Слова

Применима ли система Станиславского в кино в наши дни?

Как добиться правды на экране, что такое метод физических действий, и почему система Чаббак идеально подходит для рекламы: российские режиссеры о достоинствах и недостатках применения метода Константина Сергеевича в кино и современных техниках работы с актером

  • 24 января
  • 3186
Петр Скопин

Роман
Языков

Режиссер (короткометражные фильмы «Геном», «Царапина» и «Лимб»)
Станислав
Либин

Режиссер (сериалы «Акушерка», «Без следа» и «Хорошая жена»)
Андрей
Канивченко

Режиссер (сериалы «Проба», «Разорванные нити» и «Сводная сестра»)
Илья
Шерстобитов

Режиссер ( фильм «Каникулы президента»)
Дмитрий
Файнштейн

Актер и режиссер-педагог («Мой лучший друг», «Моисей Коля» и «Кровь»)

Система Станиславского для актера — это как дисплей Retina для человеческого глаза. В теории можно придумать более сложную технологию или, наоборот, ее упростить, но глаз человека неспособен воспринимать большее качество картинки, а при ухудшении качества он видит ее дефекты.

Правду все ощущают одинаково, независимо от социального статуса, интеллекта или чувственного опыта. Система Станиславского — то, что помогает этой правды достичь. Поэтому лично для меня вопрос о ее полезности в кино даже не стоит.

Достоверное и осознанное переживание, включающее в себя знание прошлого персонажа, его целей, мелких проблем и особенностей, которые могут быть не включены в финальный монтаж, просто не сняты, а то и вовсе не написаны в сценарии, создадут ту самую чистую правдивую эмоцию. И эта эмоция станет мощным оружием самого актера и одной из чистых красок на палитре, которыми творится кино.

Достаточно посмотреть на подготовку Джека Николсона, одного из известнейших приверженцев системы Станиславского, к знаменитой сцене в «Сиянии». Сцена снималась не с помощью сложных приемов, в ней не было ярко выраженного светового состояния, сильно отличающегося от остального фильма. Но она стала легендарной, при том, что целиком держится на потрясающей актерской игре.
 
На съемках фильма «Сияние» (1980)

Применимы ли другие системы? Конечно. Система Чаббак и методика «замен» прекрасно подходят для рекламы, когда нужна ни к чему не привязанная слепая эмоция, либо эмоция, привязанная к товару, к которому, какие бы предлагаемые обстоятельства актеру ни были заданы, он не выработает особого честного отношения (к слову, большинство крупных брендов в своей рекламе отходят от того, чтобы персонаж реагировал непосредственно на товар, они делают товар источником человеческого взаимодействия).

Эпическая система Брехта или биомеханика Мейерхольда могут создать фильму совершенно неожиданный и непредсказуемый стиль. Но актера, который в полной мере реализовал бы этот подход, найти будет непросто. Поэтому, перефразируя замечательное высказывание про гельветику: «Станиславский — как воздух. Вы можете делать, что угодно, и выражаться, как хотите, но если собираетесь жить — он вам понадобится».
К списку спикеров
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 

Обложка: Kyle Loftus

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Проклятье «голливудского аниме» и почему его пока не получается снять

Голливудские экранизации японских комиксов и легенд почти всегда проваливаются и в финансовом аспекте, и среди кинокритиков, однако синдром «американского аниме» или «голливудской Японии» до сих пор не дает спать ни большим, ни маленьким режиссерам и продюсерам. Почему даже масштабная «Алита: Боевой ангел» не смогла снять это проклятье? Попробуем разобраться

  • 7 апреля
  • 7535
Репортаж

Полнокадровые цифровые кинокамеры: мифы и реальность

На что в действительности влияет размер сенсора 

  • 11 апреля
  • 3470
Практика

Как театр влияет на костюмы в кино

Есть ли взаимовлияние между кино и театром? Могут ли методы создания театрального костюма использоваться в кино или они слишком специфичные для экрана? Об этом рассуждает художник по костюмам Ирина Жигмунд

  • 10 апреля
  • 1972
Практика

Приемы: отражения

Правда и ложь, безумие и гнев, сомнения и истинные намерения или просто организация внутрикадрового пространства и оригинальная альтернатива монтажу — разбираемся, для чего в кино используют отражения

  • 5 апреля
  • 1828
Практика

Мастер: Фрэнсис Форд Коппола

Не нуждающийся в представлении Фрэнсис Форд Коппола намедни отметил 80-летие, в честь чего предлагаем подробнее изучить режиссерский стиль одного из самых эклектичных мастеров Голливуда и американского независимого кино

  • 8 апреля
  • 1740
Практика

Как это снято: «Безумный Макс»

40 лет назад малобюджетный экшн «Безумный Макс» не только запустил карьеру Мэла Гибсона и начал успешную франшизу, но и перевернул киноиндустрию целой страны. Как кинематографистам-дебютантам удалось создать мировой культурный феномен?

  • 14 апреля
  • 1470
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее