Слова

Когда оператору стоит применять оптические фильтры?

Стать ближе к Микеланджело, сформировать особую творческую концепцию картины и продлить аналоговую эпоху: российские операторы рассказали, почему они продолжают использовать оптические фильтры

  • 14 декабря 2018
  • 2451
Петр Скопин

Кирилл
Клепалов

«Я худею», «Дурак», «Майор», сериал «Ольга»
Евгений
Коропцов

Сериалы «Дети», «Ворона» и «Взрыв»
Всеволод
Каптур

«Хардкор», «Да и да», сериалы «Школа» и «Краткий курс счастливой жизни»
Олег
Ефремов

Документальный фильм «Пацанки 2. Жизнь после проекта»,
 реалити-шоу «Невеста для M-Band»
Юлия
Галочкина

«Городские птички», «Семь ужинов»
Александр
Тананов

«Холодно», «Гуляй, Вася» и «Все и сразу»

Сейчас я пользуюсь оптическими фильтрами заметно реже. Многое зависит от выбора камеры.

Самые популярные и необходимые фильтры — это ND-фильтры (Neutral-density filters, или фильтры с нейтральной плотностью — прим. tvkinoradio.ru). Они позволяют изменять количество экспозиции, если оператор выбрал камеру с внутренними ND-фильтрами.
 
  • ALEXA Mini (три встроенных фильтра: 0.6; 1.2 и 2.1);
  • Canon C300/C500/C700 (пять встроенных фильтров);
  • Sony FS 7 (вариативный ND, позволяет устанавливать значение плотности фильтра вращением диска). Я использую ND 0.3, чтобы точнее корректировать экспозицию и оставаться в комфортном значении диафрагмы для нужной глубины резкости.

Если же ваша камера без встроенных фильтров, как, например, ALEXA XT, RED Epic и Blackmagic, то понадобится комплект из 4-6 штук разной плотности.

Фильтр, без которого не обойтись никогда — это поляризационный фильтр. Он позволяет регулировать экспозицию бликов, контролировать коэффициент отражения и наилучшим образом экспонировать небо. Диффузионные фильтры Pro-Mist, Diffusion, FX, Satin, и другие делают область кадра менее детализированной в тенях, светах или скинтоне.

На фильме «Я худею» мы активно использовали фильтр Black Diffusion, снимая на Canon C700 и ALEXA Mini с оптикой Cooke Anamorphic. Изображение в центре кадра получалось детализированное, а по направлению к краям кадра становилось мягче. И нам хотелось оптически минимизировать детали, которые были освещены меньше, но все равно «торчали». Black Diffusion превратил их в кашицу без ярко выраженного рельефа и фактуры. Не советую использовать этот фильтр, если вы недоэкспонировали кадр и планируете поднимать экспозицию аппаратно на посте: Black Diffusion важно применять лишь тогда, когда вы уверены в контрасте экспонируемого изображения.
К списку спикеров
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.  
 

Обложка: Milada Vigerova

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 самых длинных художественных фильмов в истории кино

Продолжительность фильма в 1,5-2,5 часа давно считается стандартной, однако есть примеры гораздо более длинных картин. Вспоминаем фильмы-рекордсмены хронометража и разбираемся, зачем некоторым авторам нужны «дистанции» в 4, 10, а то и 13 часов   

  • 9 июля
  • 9047
Практика

Приемы: Эффект Кулешова

Как между двумя неравными по значению кадрами возникает новый смысл, что оказывает на зрителя наибольшее эмоциональное воздействие и почему монтаж важнее самой блистательной актерской игры — вспоминаем суть эффекта Кулешова

  • 8 июля
  • 4728
Практика

Как это снято: «Антихрист»

Депрессия, слоу-моушн, членовредительство, муляжи, порно-дублеры и актерский экстрим — к 10-летию «Антихриста» Ларса фон Триера вспоминаем, как создавалась одна из самых жутких картин XXI века

  • 7 июля
  • 3859
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Люка Бессона

Пускай новые фильмы Люка Бессона не идут ни в какое сравнение с его классикой, вроде «Леона» или «Пятого элемента», зато список любимых картин режиссера действительно заслуживает внимания: от шедевров анимации и блокбастеров до европейского арт-хауса и американского социального кино

  • 13 июля
  • 2069
Практика

Как это снято: «С широко закрытыми глазами»

20 лет назад на экраны вышел последний и самый спорный фильм Стэнли Кубрика. Погружаемся в непростую историю создания картины и изучаем ее особенности: рекорд съемочного периода, сюр, гирлянды и «мертвая» технология рир-проекции

  • 16 июля
  • 1822
Практика

Тритмент: как написать, чтобы его прочли

Разбираемся, что такое тритмент, как его правильно написать и оформить, каких ошибок при создании стоит избегать и как с его помощью продать будущий сценарий

  • 14 июля
  • 1668
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее