Практика

Как работают второстепенные сюжетные линии

Раскрытие главной темы, дополнение образа персонажа, создание интриги и функции второстепенных персонажей — разбираемся в особенностях второстепенных сюжетов в кино


Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 
Любой фильм мы оцениваем в первую очередь за основную идею — насколько она увлекает и интересно ли подана. Главная линия — основа сюжета, но для большей яркости и многогранности на нее могут быть наложены дополнительные.

Второстепенные линии (сабплоты) — неотъемлемая часть любого сериала, где действие, несколько растянутое по времени, требует насыщенности и новых поворотов, поддерживающих интерес аудитории. Без второстепенных образов и историй здесь не обойтись. Главный герой неизменно оказывается вовлечен в общение с другими персонажами, которые создают конфликты и ускоряют их разрешение.

В кино же, где время в целом ограничено, ситуация должна развиваться более стремительно. На первый взгляд, второстепенные линии здесь могут только мешать, ведь они меньше влияют на ход действия, отвлекают зрителя от важных событий, вводят в сюжет лишних персонажей и в целом оказывают не такое значительное влияние на структуру произведения. Всегда ли так?

Кадр из фильма «Банды Нью-Йорка» (2002) / Фото: Miramax
Кадр из фильма «Банды Нью-Йорка» (2002) / Фото: Miramax

На какие драматургические принципы стоит опираться при создании второстепенных линий и для чего они могут быть введены в сюжет фильма?
 

Раскрытие главной темы/образа персонажа


Даже в самой простой истории появляются различные персонажи и возникают ситуации, которые при правильной подаче работают на раскрытие главной темы. Чаще всего они остаются немного в стороне, но запоминаются не хуже главной сюжетной интриги.

В зависимости от центральной темы второстепенные линии могут тесно перекликаться с ней по смыслу или уводить сюжет в другое направление. Это мини-истории внутри основной, у которых есть своя структура (в идеале такая же трехактная). Такие своеобразные ответвления, благодаря которым основной персонаж сталкивается с разными людьми и оказывается в новых ситуациях, способны сильно повлиять на раскрытие образа.

Кадр из фильма «Холодная гора» (2003) / Фото: Miramax
Кадр из фильма «Холодная гора» (2003) / Фото: Miramax

К примеру, «Холодная гора» (2003) Энтони Мингеллы. Основа — история любви. С нее все начинается и ей завершается. В середине сюжета — множество ситуаций, которые так или иначе связаны с любовной линией. Именно чувство к Аде Монро толкает Инмана на дезертирство и долгий путь домой, в котором опасность поджидает на каждом шагу. После расставания герои живут своей жизнью, повествование разделяется на две отдельные линии, но продолжает оставаться связанным общей идеей.

При этом образы Ады и Инмана по-новому раскрываются через встречи с другими людьми. В жизни Ады появляется бойкая Руби, которая помогает ей наладить быт и пережить тяготы войны. А Инман на пути домой встречает священника, подлого крестьянина, находит кров у старой отшельницы, которая заботится о нем во время болезни, прячется у одинокой молодой женщины с маленьким ребенком.

История делает круг: в финале он возвращается к своей любимой на Холодную гору, центральная тема получает разрешение. Но без второстепенных линий это было бы невозможно. В данном случае они составляют внутреннее наполнение всего фильма.
 
Сцена из фильма «Холодная гора» (2003)

Как правило, второстепенные линии лишь ненавязчиво влияют на развитие сюжета, не привлекая к себе много внимания. В центре «Одержимости» (2014) Дэмьена Шазелла — жертвы, на которые готов пойти главный герой ради искусства. Однако без второстепенной линии — ужина в кругу семьи, встреч с отцом, знакомства с девушкой — Эндрю вряд ли смог бы понять, что для него имеет первостепенное значение.

Можно жить спокойной жизнью как все или барабанить до седьмого пота в надежде получить похвалу сурового учителя Флетчера? Насколько важно для молодого музыканта доказать себе, что он талантлив? Сабплоты занимают совсем немного экранного времени, но они создают необходимый контраст между безумной одержимостью и размеренным течением жизни.
 
Сцена из фильма «Одержимость» (2014)

Ограниченность во времени влияет на продолжительность и разработанность второстепенных линий в кино. В фильмах, где хронология построена нелинейным образом с использованием флешбэков, флешфорвардов, каждую такую вставку можно рассматривать как небольшой сабплот, наполняющий образ главного героя и заявленную тему подробностями.

Например, экспозиция в «Бандах Нью-Йорка» (2002) Мартина Скорсезе — это сцена из прошлого, которая знакомит нас с основными персонажами и заявляет конфликт. Когда повзрослевший Амстердам Валлон возвращается в район Пяти улиц, его мотивы нам уже ясны благодаря этому короткому пояснению. Конечно, момент мог бы остаться за кадром и прозвучать в любом диалоге, но, показанный во флешбэке, он превращается в небольшое отступление, поясняющее основные события. Введение второстепенной линии доказывает, как важен драматургический закон: показывай, а не рассказывай.
 
Сцена из фильма «Банды Нью-Йорка» (2002)
 

Ускоритель для развития действия или передышка от основной интриги


Американский сценарист Блейк Снайдер в книге «Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства» рассказывает о важности второстепенной линии, которая, по его мнению, выступает одновременно в роли «ускорителя» сюжета и «передышки» от основной интриги. Он советует, что вводить сабплот сразу после первого акта.

Мы познакомились с главным героем, узнали о нем необходимое, наметили конфликт, а дальше хочется отвлечься и немного передохнуть. Такой ход идет в плюс истории сразу по нескольким пунктам: и переключает внимание зрителя, усыпляя его бдительность, и при этом незаметно направляет действие в нужном направлении.

В качестве примера он приводит такую стандартную историю, как «Блондинка в законе» (2001). Казалось бы, линейный сюжет без каких-либо неожиданных поворотов, развитие действия в котором легко предугадать. Но по мнению сценариста, именно использование второстепенной сюжетной линии (знакомство Эль с маникюршей Полет сразу после первого акта) делает его интереснее. Полет — персонаж-антипод, который ненавязчиво подталкивает девушку к осуществлению ее заветной мечты.
 
Сцена из фильма «Блондинка в законе» (2001)

Замедление и ускорение действия важны, прежде всего, как способы создания интриги. Так, в «Искуплении» (2007) Джо Райта внимание сосредоточено на паре Сесилия-Робби. Несмотря на то, что линия юной Брайони заявлена с самого начала, она вплоть до финала не кажется столь уж важной. Однако постепенно значение ее персонажа в фильме возрастает, и в финале оказывается, что главная роль у рассказчицы. Эта история — ее искупление, ведь она неосознанно вмешалась в жизни других людей, разрушив их счастье. Смещение фокуса внимания превращает ее в центральный персонаж и полностью меняет восприятие всего сюжета.
 
Сцена из фильма «Искупление» (2007)
 

Виды второстепенных персонажей


Как правило, за судьбу второстепенных персонажей мы не переживаем так сильно, их проработанность важна только в рамках общей идеи, при этом они запросто могут уйти со сцены и зрителю останется лишь гадать, что с ними стало.

Сценарный гуру Линда Сегер в книге «Как хороший сценарий сделать великим» разделяет второстепенных персонажей на подвиды в зависимости от функций, которые они выполняют в сюжете: поддерживающие, оттеняющие и тематические.

Первые — это ближайшее окружение героя, которое служит источником информации, вступает с ним в конфликт, мешает достижению целей или, напротив, подталкивает к их осуществлению. Поддерживающие персонажи — это доверенные лица, катализаторы для главного героя.

Кадр из фильма «Амели» (2001) / Фото: Miramax
Кадр из фильма «Амели» (2001) / Фото: Miramax

В истории Амели Пулен всех персонажей можно считать второстепенными по отношению к главной героине, но каждый из них играет определенную роль в ее жизни. Ее характер остался бы для зрителя загадкой без ярких образов стеснительной продавщицы сигарет, чудаковатого посетителя кафе с диктофоном, соседки, тоскующей о погибшем на войне муже, вредного хозяина бакалейной лавки и его приветливого помощника.

У одного персонажа здесь особенно важная роль: без истории с художником, который каждый год копирует «Завтрак гребцов» Огюста Ренуара, Амели не смогла бы понять, что влюблена и готова менять свою жизнь. Такой незначительный нюанс оказывается толчком к поворотному моменту фильма и как один штрих меняет вид всей картины.
 
Трейлер фильма «Амели» (2001)

Оттеняющие персонажи придают истории объем и сложность. Они не обязательно дополняют главного героя, но делают фильм неожиданным и интересным. Это может быть какой-то запоминающийся образ, контрастирующий с основным. К примеру, Йонду из «Стражей Галактики». Благодаря невероятному обаянию этого персонажа совсем не хочется рассматривать как второстепенного, хотя в сюжете ему отведена именно такая роль. Часто линии злодеев выступают в качестве второстепенных, зато сколько динамики они придают повествованию.
 
Сцена из фильма «Стражи Галактики» (2014)
https://www.youtube.com/watch?v=o3CIeNXyzPU

Последняя группа — персонажи, выражающие тему фильма. Устами таких героев может говорить автор, они привносят в сюжет необходимую философию, уравновешивают положительное и отрицательное. Их же легко принести в жертву, вызвав сочувствие зрителя. Яркие примеры — магистр Йода в «Звездных войнах», Гэндальф в «Властелине колец», Дамблдор в «Гарри Поттере».
 

Много второстепенных линий


Основная опасность дополнительных сюжетов — перебор в их количестве. Не стоит забывать, что сабплоты не должны нарушать повествование и перетягивать на себя слишком много внимания.

В некоторых случаях довольно сложно однозначно решить, какая из линий сюжета фильма главная. Скажем, в нелинейном повествовании со сложной драматургической конструкцией в «Часах» (2002) Стивена Долдри сразу не определишь, чья история ключевая — Вирджинии Вулф, домохозяйки Лоры Браун или редактора Клариссы Вон. Называть какую-то из них второстепенной, а какую-то главной — не совсем верный подход. Гораздо важнее, что три отдельных сюжета в итоге соединяются, благодаря общей идее. Получается, что каждую линию можно рассматривать как связующее звено и дополнение по отношению к другим.
 
Трейлер фильма «Часы» (2002)

Кроме того, второстепенные линии дают возможность разнообразить повествование, а зрителю — выбирать, чья история ему больше по душе. Джон Труби в книге «Анатомия истории: 22 шага к созданию успешного сценария» одной из причин популярности «Гордости и предубеждения» (на примере экранизации 1940 года) считает именно наличие пяти второстепенных линий, которые позволяют периодически перемещаться от одной героини к другой, проводить между ними параллели, выбирать, с кем себя ассоциировать. Такая тактика работает со многими фильмами, где есть две и более сюжетные линии. Одна из них остается главной, а остальные разнообразят палитру сюжета.
 
Трейлер фильма «Гордость и предубеждение» (1940)
 

Подведем итоги

 
  • Необходимо учитывать, что второстепенная линия в сюжете должна быть обоснована (смысловая связь с основной линией).
  • Второстепенные линии — это альтернативный путь раскрытия центральной темы. Они создают контраст с основным персонажем, вводят дополнительную точку зрения.
  • Сабплоты усложняют историю за счет новых персонажей.
  • Дают возможность наглядно показать изменения, происходящие с персонажем (на примере других), либо обратиться к его прошлому (будущему).
  • В основе они должны опираться на такую же трехактную структуру, как и центральная история. При этом второстепенные линии могут не иметь точного начала и оставаться незавершенными.
  • Важно помнить — отдельные линии могут отвлекать зрителя от основного конфликта, поэтому в фильмах идеальный сабплот должен быть максимально сжатым и информативным.
 

Обложка: кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод 3: Месть Ситхов» (2005) / Lucasfilm

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Влияние живописи на кинокостюм

Почему художники по костюмам обращаются к живописи? С какими проблемами они могут столкнуться, берясь за костюмный фильм или байопик? Разбираем на примере картин «Опасные связи», «Дракула Брэма Стокера», «Фрида» и других

13 августа 21689
Обзоры

От злодеев до героев и опять к злодеям: как менялся образ русских в мировом кинематографе

Образ русских в кино складывался годами. В одних фильмах наших соотечественников показывали достойно, подчеркивая многовековую культуру, а в других — мы были главными злодеями. Рассказываем о развитии этого образа в мировом кинематографе

23 августа 3346
Практика

Приемы: Фокусное расстояние

Крупные и общие планы, угол обзора, перспектива, глубина резкости, а также передача внутреннего состояния героя кадра. Разбираемся, на что влияет фокусное расстояние объектива

21 августа 2392
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее