Слова

Как снимать спортивные мероприятия

Стань «охотником», cкоординируй свои действия с командой и не бойся отходить от первоначальной концепции: российские операторы-постановщики и режиссеры делятся секретами «спортивного» мастерства

  • 22 февраля
  • 2390
Петр Скопин

Марина
Мельник

Оператор-постановщик и режиссер («За финишной чертой», «Мотокросс»)
Максим
Арбугаев

Режиссер («Бой», «Каюры»)
Игорь
Иванов

Оператор-постановщик (Sochi Enduro Camp 2.0)
Оскар
Турсунов

Оператор-постановщик (Чемпионат мира по хоккею-2018, Олимпийские игры: Лондон-2012 и Сочи-2014)
Петр
Стромин

Оператор-постановщик (Гоночная серия FIA WEC)
Мария
Евтеева

Режиссер («За финишной чертой», «Быть лучшим»)

Если взглянуть на фотографии Картье-Брессона, ключевое достоинство и ценность его снимков в «концентрации истории в одном мгновении». Это великое мастерство, к которому стоит стремиться. Я считаю, что развивать скорость спуска внутреннего затвора полезно всегда: включите для себя режим «здесь и сейчас». В этом смысле спортивная съемка очень напоминает охоту: выслеживаешь цель, и нажимаешь «rec».

Чемпион по биатлону Бьерндален тренируется каждый день с 6 утра и приходит первым. Он победитель, и все его движения легкие, отточенные. Поэтому нужно снимать его подобно льву, оббегающего свои владения, сильному и уверенному в себе. Другие спортсмены чувствуют его уверенность и реагируют соответствующе: видны осторожные взгляды, ускорения бега, сжатия челюстей.

На VI этапе Кубка мира по биатлону / Фото: Андрей Иванов/ТАСС
На VI этапе Кубка мира по биатлону / Фото: Андрей Иванов/ТАСС

В процессе спортивной съемки оператор практически становится сорежиссером: он обязан знать сверхзадачу каждого эпизода и подбирать к ним нужные краски. Ему надо быть максимально сосредоточенным, ведь никому не нужны шаблонные кадры, зрителю нужна жизнь.

Например, я снимаю мальчика, встающего на носочки, чтобы разглядеть спортивное действо: он выглядывает из-за спины, топчется и щелкает пальцами. Отец вспоминает о своем сыне и поднимает его выше. Мальчик счастлив, он кричит и заявляет о себе, направляя энергию на любимого спортсмена. А спортсмен слегка поворачивает голову, реагируя на крик, это дает ему сил, и он ускоряется, чувствуя, как мальчик болеет за него.

С приходом цифровых камер, появилось желание «поливать» (т.е., фиксировать все, что происходит без разбора). Но это происходит лишь от непонимания, что делать. Важно не столько смотреть, сколько видеть, а также придумывать, как визуально показать «желание победить», «страх падения» и прочее.
К списку спикеров
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 
 
Обложка: на чемпионате мира по водным видам спорта. Фото: Артем Коротаев/ТАСС

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 самых длинных художественных фильмов в истории кино

Продолжительность фильма в 1,5-2,5 часа давно считается стандартной, однако есть примеры гораздо более длинных картин. Вспоминаем фильмы-рекордсмены хронометража и разбираемся, зачем некоторым авторам нужны «дистанции» в 4, 10, а то и 13 часов   

  • 9 июля
  • 8790
Практика

Приемы: Эффект Кулешова

Как между двумя неравными по значению кадрами возникает новый смысл, что оказывает на зрителя наибольшее эмоциональное воздействие и почему монтаж важнее самой блистательной актерской игры — вспоминаем суть эффекта Кулешова

  • 8 июля
  • 4473
Практика

Приемы: Как создаются фильмы ужасов

Чувство страха — базовая эмоция человека. Если наш мозг не может определить явление как нормальное, мы испытываем страх. На страхе перед неизведанным основан жанр фильмов ужасов или хорроров. Разберем его особенности

  • 5 июля
  • 4140
Практика

Как это снято: «Антихрист»

Депрессия, слоу-моушн, членовредительство, муляжи, порно-дублеры и актерский экстрим — к 10-летию «Антихриста» Ларса фон Триера вспоминаем, как создавалась одна из самых жутких картин XXI века

  • 7 июля
  • 3812
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Люка Бессона

Пускай новые фильмы Люка Бессона не идут ни в какое сравнение с его классикой, вроде «Леона» или «Пятого элемента», зато список любимых картин режиссера действительно заслуживает внимания: от шедевров анимации и блокбастеров до европейского арт-хауса и американского социального кино

  • 13 июля
  • 2011
Практика

Как это снято: «С широко закрытыми глазами»

20 лет назад на экраны вышел последний и самый спорный фильм Стэнли Кубрика. Погружаемся в непростую историю создания картины и изучаем ее особенности: рекорд съемочного периода, сюр, гирлянды и «мертвая» технология рир-проекции

  • 16 июля
  • 1636
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее