Слова

«Техника сама работать не будет»: как устроен отдел организационно-технического обеспечения НТВ

Александр Пушков, начальник отдела ОТО АСК производственно-технологической дирекции НТВ, — о взаимодействии канала с телецентром «Останкино», дополненной реальности в прямых эфирах, новых студиях и развитии ПТС

  • 6 декабря
  • 582
Родион Чемонин

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

— Перед встречей с вами я стал искать информацию об отделе ОТО, который вы возглавляете. И нигде не мог ничего найти. Стал обзванивать друзей-знакомых, в том числе «нтвэшников» — никто ничего не знает. Но как только я назвал фамилию Пушков, так тут же все сразу: «Так бы сразу и сказал! Пушков — это ж легенда!»

— «Легенда» — это слишком громко сказано. Раньше я работал в дирекции по обеспечению эфира, которой и сейчас руководит Людмила Петровна Анисина. В ней была группа главных специалистов — по сути, технологи.

Начальник отдела ОТО АСК и производственно-технологической дирекции Александр Владимирович Пушков / Фото: Ольга Наседкина
Начальник отдела ОТО АСК производственно-технологической дирекции НТВ Александр Владимирович Пушков / Фото: Ольга Наседкина

Летом прошлого года произошла реорганизация, была создана производственно-технологическая дирекция. Все технические подразделения: АЦ-НТВ, IT-отдел, FlyAway, ремонт, техническая поддержка студий — все это вошло в ее состав, а руководит ей главный технолог Андрей Леонидович Друккер.
 

Например, сегодняшние декорации — это же не просто какие-то деревяшки, это экраны, разные форматы сигнала — все что угодно.


Таким образом в производственно-технологической дирекции появилось несколько новых направлений со своими названиями. Одно из них — отдел организационно-технического обеспечения — перешло ко мне, потому что на НТВ я с самого начала занимался техническим обеспечением студий, ремонтом, выездными работами, но не ТЖК, а более крупными формами: форумы, выборы, олимпиады, выездные студии, свет, линии связи для них.

— Правда ли то, что вы на НТВ с самых истоков?

— Нет. Я пришел на НТВ в 2000 году инженером АСБ. Раньше в техническую поддержку студий было вовлечено больше сотрудников НТВ, а сейчас вектор направлен больше в сторону телецентра. И как-то так получилось, что помимо студий в Останкино я занимался техническим обеспечением удаленных площадок вне телецентра, которые нужно поддерживать, ремонтировать, организовывать (у нас было несколько удаленных студий: в «Центральном телеграфе», в гостинице «Россия», а сейчас есть большой технический комплекс на «Телебазисе»). Этим я занимался и занимаюсь сейчас.

— Но вы же не родились инженером аппаратно-студийного блока?

— (смеется) Нет, конечно. У меня образование профильное. Я закончил радиотехнический факультет Московского энергетического института по специализации «Телевидение». У нас была большая группа, но, к сожалению, только несколько человек устроились работать по специальности.

Александр Владимирович Пушков / Фото: Ольга Наседкина
Александр Владимирович Пушков / Фото: Ольга Наседкина

Я сразу поступил на работу в телецентр, потом на «Россию», в техническое подразделение на Шаболовке, которое работало с детской телередакцией, выпускавщей программу «Лукоморье». Это была, да и есть отличная школа, у меня были хорошие учителя, которые работают на других телеканалах. Это и Брусницкий Алексей, и Ольга Мазурова. А потом я попал в ТСН, где работал с Владимиром Анатольевичем Игнатовым и Александром Алексеевичем Шевченко. Ну и НТВ — Механик Валерий Львович и конечно Людмила Петровна Анисина. На самом деле, это долгий рассказ.

— Если убрать бумажную волокиту, вы можете перечислить пять задач, которыми вы теперь занимаетесь как руководитель нового отдела?

— Первое — это коммуникация работы с телецентром. Второе — ремонтная служба телекомпании НТВ, что бы ни сломалось. Если раньше были «Бетакамы», то сейчас это мониторы, IT-оборудование, ТЖК-камеры и так далее. Третье — группа поддержки графических систем. Так как в основном вся графика у нас строится на Vizrt, то эта группа состоит из специалистов, которые напрямую работают с этой компанией, ездят к ним на обучение, знают про все апгрейды, обновления и новинки. Когда возникает нештатная ситуация, мы быстро реагируем и устраняем ее.
 

Техника сама работать не будет. Техника руки любит.


Четвертое — это все, что касается АСБ. Есть несколько специалистов, которые работают с видео, со звуком, со связью, решают проблемы на местах совместно с инженерами телецентра. Если, например, перестает работать переносной блок связи в одной из студий, сбилась частота, отвалился кабель — специалист идет и поправляет. Но надо отдать должное и телецентру: у них в последнее время качественно изменился уровень услуг в положительную сторону, появились молодые специалисты.

Ну а пятое — это, скажем так, выездные работы. Это не наша специфика, но когда они случаются, мы начинаем работать с линиями связи, с поставщиками услуг, компаниями, предлагающими в аренду оборудование, изготовителями декораций. Все это необходимо связать вместе. Например, сегодняшние декорации — это же не просто какие-то деревяшки, это экраны, разные форматы сигнала — все что угодно.

— Прямой эфир на НТВ входит в вашу юрисдикцию?

— Моя зона ответственности — это прямые эфиры и записи в АСБ. Но, в принципе, это совместный труд многих департаментов, в том числе и моего. Многое для нас делает ТТЦ. Практически все аппаратные, персонал — это работники телецентра. Но им все равно необходимо согласовывать все действия с каналом.
 

Кажется, раньше прямых эфиров было больше.


— А в отделе у вас сколько человек работает?

— 25 человек. Это специалисты по различным направлениям, инженеры, ремонтники, студийные звукооператоры. С учетом тех, кто косвенно подчиняется, получается больше. Техника сама работать не будет. Техника руки любит.

— Но на НТВ полностью свое техобеспечение?

— И да, и нет. АЦ-НТВ, IT-отдел, ТЖК и передвижные станции Flyaway — это все наше. А все, что касается студий (павильоны, АСБ) нам дает телецентр. Но есть оборудование, принадлежащее НТВ, которое находится внутри АСБ. Проще говоря, инженеры, которые работают в телецентре, обслуживают и свое оборудование и наше. Соответственно, ремонтные работы проводит и телецентр и мы. Насколько я знаю, похожий симбиоз есть и у Первого канала.

Например, мы сейчас модернизируем свою матрицу связи ClearCom и все работы полностью согласовываем с телецентром: нужно разместить и проложить все линии, установить антенны, розетки — все это согласовывается с отделом АЦ-НТВ, мной, с нашими технологами и с технологическим отделом телецентра.

— Эта цепочка строится только посредством бюрократии, или здесь есть человеческая составляющая?

— Конечно, без человеческого общения этого не может работать. Без него очень сложно.

Студия НТВ / Фото: Ольга Наседкина
Студия НТВ / Фото: Ольга Наседкина

— Я почему так въедливо копаю: мне кажется, что сейчас исчезла жесткая конкуренция между каналами. К вам могут подойти с другого канала и сказать: «Старик, можно использовать вашу аппаратную на часик-два?»

— Нет. Это невозможно. Есть служба координации, которая следит за работой всех технических средств. Если стороннее производство придет на НТВ, то это координируется со многими службами, с целым комплексом услуг. Это и линии связи, и спутники, и свет, и ТЖК и так далее. Я не знаю, как это возможно сделать. Наверное, раньше такое было возможно, но не сегодня.

— Сложнее ли организовать прямой эфир сейчас, чем несколько лет назад?

— Это не имеет прямого отношения к технике. Это больше вопрос творчества. Выпуски новостей как шли через все часовые пояса, так сегодня и выходят. А вот то, что выходит во Владивостоке, но может быть вырезано на Москву, — это вопрос цензуры, к которому я не имею никакого отношения. Мне кажется, раньше прямых эфиров было больше. Но «Новости», «ЦТ», «Место встречи» идут в live-режиме, что на Владивосток, что на Москву.
 

Уникальность дополненной реальности в том, что эти объекты меняют положение вместе с движением камеры.


Программа «ЦТ» в этом сезоне вышла в новых декорациях. Появился большой экран производства компании Leyard с шагом пикселя 1,5 мм и размером примерно 10х5 метров. Насколько мне известно, это один из самых крупных экранов в России с таким шагом пикселя и такого размера. Разрешение у него — 6144 на 3024 пикселей. Совместно с поставщиком экрана, компанией «Системный Дом „Деловые партнеры“» наша технологическая служба и мой отдел, занимался его установкой в студии, подключением к электропитанию и видеотракту, крепежом и вопросами дальнейшего обслуживания.

Студия НТВ / Фото: Ольга Наседкина
Студия НТВ / Фото: Ольга Наседкина

— А изогнутый экран в «Новостях»?

— Этот экран у нас давно, шаг пикселя там 3,8 мм. Эксплуатируем его около пяти лет. Декорация новостей и «ЦТ» находятся в одной и той же студии: в «Новостях» это два изогнутых экрана, а на «Центральном телевидении» экран абсолютно прямой. Планируется так же замена экрана в новостях.

— Расскажите про дополненную реальность в прямом эфире.

— Эту технологию мы планируем использовать в ближайшее время. Суть ее в том, что трехмерные объекты, появляющиеся перед ведущим, трансформируются одновременно с сигналом с камеры. Это касается не только «Новостей», но ТВ-шоу, прогноза погоды, спорта.

Уникальность дополненной реальности в том, что эти объекты меняют положение вместе с движением камеры. Меняется трансфокация, меняются размеры, угол. И все это возможно использовать в прямом эфире. Система отслеживает положение камеры в пространстве студии. Данные о положении, параметры объектива считывает специальное устройство, которое находится рядом с камерой. Эта система будет работать у нас совместно с Vizrt. Удовольствие довольно дорогое, поэтому на это выделяется одна-две камеры, не больше.
 

Сейчас в качестве основного оборудования для включений или перегонов с места событий канал использует системы DEJERO и EmerLink, системы на основе кодеков h.264 и h.265.


Более десяти лет назад мы возились над Хрюном и Степаном (программы «Тушите свет», «Утро на НТВ» и многие другие, выходившие не только на НТВ — прим. tvkinoradio.ru). Чтобы их «настроить», мы работали где-то месяц. Сейчас бы мы сделали это гораздо быстрее.

Вот вы спрашиваете про сотрудничество с Vizrt. Все графическое оформление на канале построено на Vizrt. Есть еще программно-аппаратный комплекс на софте Catalyst, который мы применяем в наших больших студиях на некоторых программах.

Каждый режиссер выстраивает вокруг себя свой workflow, рабочий процесс, с которым ему удобно работать. Кому-то проще на кнопку нажать, а кому-то привычнее отдавать команды. Задача нашего отдела — чтобы режиссеру было удобно работать.

— К вопросу об удобстве: ПТС-ки уже устарели?

— Ну как устарели… Все рано или поздно устаревает и требует апгрейда. Сейчас в качестве основного оборудования для включений или перегонов с места событий канал использует системы DEJERO и EmerLink, системы на основе кодеков h.264 и h.265, которые могут передавать сигнал через 3G / 4G / LTE, Wi-Fi, Ethernet, либо через спутник Ka-диапазона. Естественно, для нормальной работы этой системы нужно соответствующее покрытие мобильной связи. Компания также использует в Москве и по России несколько ПСС с оборудованием для Ku-диапазона. У каждой системы есть свои плюсы и минусы.
 

Сейчас происходит постепенный перенос вещания канала в новую аппаратную формирования программ (АФП), которая внутри полностью построена с использованием IT.


— Но на каких условиях вы работаете со спутниками?

— Мы работаем с провайдерами, которые оказывают услуги передачи сигала через спутник. Таких провайдеров несколько для Ku и Ka диапазонов. На ответственные работы мы, конечно, стараемся заказывать наземные линии связи. «Тарелка» при этом выступает в качестве резерва.

— Как устроена коррсеть? Если, к премьеру, что-то случилось в Алтае?

— Во всех крупных городах, конечно же, есть свои корреспонденты. У нас, кажется, порядка 16 корпунктов по России. Первыми на чрезвычайные происшествия выезжают, конечно, они, чтобы дать репортаж как можно скорее. А дальше, если серьезная ситуация, на место вылетают из Москвы.

Студия НТВ / Фото: Ольга Наседкина
Студия НТВ / Фото: Ольга Наседкина

Это не только вопрос профессионализма, просто, когда очень большое событие, то одна группа не может это осветить в полном объеме. Если какая-то трагедия, то нужно быть одновременно в больнице, в администрации и так далее. Сейчас все это может происходить гораздо мобильнее: ТЖК, мобильная станция нелинейного монтажа, затем например DEJERO или выкладывается файл на ftp-сервера в Москве. Все по-разному происходит, по крайней мере, есть выбор в технологиях.

— Вы можете предсказать или хотя бы спрогнозировать будущее телевидения даже не в общих рамках, а на уровне канала?

— Не скажу ничего нового —это IT-технологии. Сейчас происходит постепенный перенос вещания канала в новую аппаратную формирования программ (АФП), которая внутри полностью построена с использованием IT. Это совместный проект НТВ, ТТЦ и «Окно-ТВ». На последней выставке NATEXPO 2018 коллеги из «Окно-ТВ» делали очень подробную презентацию этого решения. Также компания использует выделенную нам часть ресурсов нового коммутатора Evertz EXE-VSR (Video Service Routing), который предоставлен нам ТТЦ.

— Бесспорно, главное событие года — это Чемпионат мира по футболу. Неважно, любите ли вы смотреть спорт или нет, эти телетрансляции чем-то вас удивили?

— Для меня как для специалиста было видно, что это организовано на очень высоком уровне. Канал «НТВ Плюс» сделал круглую студию с системой дополненной реальности, где можно было увидеть очень качественное графическое оформление, футболистов «в полный рост» и так далее. То, что я видел на разных российских каналах, мне очень понравилось: рисунки, графика, подача материала. Я смотрел это, скажем так, комфортно. Вы же понимаете, что смотреть телевизор с технарем — это не развлечение. Я говорю жене: «О, видишь, брак!» Она: «Какой брак? Нет никакого брака.»

— Ага. «Ты что не видишь, что артист на дальнем плане не в фокусе?»

— (смеется) Точно! Или как можно не увидеть рассинхрон по звуку! Ну, вот же приглядись: не синхронизировано видеоизображение и звук. Мои коллеги говорят, что у них то же самое.
 

Обложка: студия НТВ / Ольга Наседкина

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

30 правил режиссуры Ларса фон Триера

К выходу «Дома, который построил Джек» перекопали десяток интервью великого и ужасного Ларса фон Триера в поисках его правил и принципов работы в кино: о провокации, поиске сюжетов, работе с актером, импровизации, самоограничениях и алкоголе на площадке

  • 6 декабря
  • 4031
Обзоры

3 фильма с нестандартной кадровой частотой

24 кадра в секунду — общепринятый, устоявшийся киностандарт. Однако в последние годы его господство пытаются поколебать. Эти эксперименты не всегда можно назвать успешными, однако внимания они заслуживают

  • 15 декабря
  • 2370
Практика

Три способа выбраться из ступора на монтаже

Многие хоть раз испытывали страх и недоумение, вглядываясь в таймлинию монтажной программы и не понимая, что делать дальше. Оператор и монтажер Тодд Бланкеншип, рассказывает, как справиться с этим состоянием

  • 8 декабря
  • 2086
Слова

Как режиссеру работать с непрофессиональными актерами

Тщательный кастинг, застройка, много дублей и переозвучивание в конце: российские режиссеры рассказали о том, что делать, если в вашем кино играют непрофесиионалы

  • 7 декабря
  • 1744
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

На случай, если вам нечем заняться долгими зимними ночами, «голубые огоньки» вам эстетически и физически противопоказаны, а «Иронию судьбы» вы выучили наизусть, мы составили список самых интересных сериалов зимы 2018-2019

  • 13 декабря
  • 1710
Практика

Как создавались костюмы к фильму Бернардо Бертолуччи «Последний император»

Художник по костюмам Джеймс Ачесон вспоминает о своей работе над фильмом «Последний император», за который он в 1987 году получил свой первый «Оскар» (второй был за «Опасные связи», а третий — за «Королевскую милость»)

  • 11 декабря
  • 1442
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее