Слова

«Сложно работать в интерьерах, где нет пространственных возможностей»: оператор Сергей Астахов о фильме «Праздник»

К YouTube-премьере фильма «Праздник» оператор Сергей Астахов делится профессиональным опытом: как снять полнометражное кино за семь дней (без переработок!), достаточно ли одной спички как источника света и почему стоит помнить о правиле «язык экрану не пришьешь»

  • 31 декабря 2018
  • 3783
Павел Орлов

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 
Трейлер фильма «Праздник» (2019)

— Как вы выстраиваете отношения с режиссерами и как работали с Алексеем Красовским на «Празднике»?

— Оператору, прежде всего, нужно уметь работать на режиссера. Эта работа начинается с момента знакомства со сценарием. Потому что если мы не понимаем друг друга на уровне замысла, то не сделаем ничего хорошего. Тем более, когда выяснять что-либо нет времени, как было у нас.

Алексей Красовский на съемках фильма «Праздник» (2019) / Фото: предоставлено Сергеем Астаховым
Алексей Красовский на съемках фильма «Праздник» (2019) / Фото: предоставлено Алексеем Красовским

До «Праздника» мы с Алексеем снимали фильм «Элефант», который нас сблизил, поэтому к новой работе мы пришли, уже зная особенности характера, темперамента и другие важные вещи друг о друге. Работали мы в удовольствие, проблем у меня не было с Алексеем, и, надеюсь, у него не было проблем со мной.

— С чего вы обычно начинаете работу над фильмом и были ли какие-то особенности в подготовке «Праздника»?

— Обычно все начинается с разговоров с режиссером, с читки сценария, с вопросов, которые возникают в процессе. Потом мы ищем интерьеры или натуру. В случае «Праздника» мы искали помещения под сценарий, и так бывает чаще всего. Но, например, Алексей Балабанов писал сценарий по выбранным объектам, что было легче, потому что не надо было выстраивать мизансцены под неудобные условия. После локаций обычно идет набор группы.

Алексей Красовский и Сергей Астахов на съемках фильма «Праздник» (2019) / Фото: предоставлено  Сергеей Астаховым
Алексей Красовский и Сергей Астахов на съемках фильма «Праздник» (2019) / Фото: предоставлено Алексеем Красовским

На «Празднике» были все те же этапы. Отличие в том, что все было достаточно скромно. В том числе интерьер нам нужен был только один, и он должен был соответствовать замыслу сценария и тем мизансценам, которые были определены. Это вызвало большие трудности. У нас были варианты, но в Доме-музее Чистякова мы договорились только за три дня. Пустили нас буквально за шесть часов перед съемкой, так что половину первого съемочного дня мы только готовили интерьер.

— Как вы изменили пространство музея под нужды съемок и как пространство повлияло на вашу операторскую работу?

— Мы вынесли все, что определяло это место как музей-квартиру. Например, витрины, которых не может быть в жилом помещении. Мы не могли менять там занавески, цвет стен. По операторским делам работать, как и всегда в интерьерах, где нет пространственных возможностей, было сложно. Поэтому я рискнул — брал свет от тех светильников, которые были в объекте, и выстраивал мизансцены под существующий свет, то есть бра, люстры. Единственное, чем я дополнил это — рассеивающими средами вокруг приборов, которые были не в кадре, чтобы у портретов не было лишних теней и изображение выглядело хоть как-то. Все потому, что времени пользоваться светом у нас просто не хватало. Можно было бы притащить световые приборы, проблем в этом не было, но с ними мы просто ничего бы не сняли.

На съемках фильма «Праздник» (2019) / Фото: предоставлено Сергеем Астаховым
На съемках фильма «Праздник» (2019) / Фото: предоставлено Алексеем Красовским

Я делал только небольшую подсветку светодиодными панелями. Но она была чисто нюансировочной, чтобы, например, глаза совсем не проваливались. Такие условия ограничивают в творческой работе и требуют некой расторопности. Очень трудно было работать с фонами — стенами, занавесками. Их трудно было отделить по освещению, потому что пространства нет, расстояние минимальное.

— У фильма есть характерное цветовое решение. Как оно формировалось?

— Изначально мы думали снимать в цвете. Мы не стремились снять кино именно таким. Я просто старался выдерживать определенное цветовое решение. Но мы не могли бороться с противным цветом стен грязно-коричнево-красной гаммы и синтетическими зелеными занавесками. Поэтому мы решили пожертвовать характером эстетического цветного изображения и уйти от откровенно цветного кино в некую особую гамму.
Кадр из фильма «Праздник» (2019) / Фото: предоставлено Алексеем Красовским

Кадр из фильма «Праздник» (2019) / Фото: предоставлено Алексеем Красовским

Кадр из фильма «Праздник» (2019) / Фото: предоставлено Алексеем Красовским

Кадр из фильма «Праздник» (2019) / Фото: предоставлено Алексеем Красовским

Кадр из фильма «Праздник» (2019) / Фото: предоставлено Алексеем Красовским

Кадр из фильма «Праздник» (2019) / Фото: предоставлено Алексеем Красовским

Такое решение нам показалось самым подходящим в восприятии этого сюжета — оно не режет глаз, не яркое, не раздражает и его можно смотреть. Черно-белое кино делать не хотелось, потому что в фильме есть масса нюансов с цветом. Например, красные дедморозовские щечки у героя Тимофея Трибунцева.

Есть у нас важный эпизод, где гаснет свет. Мы думали это снять при лампе, что дало бы иную атмосферу, но в силу временного пространства, как сюжетного, так и съемочного, это было сложно. Тогда мы пошли на относительно смелый поступок — все сделали в темноте, а чтобы был некий саспенс, герой зажигает спичку и потом тушит. Вот этот кадр у нас цветной, потому что живой огонь дает красивый золотистый цвет. Кроме того, такое решение «спектакля в темноте» помогло нам сэкономить и съемочное, и экранное время.

Портрет снимался с одной только спичкой. Безусловно, ее можно было бы поддержать другим светом, но со светочувствительностью современных камер это было необязательно и задачи такой не стояло — одной спички вполне хватало для крупного плана Павла Табакова.

На съемках фильма «Праздник» (2019) / Фото: предоставлено Сергеем Астаховым
На съемках фильма «Праздник» (2019) / Фото: предоставлено Алексеем Красовским

— Какую камеру и оптику вы использовали и почему ?

— Камера самая простая — RED Scarlet. Оптика — Standard Prime, объективы 30-летней давности. Для меня в этом нет большой разницы. Кроме того, другие камера и оптика не дали бы принципиально иного качества и не решили бы наши задачи по-другому. Я вообще не вижу принципиальных вещей в выборе камеры и оптики. Они бывают, но редко. Скажем, «Салют-7» я снимал на RED, но с большим разрешением для компьютерной графики, и на Ultra Prime, где та же светосила и оптическая схема, а отличается только оправа.

На съемках фильма «Праздник» (2019) / Фото: предоставлено Сергеем Астаховым
На съемках фильма «Праздник» (2019) / Фото: предоставлено Алексеем Красовским

— Какая потребовалась операторская группа для такого небольшого проекта, и как она собиралась?

— На большие проекты команда собирается по возможности из людей уже знакомых и проверенных. Но если проект такого рода, как «Праздник», когда группа нужна всего на несколько дней, приглашаются те люди, у которых просто есть время и возможность. Впрочем, и на «Празднике» работали все люди известные, в умениях которых я не сомневался. Обязанности фокус-пулера и механика совмещал Даня Невский, Сережа Афандеев был светотехником и еще был дольщик Леша Тетерев.

На съемках фильма «Праздник» (2019) / Фото: предоставлено Сергеем Астаховым
На съемках фильма «Праздник» (2019) / Фото: предоставлено Алексеем Красовским

— Как на вашей работе отразилось ограниченное время съемок? Что нужно учитывать оператору в таких сжатых условиях?

— Отразилось благоприятно. Мы просто работали семь дней подряд по двенадцать часов. Без переработок. Все четко — в восемь начинали и в восемь заканчивали. При планировании просто старались распределять задачи рационально. В условиях ограничения средств и времени нужно четко понимать, что тебе нужно сделать и что ты можешь сделать и, соответственно, не делать то, чего ты сделать не можешь, потому что это отнимет время. В моем случае еще опыт помогает преодолевать неожиданности и предусматривать их.

На съемках фильма «Праздник» (2019) / Фото: предоставлено Сергеем Астаховым
На съемках фильма «Праздник» (2019) / Фото: предоставлено Алексеем Красовским

— Что для вас было самым большим вызовом на этой картине?

— Сама эта ситуация, когда тебе нужно снять более чем часовую картину за семь дней. Не то чтобы это для меня новость — с подобными задачами я уже справлялся. Однако это довольно необычная проблема. Это не то же самое, что снимать, условно говоря, двадцать дней в декорации с возможностью работать со светом, мизансценами и так далее. Но мы не знаем, какой был бы фильм в других условиях. Поэтому в нашей ситуации я понимаю, что могу заслужить некую вполне обоснованную критику в отношении картинки. Но у операторов моего поколения есть такая поговорка: «Язык экрану не пришьешь».

Какой смысл объяснять, что у тебя не было каких-то возможностей? Зрителю все равно, что там у тебя было. Он видит то, что есть на экране, и из этого оценивает. Я это право не собираюсь ни у кого отнимать, как и не собираюсь объяснять, что не было денег, не было времени. В конце концов мы изначально делали это кино, зная, что возможно что-то потеряем в изображении.
 

Фильм «Праздник» можно посмотреть на YouTube-канале режиссера Алексея Красовского с 31 декабря 2018 года. Картина будет доступна бесплатно в 15.00. 
 

Обложка: на съемках фильма «Праздник» (2019) / Фото: предоставлено Алексеем Красовским

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 самых длинных художественных фильмов в истории кино

Продолжительность фильма в 1,5-2,5 часа давно считается стандартной, однако есть примеры гораздо более длинных картин. Вспоминаем фильмы-рекордсмены хронометража и разбираемся, зачем некоторым авторам нужны «дистанции» в 4, 10, а то и 13 часов   

  • 9 июля
  • 9073
Практика

Приемы: Эффект Кулешова

Как между двумя неравными по значению кадрами возникает новый смысл, что оказывает на зрителя наибольшее эмоциональное воздействие и почему монтаж важнее самой блистательной актерской игры — вспоминаем суть эффекта Кулешова

  • 8 июля
  • 4783
Практика

Как это снято: «Антихрист»

Депрессия, слоу-моушн, членовредительство, муляжи, порно-дублеры и актерский экстрим — к 10-летию «Антихриста» Ларса фон Триера вспоминаем, как создавалась одна из самых жутких картин XXI века

  • 7 июля
  • 3866
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Люка Бессона

Пускай новые фильмы Люка Бессона не идут ни в какое сравнение с его классикой, вроде «Леона» или «Пятого элемента», зато список любимых картин режиссера действительно заслуживает внимания: от шедевров анимации и блокбастеров до европейского арт-хауса и американского социального кино

  • 13 июля
  • 2075
Практика

Как это снято: «С широко закрытыми глазами»

20 лет назад на экраны вышел последний и самый спорный фильм Стэнли Кубрика. Погружаемся в непростую историю создания картины и изучаем ее особенности: рекорд съемочного периода, сюр, гирлянды и «мертвая» технология рир-проекции

  • 16 июля
  • 1843
Практика

Тритмент: как написать, чтобы его прочли

Разбираемся, что такое тритмент, как его правильно написать и оформить, каких ошибок при создании стоит избегать и как с его помощью продать будущий сценарий

  • 14 июля
  • 1688
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее