
Слова
Сложности многокамерной съемки для оператора
Сложности многокамерной съемки для оператора
«Палочка-выручалочка» для батальных и спортивных фильмов, ограничение творческих возможностей и 57 камер на площадке «Дома 2»: российские операторы — о том, когда лучше применять многоканальную съемку в кино и на телевидении, а когда от нее лучше отказаться
- 8 февраля 2019
- 3599
- Петр Скопин

Игорь
Гринякин
(«Движение вверх», «Викинг»)
Гринякин
(«Движение вверх», «Викинг»)

Сева
Каптур
(«Хардкор», «Да и да», сериалы «Школа» и «Краткий курс счастливой жизни»)
Каптур
(«Хардкор», «Да и да», сериалы «Школа» и «Краткий курс счастливой жизни»)

Олег
Ефремов
(мини-сериал «Метод римской комнаты», документальный фильм «Пацанки 2. Жизнь после проекта»)
Ефремов
(мини-сериал «Метод римской комнаты», документальный фильм «Пацанки 2. Жизнь после проекта»)

Евгений
Коропцов
(cериалы «Дети», «Ворона» и «Взрыв»)
Коропцов
(cериалы «Дети», «Ворона» и «Взрыв»)

Женя
Камай
(cериал «Алиби на двоих», реалити-шоу «Дом 2»)
Камай
(cериал «Алиби на двоих», реалити-шоу «Дом 2»)

Дмитрий
Савинов
(«Птица», сериалы «Балабол-2» и «Жизнь после жизни»)
Савинов
(«Птица», сериалы «Балабол-2» и «Жизнь после жизни»)

Александр
Тананов
(«Холодно», «Гуляй-Вася» и «Все и сразу»)
Тананов
(«Холодно», «Гуляй-Вася» и «Все и сразу»)

Игорь
Гринякин
(«Движение вверх», «Викинг»)
Гринякин
(«Движение вверх», «Викинг»)
С точки зрения оператора многокамерная съемка существенно ограничивает творческие возможности. Например, нельзя использовать контровой свет. Моделирующий свет — тоже сложно. Этот тип съемки всегда заставляет оператора использовать компромиссное освещение. И чтобы сохранить характер света, зачастую нужно многое придумывать.
Лучше обходиться без многокамерной съемки, когда это возможно. Но иногда этого сделать не выходит. Расскажу вам, почему мы использовали ее на проектах «Викинг» и «Движение вверх».

На съемках фильма «Движение вверх» (2017) / Фото: «Централ Партнершип»
На «Викинге» у нас в кадре было множество действующих лиц и при этом довольно мало времени. Большая массовка, сложные исторические костюмы, три часа на грим и три часа, чтобы его снять. В этих условиях мы применили многокамерную съемку, чтобы успеть запечатлеть всех героев.
«Движение вверх» — это спортивная драма, и там была другая проблема. Мы снимали спортивные элементы, многие из которых происходят лишь однажды, их невозможно было повторить. На съемочной площадке пять игроков-баскетболистов с одной стороны и пять с другой, в кадре еще две тренерские скамейки и зрители. Чтобы объединить всех в одно эмоциональное действие и показать, как герои мгновенно реагируют на одни и те же неповторимые обстоятельства, мы и вынуждены были использовать многокамерную съемку.
Лучше обходиться без многокамерной съемки, когда это возможно. Но иногда этого сделать не выходит. Расскажу вам, почему мы использовали ее на проектах «Викинг» и «Движение вверх».

На съемках фильма «Движение вверх» (2017) / Фото: «Централ Партнершип»
На «Викинге» у нас в кадре было множество действующих лиц и при этом довольно мало времени. Большая массовка, сложные исторические костюмы, три часа на грим и три часа, чтобы его снять. В этих условиях мы применили многокамерную съемку, чтобы успеть запечатлеть всех героев.
«Движение вверх» — это спортивная драма, и там была другая проблема. Мы снимали спортивные элементы, многие из которых происходят лишь однажды, их невозможно было повторить. На съемочной площадке пять игроков-баскетболистов с одной стороны и пять с другой, в кадре еще две тренерские скамейки и зрители. Чтобы объединить всех в одно эмоциональное действие и показать, как герои мгновенно реагируют на одни и те же неповторимые обстоятельства, мы и вынуждены были использовать многокамерную съемку.

Сева
Каптур
(«Хардкор», «Да и да», сериалы «Школа» и «Краткий курс счастливой жизни»)
Каптур
(«Хардкор», «Да и да», сериалы «Школа» и «Краткий курс счастливой жизни»)
Сложнее всего ответить, зачем вообще снимать на две и более камер. Нужно ли это, чтобы работать быстрее или для особого ритма монтажа? На мой взгляд, многокамерную съемку стоит использовать при съемке сложных трюков, где может быть только один дубль. Чаще всего при таких съемках имеется раскадровка и готовый монтаж.
Кроме того, если мизансцена очень широкая и в сцене много перемещений, именно съемка на несколько камер может обеспечить актеру свободу сыграть сцену так, как ему хочется.
Обычно двумя камерами снимают в одном направлении: одна камера — общее, другая — крупнее. При такой съемке важно помнить правило тридцати градусов. То есть, угол между оптическими осями камер, снимающими один объект, должен быть тридцать градусов для того, чтобы кадры с этих камер лучше монтировались между собой.
Считается, что невозможно хорошо поставить свет сразу в двух направлениях. Я с этим не согласен: при определенной стилистике это выполнимо. Но если сцена снимается «в крест» (т.е. сразу в двух направлениях), нельзя ставить контровой свет: он помешает свету на втором персонаже. Правда, контровой свет — это не всегда обязательный элемент освещения, от него можно и отказаться.
Нельзя забывать и про звук. В связи с тем, что он записывается не только на «петлю», но и на бум, общий и крупный планы лучше не снимать одновременно. В противном случае бум-оператор не сможет подлезть к актерам с пушкой, не попав при этом на общий план.
Кроме того, если мизансцена очень широкая и в сцене много перемещений, именно съемка на несколько камер может обеспечить актеру свободу сыграть сцену так, как ему хочется.
Обычно двумя камерами снимают в одном направлении: одна камера — общее, другая — крупнее. При такой съемке важно помнить правило тридцати градусов. То есть, угол между оптическими осями камер, снимающими один объект, должен быть тридцать градусов для того, чтобы кадры с этих камер лучше монтировались между собой.
Считается, что невозможно хорошо поставить свет сразу в двух направлениях. Я с этим не согласен: при определенной стилистике это выполнимо. Но если сцена снимается «в крест» (т.е. сразу в двух направлениях), нельзя ставить контровой свет: он помешает свету на втором персонаже. Правда, контровой свет — это не всегда обязательный элемент освещения, от него можно и отказаться.
Нельзя забывать и про звук. В связи с тем, что он записывается не только на «петлю», но и на бум, общий и крупный планы лучше не снимать одновременно. В противном случае бум-оператор не сможет подлезть к актерам с пушкой, не попав при этом на общий план.

Олег
Ефремов
(мини-сериал «Метод римской комнаты», документальный фильм «Пацанки 2. Жизнь после проекта»)
Ефремов
(мини-сериал «Метод римской комнаты», документальный фильм «Пацанки 2. Жизнь после проекта»)
Благодаря многокамерной съемке на телевидении достигается эффект мгновенного присутствия. Режиссер управляет зрительским восприятием, расставляя акценты в нужных местах и фокусируя внимание при помощи монтажа. Задача операторской группы — помочь режиссеру все рассмотреть, понять географию сцены, увидеть мельчайшие детали происходящего. Поэтому расстановка камер идет не спонтанно и не подстраивается под вынужденные обстоятельства.
Нужно, чтобы со всех точек поступало качественное изображение, поэтому при многокамерной съемке световые решения ограничены. Ставить светотеневые схемы в портретах часто не получается, особенно если участники передвигаются по студии. Это обусловлено и спецификой телевидения: поскольку в кадре есть артисты и звезды шоу-бизнеса, нужен ровный и мягкий свет.
Подготовка к съемкам должна быть тщательной: поправки по свету во время записи почти невозможны. Часто с осветительного пульта прописывают сразу несколько готовых программ. Часть из них работает для разных схем расстановки камер и может варьироваться в зависимости от рубрики. Другие берутся для начала и конца передачи (динамический свет). Ведущий программы при этом всегда знает, на какие камеры и в какой последовательности он должен работать.
Нельзя упускать и важный момент сведения камер друг с другом. Уровень черного и контрастность, цветопередача и детализация со всех камер должны выглядеть максимально похоже, чтобы зритель (пусть даже бессознательно) не чувствовал, что изображение при прямых склейках несовместимо друг с другом. В студии используются камеры одной фирмы, сошедшие с конвейера, чаще всего, в одно время — у всех них один возраст и срок службы. Если эти условия соблюдать, разница в изображении минимальна.
В программе «Критик» у меня как у оператора-постановщика было семь камер. В кадре только ведущий и гость, но плановое разнообразие не дает зрителю скучать / Фото: предоставлено Олегом Ефремовым
Схожи принципы многокамерной работы и на выездных съемках. Условия освещения тоже затрудняли работу: их сложно контролировать из-за местных источников света в кадре, например, окон. Никто также не застрахован от перепадов по свету и изменения цветовой температуры в течение дня. Флаги или фильтры помогут убрать лишний свет на одном из планов, но могут появиться в кадре другой камеры. Осветительные приборы на штативах вносят ряд дополнительных ограничений: не всегда получается поставить их на нужную точку, не попав ими в другой план.
В «Семейном альбоме» я использовал шесть камер. Камеры Canon C100 очень схожи друг с другом, поэтому корректировки по цвету и балансу были минимальными. Но в связи с тем, что съемки происходили в настоящей квартире, возможностей разместить свет было сильно меньше, нежели в декорациях / Фото: предоставлено Олегом Ефремовым
В условиях выездного реалити-шоу к этим сложностям добавляются незапланированные сцены. На «Невесте для M-Band» их приходилось готовить быстро, сохраняя при этом их качество. Что-то, конечно, удается предугадать, но, как минимум, реалити-шоу — это сложные условия для оператора, пытающегося сохранить красивое изображение при быстрой многомерной съемке.
Нужно, чтобы со всех точек поступало качественное изображение, поэтому при многокамерной съемке световые решения ограничены. Ставить светотеневые схемы в портретах часто не получается, особенно если участники передвигаются по студии. Это обусловлено и спецификой телевидения: поскольку в кадре есть артисты и звезды шоу-бизнеса, нужен ровный и мягкий свет.
Подготовка к съемкам должна быть тщательной: поправки по свету во время записи почти невозможны. Часто с осветительного пульта прописывают сразу несколько готовых программ. Часть из них работает для разных схем расстановки камер и может варьироваться в зависимости от рубрики. Другие берутся для начала и конца передачи (динамический свет). Ведущий программы при этом всегда знает, на какие камеры и в какой последовательности он должен работать.
Нельзя упускать и важный момент сведения камер друг с другом. Уровень черного и контрастность, цветопередача и детализация со всех камер должны выглядеть максимально похоже, чтобы зритель (пусть даже бессознательно) не чувствовал, что изображение при прямых склейках несовместимо друг с другом. В студии используются камеры одной фирмы, сошедшие с конвейера, чаще всего, в одно время — у всех них один возраст и срок службы. Если эти условия соблюдать, разница в изображении минимальна.

Схожи принципы многокамерной работы и на выездных съемках. Условия освещения тоже затрудняли работу: их сложно контролировать из-за местных источников света в кадре, например, окон. Никто также не застрахован от перепадов по свету и изменения цветовой температуры в течение дня. Флаги или фильтры помогут убрать лишний свет на одном из планов, но могут появиться в кадре другой камеры. Осветительные приборы на штативах вносят ряд дополнительных ограничений: не всегда получается поставить их на нужную точку, не попав ими в другой план.

В условиях выездного реалити-шоу к этим сложностям добавляются незапланированные сцены. На «Невесте для M-Band» их приходилось готовить быстро, сохраняя при этом их качество. Что-то, конечно, удается предугадать, но, как минимум, реалити-шоу — это сложные условия для оператора, пытающегося сохранить красивое изображение при быстрой многомерной съемке.

Евгений
Коропцов
(cериалы «Дети», «Ворона» и «Взрыв»)
Коропцов
(cериалы «Дети», «Ворона» и «Взрыв»)
Для меня многокамерная съемка — это «палочка-выручалочка» в массовых или трюковых сценах, когда кадры невозможно снять одной камерой за отведенное время: в таком случае все камеры должны работать в одном направлении, снимая разные крупности и ракурсы. Особенно спасала многокамерная съемка на сериале «Взрыв», где трюковые сцены включали разборки более 100 футбольных фанатов.
В остальном я стараюсь работать с одной камерой, чтобы избегать компромиссных решений при постановке света. К тому же, с подвижной основной камерой, будь то долли или стедикам, вторая зачастую снимает «фильм о фильме», нежели полезный материал.
Все многокамерные съемки нужно внимательно распланировать, чтобы от них было больше пользы, чем вреда. На одной из смен во «Взрыве» работали три камеры. Одна, стоящая на штативе, была на очень длинном фокусе, вторая — на стедикаме, а третья — на кране-телескопе. Сцена была многоплановой, и ее удалось развести так, что каждая камера в определенный момент отвечала за конкретную часть мизансцены.
В остальном я стараюсь работать с одной камерой, чтобы избегать компромиссных решений при постановке света. К тому же, с подвижной основной камерой, будь то долли или стедикам, вторая зачастую снимает «фильм о фильме», нежели полезный материал.
Все многокамерные съемки нужно внимательно распланировать, чтобы от них было больше пользы, чем вреда. На одной из смен во «Взрыве» работали три камеры. Одна, стоящая на штативе, была на очень длинном фокусе, вторая — на стедикаме, а третья — на кране-телескопе. Сцена была многоплановой, и ее удалось развести так, что каждая камера в определенный момент отвечала за конкретную часть мизансцены.

Женя
Камай
(cериал «Алиби на двоих», реалити-шоу «Дом 2»)
Камай
(cериал «Алиби на двоих», реалити-шоу «Дом 2»)
Для многокамерной съемки в основном используют ПТС (т.е. пультовую телевизионную систему). ПТС — это единый организм, состоящий из многоканального видеопульта, к которому подключены камеры, а их изображение выведено на контрольные мониторы.
На телевидении действие происходит в реальном времени. Поэтому режиссеру важно четко выстроить схему линейного монтажа, заранее обговорив с операторами крупности планов, методы съемки, скорость динамических планов и многое другое.
Сложности могут возникнуть с первых минут съемки. К примеру, приглашенные на ток-шоу герои могут выйти не из того угла, встать спиной к своей камере, вскочить «не по сценарию» и броситься в бой. Поэтому критически важно заранее просчитать ситуацию и понять: все ли зоны движения в декорации охвачены, правильно ли стоят камеры, нужные ли планы берутся?
Фото: Jakob Owens
Самое главное для оператора — это проверить все рычаги управления камерой через ПТС: плавность хода головы штатива, контрбаланс, панорамирование, стабилизацию изображения, ход трансфокатора, сохранение фокуса, а также удобство позиции и отсутствие возможных помех для работы. Перед съемкой камеры обычно сводят, то есть приводят к единому значению по балансу белого; в процессе съемки инженер управляет диафрагмой. Своеобразный оркестр, который не сможет выдать качественный материал без грамотного управления.
Из личного опыта, хочу поделиться постановкой многокамерной съемки на проекте «Дом-2». На одном из островов Сейшельского архипелага были построены декорации: бунгало, вилла и бассейны, в общем, целый городок, который необходимо было «снабдить» круглосуточной съемкой. Важно было обеспечить грамотную монтажную схему и всю сетку планов, включая суперкрупные. Для съемки использовались купольные камеры, которыми оператор управлял с пульта.
Операторский цех отвечал за мониторинг 57 (!) камер, выведенных на мониторы. В процессе съемки необходимо моментально реагировать на происходящее и работать в тесной связке с режиссером, «ловить» передвижения участников проекта по интерьеру и выходы в экстерьер, обеспечивать их плавные проводки по натуре.
На телевидении действие происходит в реальном времени. Поэтому режиссеру важно четко выстроить схему линейного монтажа, заранее обговорив с операторами крупности планов, методы съемки, скорость динамических планов и многое другое.
Сложности могут возникнуть с первых минут съемки. К примеру, приглашенные на ток-шоу герои могут выйти не из того угла, встать спиной к своей камере, вскочить «не по сценарию» и броситься в бой. Поэтому критически важно заранее просчитать ситуацию и понять: все ли зоны движения в декорации охвачены, правильно ли стоят камеры, нужные ли планы берутся?

Самое главное для оператора — это проверить все рычаги управления камерой через ПТС: плавность хода головы штатива, контрбаланс, панорамирование, стабилизацию изображения, ход трансфокатора, сохранение фокуса, а также удобство позиции и отсутствие возможных помех для работы. Перед съемкой камеры обычно сводят, то есть приводят к единому значению по балансу белого; в процессе съемки инженер управляет диафрагмой. Своеобразный оркестр, который не сможет выдать качественный материал без грамотного управления.
Из личного опыта, хочу поделиться постановкой многокамерной съемки на проекте «Дом-2». На одном из островов Сейшельского архипелага были построены декорации: бунгало, вилла и бассейны, в общем, целый городок, который необходимо было «снабдить» круглосуточной съемкой. Важно было обеспечить грамотную монтажную схему и всю сетку планов, включая суперкрупные. Для съемки использовались купольные камеры, которыми оператор управлял с пульта.
Операторский цех отвечал за мониторинг 57 (!) камер, выведенных на мониторы. В процессе съемки необходимо моментально реагировать на происходящее и работать в тесной связке с режиссером, «ловить» передвижения участников проекта по интерьеру и выходы в экстерьер, обеспечивать их плавные проводки по натуре.

Дмитрий
Савинов
(«Птица», сериалы «Балабол-2» и «Жизнь после жизни»)
Савинов
(«Птица», сериалы «Балабол-2» и «Жизнь после жизни»)
Я поклонник однокамерной съемки, но довольно часто вторая камера — большое подспорье. В первую очередь это касается экшен-сцен: всевозможные трюки, взрывы, драки и перестрелки.
Есть несколько вариантов применения второй (третьей, двадцатой) камеры во время съемок игровых эпизодов. Самый распространенный (и скучный) — это съемка двух крупностей в одном направлении. Здесь важна не столько экономия времени, сколько идеальная монтажность двух крупностей между собой по движениям артистов. С некоторыми актерами, постоянно импровизирующими, такой подход бывает невероятно продуктивным!
Второй вариант — это съемка «в крест», то есть в два противоположных направления. Здесь неизбежен некоторый компромисс в освещении сцены, и может быть нелегко спрятать оборудование в кадре. Зато артистам такая технология сможет помочь сыграть более естественно за счет взаимодействия в реальном времени.

Фото: Jakob Owens
Третий вариант, он же мой любимый — это когда одна камера снимает кадр в выбранном направлении, а дополнительные снимают радикально другие ракурсы той же сцены. Такой подход хорошо визуально разнообразит скучные разговорные эпизоды и дает большой простор в монтаже.
Какой бы подход вы ни выбрали, необходимо знать несколько важных вещей о многокамерной съемке.
Вместе с тем, вооружившись осознанным использованием нескольких камер, можно значительно повысить production value.
Есть несколько вариантов применения второй (третьей, двадцатой) камеры во время съемок игровых эпизодов. Самый распространенный (и скучный) — это съемка двух крупностей в одном направлении. Здесь важна не столько экономия времени, сколько идеальная монтажность двух крупностей между собой по движениям артистов. С некоторыми актерами, постоянно импровизирующими, такой подход бывает невероятно продуктивным!
Второй вариант — это съемка «в крест», то есть в два противоположных направления. Здесь неизбежен некоторый компромисс в освещении сцены, и может быть нелегко спрятать оборудование в кадре. Зато артистам такая технология сможет помочь сыграть более естественно за счет взаимодействия в реальном времени.

Фото: Jakob Owens
Третий вариант, он же мой любимый — это когда одна камера снимает кадр в выбранном направлении, а дополнительные снимают радикально другие ракурсы той же сцены. Такой подход хорошо визуально разнообразит скучные разговорные эпизоды и дает большой простор в монтаже.
Какой бы подход вы ни выбрали, необходимо знать несколько важных вещей о многокамерной съемке.
- Ускорение непосредственно во время съемки может быть сведено на нет долгой установкой камер и света, необходимостью дополнительного декорирования и прочими моментами, о которых часто задумываются слишком поздно;
- Многокамерная съемка — это весомый аргумент, чтобы оператор-постановщик находился около мониторов, а не за одной из камер. Только так вы будете иметь контроль над происходящим. Даже если у вас лучшие камерамены на Земле!
- В некоторых случаях придется заказывать дополнительную оптику, что также не способствует удешевлению процесса;
- Вторая камера «тащит» за собой увеличение объема «железа» и персонала на площадке, что в некоторых случаях становится критичным: люди буквально сидят друг у друга на головах.
Вместе с тем, вооружившись осознанным использованием нескольких камер, можно значительно повысить production value.

Александр
Тананов
(«Холодно», «Гуляй-Вася» и «Все и сразу»)
Тананов
(«Холодно», «Гуляй-Вася» и «Все и сразу»)
Главных проблем при многокамерной съемке, как правило, три. Первая — это как расположить камеры так, чтобы получить со всех них полезный и интересный материал. Вторая — как выстроить источники света, чтобы не потерять выразительности рисунка. Третья состоит в увеличении объема пространства, попадающего в объективы камер. Как следствие, сокращается пространство, необходимое для осветительных приборов и звукооператоров, а также прочего персонала и техники.
Чтобы камеры не мешали друг другу и не попадали в кадр, зачастую приходится использовать более длиннофокусную оптику. Пространство в кадре сжимается и изображение становится более плоским. Но ведь совершенно не обязательно, чтобы все камеры были задействованы и снимали полезный материал постоянно. Попробуйте расставить приоритеты: в какой момент сцены дополнительные камеры действительно будут полезны? Если вы с режиссером знаете, что будет происходить на монтаже, можете не бояться, что камеры иногда будут «видеть» друг друга.

Александр Тананов на многокаменой съемке / Фото: предоставлено Александром Танановым
Есть одно не всегда очевидное применение многокамерной съемки: это когда камеры снимают сцену не параллельно, а последовательно, как бы «передавая» повествование и актеров от камеры к камере. Такой подход позволяет артистам играть большими кусками, что зачастую более выгодно, особенно во время напряженных драматичных сцен для которых необходимо «набрать состояние».
Чтобы легче разместить дополнительные камеры в пространстве, используйте современные технологии радиосвязи, а именно управление фокусом и передачу сигнала на плейбэк. Последняя позволяет избавиться от лишних проводов, а отсутствие фокус-пуллера сократит пространство, необходимое для расположения камеры.
Чтобы свести к минимуму компромиссы, связанные с освещением кадра, старайтесь располагать камеры в одном направлении.
Еще один нюанс — запись «чистого звука». Ни один звукорежиссер не будет в восторге, если вы захотите снимать крупный и общий планы актеров одновременно.
Чтобы камеры не мешали друг другу и не попадали в кадр, зачастую приходится использовать более длиннофокусную оптику. Пространство в кадре сжимается и изображение становится более плоским. Но ведь совершенно не обязательно, чтобы все камеры были задействованы и снимали полезный материал постоянно. Попробуйте расставить приоритеты: в какой момент сцены дополнительные камеры действительно будут полезны? Если вы с режиссером знаете, что будет происходить на монтаже, можете не бояться, что камеры иногда будут «видеть» друг друга.

Александр Тананов на многокаменой съемке / Фото: предоставлено Александром Танановым
Есть одно не всегда очевидное применение многокамерной съемки: это когда камеры снимают сцену не параллельно, а последовательно, как бы «передавая» повествование и актеров от камеры к камере. Такой подход позволяет артистам играть большими кусками, что зачастую более выгодно, особенно во время напряженных драматичных сцен для которых необходимо «набрать состояние».
Чтобы легче разместить дополнительные камеры в пространстве, используйте современные технологии радиосвязи, а именно управление фокусом и передачу сигнала на плейбэк. Последняя позволяет избавиться от лишних проводов, а отсутствие фокус-пуллера сократит пространство, необходимое для расположения камеры.
Чтобы свести к минимуму компромиссы, связанные с освещением кадра, старайтесь располагать камеры в одном направлении.
Еще один нюанс — запись «чистого звука». Ни один звукорежиссер не будет в восторге, если вы захотите снимать крупный и общий планы актеров одновременно.
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
Обложка: Jakob Owens
Комментарии