Слова

«Мы запрещаем студентам тратить на съемки свои деньги»

Директор Московской школы кино Мария Ситковская — о том, что важнее — индустрия или искусство, почему всем кажется, что за обучение в МШК нужно платить больше, и смогут ли выпускники школы встроиться в международную киноиндустрию

  • 7 марта
  • 1589
Петр Скопин

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Недавно в МШК открылись новые долгосрочные программы: Showrunner и Short form directing, для режиссеров коммерческих видео. Почему именно эти программы вы посчитали важными?

— В нашей школе к этому моменту было уже представлено 10 долгосрочных программ, для всех цехов кинопрозводственного процесса.

Запуская курс Showrunner, мы как школа следовали за индустриальной тенденцией и отвечали на конкретный запрос: сейчас внимание мировой индустрии сместилось с кино на сериалы, и нужны люди, способные взять на себя сложную задачу — полностью отвечать за творческий замысел проекта, от его разработки до реализации на площадке. Эта программа — postgraduated для режиссеров, продюсеров и сценаристов. Во время обучения студенты добирают недостающие навыки, учатся у пяти разных менторов и выкристаллизовывают себя как будущих шоураннеров, разрабатывают собственный проект и могут его реализовать.

Директор Московской школы кино Мария Ситковская / Фото: МШК
Директор Московской школы кино Мария Ситковская / Фото: МШК

В свою очередь, Short Form Directing — это ответ на запрос активно развивающейся цифровой индустрии. Потребление видеоконтента c каждым годом растет, меняются главные навыки. Ими становятся умение рассказывать историю не только интересно, но и быстро, а также работать по брифу, предоставленному брендом, рекламным агентством или музыкальным исполнителем.

В предстоящем учебном году мы запускаем, помимо программы «Художник по костюму», еще и курсы «Маркетинг и дистрибуция», «Практическая кинокритика и программирование контента».

— Индустриальный подход или искусство? Однозначно ли вы делаете выбор в пользу первого, как часто декларируется вашей киношколой?

— Мне кажется, эти вещи нельзя противопоставлять в принципе. В самом начале, когда мы запускали школу, перед нами стояла задача прежде всего давать людям навыки и знания, необходимые для работы в индустрии сразу по окончанию школы. С ними талантливый человек в разы быстрее сможет заявить о себе. А без необходимого инструментария едва ли это вообще возможно.

И мне очень приятно на каждом дипломе видеть всю палитру игрового кино — от высказываний очень интимных (то, что принято называть фестивальным или авторским кино) до абсолютно жанровых.

В Московской школе кино / Фото: Зураб Джавахадзе
В Московской школе кино / Фото: Зураб Джавахадзе

Этот результат — следствие изначального отказа от системы мастерских: у нас нет цели сделать студентов отражениями своих кураторов. Важно, чтобы каждый, получив профессиональный инструментарий в школе, стал лучшей версией себя.

— Цены на долгосрочные программы в МШК достаточно высоки, если сравнивать с другими российскими аналогами, вроде ВГИКа. Из чего складывается цена на обучение? И почему за МШК надо платить больше?

— Тезис некорректный. В учреждениях, где обучение за год стоит меньше, учиться нужно дольше. В высших учебных заведениях, помимо профильных дисциплин, есть общие, необходимые на этапе формирования личности в целом. Мы же работаем со взрослыми людьми и за один-два года даем концентрированно профильные знания и навыки.

При этом в Московской школе кино нет скрытых платежей — мы запрещаем студентам тратить на съемки свои собственные деньги, учим снимать в условиях ограниченных ресурсов и делаем исключение только на дипломе: здесь студенты могут свободно самовыражаться и привлекать дополнительное финансирование.

Фото: Jakob Owens
Фото: Jakob Owens

Кроме того, мы предоставляем нашим ребятам широкую ресурсную базу. У нас есть собственный съемочный павильон, многофункциональный просмотровый зал, 40 компьютерных классов, студия саунд-дизайна, съемочное оборудование, включающее камеры Red Dragon, весь необходимый свет и многое другое, а также актерская студия, гримерный класс, фотостудия, арт-студии и библиотека.

— Но не стала ли МШК, из-за своей высокой цены, своеобразным привилегированным местом для «золотой молодежи»?

— По факту это не так. У нас есть два типа студентов: первые долго готовятся, приходят на дни открытых дверей много лет и собирают деньги на поступление. Второй тип — люди, которые интенсивно совмещают работу с учебой.

Кроме того, в этом году около 5% поступивших к нам студентов — иностранцы: Франция, Швейцария Польша, Иран, Корея... Я уже не говорю про Казахстан и Украину. И на вопрос «Почему вы к нам поступили», они отвечают: «Во-первых, нам нравится русская актерская (или, допустим, операторская или режиссерская) школа, но также нас впечатляет соотношение цены и качества в МШК».

— Стоит ли опытным режиссерам и сценаристам, имеющим за плечами большие проекты, приходить к вам учиться?

— Самая главная тенденция современного мира — это lifelong learning (или непрерывное образование — прим. tvkinoradio.ru). Мир постоянно меняется и, чтобы оставаться востребованным, необходимо все время учиться. В МШК можно добрать некоторые навыки в рамках уже имеющейся профессии.

Мы организуем много открытых мастер-классов, у нас есть короткие курсы (интенсивы), где мы даем возможность прокачать определенные навыки.

Фото: Vanilla Bear Films
Фото: Vanilla Bear Films

Universal University, к которому мы принадлежим (университет креативных индустрий в Москве, куда также входят Британская высшая школа дизайна, школа компьютерных технологий Scream School, Архитектурная школа МАРШ, Московская школа музыки и Московская школа коммуникаций MACS, — прим. tvkinoradio.ru) — это место силы, дающим возможность получить глоток свежего воздуха и встряхнуться в момент внутреннего застоя или творческой прокрастинации.

— Как вы оцениваете кинообразование в России сейчас? Это «поле борьбы» между старыми школами (например, такими как ВГИК и ВКСР) и новыми? Или сотрудничество сильнее соперничества?

— Со своей стороны мы ни с кем не соперничаем и не конфликтуем. Не ставим перед собой сверхзадач по изменению киноиндустрии. 15 лет мы решаем одни и те же задачи по созданию креативных индустрий в нашей стране в принципе.

Мы часто взаимодействуем с другими учебными заведениями в рамках общих проектов. Подобная коллаборация существует у нас со «Школой Марины Разбежкиной»: два дня студенты смотрят и обсуждают кинопроекты друг друга. Это очень полезный опыт.

— Как вы думаете, какие специальности сейчас более востребованы, а какие нет? И какие вы бы хотели больше выпускать в ближайшие годы?

— Скажем так: есть исторически популярные профессии, которые всегда на виду и всегда востребованы. Это актеры, режиссеры, операторы и сценаристы.

Однако есть цеха, находящиеся на периферии, но без которых кино не существует. Например, художник-постановщик — очень высокооплачиваемая профессия. Работая в кино они получают от 300 тыс. в месяц, а одна смена в рекламном ролике стоит 150 тыс. рублей. Тем не менее профессия далеко не самая популярная и есть очевидный недостаток новых людей.

Фото: Vanilla Bear Films
Фото: Vanilla Bear Films

В то же время многие хотят стать сценаристами, и у нас высокий конкурс на программу, но общий культурный уровень поступающих, к сожалению, очень низкий. В связи с этим мы планируем интенсивы и короткие курсы, которые позволят абитуриенту «потрогать» сценарное дело, понять заранее, его это или нет.

— Некоторые из новых технологий, например, 3D и VR, могут, к сожалению, так и не стать основополагающими для кино и телевидения. Как вы сами для себя понимаете, на каких технологических новшествах стоит заострять внимание в процессе обучения студентов, а на каких — нет? В силу интуиции, статистики, конкретной практики?

— Существуют маркеры. Приведу условный пример. Если фильм «Аватар» собирает даже в России в прокате более 100 млн. долларов, а по всему миру собирает практически 3 млрд, то ты понимаешь, что это и правда похоже на голос будущего. И тебе нужно за новогодние праздники переписать несколько программ, так как блок по 3D должен быть интегрирован в программу, иначе выпускники просто не попадут на работу на большие проекты. Потому что вряд ли эта тенденция на две недели. Это индустриальный маркер.

Другой маркер, когда мы видим xR (VR, AR и другие форматы с дополненной виртуальной реальностью) — это средства интенсифицировать высказывание или облегчить его производство. В этом году студенты снимали в VR рекламные ролики для поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт». Формат служил инструментом для достижения цели, поставленной в брифе, его использование было полностью оправдано и работало на историю.

Фото: rawpixel.com
Фото: rawpixel.com

И, по моему глубокому убеждению, для молодого кинематографиста вернее делать первые шаги на поле новых технологических возможностей. Мало кто сегодня снимает классные интерактивные истории и создает гениальные VR-фильмы, и наши выпускники, заходящие на эти территории, могут гораздо быстрее заявить о себе.

— Ваша школа активно сотрудничает с зарубежными учебными заведениями (Berkeley, UCLA, USC). Помогает ли это вашим выпускникам найти работу за границей? Например — в Америке?

Конкуренция в Голливуде очень высокая. Поэтому сказать, что, благодаря нашим академическим связям, студенты получают возможности трудоустроиться за рубежом, достаточно сложно. За океаном ты должен пройти путь как минимум в 15 лет, работая по 20 часов в сутки, чтобы стать, например, executive producer (исполнительным продюсером, — прим. tvkinoradio.ru). Но при этом всегда остаётся возможность работы и на международных проектах — в России сильная операторская школа, и навыки, необходимые для этой профессии, универсальны и не предусматривают безупречное владение английским языком.

Фото: Jamie Street
Фото: Jamie Street

— Следите ли вы за судьбой своих студентов? Сколько процентов из них, по вашей статистике, остаются работать в кино?

— Конечно, следим. По статистике, 85 % наших выпускников потом работают в индустрии: в рекламе, кино и на телевидении.

Выпускник режиссерского факультета Байбуллат Батулин в этом году снял сериал «Большая игра» для телеканала СТС. Понятно, что это огромный успех. Троих выпускников операторского факультета недавно приняли в Гильдию операторов союза кинематографистов. Другой режиссер, Антон Сазонов, снимает рекламу для крупных компаний, один из его последних проектов — рекламный ролик для Samsung с Леонидом Парфеновым. Выпускница «Продюсирования» Алена Мареева стала в прошлом генеральным директором RFG Distribution, , которая выпустила недавно в прокат самый документальный фильм Beef. Пересвет Муханов, закончивший «Звукорежиссуру и саунд-дизайн» работал, к примеру, над фильмом «Лето» Кирилла Серебрянникова.

Таких примеров очень много, и мы всегда держим руку на пульсе.
 
Трейлер сериала «Большая игра»
 

Обложка: директор Московской школы кино Мария Ситковская / Фото: МШК

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Великая иллюзия, или Как снимают секс в кино

Как бы чувственно ни смотрелись на экране любовные сцены, создаются они в обстоятельствах далеких от романтики, интима и какой-либо привлекательности. Разбираемся, какие ухищрения необходимы, чтобы убедительно показать секс в кино

  • 15 марта
  • 10770
Практика

Как это снято: «Карты, деньги, два ствола»

Вспоминаем, с какими усилиями двадцать лет назад Гай Ричи ворвался в мировой кинематограф, вдохнув новую жизнь в криминально-гангстерский жанр: минимальный бюджет, клиповая эстетика, актеры-уголовники, злачные места Лондона и параллели с Тарантино

  • 11 марта
  • 6357
Обзоры

7 провальных дебютов великих режиссеров: от Бергмана до Кэмерона

Все с чего-то начинают, и даже крупнейшие мастера когда-то делали первые шаги. Причем у некоторых эти шаги были весьма сомнительными. Вспоминаем больших режиссеров, дебюты которых оказались неудачными, зато полезными

  • 16 марта
  • 2917
Практика

Четыре совета, как снять успешный документальный фильм 

Хороший документальный фильм — это, прежде всего, сильная история. Режиссер Зак Рамелан рассказывает о способах, которые помогут вам выйти из трудной ситуации

  • 11 марта
  • 2035
Слова

Как начинающему кинематографисту перейти к полному метру?

Привлеки группу и актеров хорошим сценарием, найди связи в военно-историческом клубе и непрерывно верь в себя: сценаристы, режиссеры и продюсеры о том, как безболезненно перейти от короткого к полному метру и начать полноценную кинокарьеру

  • 14 марта
  • 1766
Практика

Как стать режиссером: 10 шагов в профессию

Что нужно предпринять, чтобы возглавить производство своего собственного фильма: можно ли обучиться режиссуре, как набраться опыта и развиваться в профессии

  • 21 марта
  • 1803
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее