Слова

Как хорошо снять материал с коптера?

Выбери соответствующую камеру, согласуй городскую съемку с ФСО и постарайся не упасть: ведущие российские операторы-постановщики и операторы коптера дали ценные советы по осуществлению аэросъемки


Андрей
Донцов

Руслан
Прохоров

Дмитрий
Савинов

Евгений
Коропцов

Иван
Поморин

Татьяна
Маковская (Колядко)

Съемка без дрона — деньги на ветер


За счет своей мобильности и массовой доступности съемка с дрона стала достаточно востребована в современном кинематографе. Когда говорят: «Съемки без дрона — деньги на ветер», это, конечно, не всегда так, но подобные кадры смотрятся эффектно и визуально обогащают картину. Иногда, согласно творческой задаче, мы работаем в интерьерах, но далеко не все они подходят для съемки с дрона. Нужен опыт работы, чтобы понимать, где можно «пролететь», а где лучше сделать тот же кадр, но при помощи другого оборудования. Ведь в кино есть множество разной техники для реализации любых творческих задач.
 

Полеты в интерьере


Первый опыт работы с дроном в интерьере был у меня в 2012 году. Съемка проходила в ГМИИ в честь столетнего юбилея музея. Нужно было снимать с верхней точки красивые кадры в итальянском дворике. Изначально я хотел снимать при помощи телескопического крана, но поскольку с краном в музее бывали прецеденты, директор ГМИИ запретила вносить его в интерьер. Мы решили снимать на дрон. Действо получилось воистину незабываемым: как только наш дрон поднялся в воздух, огромное количество вековой пыли, сигаретные бычки и прочие артефакты вылетали из щелей и с поверхностей экспонатов. Хранительницы музея бегали по залу и ругали нас и наш дрон благим матом. Но когда директор увидела получившиеся кадры, то, восхитившись, разрешила продолжить съемки.

Фото: предоставлено Андреем ДонцовымФото: предоставлено Андреем Донцовым

 

Съемки в городе


Довольно часто съемки проходят в центрах больших городов. Город — не самое безопасное место для полетов на дроне. Чтобы летать в городе, нужно много часов налета, психологическая подготовка и стрессоустойчивость.

Съемки кино — это всегда экстремальная ситуация. И одно дело летать за городом для удовольствия, на выходе получая «что получилось, то и задумали», совсем другое — работать по предварительно поставленной задаче режиссера и выполнять съемку определенных объектов в определенное время. Иногда приходится работать в дождь, снег и при сильном порывистом ветре.

При съемках в городе надо быть предельно аккуратным, ибо, как принято выражаться в киношной среде, «каждый грешник несет свою погрешность в съемочный процесс». Но, помимо этого, еще есть провода, вышки сотовой связи, глушилки GPS, подмена GPS-координат. В центре города практически всегда приходится работать в ручном режиме, а на это способно не так много пилотов. А те, кто способен, вполне достойны называться «Операторами небесного кино», а никак не «коптерщиками», или «дронщиками», как их часто называют на площадке, иногда даже забывая упомянуть в титрах.

Планируя полет, крайне важно выбрать правильную точку для взлета и посадки, а в городских условиях не всегда удается встать там, где нужно. Надо быть готовым к изменению траектории полета, потому что в кадре что-то происходит не по плану. Надо быть готовым отработать кадр без лишних поправок и эмоций и по дрону, и по управлению камерой. Важно работать слаженно, четко держать композицию с правильными акцентами в кадре. Иногда у вторых режиссеров возникают сложности с терминологией, бывают комичные ситуации с командами в рацию, особенно когда на съемках присутствуют коптеры, квадрики и дроны на одной смене, так что надо понимать разницу между квадриком, коптером и дроном.
 

Съемки вертолетов МИ-8 для сериала «Ненастье»


Фото: предоставлено Андреем Донцовым
Фото: предоставлено Андреем Донцовым

На съемках фильма «Ненастье» Сергея Урсуляка, для съемки сцены с вертолетами мы использовали дрон «Птенец–1». Перед съемкой мы подробно обсудили все тонкости и нюансы полетов с режиссером, пилотами, операторской группой и пиротехниками. Специально забрались на точку повыше, чтобы нас не снесло потоком воздуха от вертолетов. Разложили дрон и стали ждать команду. В рацию доносится: «Вертолеты взлетают, через пять минут будут у вас». Приближаются две вертушки, и вдруг из одной вылетает огненная противоракетная ловушка с температурой 1000° и летит прямо на нас. Пролетает над нашей машиной, к великому счастью никого и ничего не задев. Этот устрашающий эпизод из моей практики до сих пор периодически снится мне. Так что кино — это всегда риск, иногда риск жизнью.

С растущей популярностью дронов, появилось много энтузиастов, считающих съемку при помощи дронов для кино своим хобби. Естественно, многие продюсеры хотя бы раз пытаются пробовать этих ребят на прочность, предлагая им работу в центре города. От такого заманчивого предложения сложно отказаться. Некоторые даже бесплатно соглашаются, не подозревая, что согласования с ФСО на полет нет, а они превращаются чуть ли не в террористов, усугубляя своим согласием статистику по происшествиям с дронами в городе.
 

Сериал про зомби


В прошлом году на съемках одного сериала произошла дурацкая, но поучительная история. На площадке появился дрон, и нужно было на нем «полетать». Водитель «Газели» вызвался, с большой уверенностью сказав, что он готов летать, если ему доплатят за его работу. Кое-как подняв в воздух беленький дрон, он на всем ходу врезал его в самого себя. Сильных увечий он не получил, но кровищи налил много, ходил как зомби и всех пугал. Каждый должен все-таки своим делом заниматься.
Наверх
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.  
 

Обложка: Wellington Rodrigues

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

20 самых значимых фильмов для операторов

Представляем 20 фильмов ХХ века, которые оказали наибольшее влияние на операторское искусство. Список составлен на основе голосования членов American Society of Cinematographers (Американского общества кинооператоров)

11 января 8088
Мнение

Что не так с «Вторжением»: не тот блокбастер, не те судьбы, не та прическа у Александра Петрова

«Блокбастер человеческих судеб» — так называет в многочисленных интервью свой новый фильм «Вторжение» Федор Бондарчук, также добавляя, что это ни в коей мере не сиквел «Притяжения». Давайте посмотрим, что же не так в этом «несиквеле». И как всегда: внимание, спойлеры!

15 января 3878
Техника

Техника до «Оскара» доведет — 2020

Американская киноакадемия объявила номинантов, а мы по традиции смотрим, какая техника использовалась авторами картин в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа». Бонусом — комментарии операторов о съемках

13 января 3064
Практика

Налет времени, патина и изысканность в костюмах фильма «Звездные войны: Скайуокер. Восход»

О том, как осовременить классическую фантастическую киносагу, «переодеть» кадры с ныне покойной Кэрри Фишер, собрать шлем с помощью старинной японской техники и о многом другом рассказывает художник по костюмам «Звездные войны: Скайуокер. Восход» Майкл Каплан

12 января 2739
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее