Обзоры

«Лучший звук» и «Лучший звуковой монтаж»: в чем разница?

Уже скоро пройдет 91-ая церемония вручения премии «Оскар», но все ли знают, чем отличаются друг от друга звуковые номинации? Ответ на этот вопрос — в этой статье


Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

С «Оскаром» связано много прорывов, скандалов, смешных и драматичных моментов. На каждую из номинаций у любителей кино есть свои догадки и прогнозы, но две номинации всегда вызывают неопределенные чувства: «Лучший звук» и «Лучший звуковой монтаж».

В этих номинациях обычно представлены практически одни и те же работы, а сами номинации идут сразу друг за другом. Неподготовленному зрителю церемонии может показаться, что разницы в них никакой, однако она — колоссальная.
 
Фрагмент фильма «Дюнкерк» (2017), победителя 90-й церемонии премии «Оскар» в номинации «Лучший звук» и «Лучший монтаж звука»

Награду за лучший звуковой монтаж обычно вручают до номинации за «Лучший звук», и в этом есть определенный смысл. Дело в том, что текущее название этой номинации — уже третье. Сперва эта награда присваивалась за «лучшие звуковые эффекты» (Best Sound Effects), затем просто за «монтаж звуковых эффектов» (Sound Effects Editing) и уже потом, в 2000-ом году, Академия закрепила за этой номинацией название «Лучший звуковой монтаж». Все-таки прежние названия были намного понятнее, нежели текущее.
 

Лучший звуковой монтаж


«Лучший звуковой монтаж» по определению Американской академии кинематографических наук, вручающей «Оскар», представляет собой работу звукового департамента на всех стадиях до сведения. То есть сюда входит работа с «фоли», запись шумов на съемочной площадке, работа с ADR и так далее. Важно, что сюда также входит работа со звуковым дизайном. Все звуки, которые не существуют в природе, все звуки, придуманные саунд-дизайнерами также относятся именно к этой категории.
 
Уолтер Мёрч о звуковом монтаже

Иными словами, создание уникального звука светового меча в «Звездных войнах», относится именно к этой номинации, ровно так же, как и крики динозавров в «Парке Юрского периода». Ответственное лицо за монтаж звука — супервайзер (или супервайзеры), именно этот человек и поднимается на сцену, чтобы получить заветную награду. Вот какие требования на номинирование на эту награду предъявлены в опубликованных правилах «Оскара»:
 
 
Оскар Лого«Супервайзер должен быть основным творческим лицом, принимающим решения, и главным интерпретатором видения режиссера в команде монтажеров звука. Супервайзер должен одобрить звуковые эффекты и их конкретное размещение в фильме, координировать создание новых звуков и эффектов фоли, координировать редактирование диалогов и ADR. Супервайзер должен контролировать запись pre-dubs и присутствовать на финальном миксе. В случае, если вышеуказанные обязанности разделены, оба супервайзера должны придерживаться вышеуказанных критериев».



 
 
 

Лучший звук


Как только все звуки записаны, созданы и расставлены на свои места, начинается работа, за которую и присуждается премия за лучший звук. Важно отметить, что, хотя название и не менялось, перевод все равно не слишком корректен. Думаю, правильнее Best Sound Mixing было бы перевести как «Лучшее сведение звука», ведь под «лучшим звуком» вполне может подразумеваться и создание звуков с нуля. Однако это, как мы уже выяснили, относится именно к монтажу.
 
Уолтер Мёрч о сведении звука

Давайте теперь разбираться, что именно включает в себя «Лучшее сведение звука» (позвольте мне этот вольный перевод, дабы всем было понятнее). Сведением звука занимается Sound Mixer или (на русском) звукорежиссер фильма. Ему предстоит работать с уже готовым набором звуков, однако именно он решает, как подчеркнуть, выделить, сделать тише определенный звук или громче в драматичном моменте. Вот, как объяснил это Эрик Аадал, который знаменит своей работой в «Трансформерах», «Арго», «Тихом месте» и многих других фильмах:
 
 
«Один из способов это объяснить — представить команду по звуку в виде оркестра, где у вас будет композитор, сочиняющий симфонию, затем дирижер, говорящий: „Больше флейт в этом моменте“. В этом и заключается суть сведения — оно очень похоже на дирижирование.

Мы, монтажеры, по сути, больше композиторы с точки зрения монтажа звука. Звукорежиссеры (‘sound mixers’) — это дирижеры, ведь именно они находят идеальный баланс в повествовании. Их задача — найти баланс между музыкой, звуковым оформлением, диалогами, тем самым сплести все это вместе, как при работе с оркестром».
 
 

Надеюсь, теперь просмотр долгожданного «Оскара» оставит секреты и интриги именно в победителях номинаций, а не их названий.

91-я церемония вручения наград премии «Оскар» за заслуги в области кинематографа за 2018 год состоится 24 февраля 2019 года в театре «Долби» (25 февраля в 4:00 утра по московскому времени).
 

Номинанты на «звуковые» премии

 
 
«Лучший звук»:
 
  • «Черная пантера»
  • «Человек на Луне»
  • «Рома»
  • «Звезда родилась»

 
 
«Лучший монтаж звука»:
 
  • «Черная пантера»
  • «Богемская рапсодия»
  • «Тихое место»
  • «Рома»

 
 
 

Обложка: победители 90-й церемонии премии «Оскар» в номинации «Лучший звук» Марк Вайнгартен, Грегг Ландакер и Гэри Риццо

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Тест

Тест: знаете ли вы советское и российское телевидение?

В начале октября 1931 года на территории СССР начинаются регулярные передачи «движущихся изображений» (телевидения). Во что это вылилось, мы прекрасно знаем. Но насколько хорошо вы знаете историю отечественного ТВ?

2 октября 9786
Практика

Трансформация костюмов персонажей Disney: от анимации — к кино

Полнометражные диснеевские анимационные сказки решили переснять с настоящими актерами и перед художниками по костюмам встала задача: оставить культовые образы узнаваемыми, но сделать их интереснее для современного зрителя. Как им это удается — разбирается Ирина Жигмунд

13 октября 2632
Практика

Драконы, армия мертвых, битвы: как создавались визуальные эффекты седьмого сезона «Игры престолов»

С каждым сезоном «Игра престолов» наращивала количество VFX-шотов и к седьмому — их стало уже 2106. Разбираемся, как создателям сериала удалось совместить реальность и графику незаметно для зрителя

4 октября 2491
Слова

«Сериал “ТРИАДА” можно назвать вторым сезоном “Измен”, но в другом жанре»

Сценарист, креативный продюсер сериала «ТРИАДА» (ТНТ) Дарья Грацевич рассказала нам о том, кто несет ответственность за конечный результат в производстве сериалов, что такое «женское гетто» в российском юморе и как ее сценарии заманивают лучших российских актрис на проекты

3 октября 2194
Практика

Как это снято: «Калина красная»

На экраны вышла отреставрированная версия последней картины Василия Шукшина, а мы обращаемся к истории ее «самодеятельных» съемок, разбираемся в роковой драматургии и китчевом изобразительном решении, а также отвечаем, за что ленту называл своей любимой сам Райнер Вернер Фассбиндер

5 октября 1567
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее