Главная / Практика / Использование расфокуса в кинематографе

Использование расфокуса в кинематографе

Четкая фокусировка кадра — основное правило, которое должны соблюдать кинематографисты. Но часто для решения ряда художественных задач, передачи смысловой нагрузки режиссеры используют расфокус. Размытие элементов в сцене помогает менять восприятие происходящего на экране и помогает разнообразить визуальную составляющую. Но, чтобы добиться нужного эффекта, необходимо понимать суть приема и его особенности техничего характера.

Что такое расфокус


Кадр из фильма «Мои черничные ночи» (2007) / Фото: The Weinstein Company

Художественный прием, используемый в кинематографе для усиления выразительности композиции кадра. Это ключевые объекты кадра, лишенные резкости, к которым должно быть приковано внимание зрителей.

Проблемы с резкостью в кадре считаются браком. Такой материал, обычно, не идет затем в чистовой вариант картины. В хорошем фильме должна присутствовать точная фокусировка. Для этого рассчитывается точка съемки до объекта, подбираются контрастные детали, устанавливается достаточное количество освещения. Чтобы получить идеальное изображение, нужно соблюдать это правило. Но кинематограф давно известен тем, что с начала своего существования он периодически нарушает созданные же им правила и законы. Неясные силуэты героев, нечеткие объекты помогают добиться определенного визуального эффекта, создать нужное настроение, передать переживаемую героем эмоцию или его физическое состояние.

Виды расфокуса и технические особенности

Выделяют несколько разновидностей расфокусировки:

  • максимальная(de-focused) — это когда изображение полностью размыто и воспринимается как сочетание цветовых пятен, зритель практически не может распознать предметы, находящиеся в кадре. Это позволяет создать эффект таинственности, загадочности;
  • мягкая (soft focus) — в кадре присутствует легкая размытость всего изображения, при которой объекты можно различить;
  • частичная (mis-focused) — резкими остаются отдельные объекты, это позволяет сосредоточить внимание на определенном предмете, чаще всего, это второстепенные вещи, люди, которые не играют большой роли. Это позволяет управлять вниманием зрителя, создавать определенное настроение.

Нужное размытие достигается, когда выполняется ряд технических характеристик:

  • диафрагма открывается, и чем сильнее это сделано, тем лучше размытие, требуемые значения не должны превышать 5.6;
  • картинка будет размыта сильнее, если расстояние до объекта невелико. И, соответственно, наоборот;
  • нужно держать в уме линии и силуэты объектов, при расфокусировке они менее узнаваемы;
  • осознавать разность подхода к съемке статичных и динамичных сцен.

Экспериментируя с разными техническими показателями и условиями, можно получать расфокус камеры, который дает интересные эффекты. Это поможет лучше передать сюжет, смысл сцены. Но для достижения этой цели, эффект должен быть непродолжительным и длится не более нескольких секунд или минут.

Для чего нужен расфокус в кино

Итак, если для получения качественного кадра нужна точная фокусировка, почему кинематографисты активно применяют прием размытия резкости? Расфокусировка позволяет добиться определенных эффектов, которые работают на донесение основной мысли.

В каких же случаях использование расфокуса оправдано и необходимо?

Изображение эмоций или физического состояния героя

Например, полностью размытые кадры часто используются для визуализации потока сознания, для иллюстрации определенных состояний человека еще на заре кинематографа, в 20-х годах XX века. Режиссеры и сейчас довольно часто к нему обращаются.

Передача физического состояния персонажа

Размытие помогает передать ощущение головокружения, состояния опьянения, потери ориентации. Стоит герою вернуться в нормальное состояние, как в кадр тут же возвращается фокус.

Передача впечатлений и эмоций уникальных персонажей

В обществе всегда находятся люди, которые нестандартно мыслят, воспринимают окружающее пространство не так, как другие. Кинематографисты используют расфокусировку как прием, чтобы передать особенность восприятия действительности у этих людей.

Применение размытия для привлечения внимания зрителя к определенным действиям или деталям

Если нужно заострить внимание смотрящих на чем-то незначительном, но что в последствии будет играть важную роль, расфокусировка помогает добиться этого эффекта.

Усиление динамики сцены диалога между героями

Если переключать фокус камеры с одного персонажа на другого, когда они разговаривают, если этот разговор имеет важное значение, требует привлечения внимания зрителя, то кинематографисты часто переводят резкость с говорящего на слушающего, тем самым диктуя переключение зрительского взгляда.

Построение глубинных мизансцен

Когда в кадре необходимо выделить те детали, на которые стоит обратить внимание в первую очередь.

Чтобы каждый из приемов хорошо работал, нужно понимать, как сделать расфокус. В этом случае поможет практика и эксперимент.

Примеры расфокуса в фильмах

Сегодня нельзя найти картины, где бы ни использовался тот или иной прием расфокусировки. Чаще всего, применяются практически все в зависимости от смысла, который хочет донести режиссер в данном конкретном кадре. Модно найти множество примеров, когда при помощи размытия кинематографисты добивались определенного результата.
Так еще на заре развития кинематографа уже появились режиссеры-авангардисты, которые экспериментировали с расфокусом. Так для передачи потока сознания человека расфокус использовался в короткометражках Жермена Дюлака («Раковина и священник» (1928)).

Фильм «Раковина и свяженник» (1928)

Этот же прием использовался в фантастическом фильме «Прибытие» 2016 года. Воспоминания и видения героини были расплывчатыми, некоторые из людей нарочно были не в фокусе. Это помогало создавать интригу и одновременно визуально разделять, какие из кадров относятся к видениям, а какие происходят в реальности.

Сцена из фильма «Прибытие» (2016)

Физическое состояние героини, когда она узнает о гибели близких людей, при помощи расфокусировки передается в картине «Три цвета: синий» 1993. Размытые силуэты людей, находящихся в ее палате, говорят о том, что героиня не способна воспринимать ужасную действительность, ей нужно время и силы, чтобы сконцентрироваться на происходящем.

Сцена из фильма «Три цвета: синий» (1993)
Режиссер Джоби Харольд применил его для передачи аналогичного состояния главного героя фильма Наркоз, выпущенного в 2007 году. Так в ленте делается акцент на эпизодах, когда центральный персонаж теряет сознание, находится в состоянии опьянения, либо дезориентирован. Но стоит негативным эффектам пройти, как четкость фокуса возвращается в норму.

Сцена из фильма «Наркоз» (2007)

Интересно выглядит прием субъективного фокуса, использованный в биографической ленте о судьбе Ван Гога. Там много стильных кадров, где особое внимание уделяется мельчайшим деталям и необычным ракурсам. К примеру, сцена с прогулкой по полю превратилась в пестрое полотно из-за мелькающей повсюду травы.

Расфокусировка является ценным и полезным приемом. Его применение помогает передать эмоциональное состояние персонажей. Это заставляет зрителей сопереживать героям, сочувствовать им.