Я взялся за рассказ Анатолия Алексина «Я ничего не сказал», в котором мне всегда нравились герои и конфликт. Увлекшись, я оставил драматическую ситуацию, время действия и одну (только одну!) фразу из новеллы любимого автора. Мне снова повезло: режиссер не убил, а умножил написанный мной сценарий на свое мастерство.
 
Короткометражный фильм «Свой остров (Кам-тугези)» (2006)

После этого нас посчитали готовыми, чтобы мы могли приступить к экранизации повести или романа. На выходе ждали сценарий полнометражного фильма. Я выбрал роман Владимира Набокова «Король, дама, валет». Какое-то время ушло, чтобы разбить его на сцены, попутно превращая описания в ремарки и сокращая диалоги до сути. Выяснилось, что Набокова бессмысленно, преступно дописывать. У него все есть. Нужно лишь отсечь литературу, оставив сюжет и выпятив конфликт. Жанр романа мне только помог: это триллер.

К сожалению, сценарий «Короля, дамы, валета», по причинам, касающимся авторских прав, оказалось невозможно снять. Зато эта ручная работа дала мне такую уверенность, что к моменту защиты диплома я пришел аж с двумя собственными полнометражными сценариями.

О коротком дыхании больше не вспоминал. А сейчас мне очень понятно, что такие вещи, как композиция, решение героев и сцен, короткие и четкие диалоги оттачивались как раз на этапе короткого метра. Ясно, что полнометражный сценарий отличается лишь тем, что строится вокруг более серьезной задачи, которую решает главный герой. Настолько серьезной, что быстрее, чем через полтора часа экранного времени, ее не решить.
Наверх
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Обложка: Chris Murray

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Назад в будущее 3»

30 лет как завершилась одна из самых удачных кинотрилогий в истории — «Назад в будущее». Первые два фильма мы уже разбирали, а теперь посмотрим, как создавался третий: эволюция характеров Марти и Дока, игра с вестерном и взрыв «паровоза-кинозвезды»

26 июня 71012
Обзоры

Куда пойти учиться: главные киношколы Москвы

Какую киношколу выбрать: ВГИК или МШК, ВКСР или Академию Никиты Михалкова, а может «Индустрию»? Мы пообщались с выпускниками крупнейших московских киношкол, чтобы узнать о преимуществах и недостатках обучения в них

25 июня 2101
Слова

Нил Ландау: «Во время написания сценария помните: все злодеи — антагонисты, но не все антагонисты — злодеи»

Один из известнейших преподавателей сценарного мастерства Нил Ландау рассказывает о способах привлечения внимания зрителя к сериалу, создании необычных героев и способах спасения неинтересных скриптов

29 июня 1236
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее