Практика

Как не нарушить правило 180 градусов

Случайная ошибка ведет к большим проблемам на съемках. Вот несколько советов, как этого избежать

  • 4 декабря 2018
  • 4109

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Представьте — вы снимаете свою лучшую сцену. Она безумно красива, освещение — просто идеально, а вы думаете, что, наверное, самый талантливый режиссер в мире. А потом приходите в монтажную комнату и осознаете, что нарушили правило 180 градусов. Давясь слезами злобы, вы отмечаете проблемные кадры, глубоко вздыхаете и звоните съемочной группе, умоляя их прийти на досъемки.

Фото: Скриншот из видео
Фото: Скриншот из видео

Наверняка у многих в жизни случалось что-то подобное. Все потому, что в процессе кинопроизводства очень просто забыть про невидимую ось между персонажами. Чаще всего на выходе получается материал, который нельзя использовать, а съемочная группа недоумевает, как вы могли допустить такую ошибку.

В своем новом видео команда YouTube-канала The Film Look разбирает способы этого избежать.
 


Правило 180 градусов используется, чтобы правильно передавать пространство в кадре. Зрителю нужно всегда четко понимать, где находятся персонажи по отношению друг к другу. В целом, это достаточно просто: вы можете свободно перемещать камеру под углом 180 градусов относительно оси, проведенной от одного героя к другому.

Ось помогает показать, что актеры смотрят друг на друга. Актер в кадре A смотрит направо, а актер в кадре B — налево. В таком случае при монтажном переходе между ними создается ощущение, что герои разговаривают друг с другом.

Перед началом съемок вам надо решить, с какой стороны оси снимать. Решение зависит от второго плана, пространства и декораций.

Схема правила 180 градусов
Схема правила 180 градусов

Самый простой вариант — применить так называемую триаду: средний план с обоими персонажами, а также чистую или грязную «восьмерку» («грязными» называют такие «восьмерки», где в кадр, помимо основного персонажа, попадает плечо другого). Но вы, конечно, не ограничены только ими.

Что же получается, если правило нарушить?

Если мы пересекаем ось, создается впечатление, что все актеры смотрят в одну сторону. Зритель, скорее всего, запутается. На среднем плане персонажи смотрят в прямо противоположные стороны, так что тот же принцип должен относится и к их крупным планам.
 

Проверьте себя


Проверить, насколько четко вы следуете правилу, можно, дав каждому актеру в руки два конца веревки и поставив между ними стойку, соединенную с камерой другой веревкой.

Фото: Скриншот из видео
Фото: Скриншот из видео

Таким образом вы будете привязаны к оси, но при этом сможете неограниченно двигаться в нужной вам полусфере. Как только вы прикоснетесь к актеру веревкой, вы поймете, что нарушаете правило 180 градусов.

Кроме веревки можно применить и цветную клейкую ленту. На ней можно подписать, в какую сторону должен смотреть каждый персонаж, приклеить ее по бокам камеры и при съемке каждого кадра проверять, не пересекли ли вы ось.

Мы проверяем на соответствие правилу каждый кадр. Ошибка здесь может стать фатальной. Если вы сомневаетесь — лучше удостовериться, что все в порядке, применив метод веревки или направления взглядов.

Фото: Скриншот из видео
Фото: Скриншот из видео
 

Как пересечь ось


Но это не означает, что вы не можете поменять ось прямо во время сцены. Первый способ — передвинуть камеру через ось прямо во время кадра. В этот момент мы задаем новую полусферу, и оставшуюся часть сцены находимся уже в ее рамках. Обычно переход происходит во время какого-то значительного события, смены расстановки сил или раскрытия важной информации.

Но что если персонажи подвижны и переступают линию прямо в сцене? В нашем короткометражном фильме «Backstage» в одной из сцен ось меняется три раза. Все потому, что персонажи сами пересекают ее.

Фото: Скриншот из видео
Фото: Скриншот из видео

Медиум и девушка Дженни разговаривают друг с другом. Медиум смотрит налево, а когда Дженни уходит — ось меняется, и медиум уже смотрит направо, формально нарушая заявленное ранее расположение персонажей. Но в этом момент мы снимаем более общий план, таким образом заявляя, где персонаж находится и не сбивая зрителя с толку.

Теперь медиум разговаривает с акробатом. Примечателен этот момент тем, что на самом деле персонажи не видят друг друга, но при этом, поскольку смотрят они в противоположные стороны, между ними возникает связь внутри сцены.

Фото: Скриншот из видео
Фото: Скриншот из видео

Затем, когда акробат выходит из кабинки, ось снова меняется, но персонажи опять смотрят в разные стороны.

Как видно, правило 180 градусов — одно из основных в кинематографе. Его лучше не нарушать, а менять в зависимости от того, что нужно именно вам.

Источник: nofilmschool.com
 

Обложка: кадр из фильма «Сияние» (1980) / Warner Bros.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Проклятье «голливудского аниме» и почему его пока не получается снять

Голливудские экранизации японских комиксов и легенд почти всегда проваливаются и в финансовом аспекте, и среди кинокритиков, однако синдром «американского аниме» или «голливудской Японии» до сих пор не дает спать ни большим, ни маленьким режиссерам и продюсерам. Почему даже масштабная «Алита: Боевой ангел» не смогла снять это проклятье? Попробуем разобраться

  • 7 апреля
  • 7608
Репортаж

Полнокадровые цифровые кинокамеры: мифы и реальность

На что в действительности влияет размер сенсора 

  • 11 апреля
  • 3623
Практика

Как театр влияет на костюмы в кино

Есть ли взаимовлияние между кино и театром? Могут ли методы создания театрального костюма использоваться в кино или они слишком специфичные для экрана? Об этом рассуждает художник по костюмам Ирина Жигмунд

  • 10 апреля
  • 2034
Практика

Мастер: Фрэнсис Форд Коппола

Не нуждающийся в представлении Фрэнсис Форд Коппола намедни отметил 80-летие, в честь чего предлагаем подробнее изучить режиссерский стиль одного из самых эклектичных мастеров Голливуда и американского независимого кино

  • 8 апреля
  • 1815
Практика

Как это снято: «Безумный Макс»

40 лет назад малобюджетный экшн «Безумный Макс» не только запустил карьеру Мэла Гибсона и начал успешную франшизу, но и перевернул киноиндустрию целой страны. Как кинематографистам-дебютантам удалось создать мировой культурный феномен?

  • 14 апреля
  • 1716
Практика

Визуальные эффекты фильма «Капитан Марвел»: руки-пушки и цифровой кот

Как студия Trixter смогла заставить героиню Бри Ларсон стрелять из рук и оживила на экране цифровую копию кота Реджи

  • 8 апреля
  • 1502
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее