Слова

Применима ли система Станиславского в кино в наши дни?

Как добиться правды на экране, что такое метод физических действий, и почему система Чаббак идеально подходит для рекламы: российские режиссеры о достоинствах и недостатках применения метода Константина Сергеевича в кино и современных техниках работы с актером


Роман
Языков

Станислав
Либин

Андрей
Канивченко

Илья
Шерстобитов

Дмитрий
Файнштейн

Система Станиславского для актера — это как дисплей Retina для человеческого глаза. В теории можно придумать более сложную технологию или, наоборот, ее упростить, но глаз человека неспособен воспринимать большее качество картинки, а при ухудшении качества он видит ее дефекты.

Правду все ощущают одинаково, независимо от социального статуса, интеллекта или чувственного опыта. Система Станиславского — то, что помогает этой правды достичь. Поэтому лично для меня вопрос о ее полезности в кино даже не стоит.

Достоверное и осознанное переживание, включающее в себя знание прошлого персонажа, его целей, мелких проблем и особенностей, которые могут быть не включены в финальный монтаж, просто не сняты, а то и вовсе не написаны в сценарии, создадут ту самую чистую правдивую эмоцию. И эта эмоция станет мощным оружием самого актера и одной из чистых красок на палитре, которыми творится кино.

Достаточно посмотреть на подготовку Джека Николсона, одного из известнейших приверженцев системы Станиславского, к знаменитой сцене в «Сиянии». Сцена снималась не с помощью сложных приемов, в ней не было ярко выраженного светового состояния, сильно отличающегося от остального фильма. Но она стала легендарной, при том, что целиком держится на потрясающей актерской игре.
 
На съемках фильма «Сияние» (1980)

Применимы ли другие системы? Конечно. Система Чаббак и методика «замен» прекрасно подходят для рекламы, когда нужна ни к чему не привязанная слепая эмоция, либо эмоция, привязанная к товару, к которому, какие бы предлагаемые обстоятельства актеру ни были заданы, он не выработает особого честного отношения (к слову, большинство крупных брендов в своей рекламе отходят от того, чтобы персонаж реагировал непосредственно на товар, они делают товар источником человеческого взаимодействия).

Эпическая система Брехта или биомеханика Мейерхольда могут создать фильму совершенно неожиданный и непредсказуемый стиль. Но актера, который в полной мере реализовал бы этот подход, найти будет непросто. Поэтому, перефразируя замечательное высказывание про гельветику: «Станиславский — как воздух. Вы можете делать, что угодно, и выражаться, как хотите, но если собираетесь жить — он вам понадобится».
Наверх
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 

Обложка: Kyle Loftus

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Влияние живописи на кинокостюм

Почему художники по костюмам обращаются к живописи? С какими проблемами они могут столкнуться, берясь за костюмный фильм или байопик? Разбираем на примере картин «Опасные связи», «Дракула Брэма Стокера», «Фрида» и других

13 августа 21253
Практика

Приемы: Фокусное расстояние

Крупные и общие планы, угол обзора, перспектива, глубина резкости, а также передача внутреннего состояния героя кадра. Разбираемся, на что влияет фокусное расстояние объектива

21 августа 2138
Практика

Виртуальная кинематография «Короля льва»

Воссоздание структуры шерсти животных, перенос кенийской саванны в виртуальную реальность и абсолютный реализм операторской работы в синтетической среде. Как Роберту Легато удалось применить традиционные техники съемки в виртуальном мире анимационного фильма «Король лев»

10 августа 1947
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее