Практика

Приемы: пространство в кино

Пространство — важная часть режиссерского решения фильма. Если его правильно подобрать, оно помогает выразить смысл сцены и поддержать основной конфликт. Рассмотрим, какие виды пространства существуют и как с помощью пространства передать режиссерский замысел

  • 4 марта
  • 3548
Дарья Рассолова

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

1Пространство и композиция


Прежде чем говорить о пространстве, стоит упомянуть о композиции.

Композиция (от лат. compositio — составление, связывание) — это расположение элементов художественного произведения для нужного восприятия зрителем. Композиция состоит из многих компонентов, главные из которых — линии.

Картина Эдварда Хоппера «Комнаты у моря» (1951)
Картина Эдварда Хоппера «Комнаты у моря» (1951)

Линии — это визуальная граница, при помощи которой можно образно показать разделение героев, их межличностный конфликт. Разделителями могут быть различные компоненты пространства: оконная рама, дерево, столб, угол здания. При разделенном экране зритель подсознательно начинает сравнивать его части. Разделение пространства помогает режиссеру направить взгляд зрителя на определенные участки кадра.

Линии бывают горизонтальные, вертикальные и диагональные. Пересечение линий в пространстве создает прямые или острые углы. Горизонтальные и вертикальные линии делают композицию устойчивой и уравновешенной. Диагональные линии добавляют динамику и напряжение.

Картина Эдварда Хоппера «Летний вечер»(1947)
Картина Эдварда Хоппера «Летний вечер»(1947)

Диагональные линии — самые длинные внутри композиции. Создавая острые углы, диагонали формируют визуальную драматургию кадра.

В зависимости от положения линий, композиция кадра может быть устойчивой и неустойчивой.

Устойчивая композиция — это композиция, у которой основные линии пересекаются под прямыми углами. Прямые углы легко воспринимаются взглядом и создают ощущение покоя и стабильности. Неустойчивая композиция образуется, когда линии внутри кадра пересекаются под острыми углами, создавая ощущение динамики и беспокойства.
 

2Закрытое и открытое пространство


Помимо видимых линий в пространстве есть также невидимые линии взаимодействия между объектами в кадре. От того, куда они направлены, зависит вид пространства, открытое оно или закрытое.

Открытое пространство — это пространство, в котором линии объектов направлены за пределы кадра. Здесь линии взглядов, рук, тел или предметов будто стремятся за пределы кадра. Таким образом содержание раскрывается не в одном кадре, а в их последовательности. Для создания открытого пространства можно использовать диагональные линии. Такой вид пространства подходит для динамичных сцен — когда стоит задача держать зрителя в напряжении.

Пример открытого и закрытого пространства в живописи Вильгельма Хаммерсхёя
Пример открытого и закрытого пространства в живописи Вильгельма Хаммерсхёя

В закрытом пространстве линии объектов сосредоточены внутри кадра. В такой композиции линии взаимодействия изображаемых объектов направляются к центру кадра. Закрытое пространство подходит для кадров, которые завершают сцену или эпизод. Оно также может подойти для длинных планов, где зрителю дается достаточно времени, чтобы разглядеть обстановку.
 

3Пространство и крупности планов


Для разных по крупности планов подойдет разный вид пространства. Для общих планов можно использовать открытое пространство с широким углом съемки. Средний план показывает предметы более детально, поэтому для него больше подойдет закрытое пространство с четкими линиями взаимодействия объектов. На крупном плане герой чаще всего располагается в сюжетном центре кадра.

При работе с пространством нужно помнить: чем короче план, тем проще должна быть композиция кадра. Также нужно учитывать траекторию внимания зрителя. Самая легкая траектория для взгляда — слева-направо, поэтому удачнее всего будет композиция, где главный объект располагается справа от центра, выше линии горизонта.
 

4Глубинное пространство


В физическом мире все предметы обладают высотой, шириной и глубиной. Экраны имеют только высоту и ширину, но не обладают глубиной. Поэтому важно уметь создавать иллюзию глубины при помощи доступных визуальных средств, чтобы зритель мог видеть реалистичное трехмерное изображение на двухмерном экране.
Кадр из фильма «Гражданин Кейн» (1941) / Фото: RKO Radio Pictures

Кадр из фильма «Гражданин Кейн» (1941) / Фото: RKO Radio Pictures

Кадр из фильма «Гражданин Кейн» (1941) / Фото: RKO Radio Pictures

Кадр из фильма «Гражданин Кейн» (1941) / Фото: RKO Radio Pictures

Кадр из фильма «Гражданин Кейн» (1941) / Фото: RKO Radio Pictures

Кадр из фильма «Гражданин Кейн» (1941) / Фото: RKO Radio Pictures

Глубинное пространство можно создать при помощи перспективы.

«Перспектива» (от лат. „perspective“ — увиденный сквозь что-либо, ясно увиденный) — это способ изображения объектов на экране с кажущимися изменениями их величины, формы и насыщенности, вызванными их расположением в пространстве. Перспектива бывает линейной и тональной. Линейная перспектива предполагает одну или несколько точек схода на линии горизонта. Таким образом предметы пропорционально уменьшаются по мере удаления их от переднего плана.

Тональная перспектива — это эффект угасания тональной насыщенности объектов по мере их удаления от зрителя. У кадров с такой перспективой обычно темный передний план, который помогает зрителю ощутить иллюзию глубины пространства.

Также создать глубинное пространство помогает различие по величине. Если расположить предметы или актеров на разных планах (на переднем, среднем и на заднем), то будет казаться, что пространство глубокое. Более крупный объект будет казаться ближе. Меньший объект будет казаться более дальним. Распределение героев на разных планах (переднем, среднем, задний) увеличивает разницу в их величине.

Кадр из фильма «Солярис» (1972) / Фото: «Мосфильм»
Кадр из фильма «Солярис» (1972) / Фото: «Мосфильм»

Если один объект перекрывает другой, также возникает иллюзия глубины. Перекрытие создает глубину, так как один объект, чтобы перекрыть другой, должен быть ближе к камере. Иллюзия глубины также всегда возникает, когда объект перемещается перпендикулярно плоскости кадра — от камеры или на камеру.

Создать глубину также помогает работа с фокусом. На двумерной плоскости экрана зритель видит четко объекты, попавшие в зону фокуса, и размыто объекты, которые не попали в эту зону. На основании этого у зрителя возникает иллюзия глубины пространства.
 

5Плоское пространство


Плоское пространство противоположно глубинному пространству. Глубинное пространство создает иллюзию трехмерного изображения на двухмерной поверхности экрана. Плоское пространство подчеркивает двухмерное свойство экрана. При создании плоского пространства все плоскости должны быть фронтальными, без перспективы. Все объекты одинакового размера должны сохранять свои размеры и располагаться на переднем плане. Следует также отказаться от наезда и отъезда камеры.
Кадр из фильма «Космическая одиссея 2010» (1984) / Фото: MGM

Кадр из фильма «Космическая одиссея 2010» (1984) / Фото: MGM

Кадр из фильма «Красота по-американски» (1999) / Фото: DreamWorks Pictures

Кадр из фильма «Красота по-американски» (1999) / Фото: DreamWorks Pictures

Кадр из фильма «Солярис» (1972) / Фото: «Мосфильм»

Кадр из фильма «Солярис» (1972) / Фото: «Мосфильм»

Кадр из фильма «Красота по-американски» (1999) / Фото: DreamWorks Pictures

Кадр из фильма «Красота по-американски» (1999) / Фото: DreamWorks Pictures

Кадр из фильма «Красота по-американски» (1999) / Фото: DreamWorks Pictures

Кадр из фильма «Красота по-американски» (1999) / Фото: DreamWorks Pictures

Плоское пространство визуально создает образ спокойствия и устойчивости и подходит для экспозиции фильма. По мере развития истории можно добавлять в плоское пространство диагональные линии, создающие напряжение.
 

6Ограниченное пространство


Ограниченное пространство сочетает в себе характеристики глубинного и плоского пространства. Ограниченное пространство обычно делит экран на две или три части и сочетает в себе одновременно характеристики глубинного и плоского. Оно позволяет передать ощущение двойственности в сцене — что не все так, как кажется.
Кадр из фильма «Меланхолия» (2011) / Фото: Zentopa

Кадр из фильма «Меланхолия» (2011) / Фото: Zentopa

Кадр из фильма «Мечтатели» (2003) / Фото: Fox Searchlight Pictures

Кадр из фильма «Мечтатели» (2003) / Фото: Fox Searchlight Pictures

Кадр из фильма «Головокружение» (1958) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма «Головокружение» (1958) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма «Крестный отец» (1972) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма «Крестный отец» (1972) / Фото: Paramount Pictures

7Неопределенное пространство


Иногда пространство может сочетать в себе сразу несколько характеристик. Такой вид пространства называется неопределенным. Оно подходит для создания необычной атмосферы. Если стоит задача показать другой, полный загадок мир. Неопределенное пространство также подходит для того, чтобы смутить и запутать зрителя, или сломать шаблоны его восприятия кино.
Кадр из фильма «Дни жатвы» (1972) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма «Дни жатвы» (1972) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма «Фонтан» (2006) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Фонтан» (2006) / Фото: Warner Bros.

Как выбрать вид пространства


Выбор пространства помогает визуально выразить режиссерскую идею. Основное пространство фильма следует задать в экспозиции. Экспозиция в сценарии задает героев, отношения между ними, место и время действия. Визуальная экспозиция определяет, какие основные визуальные компоненты будут использоваться для поддержания сюжета.

Для экспозиции часто используют плоское пространство. Любой визуальный компонент должен поддерживать историю — визуально выражать личность героя, место дей­ствия, основной конфликт. Визуальная структура, созданная с использованием визуальных компонентов, должна идти параллельно с основным сюжетом.
 

Обложка: кадр из фильма «Отель „Гранд Будапешт“»(2014) / Fox Searchlight Pictures

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

15 фильмов 72-го Каннского кинофестиваля: Тарантино, Джармуш, Рефн и Балагов

С 14 по 25 мая на Лазурном берегу вновь проходит Каннский кинофестиваль. Мы выделили полтора десятка самых любоптных и многообещающих новинок мирового авторского кино

  • 13 мая
  • 2507
Практика

Чем занимается режиссер

Почему чем меньше видно режиссера, тем лучше? Зачем постановщику лезть во все этапы кинопроизводства? Что такое творческий замысел и сколько нужно потратить времени и сил для его воплощения? И зачем тут сравнение с дирижером оркестра?

  • 14 мая
  • 2243
Практика

Можно ли использовать простыни как низкобюджетные рассеиватели?

Если ваш бюджет на нуле, а вам нужен рассеянный свет, простыни могут казаться привлекательной альтернативой. Но так ли все просто, рассказывает оператор Льюис Макгрегор

  • 12 мая
  • 1747
Практика

Сложности режиссерской работы: как эффективно общаться с актерами

Независимый режиссер Джон Френсис МакКалла обсуждает техники, позволяющие актерам выкладываться на полную

  • 17 мая
  • 1671
Практика

Как это снято: «Апокалипсис сегодня»

40 лет назад на Каннском кинофестивале одержала победу психоделическая антивоенная эпопея Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня». Лента вошла в историю кино как благодаря безусловным художественным достоинствам, таки и благодаря дикой истории создания. Подробнее обо всем — в нашей статье

  • 20 мая
  • 1673
Практика

Как снять кино на смартфон: первые шаги

Можно ли использовать вместо штатива коробку из IKEA, какие приложения выбрать для съемки и монтажа мобильного видео, как быстрее всего попасть на фестивали, и многое другое, что мы узнали на мастер-классе оператора и режиссера Артура Михеева

  • 11 мая
  • 1604
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее