Слова

Применима ли система Станиславского в кино в наши дни?

Как добиться правды на экране, что такое метод физических действий, и почему система Чаббак идеально подходит для рекламы: российские режиссеры о достоинствах и недостатках применения метода Константина Сергеевича в кино и современных техниках работы с актером

Роман
Языков

Режиссер (короткометражные фильмы «Геном», «Царапина» и «Лимб»)
Станислав
Либин

Режиссер (сериалы «Акушерка», «Без следа» и «Хорошая жена»)
Андрей
Канивченко

Режиссер (сериалы «Проба», «Разорванные нити» и «Сводная сестра»)
Илья
Шерстобитов

Режиссер ( фильм «Каникулы президента»)
Дмитрий
Файнштейн

Актер и режиссер-педагог («Мой лучший друг», «Моисей Коля» и «Кровь»)

Система Станиславского для актера — это как дисплей Retina для человеческого глаза. В теории можно придумать более сложную технологию или, наоборот, ее упростить, но глаз человека неспособен воспринимать большее качество картинки, а при ухудшении качества он видит ее дефекты.

Правду все ощущают одинаково, независимо от социального статуса, интеллекта или чувственного опыта. Система Станиславского — то, что помогает этой правды достичь. Поэтому лично для меня вопрос о ее полезности в кино даже не стоит.

Достоверное и осознанное переживание, включающее в себя знание прошлого персонажа, его целей, мелких проблем и особенностей, которые могут быть не включены в финальный монтаж, просто не сняты, а то и вовсе не написаны в сценарии, создадут ту самую чистую правдивую эмоцию. И эта эмоция станет мощным оружием самого актера и одной из чистых красок на палитре, которыми творится кино.

Достаточно посмотреть на подготовку Джека Николсона, одного из известнейших приверженцев системы Станиславского, к знаменитой сцене в «Сиянии». Сцена снималась не с помощью сложных приемов, в ней не было ярко выраженного светового состояния, сильно отличающегося от остального фильма. Но она стала легендарной, при том, что целиком держится на потрясающей актерской игре.
 
На съемках фильма «Сияние» (1980)

Применимы ли другие системы? Конечно. Система Чаббак и методика «замен» прекрасно подходят для рекламы, когда нужна ни к чему не привязанная слепая эмоция, либо эмоция, привязанная к товару, к которому, какие бы предлагаемые обстоятельства актеру ни были заданы, он не выработает особого честного отношения (к слову, большинство крупных брендов в своей рекламе отходят от того, чтобы персонаж реагировал непосредственно на товар, они делают товар источником человеческого взаимодействия).

Эпическая система Брехта или биомеханика Мейерхольда могут создать фильму совершенно неожиданный и непредсказуемый стиль. Но актера, который в полной мере реализовал бы этот подход, найти будет непросто. Поэтому, перефразируя замечательное высказывание про гельветику: «Станиславский — как воздух. Вы можете делать, что угодно, и выражаться, как хотите, но если собираетесь жить — он вам понадобится».
Наверх
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 

Обложка: Kyle Loftus

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 1807
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 978
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2992
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 3065
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1378
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1672
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее