Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров

Как и в драматургии, в кино нет плохих, «притянутых за уши» или просто банальных историй. Зато много банальных рассказчиков. Более того, именно умение рассказать простую историю и есть признак настоящего мастера.

Шекспир почерпнул сюжет нетленного «Гамлета» в «Деяниях данов». Маленькая новелла Чаянова вдохновила Булгакова на «Мастера и Маргариту». Разве публике есть дело, что «В джазе только девушки» — это ремейк немецкой комедии «Фанфары любви», который в свою очередь основан на одноименной французской комедии? Посмотрев оригинальный фильм больше 40 раз, Билли Уайлдер назвал французские «Фанфары» «неописуемо ужасным» фильмом, а затем взял его сюжет и сделал лучшую комедию всех времен и народов по версии киноакадемии США.
 
Сцена из фильма «Фанфары любви» (1951)

Чем сложнее и экстравагантнее ваша история, тем сложнее ее путь к сердцам зрителя. А стилистика — это самый сложный экзамен на профпригодность, который заваливают даже маститые режиссеры и сценаристы, удостоенные самых высоких премий и наград.
 

Что случается без стилистики


Кто из зрителей вспомнит фильм 2014 года «Игра в имитацию»? А ведь он получил высокие оценки критиков, рейтинг 90% на Rotten Tomatoes на основе 217 рецензий, десятки номинаций самых престижных премий. Не помог даже супермодный актерский кастинг с Бенедиктом Камбербэтчем в роли Алана Тьюринга и Кирой Найтли в роли Джоан Кларк.
 
Трейлер фильма «Игра в имитацию» (2014)

Картину же 2001 года «Игры разума» помнят и обсуждают в сетях по сей день. Именно потому, что у фильма есть своя собственная уникальная стилистика, а в «Игре в имитацию» ее создать не удалось.

Как мы уже говорили в прошлой статье, стилистика появляется из концепции. Чтобы получить концепцию, нам нужна история. К примеру:

«История о том, как персонаж А изобрел первый в мире компьютер».

Кадр из фильма «Игра в имитацию» (2014) / Фото: The Weinstein Company
Кадр из фильма «Игра в имитацию» (2014) / Фото: The Weinstein Company

«История о том, как персонаж В получил Нобелевскую премию за новаторские открытия в области теории игр».
 
Кадр из фильма «Игры разума» (2001) / Фото: DreamWorks Pictures
Кадр из фильма «Игры разума» (2001) / Фото: DreamWorks Pictures

Какая история более интересна и понятна зрителю на уровне сюжета?

Разумеется, история об изобретателе компьютера звучит захватывающе. Сценарии и того и другого фильма были представлены на уровне. Но любые проблемы со стилистикой всегда начинаются с концепции истории.
 

Концепция «Игры в имитацию»


Алан Тьюринг совсем одинок, как часто бывает с гениями. Единственный близкий ему человек, Кристофер, умер, когда они были еще детьми. Одиночество убивает Алана, потому он создает первую в мире аналитическую машину, назвав ее «Кристофер».

Кадр из фильма «Игра в имитацию» (2014) / Фото: Jack English/The Weinstein Company
Кадр из фильма «Игра в имитацию» (2014) / Фото: Jack English/The Weinstein Company

Кажется, все просто. Концепция получает развитие с первой же сцены: полиция расследует дело об ограблении одинокого профессора, но Тьюринг уверяет инспектора полиции, что он не пострадал. Полицейские уходят. Начало истории работает, зритель хочет больше узнать о загадочном профессоре.

Кадр из фильма «Игра в имитацию» (2014) / Фото: Jack English/The Weinstein Company
Кадр из фильма «Игра в имитацию» (2014) / Фото: Jack English/The Weinstein Company

Но после этого зритель оглушен: ни с того ни с сего история совершает прыжок в 1939 год. Переполненный вокзал военного времени, газеты с тревожными заголовками и торжественный голос по радио сообщает: «Посол Британского правительства направил ноту Германии. Теперь наши страны находятся в состоянии войны». Затем идут кадры хроники Второй мировой, разрушая камерный настрой фильма.

Кадр из фильма «Игра в имитацию» (2014) / Фото: The Weinstein Company
Кадр из фильма «Игра в имитацию» (2014) / Фото: The Weinstein Company

Наш герой, профессор математики Алан Тьюринг, оказывается в кабинете первого директора спецслужбы Деннистона и заявляет, что может взломать код Энигмы, а значит — выиграть войну. Деннинг вслух знакомится с громким послужным списком 26-летнего Алана Тьюринга, наш герой немного стесняется.

Кадр из фильма «Игра в имитацию» (2014) / Фото: The Weinstein Company
Кадр из фильма «Игра в имитацию» (2014) / Фото: The Weinstein Company

Зритель окончательно сбит с толку: то ли он смотрит камерную автобиографическую историю о том, как Алан Тьюринг создал чудо-машину и назвал ее «Кристофер», то ли историю о том, как Давид сразил Голиафа. Энергичные кадры военной хроники, вокзал военного времени, чудак-профессор, способный остановить Гитлера — все это, безусловно, работает на историю о Давиде и Голиафе.

Кадр из фильма «Игра в имитацию» (2014) / Фото: The Weinstein Company
Кадр из фильма «Игра в имитацию» (2014) / Фото: The Weinstein Company

Всего за 8 минут 47 секунд съемочная группа с режиссером Мортеном Тильдумом во главе умудрилась разрушить концепцию и стилистику прекрасной истории. И до самого финала они так и не определились, какую же именно историю хотят рассказать

В результате, в «Игре в имитацию» можно найти все: от советских шпионов до забавного предложения руки и сердца. Все, кроме продуманного стилистического ряда.

Кадр из фильма «Игра в имитацию» (2014) / Фото: The Weinstein Company
Кадр из фильма «Игра в имитацию» (2014) / Фото: The Weinstein Company

Интересно, что даже критики не заметили в «Игре в имитацию» никакого подвоха, но зрителя обмануть нельзя — фильм не получил и половины той популярности, которую получила картина «Игры разума».
 

Концепция «Игры разума»


Чудаковатый молчун Джон Нэш из глубинки уверен в своей гениальности. Осталось лишь донести эту простую мысль до всех окружающих, добиться признания. А для исключительного человека добиться признания — это способ вписаться в окружающий мир. Удастся ли найти свое место в жизни нашему герою, если его готов предать собственный разум?
 
Трейлер фильма «Игра разума» (2001)

Идут вступительные титры. Профессор Пристонского университета приветствует новых студентов:

«Математики выиграли войну. Математики разгадали шифры японцев... и сконструировали атомную бомбу. Такие же математики, как вы. СССР хочет установить коммунизм на всем земном шаре. В медицине и в экономике... в технике и в космосе... каждый день появляются тысячи новых задач. Чтобы победить, нам нужны результаты... конкретные результаты, которые можно опубликовать. Кто из вас станет новым Морзе? Новым Эйнштейном? Кто из вас возглавит борьбу за демократию... за свободу, за новые открытия? Сегодня мы вверяем вам будущее Америки. Добро пожаловать в Принстон, молодые люди».

Кадр из фильма «Игры разума» (2001) / Фото: DreamWorks Pictures
Кадр из фильма «Игры разума» (2001) / Фото: DreamWorks Pictures

Камера тем временем медленно, но верно надвигается на Рассела Кроу в роли Джона Нэша. Джон Нэш улыбается. Никаких биографических данных о нобелевском лауреате, никаких блестящих резюме. Но Джон улыбается. Он точно знает, кто из присутствующих станет новым Эйнштейном.

Мартин Хэнсен, соперник Нэша в Принстоне, приняв гениального Нэша за официанта, просит того налить ему пунша. Нэш разносит в пух и прах его работы и сообщает, что он с математической точки зрения может объяснить, почему галстук Мартина Хэнсена — сплошная катастрофа.

Кадр из фильма «Игры разума» (2001) / Фото: DreamWorks Pictures
Кадр из фильма «Игры разума» (2001) / Фото: DreamWorks Pictures

Так, шаг за шагом, раскрывается концепция «Игры разума». Вот лучший друг Нэша, который тащит его на танцы, напоминает ему, что необходимо поесть. Вот появляются вырезки из газет, тени в переулке за домом.

Несмотря на то, что история профессора Нэша сложнее и его достижения и научные работы понятны далеко не каждому, сюжет нашел куда больший отклик в сердцах зрителей, чем история Алана Тьюринга. Все благодаря потрясающей стилистике фильма, в которой каждый визуальный элемент, каждый диалог и монолог, каждый шаг персонажа работает на концепцию.

Кадр из фильма «Игры разума» (2001) / Фото: DreamWorks Pictures
Кадр из фильма «Игры разума» (2001) / Фото: DreamWorks Pictures

Когда в фильме появляется стилистика — он обретает суперсилу. Впрочем, с силой приходит и ответственность. И на протяжении всего проекта, каким бы он ни был, вам придется использовать тот узнаваемый стилистический ряд, который вы создали в самом начале.

И неважно, идет ли речь о двух часах полнометражного фильма или 50-60 годах успешной франшизы. Джеймс Бонд уже дедушка, а мартини, гонки и красивые женщины все еще с ним.
 

Обложка: кадр из фильма «Игра в имитацию» (2014) / The Weinstein Company

 

Комментарии

Комментариев: 7

Админ. У вас не работает редакитрование коментария.

То что вы не слышали "Игру в имитацию" не делает "Игру разумов" лучшим. Посмотрите потом судите. Может вы просто решили поддержать автора, может вы просто любите ее, знаете ее. 

Ну вот я зритель. Обожаю Игры разума, а про Игру в имитацию в первый раз слышу. Автор привел конкретные цифры рейтинга, а вы спорите на уровне "все мои друзья любят Димы Билана".
Aliya Haqverdi
Автор привёл цифры рейтинга, а потом написал, но несмотря на эти цифры некий метафизический зритель предпочитает один фильм второму. Очень профессионально. О несостоятельности термина «стилистика» применительно к жанровой выдержанности  даже начинать говорить не хочется. Безграмотная статья доморощенного теоретика.

Не стоит говорить за зрителя, Марина. Если вас оглушает вдруг временной скачок в 39 год, это не значит, что все такие же как вы. «Игра в имитацию» в разы сильнее и популярнее у зрителей фильм, чем «Игры разума» тот помнят только потому что когда-то дали Оскар. 
Майор Оцелот
Также, драмматургия и сюжеты тогда слабее были. Сейчас возможно, если этот фильм вышел, он проиграл на фоне других. 

Не правда. Игру разумов не очень то помнят до наших дней. Помнят только самого Рассела Кроу. А Игра в имитацию вполне зрелищный и интересный фильм. Стилистика не причем. В нем есть мощная сценарная структура и не ожиданный конец. Вам ненравится какраз таки изза этого, изза того что якобы победу принесли британцы. Политика политикой но сценарий изобретательный. А вот игры разумов скучна если сравнивать с Тюрингом.

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Девчата»

Рассказываем, как снимался один из самых популярных советских фильмов, не теряющий своего шарма до сих пор. Комедия Юрия Чулюкина «Девчата» могла стать одной из многих производственных мелодрам в стиле соцреализма, но превратилась в нечто большее

11 ноября 39146
Практика

Как это снято: «Сонная Лощина»

«Сонной Лощине» Тима Бертона 20 лет. Приглашаем отправиться в это заколдованное место и разобраться, как там все устроено, включая сказочный канон, «естественный экспрессионизм», оммажи и другие чудеса

16 ноября 4774
Обзоры

Истории с продолжением: 10 сиквелов, ждать которых нам пришлось много лет

На экраны вышел «Доктор Сон» — продолжение знаменитого «Сияния». Может ли новая история быть лучше оригинала, особенно когда фильмы разделяют годы? Вспоминаем 10 сиквелов последних лет, ждать которых зрителям пришлось очень долго

9 ноября 2092
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее