Слова

Как написать сценарий для анимационного фильма?

Создавай в кадре волшебство, но не перебарщивай с метафорами, пиши короче и точнее, и главное — учитывай возраст аудитории: российские сценаристы об особенностях анимационных сценариях и их отличиях от сценариев игровых фильмов

  • 28 декабря 2018
  • 1098
Петр Скопин

Алексей
Сашин

«Маланья», «Жить» и «Солдатики»
Миша
Сафронов

«Летающие звери», «Малыши» и «Машинки»
Андрей
Канивченко

«Древняя сказка про героев», «Под кронами деревьев» и «Северные сказки»
Иордан
Кефалиди

«Смешарики: Пин-код», «Лео и Тиг» и «Барбоскины»
Ярослав
Косинов

«Летающие звери», «Машинки» и «Малыши и летающие звери»
Константин
Федоров

участие в работе над анимационным фильмом «Мой дедушка был вишней»

Сценарист — профессия зависимая. Работая для кино или для телевидения, ты всегда зажат между собственным ремеслом и бюджетом. И бюджет, как штука конкретная, почти всегда бьет творчество. Ну, или, скажем помягче — перевешивает — мы вычеркиваем ядерный взрыв, вписывая в текст отблеск пламени на искаженном ужасом лице героини.

Это я к тому, что на первый взгляд кажется: уж в анимации-то нас ждет настоящая свобода! Тут хоть собак в космос, хоть дядю Федора в Простоквашино! Кажется, что как напишешь, так и нарисуют.

Ни фига! Своих собственных правил тут предостаточно. Начиная c того, что сильнее смысла нужны гэги, нужно действие. Парадоксально звучит, но на сценарном уровне анимация это более концентрированное кино, чем то, что мы ваяем обычно. Диалоги — короче и точнее. Ремарки ярче и разнообразнее. Но интересное начинается дальше. Оказывается, в анимации применяются несколько принципиально разных техник. Я лично сталкивался с двумя.

В одной (маслом по стеклу) и правда все возможно, и делается глубоко, с замахом на вечность, но очень долго. В другой (перекладка) все быстро, но на выходе у нас странно дергающиеся персонажи, на которых мучительно смотреть и неловко предъявлять детям (особенно — собственным). При этом в обоих случаях лично ты все сделал по науке: композиция — звенит, диалоги — кратки и изящны, причинно-следственная связь потрясающе логична. Ты выложился как на экзаменах во ВГИК. Или даже сильнее. Но искусство в технике перекладки невозможно.

Фото: Flickr
Фото: Flickr

Я уже не говорю про то, что никто не отменял продюсерское видение проекта. В анимации оно, скажем так, чуть менее профессиональное, чем в кино или на телевидении. Претензии к сценарию могут на уровне «не нравится, а нужно, чтоб нравилось». Будьте готовы, что продюсеры в анимации не оперируют понятиями «решение персонажа» или «решение сцены», будьте готовы максимально понятно объяснять им, что именно вы сделали и почему результат называется «сценарий». И в конце концов, общий язык всегда находится и утвержденный сценарий попадает к режиссеру…

Если говорить о режиссерах, работающих в анимации, то я заметил, что у всех (а может — это только мне шесть раз подряд так везло?) существуют серьезные авторские амбиции. Режиссеры (часто — они же и главные художники фильма), утвердив эскизы и раскадровку, исчезают, присылая раз в полтора месяца все более и более увеличивающийся в хронометраже мультфильм. Работа идет год-другой. Минуту качественного мультфильма небольшая студия делает в среднем месяц.

Если повезет, и режиссер окажется по-настоящему глубоким, у тебя в фильмографии может оказаться классный фильм. Мне повезло: я в титрах мультфильма «Маланья», который почти шедевр. Но я никогда не забуду, что режиссер «Маланьи» позволил себе не снять две сцены, аргументировав тем, что «у меня и так уже есть 15 минут».
 
Мультфильм «Маланья» (2014)

Но одно дело, когда режиссер чего-то не снимает. Ясно, что в хороших сценариях есть запас прочности и проект не ляжет. Бывает и другое: режиссер может, не посоветовавшись, придумать какую-то свою сцену, потратить полтора месяца на ее изготовление и прислать ее, уже поставив в монтаж.

В моем фильме «Жить» произошел именно такой случай. В монтаж была поставлена сцена со всеми ошибками на свете: без действия, без конфликта, еще и построенная на одном только диалоге. Убрать эту сцену из монтажа не позволяло времени и финансы. Но самое страшное — без этой сцены фильм оказался бы короче заявленного хронометража. В конце концов пришлось решать проблемы сцены на озвучании, когда осмысленные, конфликтные, новые фразы вкладывались в анимированные для других слов рты персонажей. Работа ювелирная. Если бы не высококлассные артисты, «швы» этой работы остались бы видны.
 
Мультфильм «Жить» 

В работе сценаристов для анимации минусов хватает. Так, за сценарии мультфильмов платят на порядок меньше, чем на сериалах. Но плюсы перевешивают. Ремесло ремеслом, а на выходе каждый, кто делал мультфильм, шлет привет собственному детству. Мол, я жив! Я чувствую!
К списку спикеров
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 

Обложка: кадр из мультфильма «Смешарики»



 


Комментарии

Комментариев: 1

Странно, что никто не упомянул педагогическую составляющую мультфильма — это по сути основа всей советской анимации. 

Смотрите также

Популярное
Практика

Должен ли костюм в историческом кино быть аутентичным

Художник по костюмам Ирина Жигмунд — о том, должен ли костюм в историческом фильме соответствовать музейным образцам или художник может проявить художественную фантазию

  • 11 января
  • 6461
Обзоры

14 основных видов драматургической композиции

Важнейшая вещь, необходимая как для создания фильма, так и для его понимания — композиция драматургии. Разберем, какие основные ее формы сегодня чаще всего встречаются в кино

  • 14 января
  • 6292
Практика

Определят ли квантовые сенсоры будущее видеосъемки

Работа над созданием квантовых сенсоров для видеокамер в самом разгаре. Что же несет новая технология?

  • 13 января
  • 3102
Обзоры

В одну реку дважды: 10 голливудских ремейков хитов мирового кино

К выходу голливудской версии знаменитой французской комедии «1+1» вспоминаем другие случаи, когда американские студии адаптировали мировые хиты: как при этом меняются оригинальные истории и какие ремейки принесли успех, а каких лучше бы не было

  • 12 января
  • 2799
Практика

Как сделать движение камеры оправданным

Динамичная камера помогает рассказать историю визуально и сделать фильм динамичнее. Но почему иногда активные передвижения могут показаться излишними?

 

  • 10 января
  • 2667
Практика

Еда в кино: как подать блюдо в кадре

Насколько свет меняет внешний вид продуктов? Почему иногда полезно нарушить идеальную композицию блюда? Разбираемся, какие приемы важны для съемки еды, и почему она выглядит аппетитно у Лассе Халльстрема и Софии Копполы и неприятно у Питера Гринуэя и Йоргоса Лантимоса

  • 9 января
  • 2303
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее