Слова

Как снимать спортивные мероприятия

Стань «охотником», cкоординируй свои действия с командой и не бойся отходить от первоначальной концепции: российские операторы-постановщики и режиссеры делятся секретами «спортивного» мастерства


Марина
Мельник

Максим
Арбугаев

Игорь
Иванов

Оскар
Турсунов

Петр
Стромин

Мария
Евтеева

Если взглянуть на фотографии Картье-Брессона, ключевое достоинство и ценность его снимков в «концентрации истории в одном мгновении». Это великое мастерство, к которому стоит стремиться. Я считаю, что развивать скорость спуска внутреннего затвора полезно всегда: включите для себя режим «здесь и сейчас». В этом смысле спортивная съемка очень напоминает охоту: выслеживаешь цель, и нажимаешь «rec».

Чемпион по биатлону Бьерндален тренируется каждый день с 6 утра и приходит первым. Он победитель, и все его движения легкие, отточенные. Поэтому нужно снимать его подобно льву, оббегающего свои владения, сильному и уверенному в себе. Другие спортсмены чувствуют его уверенность и реагируют соответствующе: видны осторожные взгляды, ускорения бега, сжатия челюстей.

На VI этапе Кубка мира по биатлону / Фото: Андрей Иванов/ТАСС
На VI этапе Кубка мира по биатлону / Фото: Андрей Иванов/ТАСС

В процессе спортивной съемки оператор практически становится сорежиссером: он обязан знать сверхзадачу каждого эпизода и подбирать к ним нужные краски. Ему надо быть максимально сосредоточенным, ведь никому не нужны шаблонные кадры, зрителю нужна жизнь.

Например, я снимаю мальчика, встающего на носочки, чтобы разглядеть спортивное действо: он выглядывает из-за спины, топчется и щелкает пальцами. Отец вспоминает о своем сыне и поднимает его выше. Мальчик счастлив, он кричит и заявляет о себе, направляя энергию на любимого спортсмена. А спортсмен слегка поворачивает голову, реагируя на крик, это дает ему сил, и он ускоряется, чувствуя, как мальчик болеет за него.

С приходом цифровых камер, появилось желание «поливать» (т.е., фиксировать все, что происходит без разбора). Но это происходит лишь от непонимания, что делать. Важно не столько смотреть, сколько видеть, а также придумывать, как визуально показать «желание победить», «страх падения» и прочее.
Наверх
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 
 
Обложка: на чемпионате мира по водным видам спорта. Фото: Артем Коротаев/ТАСС

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Девчата»

Рассказываем, как снимался один из самых популярных советских фильмов, не теряющий своего шарма до сих пор. Комедия Юрия Чулюкина «Девчата» могла стать одной из многих производственных мелодрам в стиле соцреализма, но превратилась в нечто большее

11 ноября 16361
Практика

Приемы: Правило 30 градусов

Разбираемся в базовом принципе съемки и монтажа, от соблюдения которого зависит логика повествования и гармоничность восприятия

5 ноября 4232
Слова

«В рынок контента вваливаются огромные деньги»: разговор о телевидении в 15 цитатах

На международном конгрессе НАТ Константин Эрнст, Вячеслав Муругов, Игорь Мишин, Алексей Земский и Александр Акопов поговорили об ошибках нашего ТВ, его будущем, о конкуренции и партнерстве. Собрали важные цитаты встречи

6 ноября 3019
Слова

Почему за веб-сериалами будущее?

Почему лучше снимать не выходя из своей квартиры, зачем цензурировать мат и как затащить в недорогой веб-сериал Сергея Безрукова: режиссеры, фестивальная отборщица и сценарный коуч об особенностях самого перспективного формата

1 ноября 1881
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее