Практика

10 режиссерских советов Алехандро Ходоровски

Воскреситель сюрреализма, проповедник психомагии и автор культовых картин «Крот» и «Святая гора» дает профессиональные советы в день своего 90-летия: как взрастить талант и расширить границы воображения, почему важно иметь единомышленников и в чем польза провалов

  • 18 февраля
  • 2207
Павел Орлов

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

1Создание фильма похоже на терапию


Я работаю со своими родственниками, потому что для меня это такая терапия (участие детей, жен и других родственников Ходоровски в его картинах — своего рода «фишка» режиссера, — прим. tvkinoradio.ru). Я изобрел так называемую психомагическую терапию и использую ее в своих фильмах. Съемки картины должны быть способом открыть границы нашего сознания.

Кадр из фильма «Дюна» Ходоровского» (2013) / Фото: Sony Pictures
Кадр из фильма «Дюна» Ходоровского» (2013) / Фото: Sony Pictures

Со своими родственниками, прежде всего, приятно работать, потому что это хорошо, когда с ними возникает взаимное сотрудничество. В моих фильмах много разных Ходоровски. В «Танце реальности» мой сын играет моего отца, то есть, получается, изображает своего деда. Это уже наш седьмой совместный с сыном фильм. Мы с ним работаем и в кино, и в театре. Наше сотрудничество началось еще на «Кроте». Тогда он был маленьким, а сейчас ему уже пятьдесят. В фильме он иначе показывает характер моего отца, который был человеком очень жестоким, он был монстром. Зато сейчас, благодаря сыну, он видится скорее комическим. Он становится более человечным. Так наша терапия вносит большие изменения в жизнь.

«Танец реальности» можно сравнить с психологическими узами, связавшими целую семью. Картина вызвала у меня немало слез. И я надеюсь, что эта психологическая работа поможет и вам, потому что просмотр кино — это не только развлечение и отдых. Это также и эксперимент.
 

2Создание фильма — это духовный опыт


Кадр из фильма «Крот» (1970) / Фото: ABKCO Films
Кадр из фильма «Крот» (1970) / Фото: ABKCO Films

У всех из нас есть свои ограничения. Наши семьи, наше общество, наши культурные традиции служат нам ограничениями. Но наша внутренняя духовная работа призвана отодвинуть эти ограничения, она позволяет нам понять больше, почувствовать больше, захотеть большего и больше сделать. Сегодня кино превратилось в индустрию и можно только удивляться, какой же удел внутри этой индустрии остался режиссеру.

Режиссер — это сердце кинопроизводства. Он поэт, он художник, он творец. Когда я снимаю фильм, я могу сказать, что его снимает что-то, что выше меня. Не я создаю его, я его получаю. То, что получено таким образом — сакрально. Это так, потому что мы пытаемся раскрыть себя через кино, а мои актеры идут не большее, чем любые другие актеры
 

3Создание фильма — это сакральный акт


Кино — это не религия. Но создание фильма вполне может быть мистической, сакральной деятельностью. Что для меня значит сакральная деятельность? Это означает полностью проживать себя, полностью быть собой, быть тем, кто ты есть.
 

4Работайте над фильмом постоянно


Кадр из фильма «Крот» (1970) / Фото: ABKCO Films
Кадр из фильма «Крот» (1970) / Фото: ABKCO Films

Нет никакой разницы между подготовкой и площадкой. Когда я работаю над фильмом, я полностью погружен в этот процесс, я полностью в кино. В каждый момент создания фильма, каждый день и каждый час я на сто процентов в кино.
 

5Талант не может быть вынужденным, но талант может быть взрощенным


Талант — это нечто внутреннее. Это что-то естественное, что или есть у тебя, или нет. Я сам — порождение своего воображения. Мне не требуется напрягать воображение для своего творчества. Когда я учился в университете, передо мной встал выбор между двумя путями: интеллект или воображение. Я выбрал воображение.

Мне не хотелось быть интеллектуалом. Я и так достаточно интеллектуален, знаете ли. Но мне пришлось приручить свой интеллект, чтобы дать волю своему воображению. И я до сих пор усердно работаю, чтобы еще больше раскрыть воображение.
 

6Определись со своими навыками


Режиссер Алехандро Ходоровски / Фото: Gorup de Besanez / Wikipedia
Режиссер Алехандро Ходоровски / Фото: Gorup de Besanez / Wikipedia

В один период своей жизни я хотел создавать представления мимов в Чили. Я работал с Марселем Марсо и мечтал быть лучше него. Сравнивал себя с ним и понимал, что не смогу превзойти его, потому что Марсо был настоящим гением в искусстве мимов. Стать лучше него было невозможно, он родился таким. И тогда я подумал: «Что я делаю рядом с Марсо? Раз я не могу быть лучшим мимом, чем он, значит, я буду лучше в другой области».

Я решил, что добавлю к его творчеству свои идеи, предложу концепцию метафизической пантомимы, и мы будем сотрудничать. Я стал писать для Марсо. Я придумал ему номера «В мастерской масок», «Клетка» и многие другие. Я писал для него пантомимы пять лет. А то, чему я научился у Марсо, потом применил в моем фильме «Святая кровь».
 

7Если упал — поднимайся


Кадр из фильма «Крот» (1970) / Фото: ABKCO Films
Кадр из фильма «Крот» (1970) / Фото: ABKCO Films

Благодаря опыту «Дюны» я понял, что такое переживать неудачу (Ходоровски готовил экранизацию романа Фрэнка Герберта более пяти лет при участии Орсона Уэллса и Сальвадора Дали, художников Мебиуса и Ханса Гигера, групп Pink Floyd и Magma, но картина так и не состоялась, — прим. tvkinoradio.ru). Я думаю, что провалов не существует. Провал говорит, что тебе нужно пойти другим путем. Вот и все. После «Дюны» я изменил свой путь. Я стал делать все то, что не мог позволить себе делать на «Дюне». Я научился начинать новую жизнь. Плохо падать и оставаться лежать. Если упал, нужно встать. Это важный навык.
 

8Работай с единомышленниками


Кадр из фильма «Дюна» Ходоровского» (2013) / Фото: Sony Pictures
Кадр из фильма «Дюна» Ходоровского» (2013) / Фото: Sony Pictures

Все мои картины созданы при участии воров, гангстеров и прочих сумасшедших людей. «Танец реальности» — первый случай, когда я делал кино с нормальными людьми, которые просто любят кино. Важно, что они любят кино, потому что я не могу работать с бизнесменами. Они извращают мою природу. Они думают только о деньгах, только о том, как что-то продать. А я не хочу размышлять, как какой-то капиталист, торгующий часами, кофе или виски. Нет, это совсем не по мне.

Я делаю свои фильмы не для того, чтобы заработать деньги, а для того, чтобы потратить деньги. Приступая к новой картине, я так и говорю своему продюсеру: «Я хочу потратить деньги». Но даже если мы вдруг заработаем денег, они все равно пойдут на следующую картину.
 

9Кино — это не про процесс, а про идеи


На съемках фильма «Бесконечная поэзия» (2016) / Фото: Le Pacte 
На съемках фильма «Бесконечная поэзия» (2016) / Фото: Le Pacte 

У художника, настоящего художника, нет никакого творческого процесса. Он творит как во сне. Ведь не существует процесса создания снов. Мы не делаем сны, мы просто их видим. Так же я не делаю идеи, идеи просто есть у меня. Они сами рождаются в моем сознании. А я лишь творю то, что чувствую. Но нет никакого процесса. Процесс — это область науки. А я не ученый.
 

10Не думайте о возрасте


Кадр из фильма «Дюна» Ходоровского» (2013) / Фото: Sony Pictures
Кадр из фильма «Дюна» Ходоровского» (2013) / Фото: Sony Pictures

Любой, кто считает, что когда-нибудь состарится и умрет, нездоров. Тарантино говорит, что перестанет снимать кино, когда постареет, потому что кино — для молодых. Чепуха. Я не верю в это. Я хочу прожить сто двадцать лет.

Источник: Filmmaker Magazine.
 

Обложка: на съемках фильма «Бесконечная поэзия» (2016) / Le Pacte 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

15 фильмов 72-го Каннского кинофестиваля: Тарантино, Джармуш, Рефн и Балагов

С 14 по 25 мая на Лазурном берегу вновь проходит Каннский кинофестиваль. Мы выделили полтора десятка самых любоптных и многообещающих новинок мирового авторского кино

  • 13 мая
  • 2730
Практика

Чем занимается режиссер

Почему чем меньше видно режиссера, тем лучше? Зачем постановщику лезть во все этапы кинопроизводства? Что такое творческий замысел и сколько нужно потратить времени и сил для его воплощения? И зачем тут сравнение с дирижером оркестра?

  • 14 мая
  • 2376
Практика

Как это снято: «Апокалипсис сегодня»

40 лет назад на Каннском кинофестивале одержала победу психоделическая антивоенная эпопея Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня». Лента вошла в историю кино как благодаря безусловным художественным достоинствам, таки и благодаря дикой истории создания. Подробнее обо всем — в нашей статье

  • 20 мая
  • 1911
Практика

Сложности режиссерской работы: как эффективно общаться с актерами

Независимый режиссер Джон Френсис МакКалла обсуждает техники, позволяющие актерам выкладываться на полную

  • 17 мая
  • 1874
Практика

Можно ли использовать простыни как низкобюджетные рассеиватели?

Если ваш бюджет на нуле, а вам нужен рассеянный свет, простыни могут казаться привлекательной альтернативой. Но так ли все просто, рассказывает оператор Льюис Макгрегор

  • 12 мая
  • 1823
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Джорджа Лукаса

Создатель «Звездных войн» и один из крупнейших мировых кинематографистов на днях отметил 75-летний юбилей, в честь чего предлагаем познакомиться с его списком must see картин

  • 19 мая
  • 1676
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее