Практика

Творческий тандем: Тильда Суинтон и  художник по гриму Марк Кульер

Как работа Марка Кульера в фильмах «Отель „Гранд Будапешт“» и «Суспирия» помогла актрисе Тильде Суинтон создать сразу несколько запоминающихся, а иногда и пугающих образов — в том числе и перевоплотиться в старика

  • 14 января
  • 925
Надежда Маркалова

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Актеры нередко сотрудничают с теми или иными художниками по гриму на постоянной основе. Иногда это выливается в своеобразный и интересный творческий тандем. Наше внимание привлек образ возрастной Тильды Суинтон в фильме Уэса Андерсона «Отель „Гранд Будапешт“» — оказалось, что это не единственная ее совместная работа с художником по гриму Марком Кульером (делавшем грим, например, на всех фильмах про Гарри Поттера).

Специалистом по волосам и постижу на «Отеле „Гранд Будапешт“» была Фрэнсис Ханнон. И работы у их команды было очень много: в фильме есть сцены с сотней людей в кадре, у большинства мужчин есть усы и у всех — исторические прически. Для картины также потребовалось разрабатывать шрамы и татуировки, лысины и многое другое. Но, пожалуй, самый объемный грим достался Тильде Суинтон.

Фрэнсис Ханнон и Марк Кульер получили «Оскар» за работу на фильме «Отель «Гранд Будапешт» / Фото: Zuma / TASS
Фрэнсис Ханнон и Марк Кульер получили «Оскар» за работу на фильме «Отель „Гранд Будапешт“» (2014) / Фото: Zuma / TASS

Для нее понадобилось сделать слепок головы и рук, чтобы позже скульптор Данкан Джарман вылепил поверх рельеф ее старческого образа. После чего на основе этой скульптуры отливают накладки из силикона. Для создания образа 84-летней Мадам Д. понадобилось 11 накладок, включая части на руки и шею. На голове у Суинтон был парик из трех элементов, а в глазах — контактные линзы с катарактой. Завершали образ желтые зубы.

В создании образа принимали участие также сама актриса и режиссер, потребовавший больше возрастных пятен. Фэнсис Ханнон также придумала то, как героиня красит губы — она подсмотрела это у своей престарелой матери: женщина красит губы без зеркала, поэтому ее помада всегда лежит криво.
Скульптура для создания образа 84-летней Мадам Д.  в фильме «Отель „Гранд Будапешт“» (2014) / Фото: Make-Up Artist

Скульптура для создания образа 84-летней Мадам Д. в фильме «Отель „Гранд Будапешт“» (2014) / Фото: Make-Up Artist

На съемках фильма «Отель „Гранд Будапешт“» (2014) / Фото: Fox Searchlight Pictures

На съемках фильма «Отель „Гранд Будапешт“» (2014) / Фото: Fox Searchlight Pictures

«Мы также постарались сделать персонажа чуть более карикатурным, — говорит Ханнон. — Чтобы он был ярче и запоминался».

Кульер и Суинтон встречались еще раньше — на съемочной площадке фильма Дэнни Бойла «Пляж». Но и «Отелем „Гранд Будапешт“» творческое сотрудничество этого дуэта не закончилось. Несколько лет спустя, когда потребовалось превратить актрису в старика на фильме Луки Гуаданьино «Суспирия», позвали именно его.

Марк Кульер — фанат хоррора, начинал свою творческую деятельность с фильмов «Восставший из ада 2», «Кэндимэн» и «Ночной народ», основанных на сюжетах Клайва Баркера. Поэтому он с радостью согласился поработать на ремейке «Суспирии».

«Лука позвонил мне и спросил, сможем ли мы превратить Тильду Суинтон в мужчину, — рассказывает Кульер. — Я ответил, что, наверное, сможем — надо только протестировать и посмотреть, насколько ей будет комфортно. Так что за полтора года до начала съемок я сделал тест грима на Тильде. У нас уже был ее слепок, оставшийся с «Отеля „Гранд Будапешт“», так что мы сразу приступили к дизайну».
 
О фильме «Суспирия» (2018)

Однако просто состарить актрису и изменить ее пол — это две совершенно разные задачи. «У Тильды очень женственное лицо, — говорит Кульер. — Высокие скулы и длинная тонкая шея. Нам пришлось скрывать все это. В прошлом я стремился делать накладки как можно тоньше, чтобы актер мог пробить их своей игрой, но здесь нам пришлось прятать Тильду. Например, накладка на шею была очень толстой, и нам пришлось изменить рисунок ее челюсти, чтобы сделать из нее мужчину. Но при этом нужно было сделать лицо реалистичным. У меня в команде есть отличный скульптор — Джош Уэстон, он и сделал первый тестовый дизайн персонажа».

Кадр из фильма «Суспирия» (2018) / Фото: Sandro Kopp/Amazon Studios
Тильда Суинтон в образе Кламперера на съемках фильма «Суспирия» (2018) / Фото: Sandro Kopp/Amazon Studios

Тестовый грим отличается от финальной версии, что появилась в фильме. Именно поэтому отличается и персонаж. Первый на наш взгляд был более мужественным. Он появился на фейковой странице актера Луца Эберсдорфа на IMDB.

Финальный образ Клемперера составляли приподнятые к центру брови, которые придавали его лицу нужный эмоциональный «тембр». «Во втором варианте он был похож на человека пожившего, меланхоличного и грустного», — делится Кульер.

Грим состоял из 8-10 частей, включая лоб, тыл головы, шею, уши, подбородок, шею и лицевую часть.

Интересно, что для создания образа актрисе понадобился настоящий, то есть, конечно, бутафорский член из силикона.

Кадр из фильма «Суспирия» (2018) / Фото: Amazon Studios
Кадр из фильма «Суспирия» (2018) / Фото: Amazon Studios

«Это как Роберт Де Ниро, которому было нужно шелковое белье, чтобы сыграть Аль Капоне, — объясняет Марк Кульер. — Ей нужно было чувствовать его вес между ног». «Прибор», конечно, не был настолько детализирован, как остальные части грима актрисы.

Тильда — настоящий боец, и не боится длительных сессий в гримерном кресле. Если процесс создания персонажа того требует — не вопрос. «Многие актрисы не любят носить пластический грим, — говорит Кульер. — Они не любят прятать себя и сидеть по три-четыре часа в кресле тоже не любят. Но Тильда — истинный художник, она готова на все, чтобы добиться нужного образа».

На каком-то этапе съемок у нее возникла аллергическая реакция на контактные линзы, которые меняли цвет ее глаз, поэтому в части кадров это сделано уже на этапе постпродакшна с помощью компьютера.

Кадр из фильма «Суспирия» (2018) / Фото: Amazon Studios
Кадр из фильма «Суспирия» (2018) / Фото: Amazon Studios

Интересно, что на съемочной площадке была приложена масса усилий, чтобы сохранить участие Тильды в образе Клемперера в тайне. Сам Марк Кульер подписал договор о неразглашении и не мог рассказывать о своей работе до выхода фильма. Не все участники съемочного процесса знали, кто играет Клемперера, а Тильду в гриме на площадке называли Луц по имени фальшивого актера Луца Эберсдорфа, которого создали специально, что сохранить этот секрет. Но «тайна» все равно утекла в сеть еще на съемках (еще до того, как мы узнали, что это тайна).

Но это еще не все. Тильда Суинтон сыграла в фильме третьего персонажа — давно умершую ведьму Маркос. Почему все три? Потому что, по словам режиссера, эти три персонажи представляли триединство: мадам Бланк — Эго, Маркос — Оно, а Кламперер — Суперэго. Было логично, что все три персонажа сыграет одна актриса.

Тильда Суинтон в образе Хелены Маркос в фильме «Суспирия» (2018) / Фото: Amazon Studios
Тильда Суинтон в образе Хелены Маркос в фильме «Суспирия» (2018) / Фото: Amazon Studios

Хелена Маркос потребовала настоящего грим-костюма на все тело. Чтобы облачить в него Тильду Суинтон, требовалось пять-шесть часов в кресле гримера. Роль была небольшой, поэтому процедуру повторяли всего несколько раз. Кроме того, на этот раз вовсе не требовалось оставлять внешность актрисы в образе Маркос, что освобождало художника от какой-либо связи с реальностью. Среди «деталей» «костюма» персонажа можно было видеть внутренние органы, сгустки крови и даже ручку младенца. Эту ручку Кульер отлил по слепку с руки собственного маленького сына. Режиссер хотел, чтобы персонаж был по-настоящему отвратительным, а ее рот был похож на жабий.

«Тильда была на площадке каждый день, — делится Кульер. — Когда она не играла Бланк, она играла Клемперера, а когда ни того и ни другого — Маркос. По-моему, у нее вообще не было выходных все время съемок».

Тильда Суинтон в образе Мадам Бланк и режиссер Лука Гуаданьино на съемках фильма «Суспирия» (2018) / Фото: Amazon Studios
Тильда Суинтон в образе Мадам Бланк и режиссер Лука Гуаданьино на съемках фильма «Суспирия» (2018) / Фото: Amazon Studios

На площадке «Суспирии» команда из 20 художников по гриму также помогала создавать образы мертвых девушек в подвале (одной из которых была Хлоя Морец), а также — образ Смерти (к сожалению, в фильме его видно мало) и другие кровавые грим-эффекты. Например, во время одного из первых убийств в фильме мы видим сломанные ноги и искореженное лицо — это тоже работа Марка Кульера и его команды.

Кадр из фильма «Суспирия» (2018) / Фото: Amazon Studios
Кадр из фильма «Суспирия» (2018) / Фото: Amazon Studios
 

Обложка: кадр из фильма «Отель „Гранд Будапешт“» (2014) / Fox Searchlight Pictures

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 самых длинных художественных фильмов в истории кино

Продолжительность фильма в 1,5-2,5 часа давно считается стандартной, однако есть примеры гораздо более длинных картин. Вспоминаем фильмы-рекордсмены хронометража и разбираемся, зачем некоторым авторам нужны «дистанции» в 4, 10, а то и 13 часов   

  • 9 июля
  • 9544
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Люка Бессона

Пускай новые фильмы Люка Бессона не идут ни в какое сравнение с его классикой, вроде «Леона» или «Пятого элемента», зато список любимых картин режиссера действительно заслуживает внимания: от шедевров анимации и блокбастеров до европейского арт-хауса и американского социального кино

  • 13 июля
  • 2129
Практика

Как это снято: «С широко закрытыми глазами»

20 лет назад на экраны вышел последний и самый спорный фильм Стэнли Кубрика. Погружаемся в непростую историю создания картины и изучаем ее особенности: рекорд съемочного периода, сюр, гирлянды и «мертвая» технология рир-проекции

  • 16 июля
  • 1983
Обзоры

10 лучших драм в истории кино: от «Гражданина Кейна» до «Трех билбордов»

Разбираемся, что необходимо хорошей драме с помощью очень субъективного(!) списка эталонных картин в этом жанре

  • 20 июля
  • 2047
Практика

Тритмент: как написать, чтобы его прочли

Разбираемся, что такое тритмент, как его правильно написать и оформить, каких ошибок при создании стоит избегать и как с его помощью продать будущий сценарий

  • 14 июля
  • 1788
Практика

Цвет в кино: особенности восприятия

Как с помощью гармонично выстроенной цветовой схемы кинематографисты привлекают внимание к содержанию сцены, выделяют персонажа, создают напряжение, задают общий тон повествованию? Разбираемся в правильных сочетаниях основных цветов

  • 17 июля
  • 1687
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее