Слова

Как хорошо снять материал с коптера?

Выбери соответствующую камеру, согласуй городскую съемку с ФСО и постарайся не упасть: ведущие российские операторы-постановщики и операторы коптера дали ценные советы по осуществлению аэросъемки

  • 10 января
  • 2805
Петр Скопин

Андрей
Донцов

Сериал «Ненастье», фильмы «Лед» и «Про любовь. Только для взрослых»)
Руслан
Прохоров

Фильмы «Кухня. Последняя битва», «Конверт», сериалы «Ивановы-Ивановы» и «Мертвое озеро»
Дмитрий
Савинов

«Птица»
Евгений
Коропцов

Сериалы «Дети», «Ворона» и «Взрыв»
Иван
Поморин

«Нинкина любовь», сериалы «Скорая помощь» и «Доминика»
Татьяна
Маковская (Колядко)

«Вмешательство»

Съемка без дрона — деньги на ветер


За счет своей мобильности и массовой доступности съемка с дрона стала достаточно востребована в современном кинематографе. Когда говорят: «Съемки без дрона — деньги на ветер», это, конечно, не всегда так, но подобные кадры смотрятся эффектно и визуально обогащают картину. Иногда, согласно творческой задаче, мы работаем в интерьерах, но далеко не все они подходят для съемки с дрона. Нужен опыт работы, чтобы понимать, где можно «пролететь», а где лучше сделать тот же кадр, но при помощи другого оборудования. Ведь в кино есть множество разной техники для реализации любых творческих задач.
 

Полеты в интерьере


Первый опыт работы с дроном в интерьере был у меня в 2012 году. Съемка проходила в ГМИИ в честь столетнего юбилея музея. Нужно было снимать с верхней точки красивые кадры в итальянском дворике. Изначально я хотел снимать при помощи телескопического крана, но поскольку с краном в музее бывали прецеденты, директор ГМИИ запретила вносить его в интерьер. Мы решили снимать на дрон. Действо получилось воистину незабываемым: как только наш дрон поднялся в воздух, огромное количество вековой пыли, сигаретные бычки и прочие артефакты вылетали из щелей и с поверхностей экспонатов. Хранительницы музея бегали по залу и ругали нас и наш дрон благим матом. Но когда директор увидела получившиеся кадры, то, восхитившись, разрешила продолжить съемки.

Фото: предоставлено Андреем ДонцовымФото: предоставлено Андреем Донцовым

 

Съемки в городе


Довольно часто съемки проходят в центрах больших городов. Город — не самое безопасное место для полетов на дроне. Чтобы летать в городе, нужно много часов налета, психологическая подготовка и стрессоустойчивость.

Съемки кино — это всегда экстремальная ситуация. И одно дело летать за городом для удовольствия, на выходе получая «что получилось, то и задумали», совсем другое — работать по предварительно поставленной задаче режиссера и выполнять съемку определенных объектов в определенное время. Иногда приходится работать в дождь, снег и при сильном порывистом ветре.

При съемках в городе надо быть предельно аккуратным, ибо, как принято выражаться в киношной среде, «каждый грешник несет свою погрешность в съемочный процесс». Но, помимо этого, еще есть провода, вышки сотовой связи, глушилки GPS, подмена GPS-координат. В центре города практически всегда приходится работать в ручном режиме, а на это способно не так много пилотов. А те, кто способен, вполне достойны называться «Операторами небесного кино», а никак не «коптерщиками», или «дронщиками», как их часто называют на площадке, иногда даже забывая упомянуть в титрах.

Планируя полет, крайне важно выбрать правильную точку для взлета и посадки, а в городских условиях не всегда удается встать там, где нужно. Надо быть готовым к изменению траектории полета, потому что в кадре что-то происходит не по плану. Надо быть готовым отработать кадр без лишних поправок и эмоций и по дрону, и по управлению камерой. Важно работать слаженно, четко держать композицию с правильными акцентами в кадре. Иногда у вторых режиссеров возникают сложности с терминологией, бывают комичные ситуации с командами в рацию, особенно когда на съемках присутствуют коптеры, квадрики и дроны на одной смене, так что надо понимать разницу между квадриком, коптером и дроном.
 

Съемки вертолетов МИ-8 для сериала «Ненастье»


Фото: предоставлено Андреем Донцовым
Фото: предоставлено Андреем Донцовым

На съемках фильма «Ненастье» Сергея Урсуляка, для съемки сцены с вертолетами мы использовали дрон «Птенец–1». Перед съемкой мы подробно обсудили все тонкости и нюансы полетов с режиссером, пилотами, операторской группой и пиротехниками. Специально забрались на точку повыше, чтобы нас не снесло потоком воздуха от вертолетов. Разложили дрон и стали ждать команду. В рацию доносится: «Вертолеты взлетают, через пять минут будут у вас». Приближаются две вертушки, и вдруг из одной вылетает огненная противоракетная ловушка с температурой 1000° и летит прямо на нас. Пролетает над нашей машиной, к великому счастью никого и ничего не задев. Этот устрашающий эпизод из моей практики до сих пор периодически снится мне. Так что кино — это всегда риск, иногда риск жизнью.

С растущей популярностью дронов, появилось много энтузиастов, считающих съемку при помощи дронов для кино своим хобби. Естественно, многие продюсеры хотя бы раз пытаются пробовать этих ребят на прочность, предлагая им работу в центре города. От такого заманчивого предложения сложно отказаться. Некоторые даже бесплатно соглашаются, не подозревая, что согласования с ФСО на полет нет, а они превращаются чуть ли не в террористов, усугубляя своим согласием статистику по происшествиям с дронами в городе.
 

Сериал про зомби


В прошлом году на съемках одного сериала произошла дурацкая, но поучительная история. На площадке появился дрон, и нужно было на нем «полетать». Водитель «Газели» вызвался, с большой уверенностью сказав, что он готов летать, если ему доплатят за его работу. Кое-как подняв в воздух беленький дрон, он на всем ходу врезал его в самого себя. Сильных увечий он не получил, но кровищи налил много, ходил как зомби и всех пугал. Каждый должен все-таки своим делом заниматься.
К списку спикеров
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.  
 

Обложка: Wellington Rodrigues

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

15 фильмов 72-го Каннского кинофестиваля: Тарантино, Джармуш, Рефн и Балагов

С 14 по 25 мая на Лазурном берегу вновь проходит Каннский кинофестиваль. Мы выделили полтора десятка самых любоптных и многообещающих новинок мирового авторского кино

  • 13 мая
  • 2977
Практика

Чем занимается режиссер

Почему чем меньше видно режиссера, тем лучше? Зачем постановщику лезть во все этапы кинопроизводства? Что такое творческий замысел и сколько нужно потратить времени и сил для его воплощения? И зачем тут сравнение с дирижером оркестра?

  • 14 мая
  • 2485
Практика

Как это снято: «Апокалипсис сегодня»

40 лет назад на Каннском кинофестивале одержала победу психоделическая антивоенная эпопея Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня». Лента вошла в историю кино как благодаря безусловным художественным достоинствам, таки и благодаря дикой истории создания. Подробнее обо всем — в нашей статье

  • 20 мая
  • 2155
Практика

Сложности режиссерской работы: как эффективно общаться с актерами

Независимый режиссер Джон Френсис МакКалла обсуждает техники, позволяющие актерам выкладываться на полную

  • 17 мая
  • 2073
Практика

Можно ли использовать простыни как низкобюджетные рассеиватели?

Если ваш бюджет на нуле, а вам нужен рассеянный свет, простыни могут казаться привлекательной альтернативой. Но так ли все просто, рассказывает оператор Льюис Макгрегор

  • 12 мая
  • 1893
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Джорджа Лукаса

Создатель «Звездных войн» и один из крупнейших мировых кинематографистов на днях отметил 75-летний юбилей, в честь чего предлагаем познакомиться с его списком must see картин

  • 19 мая
  • 1885
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее