Слова

Как звукорежиссеру работать с непрофессионалами

Забывшие о микрофоне актеры, шуршащая при записи звука одежда и игнорирование хлопушки: российские звукорежиссеры рассказали, в чем состоят основные сложности при работе с непрофессионалами и как их разрешать

Дан
Дамаскин

Сериалы «Фамильные ценности» и «Старое ружье»
Борис
Карпов

Веб-сериал «Это я», короткометражные фильмы «Магия превыше всего» и «Давай завтра»
Станислав
Паушев

«Фагот» и «Без кубков и медалей»
Николай
Орса

«Елки», «Елки 2», «ПираМММида»
Вячеслав
Несмеянов

«Невеста», короткометражные фильмы «Календарь» и «Возвращение Эркина»

Профессионализм — дело наживное. Люди, открытые к знаниям, непременно становятся профессионалами в своей области. Цель звукорежиссуры — выдать технически качественный продукт.

Для упрощения замечу, что основное, что пишем мы, звукорежиссеры, это речь. Рассмотрим основные сложности, возникающие на площадке.
 

1 «Актер виноват»


Действительно, иногда актер забывает, что на нем миниатюрный микрофон и передатчик. С одной стороны, это здорово, ведь выигрывает качество игры… но часто страдает звук. При западной схеме звукозаписи, где основной источник звука — подвешенный на удочку микрофон, это не так страшно. Но в российских сериальных реалиях, при загнанных темпах выработки и сроков — подобные казусы приводят к выбраковке материала на посте.

Фото: rawpixel.com
Фото: rawpixel.com
 

2Репетиции


Не должна мизансцена впервые разыгрываться после команды «камера-мотор!». Каждому участнику съемок следует досконально знать, что происходит в каждой сцене, куда пойдет актер, а куда оператор. Не говоря уже о том, что у звукорежиссера должны быть диалоговые листы, причем не те, что из сценария, а реальные, с пометками режиссера после читки сценария с актерами.
 

3Костюм — это отдельная епархия


Есть в Голливуде такое правило: если нательный костюм (то есть ткань, из которой сшито исподнее на актере) шуршит, то увольняют того, кто это допустил. Внешний костюм тоже должен быть тихим, но тут все зависит от художественной задумки. А вот поддевка, куда крепятся петличные микрофоны, должна быть из натуральной ткани.

В российском кино, где арендуют хрустящие от опрета (опрет — это специальный состав, которым закрепляется краситель на ткани — прим. tvkinoradio.ru) рубашки из бутиков, чтобы вернуть их уже вечером в тот же день, крайне сложно найти компромисс костюма и звука. Благо, за океаном придуманы сотни способов разместить микрофон в шумной одежде и избежать хотя бы трения, если не акустического шороха костюма в целом.
 

4Плотный тайминг часто убивает чистый звук


Бывает, что второй режиссер дает только по одной минуте, чтобы перевесить микрофон на актере после смены костюма. Естественно, это нонсенс. Продюсеры не хотят переработок, они гонят график, а потом вызывают актеров на переозвучивание и платят им, студии и звукорежиссеру переозвучивания вместо того, чтобы заплатить за переработку и получить чистый звук. Свет могут переставлять по полтора часа, а вот звук вешать надо за минуту. Этот дисбаланс, когда звук отодвигается на самый задний план, и есть самый вопиющий пример непрофессионализма на съемочной площадке.

Фото: guruxox
Фото: guruxox

За прошедшие пять лет мне посчастливилось поработать с теми представителями профессии, кто всегда бережно относится и к звуку, и к изображению. Как-то раз из-за того, что мы не смогли в двухкамерной конфигурации чисто записать двоих актеров, оператор Михаил Милашин переставил обе камеры. Он, кстати, потом рассказывал мне, как Вадим Иванович Юсов трепетно отзывался о работе звукорежиссеров, признавая, что звук в силах маскировать многие, в том числе и операторские, шероховатости фильма.
Наверх
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Обложка: rawpixel.com

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 546
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 428
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2148
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2081
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1082
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1387
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее