Слова

Как снимали фильм «Т-34»: VFX, «хромакейные» танки и физика снарядов

Как в военном экшне «Т-34» с помощью визуальных эффектов создавались танки, впечатляющие кадры боевых разрушений и ощущение исторической убедительности — рассказывает супервайзер, VFX-продюсер фильма и глава Algous Studio Алексей Гусев


Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров

— Как снимали фильм «Т-34» и какие задачи были у команды по визуальным эффектам?

— Диапазон задач был широчайший, в фильме мы использовали практически все основные типы компьютерной графики и визуальных эффектов. Это и добавка различных 3D-объектов в «живой» кадр, и дорисовки фонов с частичной их заменой на 3D, и полная замена фонов на full CG с ротоскопингом всего и вся, сложные риги танков, 3D-массовка, персонажная анимация, физические симуляции всех видов, а также разнообразнейшие пиротехнические эффекты.
 
Трейлер фильма «Т-34» (2018)

Мы стремились создать убедительную с исторической точки зрения среду, в которой находятся герои фильма, а также визуализировать танковые бои, используя современный язык и возможности, которые нам дает индустрия визуальных эффектов .

— Сколько вы работали над проектом?

— Мы начали готовиться, снимая тизер весной 2016 года для конкурса Фонда кино. Уже тогда мы посмотрели вблизи, что такое Т-34 и «Пантера». Полноценную же подготовку к фильму мы начали только осенью 2016. Получается, что фильм мы делали два с небольшим года.

На съемках фильма «Т-34» (2017) / Фото: Algous Studio
На съемках фильма «Т-34» (2017) / Фото: Algous Studio

— Как проходила подготовка? Какие были референсы? Может быть, потребовались какие-то исследования или привлечение специалистов из других областей?

— Прежде всего мы совместно с режиссером Алексеем Сидоровым изучали тактику танковых боев, пытались применить ее к условиям, изложенным в сценарии, и совместить с натурными объектами для съемок. Мы отсканировали наши будущие локации в 3D, прежде всего ландшафты для первой сцены с полуторкой и для боя в деревне.

Полученные 3D-модели мы использовали, чтобы определить точные размеры и дистанции и создать аниматики и превизы этих двух сцен. Спасибо Александру Соколову и его команде за профессионализм и креатив, за то, что наглядно смонтировал множество кадров сцен и дал серьезную почву для размышлений о движении камеры и танков.

Уже тогда режиссер стал говорить, что нужно сделать кадры с верхней точки, чтобы зритель понял географию и логику происходящего.
Превизуализация сцены / Фото: «Марс-Фильм»

Превизуализация сцены / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Превизуализация сцены / Фото: «Марс-Фильм»

Превизуализация сцены / Фото: «Марс-Фильм»

На съемках фильма «Т-34» (2017) / Фото: Algous Studio

На съемках фильма «Т-34» (2017) / Фото: Algous Studio

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: FDFX / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: FDFX / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34» / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34» / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34» / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34» / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Примерно тогда же режиссер, проанализировав множество референсных архивных фотографий танков после боя, заинтересовался, как снаряды проплавляют броню и предложил нам подумать на эту тему. Мы тотчас же начали искать материалы и разрабатывать инструменты, чтобы это реализовать с помощью графики.

Из наглядных материалов или референсов мы обнаружили очень скудный набор реально снятых замедленных полетов и взрывов современных снарядов, а также одно черно-белое длинное видео, в котором пули пробивают различные препятствия и среды. Как заявлено, сняты они с частотой один миллион кадров в секунду. Видео поразило и нас и режиссера своей суровой «поэзией» разрушений. Мы твердо решили, что стоит попытаться реализовать такого рода эффекты в фильме.
Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: FDFX / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: FDFX / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: TREHMER / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: TREHMER / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: FDFX / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: FDFX / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: TREHMER / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: TREHMER / Фото: «Марс-Фильм»

Разработка (R&D) системы взаимодействия снарядов с броней началась в конце 2016 года внутри Algous Studio и продолжалась до самой сдачи фильма. Мы сделали инструменты, позволяющие воспроизвести любой рикошет, отверстие, вырвать кусок металла, сопровождая все это оплавлением и множеством слоев мелких деталей, искр, дыма, металлических частиц.

Чтобы создать новую версию любого пробивания брони требовалось около недели симуляций на множестве компьютеров, и затем еще несколько дней на рендер. Только потом можно было композить и смотреть, что получилось. Можно сказать, что некоторые особо сложные кадры фильма делались около двух лет.
Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

На съемках фильма «Т-34» (2017) / Фото: Algous Studio

На съемках фильма «Т-34» (2017) / Фото: Algous Studio

В плане референсов нам пришлось признать, что у существующих фильмов про героев-танкистов, к большому сожалению, степень убедительности недостаточно велика, как с точки зрения тактики и съемок снаружи танка, так и с точки зрения съемок внутри. А уж процессы разрушений вообще никто подробно не показывал. Так что перед режиссером, оператором, художником и вашим покорным слугой стояла задача превзойти все эти референсы.

— Как на графику влиял жанр военного кино? Есть ли в рамках жанра особые требования к реализму?

— Разумеется, в исторических фильмах необходимо соответствовать эпохе во всем, что наполняет кадр: окружение героев, костюмы, грим, язык. Но в фильме «Т-34» Алексей Сидоров поставил множество дополнительных задач, связанных именно с военной составляющей: мы должны были соблюсти и максимальную визуальную точность, и тактику, и физику поведения всего, что мы создавали. Все танки, их интерьеры и экстерьеры, все точные виды снарядов с маркировкой, позиция техники во время боя, перемещения, амортизация, провисание гусениц, прицелы, траектории снарядов, все виды попаданий, следы от этих попаданий, практически каждая деталь проходила либо проверку на архивных референсах, либо проверку с консультантами на соответствие эпохе.
Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34» / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34» / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34» / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34» / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: KINOPOST / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: KINOPOST / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34» / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34» / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34» / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34» / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Иногда даже консультанты не могли нам помочь. Например, в вопросах детальности процесса попадания и проплавления брони. Нам приходилось искать информацию в сети, читать памятки для бойцов Красной армии, смотреть фотографии, схемы углов, при которых снаряд рикошетит, а при каких проникает внутрь танка и как при этом себя ведет.

Нужно было заменить и доработать окружение в сценах. Лишь немногие натурные сцены в фильме обошлись без нашего «вмешательства», а некоторые сцены, вроде обстрела полуторки, построения концлагеря на аппельплаце, погони за Т-34 в лесах и полях (включая сцену с самолетом Ягера), и финала в городе Клингентале были практически полностью зависимы от визуальных эффектов. Там мы либо полностью создавали весь кадр с помощью графики, либо заменяли существенную его часть, оставляя «живыми» только актеров и небольшие фрагменты их окружения.
 
Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: TREHMER / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: TREHMER / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: TREHMER / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: TREHMER / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: TREHMER / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: TREHMER / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: TREHMER / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: TREHMER / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS studio / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS studio / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: KINOPOST / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: KINOPOST / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: KINOPOST / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: KINOPOST / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: KINOPOST / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: KINOPOST / Фото: «Марс-Фильм»

При таком огромном объеме задач нам приходилось внимательно выполнять как художественные требования режиссера, так и его требования к достоверности: архитектура концлагеря разрабатывалась на основе настоящих образцов из архивных фотографий, немецкие природные ландшафты создавались в соответствии с реальной местностью, в которой происходят события: начиная от видов растительности, ширины и типа дорог, вплоть до направления захода солнца у Рудных гор.
Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: TREHMER / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: TREHMER / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: TREHMER / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: TREHMER / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: TREHMER / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: TREHMER / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34» / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34» / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: TREHMER / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: TREHMER / Фото: «Марс-Фильм»

Можно сказать, что такое внимание к деталям лично для меня было впервые за почти 20 лет работы в кино. Алексей Сидоров задал, на мой взгляд, новую планку качества и уважения ко всему, что создается нами для зрителя в военном фильме. Это бесценный опыт и я благодарен за него.

— Как организовывалась работа департамента визуальных эффектов? Как распределялись задачи?

— Как супервайзер и продюсер визуальных эффектов я должен был выполнить главную задачу — собрать лучшую и мощнейшую команду, способную выполнить все задачи, поставленные режиссером. Это было весьма непросто, так как крупных и надёжных студий по производству визуальных эффектов в нашей стране немного, и большинство из них сильно загружены работой на масштабных проектах. Поэтому я постарался как можно раньше, еще до съемок провести переговоры с некоторыми компаниями, с которыми уже успешно работал над фильмом «Салют-7».

По уже отработанной на том проекте схеме главной студией стала наша Algous Studio, в которой велись основные разработки, куда стекались все данные и происходила вся координационная работа. В результате переговоров удалось подключить великолепную команду студии Film Direction FX для создания всех ассетов (3D-моделей, текстур) танков, включая их интерьеры. Впоследствии эта студия также отвечала за сложнейшую финальную сцену на мосту, которая содержала много полностью компьютерных планов.
Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: FDFX  / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: FDFX  / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: FDFX  / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: FDFX  / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: FDFX  / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: FDFX  / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: FDFX  / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: FDFX  / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: FDFX  / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: FDFX  / Фото: «Марс-Фильм»

Сцены погони за Т-34 по немецким лесам и полям, в которых было немало полностью сгенерированных с помощью графики планов, мы предложили компании «Трехмер» во главе с супервайзером Константином Листратовым. Сцена крушения немецких машин на парковке была доверена украинской студии «Постмодерн» и супервайзеру Богдану Олейнику. Другие наши украинские друзья из студии «Кинопост» с супервайзером Андреем Бондарем создавали окружения на полигоне, откуда сбегает наш танк с экипажем, а также заменяли окружение в мастерских концлагеря, где мы первый раз видим знакомство экипажа с новым Т-34-85 и впоследствии его ходовые испытания.
Превизуализация сцены крушения немецких машин на парковке / Фото: «Марс-Фильм»

Превизуализация сцены крушения немецких машин на парковке / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: POSTMODERN  / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: POSTMODERN  / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: POSTMODERN  / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: POSTMODERN  / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: KINOPOST / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: KINOPOST / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: KINOPOST / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: KINOPOST / Фото: «Марс-Фильм»

Студию SCI-FX во главе с Эдуардом Каргиным мы подключили уже незадолго до финишной прямой, и ребята нам очень помогли с фрагментом сцены в городе Клингентале, где танк, пробивая стену, едет по узкой улице. И, наконец, летом 2018 года нам пришлось дополнительно усилить нашу команду, отдав несколько планов с замедленными полетами снарядов американской компании Spatial Harmonics. Взаимодействие с заокеанскими коллегами также принесло ценный опыт, который, я уверен, будет полезен в будущем.
Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: SCI-FX / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: SCI-FX / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: SCI-FX / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: SCI-FX / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: SPATIAL HARMONICS / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: SPATIAL HARMONICS / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: SPATIAL HARMONICS / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: SPATIAL HARMONICS / Фото: «Марс-Фильм»

Немалую и очень оперативную помощь в создании ассетов оказывала белорусская студия BEL VFX во главе с Алексеем Дубко, за что мы ему очень благодарны. Итого над проектом работало восемь студий и множество небольших групп художников, фрилансеров.

Отдельное надо сказать про координацию всего этого сложнейшего механизма взаимодействия множества студий между собой и между командами внутри нашей Algous Studio. Мы должны были получать данные от других студий, проверять, обрабатывать и предоставлять далее по цепочке всем необходимым адресатам, взаимодействовать с режиссером монтажа Дмитрием Корабельниковым. Он героически работал в монтажке больше года, был нашим надежным источником информации о любом изменении в монтаже или новых пожеланиях режиссера.

Во всех этих процессах неизменным звеном был главный координатор проекта, а также мой ассистент Сергей Штангель. Без этого удивительного по профессионализму, выдержке, точности и креативности человека нам абсолютно точно не удалось бы вытянуть такой гигантский объем работ, соблюдая порядок и оперативность получения всеми нужной информации.

Команда Algous Studio / Фото: Algous Studio
Команда Algous Studio  / Фото: Algous Studio

Постпродакшн-продюсеры Екатерина Ли и Елена Хван были нашими постоянными соратниками в борьбе за грамотную расстановку приоритетов для сдачи этапов всех наших работ и контролем всех цехов, что было особенно ценно на финальной стадии сдачи проекта. Отдельно хочется поблагодарить Николая Горяева, моего коллегу, супервайзера и продюсера нашей студии за его своевременную помощь в финальной стадии «Т-34».

— Расскажите о вашей работе на площадке. Например, как с вашей стороны создавалась сцена зимнего боя?

— Блок зимних сцен был первым. Большая часть принципиальных решений всегда принимается еще на подготовительном этапе работы. Мы старались совместно с группой как можно подробнее разобрать сцены, раскадровать их, сделать аниматики. Например, художник-постановщик Константин Пахотин создал план деревни для первого боя, далее мы все вместе выбрали объект для съемок, живописное поле в Подмосковье, отсняли его с квадрокоптера, перенесли все это в компьютер и создали виртуальную 3D-декорацию будущих съемок.
Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

В результате режиссер и оператор могли оперативно выбирать точки для съемок, переставлять дома, танки. Далее мы воплощали кадры уже с анимацией камеры и танков и предварительно монтировали их. Потом мы уже примерно могли понять, в скольких планах используется сколько танков, и решить, нужно ли стараться снимать настоящие танки или в каких-то случаях эффективнее их создавать на компьютере.

Мы уже знали, насколько непросто работать с живыми танками, сколько времени занимает каждый дубль со всеми перестановками, возвратами на исходную позицию, перезарядку, удалением ненужных следов гусениц. К тому же в определенный момент подготовительного периода нам сказали, что настоящих танков, к сожалению, на площадке будет считанные единицы.
Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34» / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34» / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Проанализировав наши аниматики, раскадровки и наличие техники, я понял, что нам придется внедрять очень много компьютерных немецких танков Т-III во всю сцену. Учитывая, что в подавляющем количестве планов в сцене будут дымы, вставлять танки было сложно и дорого. К тому же на площадке оператору и режиссеру было бы нелегко ориентироваться, где именно и с какой скоростью будет передвигаться будущий компьютерный танк.

Тогда мне пришла идея изготовить для съемок некую двигающуюся замену танка хромакейного синего цвета, которую можно будет впоследствии заменить на компьютерный Т-III. Поискав в интернете, я обнаружил прекрасную базу для будущего «Хрома-Танка» — это гусеничный вездеход ГАЗ-73. У него и длина, и ширина близки к Т-34 и Т-III. Осталось только надеть на него деревянную декорационную «хромаодежду». Чтобы можно было выдавать этот танк за разные модели, были созданы эскизы удобной и оперативной передекорировки.

 
На съемках фильма «Т-34» (2018) / Фото: Algous Studio

На съемках фильма «Т-34» (2018) / Фото: Algous Studio

На съемках фильма «Т-34» (2018) / Фото: Algous Studio

На съемках фильма «Т-34» (2018) / Фото: Algous Studio

В итоге, на наш взгляд, мы довольно качественно подготовились к съемкам зимнего блока. Но реальность, как это часто бывает, оказалась сложнее, чем мы ожидали. Чаще всего нас подводила погода. В первые же дни, когда мы снимали первую сцену с полуторкой, выпало столько снега, что он полностью закрыл все наши подготовленные фоны, остовы танков, метки.

Так как время для съемок всегда крайне ограничено, пришлось принимать срочное решение — снимать всю сцену в любую погоду, предполагая последующую замену всех фонов на компьютерные, включая не. Чтобы стекла в машине не отражали «неправильные» фоны, мы их на съемках убрали вообще и тоже создавали на постпродакшене вместе с «правильными» отражениями. В результате мы везде, где могли на фонах разбросали на снег деревянные цветные крестики-метки, установили столбики разной высоты и снимали сцену в несколько камер в две группы.
Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Съемочный кадр фильма «Т-34»  / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Финальный кадр фильма «Т-34». Студия: ALGOUS / Фото: «Марс-Фильм»

Сразу после этой сцены шел блок боя в деревне. Там ровно наоборот — снег растаял и превратился в грязь. Практически перед каждым кадром приходилось добавлять искусственный снег на передний план, а добавку на задний оставлять на постпродакшн. Таким образом практически все натурные съемки проходили в очень напряженном режиме, добавляя ежедневно немало непредвиденной работы в наш департамент. Съемки в Чехии были не менее сложными, несмотря на более комфортные погодные условия.
На съемках фильма «Т-34» (2018) / Фото: Algous Studio

На съемках фильма «Т-34» (2018) / Фото: Algous Studio

На съемках фильма «Т-34» (2018) / Фото: Algous Studio

На съемках фильма «Т-34» (2018) / Фото: Algous Studio

На съемках фильма «Т-34» (2018) / Фото: Algous Studio

На съемках фильма «Т-34» (2018) / Фото: Algous Studio

На съемках фильма «Т-34» (2018) / Фото: Algous Studio

На съемках фильма «Т-34» (2018) / Фото: Algous Studio

На съемках фильма «Т-34» (2018) / Фото: Algous Studio

На съемках фильма «Т-34» (2018) / Фото: Algous Studio

На съемках фильма «Т-34» (2018) / Фото: Algous Studio

На съемках фильма «Т-34» (2018) / Фото: Algous Studio

На съемках фильма «Т-34» (2018) / Фото: Algous Studio

На съемках фильма «Т-34» (2018) / Фото: Algous Studio

— Какие задачи вы бы назвали на «Т-34» профессиональными вызовами?

— Как супервайзеру мне кажется безусловным вызовом задача создания нового визуального языка применительно к фильму про Великую Отечественную войну. Замедленное в десятки тысяч раз время, стремительное перемещение камеры в пространстве, точная передача тактики боя, новые ракурсы и новый уровень убедительности внутри танков — все эти компоненты определенно создают новый язык.

Как продюсеру визуальных эффектов мне пришлось также выдержать профессиональный вызов — организовать гигантский объем работ множества студий с постоянно меняющимися, дополняющимися в процессе монтажа задачами, сохраняя при этом бюджет в определенных пределах.

Наша компания выдержала беспрецедентный вызов и по количеству вклада в проект, и по количеству переключений между задачами для помощи другим студиям. Приблизительно половина объема всех визуальных эффектов в фильме сделана внутри нашей компании, а по количеству планов — почти две трети.

Алексей Гусев на съемках фильма «Т-34» (2018) / Фото: Algous Studio
Алексей Гусев на съемках фильма «Т-34» (2018) / Фото: Algous Studio

Надеюсь, в обозримом будущем мы вместе со всеми студиями, героически завершившими этот проект, сделаем общий демонстрационный ролик о визуальных эффектах фильма, чтоб все зрители могли оценить масштаб проделанной работы.
 

Обложка: кадр из фильма «Т-34» (2018) / Централ Партнершип

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Бриллиантовая рука»

Вспоминаем, как снималась эксцентричная, добрая и невероятно смешная комедия Леонида Гайдая, которая стала одним из самых популярных фильмов за всю историю советского кинопроката

9 декабря 7794
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 4923
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 4058
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2958
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее