tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Слова

Применима ли система Станиславского в кино в наши дни?

Как добиться правды на экране, что такое метод физических действий, и почему система Чаббак идеально подходит для рекламы: российские режиссеры о достоинствах и недостатках применения метода Константина Сергеевича в кино и современных техниках работы с актером

Роман
Языков

Режиссер (короткометражные фильмы «Геном», «Царапина» и «Лимб»)
Станислав
Либин

Режиссер (сериалы «Акушерка», «Без следа» и «Хорошая жена»)
Андрей
Канивченко

Режиссер (сериалы «Проба», «Разорванные нити» и «Сводная сестра»)
Илья
Шерстобитов

Режиссер ( фильм «Каникулы президента»)
Дмитрий
Файнштейн

Актер и режиссер-педагог («Мой лучший друг», «Моисей Коля» и «Кровь»)

Система Станиславского для актера — это как дисплей Retina для человеческого глаза. В теории можно придумать более сложную технологию или, наоборот, ее упростить, но глаз человека неспособен воспринимать большее качество картинки, а при ухудшении качества он видит ее дефекты.

Правду все ощущают одинаково, независимо от социального статуса, интеллекта или чувственного опыта. Система Станиславского — то, что помогает этой правды достичь. Поэтому лично для меня вопрос о ее полезности в кино даже не стоит.

Достоверное и осознанное переживание, включающее в себя знание прошлого персонажа, его целей, мелких проблем и особенностей, которые могут быть не включены в финальный монтаж, просто не сняты, а то и вовсе не написаны в сценарии, создадут ту самую чистую правдивую эмоцию. И эта эмоция станет мощным оружием самого актера и одной из чистых красок на палитре, которыми творится кино.

Достаточно посмотреть на подготовку Джека Николсона, одного из известнейших приверженцев системы Станиславского, к знаменитой сцене в «Сиянии». Сцена снималась не с помощью сложных приемов, в ней не было ярко выраженного светового состояния, сильно отличающегося от остального фильма. Но она стала легендарной, при том, что целиком держится на потрясающей актерской игре.
 
На съемках фильма «Сияние» (1980)

Применимы ли другие системы? Конечно. Система Чаббак и методика «замен» прекрасно подходят для рекламы, когда нужна ни к чему не привязанная слепая эмоция, либо эмоция, привязанная к товару, к которому, какие бы предлагаемые обстоятельства актеру ни были заданы, он не выработает особого честного отношения (к слову, большинство крупных брендов в своей рекламе отходят от того, чтобы персонаж реагировал непосредственно на товар, они делают товар источником человеческого взаимодействия).

Эпическая система Брехта или биомеханика Мейерхольда могут создать фильму совершенно неожиданный и непредсказуемый стиль. Но актера, который в полной мере реализовал бы этот подход, найти будет непросто. Поэтому, перефразируя замечательное высказывание про гельветику: «Станиславский — как воздух. Вы можете делать, что угодно, и выражаться, как хотите, но если собираетесь жить — он вам понадобится».
Наверх
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 

Обложка: Kyle Loftus

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Профессия

Режиссер монтажа: Мария Сергеенкова

Как попасть в профессию, на что способен «кинодокторинг» и какие программы могут составить конкуренцию Avid, рассказала Мария Сергеенкова, режиссер монтажа и куратор одноименной программы в Московской школе кино

30 июля 1540
Практика

Как звучит The Last of Us

Тишина, адаптивное дыхание и хлюпанье крови под ботинками, рассказываем о звуковом оформлении мира «Одни из нас»

28 июля 1573
Практика

Справа налево, слева направо: как работает НЛП в жанровом кино

Талант в кино — это выборочный этап. Другое дело, когда в него включаются механические ноты, которые мы можем сравнить с нейролингвистическим программированием. Разбираемся, где, что и как это можно применить

16 июля 4676
Практика

12 режиссерских советов Кристофера Нолана

В ожидании неоднократно перенесенного «Довода» прислушиваемся к советам Кристофера Нолана о вещах, необходимых для успешной работы в кино: насколько важны любопытство и искренность, чем полезны ограничения и почему телефоны на площадке — это зло

14 июля 5520
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее