
Слова
Как часто актерам надо репетировать перед съемками
Как часто актерам надо репетировать перед съемками
Почему продюсер не заинтересован в репетиционном периоде, чем отличаются репетиции в кино от театральных и как найти подход к конкретному актеру в подготовительный период: российские режиссеры делятся опытом
- 16 ноября 2018
- 2362
- Петр Скопин

Станислав
Либин
Режиссер (сериалы «Акушерка», «Без следа» и «Хорошая жена»)
Либин
Режиссер (сериалы «Акушерка», «Без следа» и «Хорошая жена»)

Олег
Кондратьев
Режиссер («Бег Пальмиры»)
Кондратьев
Режиссер («Бег Пальмиры»)

Юлия
Горбачевская
Режиссер (короткометражный фильм «Прости нас, Юшка»)
Горбачевская
Режиссер (короткометражный фильм «Прости нас, Юшка»)

Дмитрий
Файнштейн
Актер и режиссер-педагог («Мой лучший друг», «Моисей Коля» и «Кровь»)
Файнштейн
Актер и режиссер-педагог («Мой лучший друг», «Моисей Коля» и «Кровь»)

Ксения
Баскакова
Режиссер («Птица»)
Баскакова
Режиссер («Птица»)

Станислав
Либин
Режиссер (сериалы «Акушерка», «Без следа» и «Хорошая жена»)
Либин
Режиссер (сериалы «Акушерка», «Без следа» и «Хорошая жена»)
Репетиции — это невыгодный для продюсера процесс, потому что он платит за них, но не получает при этом прямой выгоды. Продюсер старается как можно быстрее войти в производство, ведь именно тогда он начинает зарабатывать деньги.
Как следствие, основные репетиции в российских сериалах происходят уже в процессе съемок. Поэтому главным элемент съемочного процесса — правильный кастинг. Если вы правильно выбрали актеров, можете точно рассчитывать, что в съемочный период они дадут вам то, чего вы от них хотите.
Как следствие, основные репетиции в российских сериалах происходят уже в процессе съемок. Поэтому главным элемент съемочного процесса — правильный кастинг. Если вы правильно выбрали актеров, можете точно рассчитывать, что в съемочный период они дадут вам то, чего вы от них хотите.

Олег
Кондратьев
Режиссер («Бег Пальмиры»)
Кондратьев
Режиссер («Бег Пальмиры»)
Все зависит от того, как режиссер хочет добиться результата. Его стратегия не ограничивается подготовительным этапом, а длится на протяжении всего съемочного периода.
В фильме «Они сражались за Родину» Сергей Бондарчук и все актеры не расставались с обмундированием и за кадром. Связано это было еще и с тем, что исполнители — бывшие фронтовики.
Хрестоматийный случай, также — работа Отто Солоницына над «Андреем Рублевым»: четыре месяца обета молчания ради достоверной хрупкости голоса в кадре финальной сцены! Все это — элементы комплексной работы. Они напрямую зависят от видения и темперамента режиссера, самоотверженности и подхода актеров и их договоренностей.
Количество репетиций — вещь своеобразная. Кому-то из актеров нужен тщательный анализ текста «до победного», а кому-то достаточно и пары-тройки встреч. Кому-то надо недодать, а кого-то передержать, и это режиссер интуитивно определяет для себя сам.
Одними репетициями образ не формируется. К примеру, в моем «Беге Пальмиры» главную роль предводителя белого конвоя Балиора исполняет Антон Даниленко, артист театра Виктюка. Антон — человек глубоко академичный и его характеризует соответствующий подход к анализу персонажа. Это как раз тот случай, когда объемный образ героя сначала формируется в процессе тщательного разбора, а уже потом корректируется в интонациях и пластике.
Стас Мотырев исполняет роль воина-пастыря Аквиста, совершившего при жизни предательство. Актер обладает абсолютно животным чутьем героя. Его сознание устроено так, что образ селится в нем с момента прочтения материала. Понимая это, я в большей степени стараюсь не мешать естественным процессам внутри актера, как бы тот не просил об обратном.
В фильме «Они сражались за Родину» Сергей Бондарчук и все актеры не расставались с обмундированием и за кадром. Связано это было еще и с тем, что исполнители — бывшие фронтовики.
Хрестоматийный случай, также — работа Отто Солоницына над «Андреем Рублевым»: четыре месяца обета молчания ради достоверной хрупкости голоса в кадре финальной сцены! Все это — элементы комплексной работы. Они напрямую зависят от видения и темперамента режиссера, самоотверженности и подхода актеров и их договоренностей.
Количество репетиций — вещь своеобразная. Кому-то из актеров нужен тщательный анализ текста «до победного», а кому-то достаточно и пары-тройки встреч. Кому-то надо недодать, а кого-то передержать, и это режиссер интуитивно определяет для себя сам.
Одними репетициями образ не формируется. К примеру, в моем «Беге Пальмиры» главную роль предводителя белого конвоя Балиора исполняет Антон Даниленко, артист театра Виктюка. Антон — человек глубоко академичный и его характеризует соответствующий подход к анализу персонажа. Это как раз тот случай, когда объемный образ героя сначала формируется в процессе тщательного разбора, а уже потом корректируется в интонациях и пластике.
Стас Мотырев исполняет роль воина-пастыря Аквиста, совершившего при жизни предательство. Актер обладает абсолютно животным чутьем героя. Его сознание устроено так, что образ селится в нем с момента прочтения материала. Понимая это, я в большей степени стараюсь не мешать естественным процессам внутри актера, как бы тот не просил об обратном.

Юлия
Горбачевская
Режиссер (короткометражный фильм «Прости нас, Юшка»)
Горбачевская
Режиссер (короткометражный фильм «Прости нас, Юшка»)
У великого мастера читаем, что «искусство — это жизнь человеческого духа» (речь идет о Станиславском — примечание tvkinoradio.ru). В этом смысле сцена в кино, рекламе или другом видеоматериале — неповторима. Много находок и творческих удач приобретаются спонтанно.
Репетировать необходимо. Но не зубрить текст, а готовиться качественно. Как это делать, каждый решает сам. В большей степени репетировать приходится в кино или трюках. В подготовительный период входят репетиции с артистами, разбор роли, тренировки, если нужно — на лошади или на коньках, а также парные пробы.
Однажды, работая с подростками в кадре, мы столкнулись с проблемой. Когда на площадке появился актер Станислав Дужников, юная актриса, участвовавшая с ним в парной сцене, зажалась и застеснялась. На стандартной репетиции нам никак не удавалось разговорить девушку: она покрывалась румянцем, расплывалась в улыбке и забывала текст. После четвертого дубля выручил Станислав. Артист внезапно схватил девочку за руку и совершил пробежку вдоль всего этажа по длинному коридору. Запыхавшись, он с юным дарованием вернулся в кадр. Сцена была снята!

Андрей Тарковский и Анатолий Солоницын на съемках фильма «Андрей Рублев» (1966) / Фото: Музей кино
Недаром Тарковский по-разному репетировал с разными артистами. Фрейдлих и Бондарчук он советовал на ушко: «Понимаешь, она говорит, будто хлопает старыми дверцами шкафа. Слова не имеют значения! И вообще, умоляю тебя, ничего не играй!». Совсем по-другому режиссер работал с актером Солоницыным: он «доводил его до белого каления», ругал, критиковал, и когда тот начинал плакать, Тарковский кричал: «Мотор!».
Режиссура — это прикладная психология. И нет единого рецепта для всех. Необходимо чувствовать и понимать, какие артисты перед тобой и находить ключики к их сердцу и душе.
Репетировать необходимо. Но не зубрить текст, а готовиться качественно. Как это делать, каждый решает сам. В большей степени репетировать приходится в кино или трюках. В подготовительный период входят репетиции с артистами, разбор роли, тренировки, если нужно — на лошади или на коньках, а также парные пробы.
Однажды, работая с подростками в кадре, мы столкнулись с проблемой. Когда на площадке появился актер Станислав Дужников, юная актриса, участвовавшая с ним в парной сцене, зажалась и застеснялась. На стандартной репетиции нам никак не удавалось разговорить девушку: она покрывалась румянцем, расплывалась в улыбке и забывала текст. После четвертого дубля выручил Станислав. Артист внезапно схватил девочку за руку и совершил пробежку вдоль всего этажа по длинному коридору. Запыхавшись, он с юным дарованием вернулся в кадр. Сцена была снята!

Андрей Тарковский и Анатолий Солоницын на съемках фильма «Андрей Рублев» (1966) / Фото: Музей кино
Недаром Тарковский по-разному репетировал с разными артистами. Фрейдлих и Бондарчук он советовал на ушко: «Понимаешь, она говорит, будто хлопает старыми дверцами шкафа. Слова не имеют значения! И вообще, умоляю тебя, ничего не играй!». Совсем по-другому режиссер работал с актером Солоницыным: он «доводил его до белого каления», ругал, критиковал, и когда тот начинал плакать, Тарковский кричал: «Мотор!».
Режиссура — это прикладная психология. И нет единого рецепта для всех. Необходимо чувствовать и понимать, какие артисты перед тобой и находить ключики к их сердцу и душе.

Дмитрий
Файнштейн
Актер и режиссер-педагог («Мой лучший друг», «Моисей Коля» и «Кровь»)
Файнштейн
Актер и режиссер-педагог («Мой лучший друг», «Моисей Коля» и «Кровь»)
С одной стороны, в кино, в отличие от театра, система Станиславского не работает. Посудите сами: когда сегодня снимается финал, завтра — кусок из середины и из начала, послезавтра — конец третьей серии, а на четвертый день — флешбэк из семнадцатой — сложно говорить о сверхзадаче и о сквозном действии. Необходимо «вскакивать» в нужное место роли молниеносно. И поэтому театральными средствами репетировать в кино бессмысленно. Однако это не значит, что репетиция не нужна вовсе. Более того, в кино она очень важна, особенно если вы снимаете не мыльную оперу, а произведение искусства.

Фото: Jules D
Чем репетиции важны для режиссера? Во-первых, при таком скоплении народа, которое бывает на площадке, абсолютно необходим командный дух, и на репетициях он, при должном усилии режиссера, очень хорошо вырабатывается.
Во-вторых, многие задумки, которые прекрасно выглядят в уме и на бумаге, вдруг оказываются совершенно невыполнимыми на деле. И тратить на них драгоценную смену намного накладнее, нежели использовать репетиционное время.
В-третьих, у нас, к сожалению, не готовят актеров кино. Ну в дипломе, конечно, написано, что, мол, артист театра и кино, но попробуй спроси у артиста, редко появляющегося на площадке, что такое граница кадра или ось. Он будет улыбаться, хлопать глазами и бояться, что его сейчас прогонят. Такие недочеты «недообразования» тоже гораздо лучше устранять вне смены.
Почему репетиции необходимы артисту? Во-первых, важно, опять же, влиться в команду, познакомиться с партнерами, с режиссером.
Во-вторых, самостоятельная работа над ролью крайне важна, но, когда не понимаешь режиссерского замысла (а понять его можно только в процессе практического разбора, то есть на репетиции), ты можешь уйти в такие дебри, что в лучшем случае придется заново переделывать роль, а в худшем — не получится найти взаимопонимания с режиссером.
В-третьих, репетиция для артиста — это тренинг его аппарата, и это всегда полезно. Очень тяжело входить в роль неразмятым, особенно в произвольное место роли. Ну и, конечно, репетиция позволяет увидеть роль целиком, причем внутри всего фильма, в соседстве с другими ролями и в рамках режиссерского замысла.

Фото: Kal Loftus
Все вышесказанное справедливо для короткометражных и, разумеется, полнометражных фильмов. С микроформами (реклама и клипы) и с макроформами (сериалы) ситуация несколько иная, однако тоже далеко не однозначная.
В своей основе любое произведение искусства строится по одним и тем же законам — законам композиции. Клип — не исключение. Клип — это тоже такая же история, просто рассказанная быстро. Отсюда вопрос — почему для клипа необходимо делать исключение? Наоборот, высокая скорость требует от всех участников съемки большей точности, так как в более растянутой по ритму истории ошибка не так сильно бросается в глаза и не так фатально все портит.
Реклама — это, конечно, не произведение искусства, у нее задачи совершенно другие. Другие задачи и у сериала. Но если вы претендуете на создание не просто продающего инструмента в случае рекламы и не жвачки для народных масс в случае сериала, если вам важно, чтобы артисты, занятые в вашей работе, играли грамотно и продуктивно — помните: репетиция — это настолько же важная часть работы, как написание режиссерского сценария. Не манкируйте ей.

Фото: Jules D
Чем репетиции важны для режиссера? Во-первых, при таком скоплении народа, которое бывает на площадке, абсолютно необходим командный дух, и на репетициях он, при должном усилии режиссера, очень хорошо вырабатывается.
Во-вторых, многие задумки, которые прекрасно выглядят в уме и на бумаге, вдруг оказываются совершенно невыполнимыми на деле. И тратить на них драгоценную смену намного накладнее, нежели использовать репетиционное время.
В-третьих, у нас, к сожалению, не готовят актеров кино. Ну в дипломе, конечно, написано, что, мол, артист театра и кино, но попробуй спроси у артиста, редко появляющегося на площадке, что такое граница кадра или ось. Он будет улыбаться, хлопать глазами и бояться, что его сейчас прогонят. Такие недочеты «недообразования» тоже гораздо лучше устранять вне смены.
Почему репетиции необходимы артисту? Во-первых, важно, опять же, влиться в команду, познакомиться с партнерами, с режиссером.
Во-вторых, самостоятельная работа над ролью крайне важна, но, когда не понимаешь режиссерского замысла (а понять его можно только в процессе практического разбора, то есть на репетиции), ты можешь уйти в такие дебри, что в лучшем случае придется заново переделывать роль, а в худшем — не получится найти взаимопонимания с режиссером.
В-третьих, репетиция для артиста — это тренинг его аппарата, и это всегда полезно. Очень тяжело входить в роль неразмятым, особенно в произвольное место роли. Ну и, конечно, репетиция позволяет увидеть роль целиком, причем внутри всего фильма, в соседстве с другими ролями и в рамках режиссерского замысла.

Фото: Kal Loftus
Все вышесказанное справедливо для короткометражных и, разумеется, полнометражных фильмов. С микроформами (реклама и клипы) и с макроформами (сериалы) ситуация несколько иная, однако тоже далеко не однозначная.
В своей основе любое произведение искусства строится по одним и тем же законам — законам композиции. Клип — не исключение. Клип — это тоже такая же история, просто рассказанная быстро. Отсюда вопрос — почему для клипа необходимо делать исключение? Наоборот, высокая скорость требует от всех участников съемки большей точности, так как в более растянутой по ритму истории ошибка не так сильно бросается в глаза и не так фатально все портит.
Реклама — это, конечно, не произведение искусства, у нее задачи совершенно другие. Другие задачи и у сериала. Но если вы претендуете на создание не просто продающего инструмента в случае рекламы и не жвачки для народных масс в случае сериала, если вам важно, чтобы артисты, занятые в вашей работе, играли грамотно и продуктивно — помните: репетиция — это настолько же важная часть работы, как написание режиссерского сценария. Не манкируйте ей.

Ксения
Баскакова
Режиссер («Птица»)
Баскакова
Режиссер («Птица»)
Я всегда репетирую сцены.
Знание мизансцены и проработка текста помогает актеру понять, что именно он играет, чего хочет добиться его персонаж, задать нужное настроение и градус, помогает и мне как режиссеру создать лучшее визуальное решение сцены в общем.
Расстановка акцентов и векторов в сцене очень важна. Помню, в бытность актрисой, то сложное и отвратительное ощущение, когда ты не понимаешь сцену и не знаешь, как решить ее в действии. Если режиссер не помогал, все превращалось в сущий ад.
Имея за плечами актерский опыт, я всегда работаю с актерами, делая их соавторами истории. Ведь кино — это коллективное творчество.
Знание мизансцены и проработка текста помогает актеру понять, что именно он играет, чего хочет добиться его персонаж, задать нужное настроение и градус, помогает и мне как режиссеру создать лучшее визуальное решение сцены в общем.
Расстановка акцентов и векторов в сцене очень важна. Помню, в бытность актрисой, то сложное и отвратительное ощущение, когда ты не понимаешь сцену и не знаешь, как решить ее в действии. Если режиссер не помогал, все превращалось в сущий ад.
Имея за плечами актерский опыт, я всегда работаю с актерами, делая их соавторами истории. Ведь кино — это коллективное творчество.
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
Обложка: Kushagra Kevat
Комментарии