Главная / Практика / Традиции Африки, мода и технологии в костюмах фильма «Черная пантера»

Традиции Африки, мода и технологии в костюмах фильма «Черная пантера»

Чего греха таить, «Оскар» не всегда дают самым достойным. Все знают, что на решение академиков влияет политика и экономика США , субъективные предпочтения некоторых влиятельных лиц и многое другое, к самому кинематографу не имеющее никакого отношения. Можно подумать, что и в этот раз «Оскар» за лучший дизайн костюмов дали афроамериканке Рут Э. Картер только из-за желания избежать обвинений в расизме.

Не исключено, что цвет кожи дизайнера и персонажей фильма-комикса «Черная пантера» тоже сыграли свою роль в распределении голосов академиков, но я считаю, что дизайн костюмов к фильму «Черная пантера» — это действительно сильная и с художественной точки зрения интересная работа, заслуживающая высокой награды.

Обращение к африканской культуре

Много ли вы знаете современных картин, в которых бы переосмыслялся национальный костюм? Канули в лету отечественные киносказки с Василисами Прекрасными, Варварами и удалыми Иван-царевичами. Уже стали классикой кинополотна японца Акиры Куросавы «Сны» и «Ран», в которых можно было бесконечно любоваться на роскошные кимоно. Войны, революции, интернет, авиаперелеты и глянцевые журналы стерли нашу этническую уникальность в одежде — теперь все мы одеваемся в одних и тех же сетевых магазинах, стрижемся и бреемся по единой моде и если и видим народный костюм, то в музее.

Художник по костюмам Рут Э. Картер воспользовалась уникальной возможностью создать одежду для первого черного кинокомикса, и решила продемонстрировать зрителям всю красоту и разнообразие африканского традиционного костюма.

 

Действие фильма «Черная пантера» происходит в вымышленном государстве Ваканда, которое для всего мира выглядит так же, как и остальные небогатые африканские страны. От посторонних глаз скрыто то, что на самом деле это — высокотехнологичное королевство со своим воздушным флотом, небоскребами и научными институтами. Поэтому Картер решила не только показать традиционный костюм разных африканских народов, но и соединить его с новейшими технологиями и модой. «Мы хотели создать африканский футуристический стиль», — сказала она.

Во время подготовки Картер отправила своих ассистентов на поиски настоящих артефактов, текстиля, ювелирных изделий в Гану и Южную Африку, чтобы потом использовать эти предметы в качестве прототипов. Она работала с пятью иллюстраторами, 14 закройщиками, формовщиками, красильщиками ткани, ювелирами и другими специалистами. «Это была целая армия, которой еще нужно было уметь управлять», — вспоминает она.

Режиссер, художник-постановщик и художник по костюмам серьезно подошли к созданию убедительной и уникальной культуры для каждого из племен Ваканды. Были разработаны своя цветовая палитра и стиль, заимствованные у конкретной африканской народности.
Так, королевская семья была решена в черном цвете.

Пограничное племя — в синем, поскольку это национальный цвет африканского высокогорного королевства Лесото, которое послужило источником вдохновения для создания внешнего вида племени.

 

Цвет речного племени — зеленый, его стиль был заимствован у племен Сурма и Мурси (народы, живущие на реке Нил в Эфиопии). Отличительная черта этих африканских племен — керамическая пластина, вживляемая в нижнюю губу, что мы и видим у одного из персонажей фильма.

 

Горное племя — это оммаж племенам Химба и Масаи. Их цвета — красный и оранжевый.

Туареги из Сахары повлияли на стиль купеческого племени, в их одежде использовались все оттенки фиолетового.
Внешний вид племени Джабари создавался под впечатлением от племен Бари, Игбо и Догонов из Западной Африки (шаманские племена). Они носят мех и дерево в честь священного животного гориллы.

 

Знатоки этнического костюма, безусловно, заметили стилизацию под бисерный корсет народа Динка, одного из крупнейших племен в Южном Судане, в церемониальном костюме сестры главного героя, Шури.

И это еще не все. Во многих костюмах персонажей Ваканды заложена собственная символика. «Во время моих последних поездок в Африку, я обратила внимание на то, как люди гордятся своей национальностью, своим наследием, — говорит Рут Э. Картер. — Они продолжают бороться за сохранение языка и самобытности. Поэтому для персонажей нашего фильма я также разработала свои символы и адинкры (адинкра — набор пиктографических символов, где каждый символ представляет собой понятие или афоризм, — прим. автора).

Так, принт костюма Черной пантеры состоит из треугольников Окаванго — дизайн был вдохновлен дельтой реки Окаванго, находящейся на севере Ботсваны. Это его собственная сакральная геометрия, которой мне хотелось подчеркнуть, что он не только супергерой, но и африканский король. Когда он появляется в тронном зале, то на его одежде вы можете увидеть адинкры. Есть они и на блузке Шури при ее первом появлении».

Также адинкры украшают одеяла воинов, сделанные по образцу одеял Басуто (народа, живущего в королевстве Лесото, Южная Африка), которые там носят как пальто. Но в кино предполагается, что эти одеяла сделаны с применением вымышленного металла вибраниума, поэтому воины ими защищаются как щитами.

 

Новые технологии в создании костюмов

Ваканда — одна из самых технологически продвинутых стран, и Картер хотела это подчеркнуть в костюме. Она сделала это изящно и эффектно, напечатав на 3D-принтере два головных убора и мантию королевы Рамонды. «Она — царственное воплощение красоты, технологии и моды. Источником вдохновения для меня была Винни Мандела. Однажды она приехала в Южную Африку, одетая в традиционный женский церемониальный костюм Зулу и головной убор, который восхитил меня своей красотой. Вот мы с режиссером и решили, что наша Рамонда будет тоже из племени Зулу, в котором замужние женщины носят эти высокие плетеные шляпы. Только нашу королеву украшает головной убор и мантия, распечатанные на принтере 3D в Швейцарии».

Стиль женщин-воинов Дора Миладже

Отдельно хочется рассказать про Дора Миладже, женское спецподразделение, охраняющее короля Ваканды. Режиссер попросил художника не обнажать этих воительниц, чтобы зритель не воспринимал их в качестве сексуальных объектов. Поэтому они носят кожаные брюки и удобные сапоги без каблуков. Их кольца на руках и шее — это не только эффектная дань уважения женщинам ндебеле (народ группы нгуни, проживающий в Южной Африке — прим. автора), но и защита в бою.

Интересно, что ндебеле носят эти кольца в знак супружеской верности. И в фильме поначалу они были задуманы как дань комиксам, в которых Дора Миладже должны были также служить королю церемониальными женами. Картер попросила своих помощников привезти ей из Африки подлинные кольца ндебеле. Но они оказались слишком тяжелыми, в них невозможно было работать актрисам, поэтому для фильма сделали их копии из резины и покрасили под металл.

 

Красный цвет одежды и отделка бисером Дора Миладже были позаимствованы у женщин племен Масаи из Кении. В комиксах Дора Миладже состоит из бойцов-женщин, набранных из каждого племени Ваканды. Поэтому и в фильме, несмотря на то, что все они выглядят одинаково, словно одетые в униформу, на их кожаных передниках, расшитых бисером, есть свой символ, объясняющий происхождение каждой воительницы.

Привлечение в фильм модных дизайнеров

Некоторые сцены фильма происходят и вне Ваканды — в Америке и Корее — поэтому перед художником стояла задача одеть актеров для этих сцен в современные стильные костюмы. Вызывает восхищение то, что и тут Картер нашла интересных дизайнеров, использующих в своей работе африканские традиции.

 

Так, нигерийский модельер Икире Джоунс (Ikiré Jones) предоставил для главного героя костюм и платок из своей последней коллекции для съемки сцен в ООН. Британский модельер африканского происхождения (и первый чернокожий портной, открывший свое ателье на престижной улице Сэвил-роу в Лондоне) Освальд Боатенг также одолжил для съемок один из костюмов своей яркой коллекции, которая отражает его узнаваемый личный стиль.

 

Женские платья для сцен в казино отличает элегантный шик, хотя и тут в костюмах действует та же цветовая палитра, что была разработана для персонажей Ваканды.
Зрители, хорошо знающие моду, наверняка заметили ткани и модели от креативных дизайнеров Иссэй Миякэ и Мицухиро Мацуда.

Всего для фильма было сделано более 700 различных костюмов, поэтому в рамках одной статьи довольно сложно рассказать обо всех находках и удачах Картер. Ее несомненная заслуга заключается в том, что она смогла переработать огромное количество этнического материала, и, не копируя, создать свои собственные стилизации, точно распределив их по группам персонажей.

Легко было потеряться во всех этих экзотических аксессуарах и многоцветии, но Рут блестяще справилась с задачей, при этом не выпячивая костюм на первый план, а растворив его в общем пространстве фильма. Потому «Оскар» — это награда, достойная ее труда, вкуса и таланта.

 

Еще по теме

19 фильмов 26-го «Кинотавра»: актуальный Довлатов, нецензурный Новый год, любовь и революция
Фильм открытия «Конец прекрасной эпохи» (Станислав Говорухин)   Нынешний «Кинотавр»,...
Надо видеть: любимые фильмы Джеймса Ганна
  01-02. «Ночь живых мертвецов» (Джордж А. Ромеро, 1968), «Пятница...
Как это снято: «Властелин колец: Братство кольца»
Работа над сценарием Впервые Питер Джексон прочитал трилогию Джона Толкина...
10 дисквалификаций «Оскара»: от Чаплина до Андреасяна
1«Цирк» (Чарли Чаплин, 1928) Дисквалификация: «Лучший фильм», «Лучший режиссер комедийного...
Второй режиссер: Кита Фрайхайт
Путь в профессию и качества второго режиссера Сейчас уже появились школы и курсы,...
Как визуально показать мысли на экране
Интерес к передаче на экране мыслей возник уже на заре...
Татарские фильмы
10 татарских фильмов для искушенных зрителей
Киноработы в этой подборке помогут зрителю узнать историю татарского народа,...