Слова

Как звукорежиссеру работать с непрофессионалами

Забывшие о микрофоне актеры, шуршащая при записи звука одежда и игнорирование хлопушки: российские звукорежиссеры рассказали, в чем состоят основные сложности при работе с непрофессионалами и как их разрешать

  • 29 ноября 2018
  • 2183
Петр Скопин

Дан
Дамаскин

Сериалы «Фамильные ценности» и «Старое ружье»
Борис
Карпов

Веб-сериал «Это я», короткометражные фильмы «Магия превыше всего» и «Давай завтра»
Станислав
Паушев

«Фагот» и «Без кубков и медалей»
Николай
Орса

«Елки», «Елки 2», «ПираМММида»
Вячеслав
Несмеянов

«Невеста», короткометражные фильмы «Календарь» и «Возвращение Эркина»

Профессионализм — дело наживное. Люди, открытые к знаниям, непременно становятся профессионалами в своей области. Цель звукорежиссуры — выдать технически качественный продукт.

Для упрощения замечу, что основное, что пишем мы, звукорежиссеры, это речь. Рассмотрим основные сложности, возникающие на площадке.
 

1 «Актер виноват»


Действительно, иногда актер забывает, что на нем миниатюрный микрофон и передатчик. С одной стороны, это здорово, ведь выигрывает качество игры… но часто страдает звук. При западной схеме звукозаписи, где основной источник звука — подвешенный на удочку микрофон, это не так страшно. Но в российских сериальных реалиях, при загнанных темпах выработки и сроков — подобные казусы приводят к выбраковке материала на посте.

Фото: rawpixel.com
Фото: rawpixel.com
 

2Репетиции


Не должна мизансцена впервые разыгрываться после команды «камера-мотор!». Каждому участнику съемок следует досконально знать, что происходит в каждой сцене, куда пойдет актер, а куда оператор. Не говоря уже о том, что у звукорежиссера должны быть диалоговые листы, причем не те, что из сценария, а реальные, с пометками режиссера после читки сценария с актерами.
 

3Костюм — это отдельная епархия


Есть в Голливуде такое правило: если нательный костюм (то есть ткань, из которой сшито исподнее на актере) шуршит, то увольняют того, кто это допустил. Внешний костюм тоже должен быть тихим, но тут все зависит от художественной задумки. А вот поддевка, куда крепятся петличные микрофоны, должна быть из натуральной ткани.

В российском кино, где арендуют хрустящие от опрета (опрет — это специальный состав, которым закрепляется краситель на ткани — прим. tvkinoradio.ru) рубашки из бутиков, чтобы вернуть их уже вечером в тот же день, крайне сложно найти компромисс костюма и звука. Благо, за океаном придуманы сотни способов разместить микрофон в шумной одежде и избежать хотя бы трения, если не акустического шороха костюма в целом.
 

4Плотный тайминг часто убивает чистый звук


Бывает, что второй режиссер дает только по одной минуте, чтобы перевесить микрофон на актере после смены костюма. Естественно, это нонсенс. Продюсеры не хотят переработок, они гонят график, а потом вызывают актеров на переозвучивание и платят им, студии и звукорежиссеру переозвучивания вместо того, чтобы заплатить за переработку и получить чистый звук. Свет могут переставлять по полтора часа, а вот звук вешать надо за минуту. Этот дисбаланс, когда звук отодвигается на самый задний план, и есть самый вопиющий пример непрофессионализма на съемочной площадке.

Фото: guruxox
Фото: guruxox

За прошедшие пять лет мне посчастливилось поработать с теми представителями профессии, кто всегда бережно относится и к звуку, и к изображению. Как-то раз из-за того, что мы не смогли в двухкамерной конфигурации чисто записать двоих актеров, оператор Михаил Милашин переставил обе камеры. Он, кстати, потом рассказывал мне, как Вадим Иванович Юсов трепетно отзывался о работе звукорежиссеров, признавая, что звук в силах маскировать многие, в том числе и операторские, шероховатости фильма.
К списку спикеров
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Обложка: rawpixel.com

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Великая иллюзия, или Как снимают секс в кино

Как бы чувственно ни смотрелись на экране любовные сцены, создаются они в обстоятельствах далеких от романтики, интима и какой-либо привлекательности. Разбираемся, какие ухищрения необходимы, чтобы убедительно показать секс в кино

  • 15 марта
  • 8782
Практика

Как это снято: «Карты, деньги, два ствола»

Вспоминаем, с какими усилиями двадцать лет назад Гай Ричи ворвался в мировой кинематограф, вдохнув новую жизнь в криминально-гангстерский жанр: минимальный бюджет, клиповая эстетика, актеры-уголовники, злачные места Лондона и параллели с Тарантино

  • 11 марта
  • 5863
Практика

Как начать снимать видео: 10 советов начинающим

Чтобы попробовать себя в мире видеосъемки, вам понадобится не только камера и микрофон. Рассказываем об основных принципах кадрирования, освещения и других аспектах хорошего ролика

  • 9 марта
  • 3152
Обзоры

Главные сериалы этой весны

И снова мы рассказываем, что будет интересно посмотреть весной 2019 года, даже если у вас нет телевизора. (Подсказка: финальный сезон «Игры престолов» начинается в апреле, завершение 9 сезона «Ходячих мертвецов» уже идет, а второй сезон «Американских богов» стартует в марте)

  • 10 марта
  • 3053
Обзоры

7 провальных дебютов великих режиссеров: от Бергмана до Кэмерона

Все с чего-то начинают, и даже крупнейшие мастера когда-то делали первые шаги. Причем у некоторых эти шаги были весьма сомнительными. Вспоминаем больших режиссеров, дебюты которых оказались неудачными, зато полезными

  • 16 марта
  • 2581
Практика

Четыре совета, как снять успешный документальный фильм 

Хороший документальный фильм — это, прежде всего, сильная история. Режиссер Зак Рамелан рассказывает о способах, которые помогут вам выйти из трудной ситуации

  • 11 марта
  • 1883
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее