Слова

«Лампы — ваши лучшие друзья, но иногда лучше обойтись без них»: оператор Робби Райан о съемках «Фаворитки»

Новый фильм Йоргоса Лантимоса хоть и не получил «Оскар» за операторскую работу, но все равно остается одной из самых интересных картин года с визуальной точки зрения. Оператор «Фаворитки» Робби Райан делится опытом работы с широкоугольными объективами и почти без освещения

  • 5 марта
  • 2860

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 
В «Фаворитке» Йоргоса Лантимоса две решительные женщины — отчаянная и коварная горничная Эбигейл (Эмма Стоун) и утонченная, но безжалостная герцогиня Мальборо (Рэйчел Вайс) — соперничают за место рядом с болезненной и меланхоличной королевой Анной. Если вы подумали, что эта картина о XVIII веке снята красиво, но занудно, то вы явно не смотрели фильм Йоргоса Лантимоса.
 
На съемках фильма «Фаворитка» (2018)

«Фаворитка», которой присущ тот же абсурдистский юмор, что и «Лобстеру», несет на себе и отпечаток эстетических предпочтений режиссера: она снята на широкоугольные объективы с использованием практического освещения. Ирландский оператор Робби Райан («Американская милашка», «Аквариум»), который недавно был номинирован на премию Американского общества кинооператоров за лучшую операторскую работу, рассказал, как принял особый подход Лантимоса, как сложно было отойти от него на других проектах, а также о том, почему во время съемок ему спокойно спится.

Кадр из фильма «Фаворитка» (2018) / Фото:  Fox Searchlight Pictures 
Кадр из фильма «Фаворитка» (2018) / Фото:  Fox Searchlight Pictures 

— В одном из интервью Рэйчел Вайс упомянула, что Йоргос никогда не рассуждает о мотивации героя. Как это влияет на вашу работу? Например, в последнем кадре фильма мы видим два наложенных друг на друга изображения. Нужно ли вам понимать метафору, которую передает эта двойная экспозиция?

Райан: Интересный вопрос. Йоргос не всегда раскрывает, что у него на уме. Я не уверен даже, хорошо ли он сам это представляет. Возможно, мотивы героев больше основаны на его интуитивных находках. И, честно говоря, мы не обсуждали последний кадр. Его придумал Йоргос вместе с монтажером (Йоргос Мавропсаридис).

На съемках фильма «Фаворитка» (2018) / Фото: Fox Searchlight Pictures 
На съемках фильма «Фаворитка» (2018) / Фото: Fox Searchlight Pictures 

— Из-за антуража, сверхширокоугольных объективов и свечей «Фаворитка» напоминает «Барри Линдона». Кубрик был известен тем, что делал огромное количество дублей, чтобы определенные кадры получились именно так, как ему нужно. Делает ли так Йоргос? Сделает ли он 30 дублей, чтобы полученный материал соответствовал его представлениям?

Райан: Нет, он так не делает. Обычно мы делали не больше десяти дублей, и если такое и случалось, то из-за каких-то технических неполадок, а не игры актеров. Он был уверен, что его команда выдаст нужную игру. Поэтому нет, мы не снимали миллион дублей. Кажется, мы даже не истратили полностью заложенный на пленку бюджет, чем сильно удивили продюсеров.

Кадр из фильма «Фаворитка» (2018) / Фото:  Fox Searchlight Pictures 
Кадр из фильма «Фаворитка» (2018) / Фото: Fox Searchlight Pictures 

— Йоргос предпочитал использовать для «Фаворитки» практическое освещение. В каких ситуациях делались исключения?

Райан: На самом деле, исключением стали только несколько ночных эпизодов. Мы использовали дополнительный свет в эпизоде с танцем в большом зале (на картинке ниже), чтобы охватить это огромное пространство. Сначала мы действительно попытались снять его только со свечами, но вскоре поняли, что немного дополнительного света нам не помешает. Йоргос был решительно против ламп и прибегал к ним только в самую последнюю очередь, когда это было действительно необходимо (смеется). Он отлично знает возможности плёнки и думает как оператор. У него достаточно опыта, чтобы понимать, где он может обойтись без дополнительного оборудования и сколько можно выжать из плёнки. С точки зрения оператора-постановщика, дополнительный свет нужен всегда, потому что так будет правильней, но Йоргос знает, что кадр без дополнительного освещения будет смотреться намного лучше.

Кадр из фильма «Фаворитка» (2018) / Фото:  Fox Searchlight Pictures 
Кадр из фильма «Фаворитка» (2018) / Фото:  Fox Searchlight Pictures 

— А фургон с оборудованием был полностью укомплектован, или вы обошлись минимальным набором?

Райан: Мы обсуждали это на препродакшне, и я сказал: «Ну, нам нужно несколько светильников в запасе». До этого я никогда не работал с Йоргосом и не знал, действительно ли он собирается снимать исключительно с практическим светом. Поэтому в начале съемок у нас было несколько ламп, но мы быстро поняли, что они не понадобятся, и оставили в наборе только необходимые вещи.

На съемках фильма «Фаворитка» (2018) / Фото: Atsushi Nishijima / Fox Searchlight Pictures 
На съемках фильма «Фаворитка» (2018) / Фото: Atsushi Nishijima / Fox Searchlight Pictures 

— Получается, у вас была полный фургон электриков, которые неделями не знали, чем себя занять?

Райан: (Смеется) Не совсем. У нас был только гафер (Энди Коул) и еще два или три участника команды, а если нужно было дополнительное освещение, он находил кого-нибудь еще. С чем Энди пришлось поработать, так это с огромным количеством свечей. Мы соорудили держатели, на которых стояли связанные вместе свечи, и обернули вокруг них отражатель. Мы перебрали несколько вариантов таких держателей. Первый — «Подсвечник 1.0» — был всем хорош, но мы не подумали о том, что свечи очень быстро прогорают. И вскоре наша тележка была заполнена растопленным воском, который заляпал все вокруг. Он капал на дорогущий паркет, и мы говорили: «Черт! Уберите, пока никто не видел!» (смеется). Потом Энди усовершенствовал модель и решил проблему с воском.

Кадр из фильма «Фаворитка» (2018) / Фото:  Fox Searchlight Pictures 
Кадр из фильма «Фаворитка» (2018) / Фото:  Fox Searchlight Pictures 

— Одно дело — не использовать лампы, другое — отказаться от отражателей, флагов или рассеивателей.

Райан: У нас было несколько сцен напротив трех больших окон. Это оказалось непростой задачей — снять актеров так, чтобы были видны не только их силуэты. Обычно в таких ситуациях на актеров дают заполняющий свет, чтобы немного сбалансировать их по отношению к окнам, но Йоргос был против. Ему очень нравились пересвеченные окна. Когда мы получили отснятый за день материал, оказалось, что колорист попытался снизить контраст и затонировать пересвеченные окна, и они получились слегка фиолетовыми. Йоргос разозлился, потому что ему был нужен именно этот вырвиглазно белый свет. И я понял, что если снимать человека напротив окна и выставлять экспозицию по его лицу, то самые светлые места буквально «оборачиваются» вокруг него и создают прекрасное яркое белое сияние. Йоргос снимал «Лобстера» на цифру и не смог добиться этого эффекта, поэтому он больше не хочет с ней работать. А пленка нравится Йоргосу в том числе потому, что она дает красивый пересвет.

Кадр из фильма «Фаворитка» (2018) / Фото:  Fox Searchlight Pictures 
Кадр из фильма «Фаворитка» (2018) / Фото:  Fox Searchlight Pictures 

Сейчас я работаю с цифровой камерой, и каждый день, когда просматриваю отснятое, говорю: «Ого, здесь в тенях столько информации». Но тут же, когда попадается лицо с довольно ярким освещением, думаю: «Ну вот это уже перебор», и дорабатываю картинку. В этом смысле пленка сокращает объем последующей работы, а цифра открыта для реализации большого количества идей.

На съемках фильма «Фаворитка» (2018) / Фото: Fox Searchlight Pictures 
На съемках фильма «Фаворитка» (2018) / Фото: Fox Searchlight Pictures 

— Я читал, как братья Коэн впервые снимали на цифру «Балладу Бастера Скраггса». Им казалось, что они просто «собирают информацию», чтобы уже на этапе DI решить, какой будет картинка.

Райан: Да, так и есть. Я никогда не задумывался о том, насколько проста работа с цифрой. Можно подбирать значения прямо на площадке, и сам процесс при этом становится менее волшебным. Многие говорят, что плохо спят во время съемок, потому что волнуются, правильно ли выбрана экспозиция. Но я всегда хорошо сплю. (смеется) С пленкой у вас есть запас времени, прежде чем вы снова увидите отснятый материал, и мне это по душе. В этом есть некоторая прелесть — успеваешь забыть об отснятом, и когда получаешь этот материал обратно, он либо удивляет, либо ужасает.

Кадр из фильма «Фаворитка» (2018) / Фото:  Fox Searchlight Pictures 
Кадр из фильма «Фаворитка» (2018) / Фото:  Fox Searchlight Pictures 

— Повлияла ли манера работы Йоргоса на ваш следующий проект? Например, захотелось ли тут же опустошить фургон и выкинуть все лампы?

Райан: (смеется) Да, мне было сложно избавиться от желания использовать широкоугольные объективы, которыми мы снимали «Фаворитку». После нее я снимал фильм Ноа Баумбаха для Netflix, и все время пытался убедить его попробовать широкоугольники, но его манера съемок все же значительно отличается. Да, переключиться было непросто, потому что стиль Йоргоса весьма своеобразен, и как только на него настраиваешься, действительно получаешь от этого удовольствие. Такая съемка довольно увлекательна. Но в фильме Ноа мы много работали в офисе юриста на десятом этаже, и когда дневного света больше не было, приходилось снимать реверс, чтобы имитировать солнечный день. Поэтому в фильме Ноа лампы были моими лучшими друзьями. И они действительно наши друзья, но иногда стоит попробовать снимать без них.

— Как вы справлялись с похожими ситуациями в «Фаворитке»? Например, что бы вы сделали, если бы в процессе съемок в королевской спальне с гигантскими окнами солнце на полчаса скрылось за облаками? Просто ждали бы, пока оно снова не появится?

Райан: Нам повезло с погодой. Весна была очень солнечной, и практически всегда было достаточно светло. Обычно нам хватало дневного света, чтобы снять необходимые сцены, а затем мы переходили к ночным сценам, чтобы полностью отработать съемочный день. Однажды было довольно пасмурно, и тогда-то я и сказал Йоргосу, что нам не помешает дополнительный источник света, чтобы вытянуть экспозицию. Сначала он был против, но потом согласился, что было темновато. И мы поставили свет.

Кадр из фильма «Фаворитка» (2018) / Фото:  Fox Searchlight Pictures 
Кадр из фильма «Фаворитка» (2018) / Фото:  Fox Searchlight Pictures 

— Во время подготовки сколько вы выясняли, какие комнаты поместья Хэтфилд Хаус смотрятся наиболее выгодно в определенное время суток?

Райан: Так получилось, что Йоргос начал подготовку практически за год до съемок. Они хотели начать съемки раньше, но из-за расписания Оливии Колман (которая играет королеву Анну) и Эммы Стоун всё пришлось сдвинуть. Поэтому к началу работы он уже изучил локации, нашёл Хэтфилд Хаус и проработал помещения. Это великолепный особняк, в котором прежде уже проходили съемки, но, мне кажется, мы нашли к нему свой уникальный подход.

На съемках фильма «Фаворитка» (2018) / Фото: Fox Searchlight Pictures 
На съемках фильма «Фаворитка» (2018) / Фото: Fox Searchlight Pictures 

Моя часть подготовки к «Фаворитке» по большей части требовала выяснить, какое оборудование нам понадобится. Например, будем ли мы использовать обычную операторскую тележку или роботизированную. Мы открыли для себя гимбал под названием Double Helix. Многие пользуются MōVI для цифровых камер, но эти камеры очень легкие. А Double Helix может выдержать 35-мм камеру. Во время съемок мы довольно часто им пользовались, но не так часто, как рассчитывали, потому что его довольно сложно калибровать. Поэтому мы много работали и с операторской тележкой. Но в основном во время подготовки я скорее подбирал объективы и прочие околокамерные штуки, а не занимался освещением.

— Расскажи о своей работе с 6-мм объективом Panavision (кадр ниже снят на него).

Райан: Для съемок «Убийства священного оленя» Йоргос использовал довольно большое количество широкоугольных объективов, а также 10мм объектив Panavision. Объектив понравился ему настолько, что он хотел использовать эти 10мм как обычную оптику для «Фаворитки» (обычно для съемки 35-мм пленки предпочитают брать 50-мм объектив, — прим. автора). Так получилось, что к концу съёмок мы к нему привыкли, и он казался нам вполне «обычным». Panavision хороши тем, что они не продают свои объективы, а сдают их в аренду. Поэтому в их лондонском офисе хранится довольно много старой оптики — есть, из чего выбрать. И этот 6мм объектив отлично подошёл для передачи абсурдной атмосферы «Фаворитки».

Кадр из фильма «Фаворитка» (2018) / Фото:  Fox Searchlight Pictures 
Кадр из фильма «Фаворитка» (2018) / Фото:  Fox Searchlight Pictures 

— Максимальное значение диафрагмы этого объектива — T2.8. Вы открывали его на полную, или на этих значениях качество картинки было ужасное?

Райан: Да, мы все время снимали на полностью открытой диафрагме, и никаких аберраций не было. Это действительно качественный объектив с прекрасной картинкой.

На съемках фильма «Фаворитка» (2018) / Фото: Fox Searchlight Pictures 
На съемках фильма «Фаворитка» (2018) / Фото: Fox Searchlight Pictures 

— Поле зрения этого объектива больше 180 градусов. Наверное, это и к лучшему, что вы не использовали свет, потому что их негде было бы спрятать от камеры.

Райан: Да, чистое пространство комнаты — заслуга этого объектива. (смеется) И мы использовали резкие панорамные переходы, при которых была видна вся комната. Это было очень удобно для актеров, потому что площадка практически превратилась в театральную сцену, и они не были ограничены никакими рамками.

Кадр из фильма «Фаворитка» (2018) / Фото:  Fox Searchlight Pictures 
Кадр из фильма «Фаворитка» (2018) / Фото:  Fox Searchlight Pictures 

— Насколько сложно снимать такие переходы? Вы снимаете с колесами или панорамной ручкой?

Райан: Ну, могу сказать, это моя заслуга, что в фильме настолько хорошие панорамные переходы (смеется). Но снимать их и правда сложно. Я использовал обычную головку, потому что моя работа с колесами оставляет желать лучшего.

На съемках фильма «Фаворитка» (2018) / Фото: Fox Searchlight Pictures 
На съемках фильма «Фаворитка» (2018) / Фото: Fox Searchlight Pictures 

— И в завершение, расскажите о ночной экстерьерной сцене, в которой Харви (Николас Холт) во время прогулки по саду предлагает Эбигейл (Эмма Стоун) стать его шпионом внутри королевского дворца. Была ли это та самая сцена, для которой понадобились лампы?

Райан: Сначала немного предыстории. Я взял недельный отпуск из-за смерти отца (мир его праху). Мне пришлось ненадолго покинуть площадку, и другой оператор, Стивен Мерфи, меня заменял. Поэтому я не присутствовал при съемке этой сцены, но я обсуждал детали с гафером, и все необходимое для нее было подготовлено. Мы планировали создать такое освещение, которые бы имитировало лунный свет. И, как следовало ожидать от Йоргоса, он выключил все эти лампы (смеется). Он заставил художника-постановщика Фиону Кромби расставить все эти похожие на большие огненные барабаны жаровни и снимать в их свете.
 
 
Технические подробности

Камеры: Panaflex Millennium XL2, Arricam ST and LT

Объективы: Набор Panavision Primo и объективы Panavision SF6 fisheye

Пленка: Kodak Vision3 500T 5219, 200T 5213, и 50D 5203
 
 

Источник: filmmakermagazine.com
 

Обложка: на съемках фильма «Фаворитка» (2018) / Fox Searchlight Pictures 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Хорошо забытое старое: 7 иностранных фильмов, отцензурированных в советском прокате

Случай с удалением сцен из «Рокетмена» заставляет вспомнить, казалось бы, канувшую в лету практику отечественной цензуры зарубежных картин. Вспоминаем, как и почему в СССР переделывали и доделывали фильмы Фрица Ланга, Джона Форда, Микеланджело Антониони и других великих

  • 3 июня
  • 38545
Обзоры

Главные сериалы этого лета

Пока школьники и студенты готовятся к экзаменам различной степени сложности и важности, их родители, родственники и прочие лодыри могут расслабиться в обнимку с компьютером, телевизором и прочими гаджетами и провести время с любимыми телесериалами. А мы поможем им выбрать, что стоит смотреть летом 2019 года

  • 9 июня
  • 3713
Практика

Концепт, идея и платежеспособная аудитория: как сделать интерактивный веб-сериал

Основатели студии «Дикий Digital» Виктор и Виктория Кравченко на примере интерактивного проекта «Digital Доктор» рассказывают, как с нуля снять свой веб-сериал: нужно ли профессиональное кинообразование, реально ли привлечь звезд, какой понадобится бюджет и как вести продвижение

  • 5 июня
  • 2438
Обзоры

19 фильмов 30-го «Кинотавра»

С 9 по 16 июня в Сочи пройдет юбилейный «Кинотавр». Смотрим обзор всех фильмов главного национального кинофестиваля: новые работы Быкова и Германики, Тодоровского и Смирнова, лауреаты Канн и участники Берлинале, дебюты и эксперименты

  • 7 июня
  • 1728
Практика

Как убедить продюсера дать деньги на проект: 8 советов от профессионалов индустрии

Будьте оригинальными, но в тренде, досконально изучите того, к кому идете за деньгами, «питчите» в лифте и за бокалом вина: российские кинематографисты о том, как заинтересовать продюсера своей идеей, сценарием и проектом

  • 8 июня
  • 1539
Практика

Режиссер монтажа фильма «Мы» — о работе с Джорданом Пилом и особенностях хоррора

Николас Мансур («Мы», «Кобра Кай») рассказывает о монтаже фильмов ужасов и невербальных музыкальных сценах

  • 3 июня
  • 1238
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее