Практика

Словарь: Анимация

Продолжая наш словарь, обращаемся к теме анимации. Ее виды, что такое концепт, лейаут и мультстанок, чем уникальны Старевич и Петров, Земекис и Линклейтер, «Масяня» и «Южный парк», и что можно посмотреть и почитать по теме

  • 25 декабря 2014
  • 5861
Павел Орлов



2D-анимация


[2D animation]

— форма компьютерной анимации, предполагающая плоское двумерное изображение объектов

3D-анимация


[3D animation]

— форма компьютерной анимации, предполагающая объемное трехмерное изображение объектов

Flash-анимация


[Flash animation]

— вид анимации, который создается на базе flash-программ (например, Adobe Flash) и применяется преимущественно в Сети; в основе лежит использование векторного морфинга, позволяющего для каждой сцены задавать лишь несколько ключевых кадров, что ускоряет производство; популярный пример flash-анимации – «Масяня»


   

LEGO-анимация/Брикфильм


[LEGO animation/Brickfilm]

— разновидность кукольной анимации, создаваемая с помощью конструктора LEGO; с 1970-х годов до недавнего времени существовала как форма любительского творчества; один из первых профессиональных брикфильмов – «Лего. Фильм», вышедший в 2014 году


Кадр из мультфильма «Лего. Фильм» (Фил Лорд и Кристофер Миллер, 2014)
 
Что посмотреть: сцены из «Сияния», «Криминального чтива», «Титаника» и других знаменитых фильмов, сделанные в формате LEGO-анимации
 
 

Motion capture/Захват движения


— технология, позволяющая создавать анимированного персонажа путем преобразования движений и мимики актера; маркерная система motion capture предполагает использование, помимо специальных камер, маркеров в виде датчиков или точек; также применяется безмаркерная система, основывающаяся на технологии распознавания образов


Кадр из мультфильма «Полярный экспресс» (Роберт Земекис, 2004)
 
Что почитать: как создавался «Полярный экспресс», один из первых мультфильмов, полностью снятых на основе motion capture
 
 

Анимация/Мультипликация


[Animation]

— разновидность кинематографа, в которой иллюзия непрерывного движения на экране создается с помощью последовательного чередования кадров с искусственно созданным изображением; термин «анимация» более распространен за рубежом, в России — «мультипликация».
 
Что посмотреть: «История анимации»  – документальный фильм канала «Культура»
 
Что посмотреть: «Фабрика чудес»  – российский документальный сериал об искусстве мультипликации
 
Что почитать: Сергей Капков – «Энциклопедия отечественной мультипликации»
 
Что почитать: «Киноведческие записки» №51, посвященный анимации 
 
Что почитать: Уолтер Фостер – «Основы анимации» 
 
 

Аниматик


[Animatic]

— анимированная упрощенная раскадровка, позволяющая получить представление о хронометраже, композиции сцен и визуальном решении готовящегося проекта
 

Аниматор/Мультипликатор


[Animator]

— художник анимационного/мультипликационного кино; по виду специализации выделяют художников-аниматоров, художников-постановщиков, художников по персонажам, художников-фазовщиков и т.д.
   

Аниме


[Anime]

— японская разновидность анимации, имеющая характерный стиль отрисовки и ориентированная прежде всего на взрослую аудиторию; вершиной искусства аниме принято считать творчество Хаяо Миядзаки и фильмы студии «Гибли»


Кадр из мультфильма «Мой сосед Тоторо» (Хаяо Миядзаки, 1988)
   

Бескамерная анимация


[Animation without camera/Drawn-on-film animation/Direct animation]

— вид анимации, создаваемый без использования камеры путем нанесения изображения непосредственно на пленку рисованием, гравировкой, царапанием и т.д.; крупнейшие мастера бескамерной анимации: Норман МакЛарен, Стэн Брэкидж, Кэролайн Лиф


Кадр из мультфильма "Между двумя сестрами" (Кэролайн Лиф, 1991)

Диснеевская анимация


[Disney animation]

— разновидность анимации, сформировавшаяся под руководством Уолта Диснея на его студии The Walt Disney Company и следующая так называемым 12 принципам анимации


Кадр из мультфильма "Фантазия" (1940)
   

Живопись по стеклу


[Paint-on-glass]

— анимация создается с помощью рисунков масляными красками на стеклянной поверхности; крупнейший мировой мастер живописи по стеклу – Александр Петров, четырежды номинировавшийся на «Оскар» и получивший его за мультфильм «Старик и море»


Кадр из мультфильма Старик и море (Александр Петров, 1998)

Заливка


[Flood fill]

— раскраска фаз в соответствии с предварительно заданной цветовой схемой; заливкой занимается художник-заливщик

Игольчатый экран


[Pinscreen]

— вид анимации, создаваемый с помощью вертикальной плоскости, через которую пропущены иглы (от нескольких тысяч до миллиона); меняя положение игл, можно получать визуальные образы; создатель игольчатого экрана – Александр Алексеев


Кадр из мультфильма "Ночь на Лысой горе" (Александр Алексеев, 1933)

Комбинированная анимация


[Live action and animation]

— совмещение в одном кадре реальных актеров, обстановки и мультипликации; известнейший пример – «Кто подставил Кролика Роджера?» Роберта Земекиса; в нашем кино – «Новый Гулливер» Александра Птушко


Кадр из фильма "Кто подставил кролика Роджера" (Роберт Земекис, 1988)
 

Компоновка


[Key frame]

— последовательность нескольких ключевых кадров с движением

Компьютерная анимация


[Computer animation/CGI animation]

— вид анимации, создаваемый с помощью компьютера и специального ПО; первыми мультфильмами, в которых была частично использована компьютерная анимация стали «Спасатели в Австралии» и «Красавица и Чудовище»; первый полнометражный мультфильм, целиком сделанный в компьютерной анимации, – «История игрушек» студии Pixar; с конца XX века компьютерная анимация стала основным видом анимации


   

Контуровка


[Outlining]

— прорисовка и художественная обработка контура объекта; специалист, занимающийся контуровкой – художник-контуровщик; в современном производстве осуществляется на этапе ФК – фазовка-контуровка

Концепт/Концепт-арт


[Concept]

— предварительные визуальные разработки, призванные отразить идею, замысел и стиль будущего проекта, в том числе персонажа, декораций и т.д.


Концепты диснеевских принцесс

Кукла


[Puppet/Doll]

— предмет, созданный в виде человека, животного и т.д., и используемый в качестве «актера»

Кукольная анимация


[Puppet animation]

— вид анимации, создаваемый с помощью кукол; один из первопроходец в области кукольной анимации – Владислав Старевич, главными действующими лицами у которого, как правило, были насекомые


Кадр из мультфильма "Месть кинематографического оператора" (Владислав Старевич, 1912)

Кукольник/Мастер по куклам


[Puppet-maker]

— специалист, занимающийся изготовлением куклы, в том числе их конструкцией, скульптурой, механикой, внешним видом и т.д.
 

Лейаут


[Layout]

— прорисованная и подробная раскадровка

Машинима


[Machinima]

— вид анимации, создаваемый в виртуальном пространстве на базе компьютерных игр; может использоваться для превизуализации

Морфинг


[Morphing]

— процесс плавного перехода одного изображения в другое через схожие опорные точки

Мультипликат


— ключевые компоновки

Мультипликационный персонаж/Мультперсонаж/Мультяшка/Мульт


[Animation character/Toon]

— персонаж мультфильма; как правило, наделен ярко выраженными, характерными чертами, внешними и внутренними; разработкой мультперсонажей занимается художник по персонажам

Мультсериал


[Animated series]

— анимационный телесериал; наиболее распространенная разновидность – анимационный ситком; самый продолжительный мультсериал в истории – Sazae-san, выходящий в Японии с 1969 года до сих пор и насчитывающий около 7070 эпизодов; самый продолжительный мультсериал США, «Симпсоны», выходит с 1989 года и насчитывает «лишь» 561 эпизод 


Кадр из мультсериала "Sazae-san" (1969)
 

Мультстанок


[Animation stand]

— съемочный стол с закрепленной камерой; предназначен для проведения покадровой съемки


Ограниченная мультипликация/Лимитированная мультипликация


[Limited animation]

— прием в рисованной мультипликации, когда из кадра в кадр меняется только ключевой действующий объект, а набор выразительных средств в целом сильно ограничен; позволяет повысить скорость производства и снизить трудоемкость

Перекладка


[Cutout animation]

— техника, при которой от кадра к кадру передвигаются только некоторые объекты или их части; в подобной технике сделан «Южный парк»


Песочная анимация/Порошковая анимация/Сыпучая анимация


[Sand animation]

— вид анимации, создаваемый рисунками на песке или на других сыпучих материалах


Кадр из мультфильма Rezign (Дэвид Майриам, 2003)

Пластилиновая анимация


[Clay animation/Claymation]

— вид анимации, создаваемый путем лепки из пластилина


Кадр из мультфильма "Падал прошлогодний снег" (Александр Татарский, 1983)
 

Раскадровка


[Storyboard]

— предварительная разбивка мультфильма на монтажные планы, служащая основой во время съемочного периода
 
Что почитать: Подробнее  о том, что такое раскадровка
 
 

Рисованная анимация/Классическая анимация/Традиционная анимация


[Hand-drawn animation/Classical animation/Traditional animation/Cel animation]

— вид анимации, создаваемый рисунками в определенной последовательности; ключевой вид анимации на протяжении почти всего XX века

Ротоскопинг/Ротоскопирование/Эклер


[Rotoscoping]

— техника, при которой необходимый объект полностью обрисовывается поверх отснятой пленки; техника активно использовалась в диснеевской и в советской анимации; более свежие примеры – фильмы Ричарда Линклейтера «Пробуждение жизни» и «Помутнение»


Кадр из фильма Пробуждение жизни (Ричард Линклейтер, 2001)

Сэл-шейдерная анимация/Сэл-шейдинг/Цел-шейдинг


[Cel-shading]

— техника компьютерной обработки изображения, имитирующая рисованную анимацию и придающая изображению большую графичность, четкость и выразительность; с помощью этого приема был создан мультфильм «Ренессанс»


Кадр из мультфильма "Ренессанс " (Кристиан Волькман, 2006)

Силуэтная анимация


[Silhouette animation]

— вид анимации, когда изображение создается вырезанными из бумаги, картона или других материалов плоскими фигурами-силуэтами; один из родоначальников силуэтной анимации – Лотта Райнигер


Кадр из мультфильма "Приключения принца Ахмеда" (Лотта Райнигер, 1926)
 

Скуиглвижн


[Squigglevision]

— технология анимации; контуры объектов находятся в постоянном колебании; разработана продюсером Томом Снайдером и использовалась в его мультсериале «Доктор Кац»


Кадр из мультсериала "Доктор Кац" (1995-2002)

Тотальная мультипликация/Полная мультипликация


[Full animation]

— прием в рисованной мультипликации, когда из кадра в кадр меняется не только центральный персонаж или объект, но и окружающая его обстановка; крайне трудоемкий вид анимации

Фаза


[Frame]

— промежуточный фрагмент движения персонажа

Фазовка


[Inbetweening/Tweening]

— процесс создания фаз, пропущенных на этапе раскадровки, необходимых для формирования ощущения плавности движения; специалист, занимающийся фазовкой – художник-фазовщик; в современном производстве осуществляется на этапе ФК – фазовка-контуровка

Фон


[Background]

— декорации и панорамы, на которых действуют герои; созданием фонов занимается художник-фоновщик или художник-декоратор

Художник-аниматор


[Animator artist]

— художник, занимающийся ключевыми фазами движения

Художник-постановщик


[Art director]

— главный художник в процессе создания мультфильма; наряду с режиссером определяет визуальное решение картины

Экспозиционный лист


[Exposure list]

— таблица, помогающая отслеживать порядок работы над анимационным фильмом; в ней содержатся данные о каждой сцене картины
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

22 режиссерских совета Алана Паркера

Сэр Алан Паркер, автор «Стены», «Сердца Ангела», «Жизни Дэвида Гейла», в день своего 75-летия делится профессиональными рекомендациями: режиссер похож на поэта, строителя и камикадзе, он не ждет от кинопроизводства романтики, зато творит магию, а также знает, что критики — отстой

  • 14 февраля
  • 1598
Репортаж

Снимается кино: «Мысленный волк»

Киноживопись, однокадровая съемка и страх, объединяющий людей, — побывали на съемках нового фильма Валерии Гай Германики и посмотрели, как снимается дискотека под дождем, воссозданная в павильоне

  • 13 февраля
  • 1553
Слова

Как написать хороший сценарий для рекламы?

Найди неожиданную правду про бренд, зацепи зрителя в первые пять секунд и применяй инфографику: представители рекламной индустрии — о том, как сделать сценарий рекламы продающим и запоминающимся

  • 14 февраля
  • 1421
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Даррена Аронофски

К недавнему 50-летнему юбилею Даррена Аронофски смотрим его список must see картин. Какие ленты в разное время служили источниками вдохновения автору «Реквиема по мечте», «Рестлера» и «мамы»?

  • 17 февраля
  • 1407
Практика

Как из двух объективов сделать четыре

Праймы или зум-оптика? Четыре объектива или два? Видеограф Джон Родригез советует, как сэкономить деньги, покупая первые объективы

  • 11 февраля
  • 1281
Практика

10 режиссерских советов Алехандро Ходоровски

Воскреситель сюрреализма, проповедник психомагии и автор культовых картин «Крот» и «Святая гора» дает профессиональные советы в день своего 90-летия: как взрастить талант и расширить границы воображения, почему важно иметь единомышленников и в чем польза провалов

  • 18 февраля
  • 1247
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее