Техника

Fujinon MK 18-55mm и MK 50-135mm: снимаем концерт Манижи в «Известия Hall»

Оператор Никита Луппов подробно разобрал, как объективы Fujinon показали себя на  съемках фильма 1147 Productions о концерте певицы Манижи. Без внимания не остались ни кольца, ни засветы линз, ни общая сборка корпуса. А в конце статьи — бекстейдж, где все можно увидеть своими глазами

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

О лабораторных тестах объективов Fujinon MK 18-55mm и MK 50-135mm читайте в статье преподавателя кинооператорского факультета ВГИК Петра Мудренова.
 

Что делали


Объективы Fujinon мы решили протестировать на съемках документального фильма Collage Manizha’s — о концерте певицы в «Известия Hall». Работали с Sony FS7. Одна камера с объективом MK 18-55mm была на крупных планах и деталях, все время находилась в непосредственной близости от героини. Обычно оптика была на 18mm, чтобы изображение не сильно тряслось, тем более нужно было много бегать.
На съемках документального фильма Collage Manizha’s / Фото: Анна Грушо

На съемках документального фильма Collage Manizha’s / Фото: Анна Грушо

Вторая камера работала с объективом Fujinon MK 50-135mm — оператор, конечно же, с ней не бегал, он собирал детали, эмоции, крупные планы, снимал сцену издалека.

Внешние параметры


Первое, что мне понравилось у этих объективов, — идентичная геометрия корпуса. Когда целый день работаешь с камерой, привыкаешь к кольцам объектива. Рука приспосабливается к определенному расположению, привыкать к другому при смене оптики — это трата времени. Тут такой проблемы нет за счет идентичности.
На съемках документального фильма Collage Manizha’s / Фото: Анна Грушо

На съемках документального фильма Collage Manizha’s / Фото: Анна Грушо

На съемках документального фильма Collage Manizha’s / Фото: Анна Грушо

На съемках документального фильма Collage Manizha’s / Фото: Анна Грушо

На съемках документального фильма Collage Manizha’s / Фото: Анна Грушо

На съемках документального фильма Collage Manizha’s / Фото: Анна Грушо

У объективов четыре кольца, три из которых основные и одно дополнительное. Основные кольца — это диафрагма, трансфокатор и фокус. Дополнительное — меняет минимальную дистанцию фокусировки на макрорежиме, на который мы переключаемся, если хотим снимать близко. Кольца работают плавно, точно и при этом мягко крутятся. Думаю, с ними справится любой привод. У нас на съемках объектив Fujinon MK18-55mm был с приводом кольца трансфокации — подключали напрямую к ручке камеры, на которой стояла «клавиша-качель». Этот объектив мы использовали с возможностью плавной трансфокации, но также приводы можно подключать к диафрагме и фокусу. Ход кольца фокусировки не очень длинный — его можно выкрутить в один поворот кисти. То же у диафрагмы. И ее можно закрыть полностью. Это может пригодиться, если ты случайно направил камеру на солнце и нужно защитить матрицу от выгорания.
На съемках документального фильма Collage Manizha’s / Фото: Анна Грушо

На съемках документального фильма Collage Manizha’s / Фото: Анна Грушо

На съемках документального фильма Collage Manizha’s / Фото: Анна Грушо

На съемках документального фильма Collage Manizha’s / Фото: Анна Грушо

На съемках документального фильма Collage Manizha’s / Фото: Анна Грушо

На съемках документального фильма Collage Manizha’s / Фото: Анна Грушо

На съемках документального фильма Collage Manizha’s / Фото: Анна Грушо

На съемках документального фильма Collage Manizha’s / Фото: Анна Грушо

Оптика Fujinon адаптирована для систем стабилизации. При смене настроек объектива его геометрия не меняется, центр масс не смещается. То есть мы один раз настроили объектив на системе стабилизации — и после этого можно работать без сбоев даже при смене объектива 18-55mm на 50-135mm и обратно.

Из минусов — объектив полностью мануальный. У него отсутствует система индикации, какие-либо электронные датчики. На съемках я столкнулся с тем, что глядя в кадр, не вижу, сколько у меня осталось трансфокатора, какая у меня диафрагма, где у меня фокус. В телевизионных объективах я привык к тому, что вся индикация на экране.
 

Байонет


На съемках документального фильма Collage Manizha’s / Фото: Анна Грушо
На съемках документального фильма Collage Manizha’s / Фото: Анна Грушо

У объективов Fujinon MK 18-55mm и Fujinon MK 50-135mm стандартный байонет E-mount, существующий только на камерах Sony. Подходящих моделей немного, но это одни из самых популярных, которые используются в современном репортаже и низкобюджетном кино. Самая главная уязвимость байонета в том, что он не затягивается, обычно на защелке. Но за счет того, что объективы достаточно легкие, ощущения люфта не возникает. Кстати, есть камера SonyFS7 II, где сделан байонет E на зажиме.
 

Изображение

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

A post shared by MANIZHA (@manizha) on

Тизер фильма Collage Manizha’s. Релиз в январе 2019 года

Первое, что я заметил: когда в объектив 18-55mm попадает боковой свет на фронтальную линзу, появляется засветка. Но не на всех фокусных расстояниях. При 18mm почти нет, но при увеличении фокусного расстояния примерно на 30-55mm интенсивность засветки увеличивается. Кадр начинает покрываться пеленой. Лично мне эта пелена понравилась — она дает определенный художественный флер, изображение кажется немного задымленным. Впрочем, засветку можно легко регулировать, например, отсекая рукой или флажком. На объективе 50-135mm засветка тоже замечена, но проявлялась в меньшей степени. Иногда на съемке мы даже намеренно ставили камеру ближе к прибору, чтобы засветка усилилась в кадре.

На съемках документального фильма Collage Manizha’s / Фото: Анна Грушо
На съемках документального фильма Collage Manizha’s / Фото: Анна Грушо

Преимущество и одновременно недостаток объективов — светосила. Она составляет 2.9. Чтобы снять художественное изображение с сильным размытием фона, этого обычно маловато. Размытие есть, но оно скорее телевизионное, а не художественное. Зато при этой светосиле всегда есть возможность легко настроить фокус на объект, потому что у тебя большая глубина резкости. Это хорошо, когда объект в кадре сильно движется.

На съемках документального фильма Collage Manizha’s / Фото: Анна Грушо
На съемках документального фильма Collage Manizha’s / Фото: Анна Грушо

Дисторсии у объективов приятные. Я не заметил изгибов и других искажений кадра при каких-либо условиях. Так что за дисторсию я бы поставил пять. Также не замечено было хроматических аберраций. Впрочем, с учетом того, что самая открытая диафрагма это 2.9, было бы странно, если бы хроматические аберрации полезли. У объективов есть возможность держать фокус на трансфокации.

На съемках документального фильма Collage Manizha’s / Фото: Анна Грушо
На съемках документального фильма Collage Manizha’s / Фото: Анна Грушо

Если говорить о цветопередаче, то оптика достаточно естественно передает цвета кожи, искажения по оттенкам я не заметил. Мы много снимали в темных помещениях, все лица в кадре были нормальные.

Фуджинон выпускает линейку дорогих кинообъективов Cabrio. Модели из серии МК, относительно Cabrio, недорогие и доступны как небольшим продакшн-компаниям, так и видеографам.

На съемках документального фильма Collage Manizha’s / Фото: Анна Грушо
На съемках документального фильма Collage Manizha’s / Фото: Анна Грушо

У MK объективов нет встроенного оптического стабилизатора, но при этом изображение не болталось, когда мы бегали. Это говорит о том, что вся система линз, которая находится внутри, стоит очень крепко.
 

Для каких съемок подойдет


На съемках документального фильма Collage Manizha’s / Фото: Анна Грушо
На съемках документального фильма Collage Manizha’s / Фото: Анна Грушо

Я думаю, что идеальный формат этих объективов — это документальное кино. При широком фокусном разбросе они очень компактные. Фокусное расстояние от 18mm до 135mm умещается в два объектива весом меньше килограмма каждый. То есть два килограмма в рюкзаке для того, чтобы уехать, например, в Сибирь и снять там фильм — этого вполне достаточно. Также объективы подходят для репортажно-концертной съемки. Правда, я не уверен, существуют ли экстендеры под такие объективы, потому что на концерте иногда нужно больше, чем 135mm. Тем не менее повесить такую оптику на кран или систему стабилизации — очень легко и удобно. Также эта оптика подойдет для историй с короткометражным и студенческим кино. Тем более что Sony Alpha 7SII — это, мне кажется, самая популярная камера, среди студентов киновузов.

Бекстейдж документального фильма Collage Manizha’s 

Полное описание объективов и технические характеристики вы сможете узнать из каталога МК в pdf.
 

Обложка: На съемках документального фильма Collage Manizha’s / Фото: Анна Грушо

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 478
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 401
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2079
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2026
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1064
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1371
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее