Обзоры

«Лучший звук» и «Лучший звуковой монтаж»: в чем разница?

Уже скоро пройдет 91-ая церемония вручения премии «Оскар», но все ли знают, чем отличаются друг от друга звуковые номинации? Ответ на этот вопрос — в этой статье

  • 9 февраля
  • 3226
Павел Новиков

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

С «Оскаром» связано много прорывов, скандалов, смешных и драматичных моментов. На каждую из номинаций у любителей кино есть свои догадки и прогнозы, но две номинации всегда вызывают неопределенные чувства: «Лучший звук» и «Лучший звуковой монтаж».

В этих номинациях обычно представлены практически одни и те же работы, а сами номинации идут сразу друг за другом. Неподготовленному зрителю церемонии может показаться, что разницы в них никакой, однако она — колоссальная.
 
Фрагмент фильма «Дюнкерк» (2017), победителя 90-й церемонии премии «Оскар» в номинации «Лучший звук» и «Лучший монтаж звука»

Награду за лучший звуковой монтаж обычно вручают до номинации за «Лучший звук», и в этом есть определенный смысл. Дело в том, что текущее название этой номинации — уже третье. Сперва эта награда присваивалась за «лучшие звуковые эффекты» (Best Sound Effects), затем просто за «монтаж звуковых эффектов» (Sound Effects Editing) и уже потом, в 2000-ом году, Академия закрепила за этой номинацией название «Лучший звуковой монтаж». Все-таки прежние названия были намного понятнее, нежели текущее.
 

Лучший звуковой монтаж


«Лучший звуковой монтаж» по определению Американской академии кинематографических наук, вручающей «Оскар», представляет собой работу звукового департамента на всех стадиях до сведения. То есть сюда входит работа с «фоли», запись шумов на съемочной площадке, работа с ADR и так далее. Важно, что сюда также входит работа со звуковым дизайном. Все звуки, которые не существуют в природе, все звуки, придуманные саунд-дизайнерами также относятся именно к этой категории.
 
Уолтер Мёрч о звуковом монтаже

Иными словами, создание уникального звука светового меча в «Звездных войнах», относится именно к этой номинации, ровно так же, как и крики динозавров в «Парке Юрского периода». Ответственное лицо за монтаж звука — супервайзер (или супервайзеры), именно этот человек и поднимается на сцену, чтобы получить заветную награду. Вот какие требования на номинирование на эту награду предъявлены в опубликованных правилах «Оскара»:
 
 
Оскар Лого«Супервайзер должен быть основным творческим лицом, принимающим решения, и главным интерпретатором видения режиссера в команде монтажеров звука. Супервайзер должен одобрить звуковые эффекты и их конкретное размещение в фильме, координировать создание новых звуков и эффектов фоли, координировать редактирование диалогов и ADR. Супервайзер должен контролировать запись pre-dubs и присутствовать на финальном миксе. В случае, если вышеуказанные обязанности разделены, оба супервайзера должны придерживаться вышеуказанных критериев».



 
 
 

Лучший звук


Как только все звуки записаны, созданы и расставлены на свои места, начинается работа, за которую и присуждается премия за лучший звук. Важно отметить, что, хотя название и не менялось, перевод все равно не слишком корректен. Думаю, правильнее Best Sound Mixing было бы перевести как «Лучшее сведение звука», ведь под «лучшим звуком» вполне может подразумеваться и создание звуков с нуля. Однако это, как мы уже выяснили, относится именно к монтажу.
 
Уолтер Мёрч о сведении звука

Давайте теперь разбираться, что именно включает в себя «Лучшее сведение звука» (позвольте мне этот вольный перевод, дабы всем было понятнее). Сведением звука занимается Sound Mixer или (на русском) звукорежиссер фильма. Ему предстоит работать с уже готовым набором звуков, однако именно он решает, как подчеркнуть, выделить, сделать тише определенный звук или громче в драматичном моменте. Вот, как объяснил это Эрик Аадал, который знаменит своей работой в «Трансформерах», «Арго», «Тихом месте» и многих других фильмах:
 
 
«Один из способов это объяснить — представить команду по звуку в виде оркестра, где у вас будет композитор, сочиняющий симфонию, затем дирижер, говорящий: „Больше флейт в этом моменте“. В этом и заключается суть сведения — оно очень похоже на дирижирование.

Мы, монтажеры, по сути, больше композиторы с точки зрения монтажа звука. Звукорежиссеры (‘sound mixers’) — это дирижеры, ведь именно они находят идеальный баланс в повествовании. Их задача — найти баланс между музыкой, звуковым оформлением, диалогами, тем самым сплести все это вместе, как при работе с оркестром».
 
 

Надеюсь, теперь просмотр долгожданного «Оскара» оставит секреты и интриги именно в победителях номинаций, а не их названий.

91-я церемония вручения наград премии «Оскар» за заслуги в области кинематографа за 2018 год состоится 24 февраля 2019 года в театре «Долби» (25 февраля в 4:00 утра по московскому времени).
 

Номинанты на «звуковые» премии

 
 
«Лучший звук»:
 
  • «Черная пантера»
  • «Человек на Луне»
  • «Рома»
  • «Звезда родилась»

 
 
«Лучший монтаж звука»:
 
  • «Черная пантера»
  • «Богемская рапсодия»
  • «Тихое место»
  • «Рома»

 
 
 

Обложка: победители 90-й церемонии премии «Оскар» в номинации «Лучший звук» Марк Вайнгартен, Грегг Ландакер и Гэри Риццо

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Главные сериалы этого лета

Пока школьники и студенты готовятся к экзаменам различной степени сложности и важности, их родители, родственники и прочие лодыри могут расслабиться в обнимку с компьютером, телевизором и прочими гаджетами и провести время с любимыми телесериалами. А мы поможем им выбрать, что стоит смотреть летом 2019 года

  • 9 июня
  • 4079
Практика

Концепт, идея и платежеспособная аудитория: как сделать интерактивный веб-сериал

Основатели студии «Дикий Digital» Виктор и Виктория Кравченко на примере интерактивного проекта «Digital Доктор» рассказывают, как с нуля снять свой веб-сериал: нужно ли профессиональное кинообразование, реально ли привлечь звезд, какой понадобится бюджет и как вести продвижение

  • 5 июня
  • 2564
Обзоры

19 фильмов 30-го «Кинотавра»

С 9 по 16 июня в Сочи пройдет юбилейный «Кинотавр». Смотрим обзор всех фильмов главного национального кинофестиваля: новые работы Быкова и Германики, Тодоровского и Смирнова, лауреаты Канн и участники Берлинале, дебюты и эксперименты

  • 7 июня
  • 1929
Практика

Как убедить продюсера дать деньги на проект: 8 советов от профессионалов индустрии

Будьте оригинальными, но в тренде, досконально изучите того, к кому идете за деньгами, «питчите» в лифте и за бокалом вина: российские кинематографисты о том, как заинтересовать продюсера своей идеей, сценарием и проектом

  • 8 июня
  • 1644
Практика

Мастер: Брайан Де Пальма

Разгул секса и насилия, вуайеризм и субъективная камера, зональные линзы и сплит-скрин, цитаты Хичкока и Эйзенштейна — разбираем стиль Брайана Де Пальмы, мастера китчевого триллера и автора таких хитов, как «Кэрри», «Лицо со шрамом» и «Неприкасаемые»

  • 6 июня
  • 1194
Техника

Камеры Канн-2019: от ALEXA Mini до «Красногорска-3»

Смотрим, какими камерами снимались фильмы Каннского кинофестиваля этого года: господство ALEXA Mini, эксперименты с Sony, Canon и Panasonic, а также дань пленочной традиции

  • 13 июня
  • 1169
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее