Слова

Когда оператору стоит применять оптические фильтры?

Стать ближе к Микеланджело, сформировать особую творческую концепцию картины и продлить аналоговую эпоху: российские операторы рассказали, почему они продолжают использовать оптические фильтры

  • 14 декабря 2018
  • 2334
Петр Скопин

Кирилл
Клепалов

«Я худею», «Дурак», «Майор», сериал «Ольга»
Евгений
Коропцов

Сериалы «Дети», «Ворона» и «Взрыв»
Всеволод
Каптур

«Хардкор», «Да и да», сериалы «Школа» и «Краткий курс счастливой жизни»
Олег
Ефремов

Документальный фильм «Пацанки 2. Жизнь после проекта»,
 реалити-шоу «Невеста для M-Band»
Юлия
Галочкина

«Городские птички», «Семь ужинов»
Александр
Тананов

«Холодно», «Гуляй, Вася» и «Все и сразу»

Сейчас я пользуюсь оптическими фильтрами заметно реже. Многое зависит от выбора камеры.

Самые популярные и необходимые фильтры — это ND-фильтры (Neutral-density filters, или фильтры с нейтральной плотностью — прим. tvkinoradio.ru). Они позволяют изменять количество экспозиции, если оператор выбрал камеру с внутренними ND-фильтрами.
 
  • ALEXA Mini (три встроенных фильтра: 0.6; 1.2 и 2.1);
  • Canon C300/C500/C700 (пять встроенных фильтров);
  • Sony FS 7 (вариативный ND, позволяет устанавливать значение плотности фильтра вращением диска). Я использую ND 0.3, чтобы точнее корректировать экспозицию и оставаться в комфортном значении диафрагмы для нужной глубины резкости.

Если же ваша камера без встроенных фильтров, как, например, ALEXA XT, RED Epic и Blackmagic, то понадобится комплект из 4-6 штук разной плотности.

Фильтр, без которого не обойтись никогда — это поляризационный фильтр. Он позволяет регулировать экспозицию бликов, контролировать коэффициент отражения и наилучшим образом экспонировать небо. Диффузионные фильтры Pro-Mist, Diffusion, FX, Satin, и другие делают область кадра менее детализированной в тенях, светах или скинтоне.

На фильме «Я худею» мы активно использовали фильтр Black Diffusion, снимая на Canon C700 и ALEXA Mini с оптикой Cooke Anamorphic. Изображение в центре кадра получалось детализированное, а по направлению к краям кадра становилось мягче. И нам хотелось оптически минимизировать детали, которые были освещены меньше, но все равно «торчали». Black Diffusion превратил их в кашицу без ярко выраженного рельефа и фактуры. Не советую использовать этот фильтр, если вы недоэкспонировали кадр и планируете поднимать экспозицию аппаратно на посте: Black Diffusion важно применять лишь тогда, когда вы уверены в контрасте экспонируемого изображения.
К списку спикеров
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.  
 

Обложка: Milada Vigerova

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

15 фильмов 72-го Каннского кинофестиваля: Тарантино, Джармуш, Рефн и Балагов

С 14 по 25 мая на Лазурном берегу вновь проходит Каннский кинофестиваль. Мы выделили полтора десятка самых любоптных и многообещающих новинок мирового авторского кино

  • 13 мая
  • 2507
Практика

Чем занимается режиссер

Почему чем меньше видно режиссера, тем лучше? Зачем постановщику лезть во все этапы кинопроизводства? Что такое творческий замысел и сколько нужно потратить времени и сил для его воплощения? И зачем тут сравнение с дирижером оркестра?

  • 14 мая
  • 2243
Практика

Можно ли использовать простыни как низкобюджетные рассеиватели?

Если ваш бюджет на нуле, а вам нужен рассеянный свет, простыни могут казаться привлекательной альтернативой. Но так ли все просто, рассказывает оператор Льюис Макгрегор

  • 12 мая
  • 1747
Практика

Сложности режиссерской работы: как эффективно общаться с актерами

Независимый режиссер Джон Френсис МакКалла обсуждает техники, позволяющие актерам выкладываться на полную

  • 17 мая
  • 1671
Практика

Как это снято: «Апокалипсис сегодня»

40 лет назад на Каннском кинофестивале одержала победу психоделическая антивоенная эпопея Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня». Лента вошла в историю кино как благодаря безусловным художественным достоинствам, таки и благодаря дикой истории создания. Подробнее обо всем — в нашей статье

  • 20 мая
  • 1673
Практика

Как снять кино на смартфон: первые шаги

Можно ли использовать вместо штатива коробку из IKEA, какие приложения выбрать для съемки и монтажа мобильного видео, как быстрее всего попасть на фестивали, и многое другое, что мы узнали на мастер-классе оператора и режиссера Артура Михеева

  • 11 мая
  • 1604
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее