Слова

Как снимать спортивные мероприятия

Стань «охотником», cкоординируй свои действия с командой и не бойся отходить от первоначальной концепции: российские операторы-постановщики и режиссеры делятся секретами «спортивного» мастерства

Марина
Мельник

Оператор-постановщик и режиссер («За финишной чертой», «Мотокросс»)
Максим
Арбугаев

Режиссер («Бой», «Каюры»)
Игорь
Иванов

Оператор-постановщик (Sochi Enduro Camp 2.0)
Оскар
Турсунов

Оператор-постановщик (Чемпионат мира по хоккею-2018, Олимпийские игры: Лондон-2012 и Сочи-2014)
Петр
Стромин

Оператор-постановщик (Гоночная серия FIA WEC)
Мария
Евтеева

Режиссер («За финишной чертой», «Быть лучшим»)

Если взглянуть на фотографии Картье-Брессона, ключевое достоинство и ценность его снимков в «концентрации истории в одном мгновении». Это великое мастерство, к которому стоит стремиться. Я считаю, что развивать скорость спуска внутреннего затвора полезно всегда: включите для себя режим «здесь и сейчас». В этом смысле спортивная съемка очень напоминает охоту: выслеживаешь цель, и нажимаешь «rec».

Чемпион по биатлону Бьерндален тренируется каждый день с 6 утра и приходит первым. Он победитель, и все его движения легкие, отточенные. Поэтому нужно снимать его подобно льву, оббегающего свои владения, сильному и уверенному в себе. Другие спортсмены чувствуют его уверенность и реагируют соответствующе: видны осторожные взгляды, ускорения бега, сжатия челюстей.

На VI этапе Кубка мира по биатлону / Фото: Андрей Иванов/ТАСС
На VI этапе Кубка мира по биатлону / Фото: Андрей Иванов/ТАСС

В процессе спортивной съемки оператор практически становится сорежиссером: он обязан знать сверхзадачу каждого эпизода и подбирать к ним нужные краски. Ему надо быть максимально сосредоточенным, ведь никому не нужны шаблонные кадры, зрителю нужна жизнь.

Например, я снимаю мальчика, встающего на носочки, чтобы разглядеть спортивное действо: он выглядывает из-за спины, топчется и щелкает пальцами. Отец вспоминает о своем сыне и поднимает его выше. Мальчик счастлив, он кричит и заявляет о себе, направляя энергию на любимого спортсмена. А спортсмен слегка поворачивает голову, реагируя на крик, это дает ему сил, и он ускоряется, чувствуя, как мальчик болеет за него.

С приходом цифровых камер, появилось желание «поливать» (т.е., фиксировать все, что происходит без разбора). Но это происходит лишь от непонимания, что делать. Важно не столько смотреть, сколько видеть, а также придумывать, как визуально показать «желание победить», «страх падения» и прочее.
Наверх
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 
 
Обложка: на чемпионате мира по водным видам спорта. Фото: Артем Коротаев/ТАСС

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 546
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 428
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2148
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2081
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1082
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1387
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее