Практика

Дело принципа: региональное телевидение не может или не хочет подружиться с цифрой?

По традиции самым отчаянным полем для споров на Конгрессе НАТ является обсуждение цифровизации телевидения нашей страны и реакция на нее представителей регионов. Люди меняются, технологии растут, но вопросов меньше не становится

  • 23 ноября 2018
  • 419
Родион Чемонин

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.  
 

Грань будущего: живи, умри и снова


Сколько раз наиболее ожесточенные споры на Конгрессе НАТ вызывала тема развития регионального телевидения в условиях цифровизации страны? Последние лет 5-6 точно главными темами были: «21 кнопка», как сделать региональные каналы жизнеспособными в условиях первого и второго мультиплексов, какие технические новшества помогут местным телерадиокомпаниям продержаться на плаву если не вечно, то хотя бы какое-то время…

На Конгрессе НАТ / Фото: Евгений Пахоль
На Конгрессе НАТ / Фото: Евгений Пахоль

Впрочем, региональщиков можно понять. Их раздражает не столько ситуация вокруг так называемой «21 кнопки», «Проблемы 2019», сколько кажущиеся богатство, цинизм, которые исходят со стороны государственных структур и власти (читай, Москвы). 

Делегаты Пленарного заседания, приехавшие со всей страны, сначала излучали «спокойствие, только спокойствие». Но стоило модератору Александру Малькевичу (первый заместитель председателя комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Общественной палаты Российской Федерации) произнести полушутливое приветствие: «Мы будем говорить о проблемах регионального телевещания, эта тема у нас всегда любимая и злободневная», — так в зале сразу запахло электричеством.

Первый заместитель председателя комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Общественной палаты РФ Александр Малькевич / Фото: Евгений Пахоль
Первый заместитель председателя комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Общественной палаты РФ Александр Малькевич / Фото: Евгений Пахоль

Но давайте по порядку, чтобы не быть субъективными. Малькевич сразу задал вектор: говорить выступающим максимально по делу и коротко. Поэтому первый докладчик, директор департамента государственной политики в области СМИ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Екатерина Ларина, вкратце рассказала о том, каких успехов добилось ее ведомство за год, что прошел после прошлого Конгресса. Во-первых, в названии появились два слова: «цифрового развития».

«Нам предстоит полный запуск цифрового развития по всей стране. <…> До настоящего момента в аналоговом эфире для 40% населения нашей страны доступно 4 и меньше телеканалов, поэтому введение в эксплуатацию первого мультиплекса с общероссийскими общедоступными обязательными телеканалами — это уже колоссальный шаг вперед.

Во-вторых, в этих глобальных трансформациях нам очень важно, чтобы они не повлекли дестабилизацию отрасли и чтобы мы вместе с нашими согражданами радовались тому, что мы оказались на острие передовых технологий, были готовы отвечать новым вызовам», — такими словами закончила свой спич Екатерина Геннадьевна, добавив, что надеется на позитивный диалог.
 

Цифра уже здесь, смиритесь!


Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ Вадим Субботин выступил с не столь эмоциональным докладом «Российская телеиндустрия в условиях перехода на цифровое телевизионное вещание», в котором превалировали цифры и факты.

Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ Вадим Субботин / Фото: Евгений Пахоль
Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ Вадим Субботин / Фото: Евгений Пахоль

Если вкратце, то вот о чем рассказал Вадим Алексеевич:

1Если говорить о неэфирном телевещании, то у рынка кабельного телевидения достаточно большой потенциал и он уже окончательно насыщен, о чем свидетельствует тот факт, что количество выдаваемых лицензий на кабельное вещание год от года уменьшается.

2Анализ тематики неэфирных телеканалов показывает, что наибольшее место в их контенте занимают развлекательные и познавательные программы, а также кино и телесериалы. Однако нельзя не принимать во внимание то, что в регионах с этим контентом на равных правах конкурируют местные новости.

Источник: АКАР
Источник: АКАР

3В среднем в год, в зависимости от уровня инфляции, прекращается около 100 лицензий на эфирное вещание. Это касается и «больших» игроков. Скажем, с 2019 года планируется прекращение аналогового вещания «Первого канала» и «Россия 1» в городах численностью менее 100 тысяч человек, в том числе и потому, что спрос на аналоговое наземное вещание падает, распространять его в убыточные регионы не имеет смысла.

4В 2017 году Федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию рассмотрела более 1200 вопросов, связанных с внесением изменений в лицензии. Как правило, ФКК соглашается с этими предложениями. Наибольшая активность намечается в изменениях в условия лицензий крупных холдингов, таких как «СТС Медиа» и «Газпром-Медиа».

Источник: АКАР
Источник: АКАР

5В интересах развития регионального вещания был принят закон, который обязал каждый субъект РФ иметь по одному обязательному общедоступному телеканалу. В 72 субъектах работа уже завершена, 28 ноября состоится заседание по выбору канала еще в 9 субъектах. Но, к сожалению, 4 региона еще не готовы к подобной практике, их вопрос стоит на рассмотрении в 2019-2020 годах.

6И, наконец, как отметил Вадим Субботин, Федеральная служба по надзору в сфере связи, как контролирующий орган, вынуждена сообщить о том, что нарушения есть, но их все меньше. Роскомнадзором выявляется в среднем 20 нарушений в неделю кабельными каналами, в основном они связаны с несоблюдением программной концепции. Все реже возникают случаи досрочного приостановления лицензи (восемь в 2017 году, семь в 2018).

На Конгрессе НАТ / Фото: Евгений Пахоль
На Конгрессе НАТ / Фото: Евгений Пахоль

«В случае нарушений закона стараемся находить с нашими коллегами по отрасли общий язык. Мы всегда открыты к диалогу», — завершил свое выступление господин Субботин.

От регулирования «заседавшиеся» и «заседатели» перешли к технической стороне вопроса, за которую у нас отвечает РТРС, а именно заместитель генерального директора компании «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» Виктор Пинчук. Виктор Николаевич сразу сказал, что можно по-разному смотреть на Федеральную целевую программу, со своими минусами и плюсами, можно долго говорить о преодолении цифрового неравенства, но ФЦП уже работает хотя бы на уровне первого мультиплекса по России, сеть работает в 85 субъектах РФ.

Что касается второго мультиплекса, он находится, по словам Виктора Николаевича, в состоянии ожидания, но уже к концу 2018 года подавляющее большинство жителей России (4758 объектов, охват 97,84%, осталось смонтировать 29 пунктов вещания) уже могут смотреть 20 цифровых каналов, «останется только нажать кнопку».

Заместитель генерального директора компании «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» Виктор Пинчук / Фото: Евгений Пахоль
Заместитель генерального директора компании «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» Виктор Пинчук / Фото: Евгений Пахоль

«Мы гордимся тем, что наше цифровое вещание является крупнейшим в мире, как по охвату, так и по количеству объектов. Для сравнения, во Франции 95% населения охвачено цифровым телевидением, в Испания — 98%, в России на сегодняшний день — 98,4%. Еще одно наше достоинство — это затраты на переход на цифровое вещание в пересчете на одно домохозяйство. У нас это порядка 1582 рублей (в Испании — €65, в Великобритании — £13. — прим. tvkinoradio.ru)», — рассказал о победах РТРС Виктор Пинчук. Что касается работы с регионами, то, по его словам, всего было получено 1767 заявок на присоединение к сети, из них заключено и реализовано уже 837 договоров.

Если говорить о перпеспективах, то Виктор Николаевич выявил несколько безусловно важных, если не сказать само собой разумеющихся. Это:

a) введение стандартов высокой четкости и обеспечивание сигнала формата 4K;
b) повсеместная реализация платформы HbbTV;
с) введение в эксплуатацию еще большего количества центров обработки данных.
 

«Триколор»: вопрос цены, почем и сколько стоит


Как только к микрофону вышел заместитель генерального директора по контентной политике компании «Триколор» Николай Орлов, зал оживился. «Проснулись» и журналисты: несмотря на безусловный опыт «Триколора» работы с регионами, не все довольны предлагаемыми условиями лидера по спутниковой доставке контента в наши с вами телевизоры. Чтобы было понятно: практически каждый четвертый россиянин внесен в абонентскую базу «Триколора», покрытие обеспечивают три спутника, таким образом региональные каналы без осложнений могут на договорных обязательствах работать с этим оператором, (вопрос только в том, сколько это может стоить, но об этом позже).

Заместитель генерального директора компании «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» Виктор Пинчук / Фото: Евгений Пахоль
Заместитель генерального директора по контентной политике компании «Триколор» Николай Орлов / Фото: Евгений Пахоль

«Триколор» начал развивать и свой ОТТ-проект для гибридных приемников (порядка 4 миллионов по России), он будет развиваться почти во всех SmartTV, телефонах iOS и Андроид. Это, по мнению Орлова, может заинтересовать региональных телевизионщиков. «Сейчас в нашей сети вещает 28 региональных телеканалов. Мы понимаем, что не всем регионам наши услуги интересны, тем не менее у нас есть потенциал к расширению сотрудничества», — сказал представитель сети и объявил следующих спикеров, являющихся региональными партнерами «Триколора».

По словам Николая Юрьевича, они специально выбрали сотрудников не самых богатых регионов. Например, Александр Лебедев — генеральный директор информационного агентства «Верхняя Волга» (Ярославль); в 2017 году подконтрольный агентству телеканал «Первый Ярославский» стал обязательным общедоступным, благодаря сотрудничеству с «Триколором».

Николай Орлов на Конгрессе НАТ / Фото: Евгений Пахоль
Николай Орлов на Конгрессе НАТ / Фото: Евгений Пахоль

Рассказ Александра Лебедева о том, как «Первый Ярославский» стал партнером «Триколора», конечно, был ярким и интересным примером того, как региональный канал вышел на спутник и стал лидером в своем регионе, но создалось такое ощущение, что зал не ценит его успехи и не хочет ценить. Многих волновало, сколько стоило поднятие сигнала на спутник (разумеется, согласно договору, это не разглашаемая информация) и как этот пример относится к теме дискуссии «Проблемы развития регионального телевещания». Александр Лебедев был вынужден сойти с трибуны. Та же судьба ожидала и других региональщиков, которые пришли на заседание, чтобы рассказать о том, как они заранее решили «Проблему 2019». Слушающих интересовал только вопрос стоимости, но не модель поведения компаний в непростой ситуации (что, конечно, не может не удручать).

Николай Орлов на Конгрессе НАТ / Фото: Евгений Пахоль
Николай Орлов на Конгрессе НАТ / Фото: Евгений Пахоль

Финальным выступлением стал доклад Александра Лигера, заместителя генерального директор по развитию НСК. Общий смысл его речи можно было заключить тезисом «ТВ конкурирует не с digital, а с немедийным маркетингом; деньги на рекламном рынке есть, надо только уметь их взять», что не ново для всего Конгресса в целом и не первый год.
 

И вновь продолжается бой


После выступления Александра Лигера «вечер перестал быть томным», потому что началось обсуждение самой скандальной темы конгресса (не обязательно нынешнего, это происходит каждый год) — «Проблемы развития регионального телевещания». Если не перечислять все вопросы из зала (и не считать извечный риторический возглас: «Мы все умрем?»), то вот какие основные проблемы интересуют нынешних работников связи и вот какие ответы они получили:

Александр Лигер на Конгрессе НАТ / Фото: Евгений Пахоль
Александр Лигер на Конгрессе НАТ / Фото: Евгений Пахоль

«Что будет после 19 августа 2019 года?» (Мы все умрем?)

Екатерина Ларина: Проблема надуманная, ничего страшного не будет, конца аналогового сигнала (или конца света) не произойдет. Есть смысл решить это даже на законодательном уровне (правда, об этом говорится уже не первый год, но такая мантра успокаивает многих недовольных).

«Почему радиочастотный центр в два раза повысил цены?» (Почему это было сделано постфактум, «за спиной»? С такой тарификацией мы все умрем?)

Екатерина Ларина: Это вообще не связано с вещанием. Это относится не к частотам, а ко всей связной деятельности. Это было условием, поставленным Минфином. Если мы скажем: «Мы тут такие нищие, дайте нам послабление» — с той стороны «зубры» ответят: «Раз вы такие нищие, то вы, телевидение, подвиньтесь».

Екатерина Ларина на Конгрессе НАТ / Фото: Евгений Пахоль
Екатерина Ларина на Конгрессе НАТ / Фото: Евгений Пахоль

«Возможно ли регионам поменять партнерство с сетевиками и изменить концепцию вещания быстро, до 2019 года?» (Как в такой обстановке выстраивать прогнозы даже на полгода вперед? Мы умрем быстро или медленно?)

Екатерина Ларина: По поводу «сетевого рабства». Когда вы выстраивали концепцию партнерства, вы же понимали, что вам это выгодно? Вам все эти годы партнерство приносило хорошую экономическую ситуацию. Сейчас все сетевые телекомпании переходят на цифру, и они тоже волнуются насчет того, насколько им выгодно терять своих давних партнеров. Сейчас все пытаются минимизировать риски. Все волнуются. Никому не выгодно одномоментно менять концепцию. Для того, чтобы понять вынесет ли Боливар двоих, надо нагружать его постепенно.

«Возможно ли создать виртуальные региональные каналы на „21 кнопке“?»

Александр Лигер: Мы действительно думали о виртуальных каналах, продолжая проект на 21 кнопке. Я считаю, что это возможно, просто надо собрать все идеи в одно целое. Но если даже все собрать в одну кнопку, то это будет 1-1,5%, не более. Но мы пока эту мысль не оставили и думаем о разрешении этой проблемы.

Александр Лигер на Конгрессе НАТ / Фото: Евгений Пахоль
Александр Лигер на Конгрессе НАТ / Фото: Евгений Пахоль

«Что делать, если на конгрессе говорят о будущем, а в регионах все живут по правилам середины XX века?» (Нас не пускают в те технологии, которые мы обсуждали. Линейное эфирное вещание для нас в следующем году закрывается. Что будет с нами, муниципалами? Мы все умрем?)

Екатерина Ларина: У вас есть аналоговое вещание? Раз оно есть, зачем вы вводите аудиторию в заблуждение? Я прекрасно понимаю, что современные телеустройства позволяют нажатием одной или двумя кнопками переключаться с аналога на цифру.

«Сколько стоит?» (У нас нет денег на аренду аналоговых передатчиков! Мы все умрем?)

Виктор Пинчук: Что касается аренды аналоговых передатчиков, мы не планируем индексации цен и тарифов в следующем году. Тарифы если и будут корректированы, то только с точки зрения инфляции.

Виктор Пинчук на Конгрессе НАТ / Фото: Евгений Пахоль
Виктор Пинчук на Конгрессе НАТ / Фото: Евгений Пахоль

«Почему растут цены на телеприставки?» (Сейчас все продавцы бытовой техники предупреждают покупателей, что с 3 марта 2019 года закончится аналоговое вещание, потому что им из Москвы написали, чтобы они поднимали цены на приставки. Что нам делать в такой ситуации? Умирать?)

Екатерина Ларина: Нужно думать не о ценах о приставках, а о качестве контента. Я вас уверяю, что те, кто востребован зрителями, у кого есть аудитория, не останутся за бортом, и люди будут покупать приставки даже с новыми ценами. Очень важно быть готовым к контентной конкуренции. Все большее контента распространяется в других средах. Более того, у нас никак не развита монетизация производимого вами продукта.

Вот у Юрия Дудя есть частота? Нет. Пожалуйста: успешный контент и успешная экономическая модель.

«Почему в федеральные каналы закачиваются сумасшедшие деньги, а регионы находятся в глубокой яме?» (Каждый год Волин нам говорит: идите в другие среды, создавайте новый интересный контент. У нас есть интересный контент, мы работаем с другими средами, но мы находимся по сравнению с вами, с федеральными каналами, в чудовищных условиях. Это не рынок. Вы одним предоставляете шикарные условия, а всем остальным говорите: идите в другие среды. Создайте нам равные условия, или мы умрем!)

На Конгрессе НАТ / Фото: Евгений Пахоль
На Конгрессе НАТ / Фото: Евгений Пахоль

Екатерина Ларина: Я еще раз повторю. Совсем недавно 40% людей в России могли смотреть в аналоге не больше четырех каналов. Один мультиплекс — это 10 каналов. Мы создали условия, чтобы запустить для всех, вне зависимости от их местонахождения или финансового благополучия, 20 бесплатных телеканалов и 3 радиоканала. Это очень большая нагрузка для отрасли. А вы что предлагаете? «Да бог с ними, с 40 процентами, им и десяти каналов хватит, вы дайте нам возможность заработать!» Так? 20 каналов — это очень тяжелый проект, в том числе экономически, мы сами не знаем, как он будет работать. Вы же понимаете, что если мы запустим 20, 30 каналов, то на них не хватит рекламодателей, чтобы их обеспечивать. В условиях конкуренции с интернетом нам нужно принимать важные ответственные решения.

На Конгрессе НАТ / Фото: Евгений Пахоль
На Конгрессе НАТ / Фото: Евгений Пахоль

Я призываю все-таки к позитиву, потому что это большой прорывной цивилизованный проект. Давайте, дадим ему возможность запуститься, потому что дальше, естественно, появятся какие-то новые возможности.


Проще говоря, можно сколько угодно перечислять вопросы, заданные участниками заседания, но создалось ощущение дежа-вю, что они, как и ответы на них, были такими же, как два-три-пять лет назад, с постоянным рефреном «Мы все умрем!» А вот изменятся ли они через год на XXIII конгрессе — вот это, пожалуй, действительно интересный вопрос.
 

Обложка: на Конгрессе НАТ / Фото: Евгений Пахоль

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

«Лучший звук» и «Лучший звуковой монтаж»: в чем разница?

Уже скоро пройдет 91-ая церемония вручения премии «Оскар», но все ли знают, чем отличаются друг от друга звуковые номинации? Ответ на этот вопрос — в этой статье

  • 9 февраля
  • 1785
Обзоры

Хиты «Сандэнса»-2019: Майкл Джексон, Антон Ельчин, Шайа ЛаБаф и Тед Банди

Очередной «Сандэнс» на днях раздал награды, а мы сделали небольшой обзор самых любопытных картин фестиваля: независимые ленты, о которых мы определенно еще не раз услышим в этом году

  • 6 февраля
  • 1754
Слова

Сложности многокамерной съемки для оператора

«Палочка-выручалочка» для батальных и спортивных фильмов, ограничение творческих возможностей и 57 камер на площадке «Дома 2»: российские операторы — о том, когда лучше применять многоканальную съемку в кино и на телевидении, а когда от нее лучше отказаться

  • 8 февраля
  • 1554
Репортаж

Снимается кино: «Мысленный волк»

Киноживопись, однокадровая съемка и страх, объединяющий людей, — побывали на съемках нового фильма Валерии Гай Германики и посмотрели, как снимается дискотека под дождем, воссозданная в павильоне

  • 13 февраля
  • 1427
Обзоры

15 фильмов 69-го Берлинского кинофестиваля: Озон, Брехт и много женщин

Сегодня стартует очередной Берлинский кинофестиваль, а мы знакомимся с самыми многообещающими картинами смотра. Участие России в этом году довольно скромное, но интересного все равно хватает

  • 7 февраля
  • 1423
Практика

Как работают второстепенные сюжетные линии

Раскрытие главной темы, дополнение образа персонажа, создание интриги и функции второстепенных персонажей — разбираемся в особенностях второстепенных сюжетов в кино

  • 8 февраля
  • 1406
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее